Альтернативное оценивание
Как развивался эксперимент в нашей
школе
Чтобы организовать работу по
эксперименту, недостаточно иметь программу
преобразований, даже очень хорошую. Поэтому
администрация разработала схему управления
экспериментальной деятельностью по годам. О ней
рассказывает директор гимназии Елена Юрьевна
БОБРОВА.
Пять лет назад наступил первый, стартовый
год работы по эксперименту. На начальном этапе
осваивали альтернативную систему оценивания,
внедряемую учителями 1-х классов и одного 2-го, а
также педагогами физкультуры и
художественно-эстетического цикла (музыки, ИЗО,
хореографии). Всего в творческую группу вошло 15
человек. С ними администрация заключила договор,
который регламентировал деятельность по
альтернативной системе оценивания. Каждый
учитель получил свое исследовательское задание.
В это время в школе было создано «Положение о
педагоге-исследователе». Так постепенно начала
складываться нормативно-правовая база,
позволяющая успешно вести экспериментальную
работу.
К концу первого года каждый ученик,
участник эксперимента, предъявлял свой
«портфель достижений». Дети могли рассказать о
своих успехах. Они знали зону своей неуспешности,
то, над чем нужно работать в дальнейшем.
Результатом стали педагогические
мастерские учителей- экспериментаторов для
коллег из других школ. В процесс активного
развития включилась администрация учреждения,
что позволило всей команде аттестоваться на
высшую квалификационную категорию.
Начиная со второго года эксперимента,
в учебный план нашей школы были введены
элективные курсы, которые по своей сути
безотметочны. Занятия на элективах требуют от
учащихся формирования оценочных умений:
самоопределения, самоконтроля, самооценки.
Поэтому к экспериментальной деятельности
подключилась вторая творческая группа учителей.
Тогда же создается «Положение о творческой
группе педагогов», руководитель школы заключает
с каждой из них договор о правах и обязанностях.
Третья творческая группа учителей
работала по теме «Коммуникативные функции
урока», так как предыдущий год показал, что
оценочная самостоятельность невозможна без
доверительных, открытых взаимоотношений
«ученик–учитель».
К учащимся 1-х и 2-х классов добавились
ребята 3-х и 9-х. Всего 12 классов из 35-ти включились
в эксперимент по изменению технологии
оценивания.
В этот период в школе работал
постоянно действующий методический семинар по
освоению способов организации учебной
деятельности учащихся.
На данном этапе наш педагогический
коллектив продемонстрировал предварительные
итоги нововведения на Региональном
образовательном форуме и стал его призером.
Третий год эксперимента. В работу
включились учителя 4-х и 5-х классов, а также те,
кто преподает вновь разработанные элективные
курсы. Всего 2/3 педагогического коллектива и 15
классов учащихся стали участниками процесса
изменения системы оценивания. Учителя повышали
свою квалификацию, осваивая
информационно-коммуникационные технологии.
Результаты этого этапа очень значимы для нас, в
частности, аттестация 17-ти учителей на первую и
высшую категории; победа на Региональном
образовательном форуме, проведение
мастер-класса и педагогических мастерских по
теме эксперимента; издание методического
сборника «Альтернативные способы оценивания»,
написанного сотрудниками Костромского
областного института повышения квалификации
работников образования и нашими учителями, и др.
По итогам анкетирования этого года 90
процентов родителей поддержали альтернативные
способы оценивания.
Прошлый учебный год включил в
эксперимент творческую группу классных
руководителей и учащихся 6–8-х классов. Учителя
на методическом семинаре продолжили освоение
методов проектирования, создали качественно
новое учебно-тематическое планирование,
готовясь к работе в гимназических классах. Школа
стала лауреатом городского образовательного
форума. Создана методическая копилка: видеотека
фрагментов уроков с использованием
альтернативных способов оценивания, обучающие
диски «Использование альтернативных способов
оценивания на уроках в начальной школе», «Банк
документации» (варианты разработанных учителями
индивидуальных и общих оценочных листов, таблиц,
карточек), подготовлен к изданию
научно-методический сборник «Формирование
контрольно-оценочной самостоятельности младших
школьников», издан «Вкладыш в дневник учащихся».
Нынешний год – время подведения итогов, завершающий
этап эксперимента. Нам предстоит
проанализировать результаты деятельности по
изменению технологии оценивания. Но уже сейчас
бесспорно одно: нетрадиционные методы
оценивания приобретают особую значимость для
формирования умения самооценки и являются
стимулом развития учащихся, а работа по введению
альтернативной системы оценивания позволяет
вывести на новый качественный уровень
деятельность всего педагогического коллектива. |