Альтернативное оценивание
Первые шаги по формированию
самооценки
Незнание и неумение – не зона
бессилия
Галина КОМАРОВА, учитель начальных
классов:
– Школы включаются в эксперимент по
безотметочному оцениванию. Мое участие в этом
процессе дает мне право высказать свое видение
происходящего и поделиться опытом работы с
первоклассниками в период их введения в школьную
жизнь. Курс, который так и называется – «Введение
в школьную жизнь», позволяет приучить детей
6–7 лет к самостоятельному суждению, умению
спорить, отстаивать точку зрения, задавать
вопросы, оценивать свои умения…
Разумеется, не все первоклассники
способны к выработке и аргументации
собственного мнения даже в самых элементарных
заданиях. Многие из них не ведают о том, что они
что-то знают, некоторые не доверяют себе и
нуждаются в поддержке.
Для установления доверительных
эмоциональных связей между детьми используются
различные игры и упражнения. За десять дней
примеряются новые отношения со взрослыми и
сверстниками, появляются другие
коммуникативно-кооперативные ценности.
Отношения ребенка с самим собой, линия
самооценки также должны получить новое, школьное
наполнение и новые, более взрослые средства.
Школьник, умеющий учиться, оценивает
свои достижения:
а) предельно дифференцированно, точно
различая области знания, полузнания и незнания;
точно измеряя степень своей умелости,
недоученности, неумения;
б) по возможности более оптимистично,
видя в незнании и неумении не зону своего
бессилия и беспомощности, а перспективу
дальнейшего совершенствования.
Такая форма оценки доступна для детей
6–7 лет, потому что в этом возрасте они уже
начинают различать «я» реальное» и «я»
идеальное». Правда, в самооценке первоклассника
еще смешиваются оцениваемые качества. «Я плохо
считаю» звучит как «я – плохой». Но детскую
самооценку можно существенно развить, если дать
ребенку четкие средства дифференцирования и
шкалирования любого оцениваемого качества.
Так, уже на второй день курса «Введение
в школьную жизнь» ребята знакомятся с
самооценкой по линеечке (шкале). Учитель говорит:
«Дети, вы знаете, что за каждую работу ставится
отметка. Но в нашей школе оценки необычные.
Сейчас я научу вас оценивать каждую работу с
помощью линеечек». И взрослый показывает, как
правильно и где их рисовать. После обсуждения
выявляются два критерия: красота и правильность
выполнения задания. Появляются две шкалы. Далее
объясняется, как оценить свою работу по линеечке.
Не допускаются низкие оценки.
Необходимо сказать детям, чтобы при оценивании
они не обижали себя, любили.
Оценки, поставленные за задания в моем
классе, приятно удивили. Они оказались
адекватными, достаточно объективными. К примеру,
по шкале «за красоту» высоких оценок было 12, выше
средней черточки – 7, занижена одна оценка,
завышена тоже одна. |