Альтернативное оценивание
Сегодня многие школы собираются
переходить на новые принципы оценивания ученика.
Однако пока еще не все педагоги и администрации
ОУ владеют альтернативными средствами
контрольно-оценочной деятельности, хотя очень
хотят сохранить и поддерживать индивидуальность
ребенка, сформировать у него желание и умение
учиться, быть самостоятельным в учебной
деятельности. Поэтому в рубрике «Тема номера» мы
предлагаем вам познакомиться с опытом коллег из
МОУ «Гимназия № 33» г. Костромы.
Карающая «двойка»
Возможно, со временем печальный
сюжет на тему «Опять двойка» будет существовать
только на известной картине
История развития советско-российской
школы говорит о том, что первая глобальная
попытка отказа от отметок была осуществлена еще
в мае 1918 года Постановлением народного
комиссариата по просвещению.
В нем было сказано:
«1. Применение балльной системы для
оценки познаний и поведения учащихся отменяется
во всех без исключения случаях школьной
практики.
2. Перевод из класса в класс и выдача
свидетельств производится на основании успехов
учащихся, по отзывам педагогического совета об
исполнении учебной работы».
Создатели новой инструкции пошли по
пути наименьшего сопротивления – взяли и просто
уничтожили пускай не совершенную, но крайне
необходимую систему оценивания. Однако хорошо
известно, что общество не может нормально
развиваться и функционировать, не выражая итогов
своей деятельности точным языком цифр, языком
математики. Учебно-познавательная деятельность
– важнейшая социальная составляющая жизни и
развития общества, и ее результаты надо измерять
в максимально достоверных, простых и понятных
величинах.
Эксперимент по безотметочному
обучению проводился над всей страной семнадцать
лет. В сентябре 1935 года было введено пять
словесных (вербальных) оценок: «очень плохо»,
«плохо», «посредственно», «хорошо» и «отлично».
Здесь впервые после 1918 года появилась небольшая
ясность, а точнее полуопределенность, так как
измерения в данном случае тоже отсутствовали, а
оценивание проводилось «на глазок». Оно целиком
зависело от личностного фактора, то есть от
компетентности, желания и даже настроения
субъекта оценивания – учителя («субъект» так и
называется, собственно, потому, что он очень
субъективен в своих суждениях).
В итоге системе образования страны
удалось просуществовать в «безбалльном»
пространстве до января 1944 года, когда вновь было
принято решение заменить применявшиеся в школе
словесные оценки на цифровую пятибалльную
систему «оценки успеваемости и поведения
учащихся начальной, семилетней и средней школы»
с соответствующим оценочным суждением типа
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
Публикация статьи произведена при поддержке профессионального московского бюро переводов "Мастер перевода". Компания осуществляет качественный перевод различных документов с более чем 70 иностранных языков. Так, заказывая технический перевод инструкций, вы можете быть уверены в том, что получите на выходе не набор слов, а отредактированный с учетом отраслевой специфики рабочий документ. В команде "Мастера перевода" есть не только высоко квалифицированные переводчики, но так же и профессиональные редакторы. Кроме того, технический текст будет переводить переводчик с техническим образованием, медицинский – специалист по медицине: такое внимание к деталям позволяет компании держать высокую планку качества.
В том же году вышла инструкция,
рекомендовавшая школе «пятибалльную» шкалу
оценивания. Отметки об успеваемости
обозначаются цифровыми баллами и в скобках
наименованием 5 (отлично), 4 (хорошо), 3
(удовлетворительно). И только первые две являлись
положительными, а «2» и «3» были
неудовлетворительными, как бы отрицательными.
Подобный подход сделал эту оценочную шкалу
оскорбительной и унизительной как для учеников и
учителей, так и для родителей, ибо в обществе с
тех пор прочно укрепился стереотип двоечника,
неуспевающего, второгодника и троечника как
характеристики серости и посредственности.
Отметка превратилась в средство
общественного давления на учащихся. Ученик с
самого начала освобождался от активности, так
как оценка была и есть «в руках» учителя. Педагог
контролирует, проверяет, находит ошибки, и
указывает на них, одобряет, высказывает свое
суждение о результатах учебной деятельности, не
вдаваясь в анализ самого ее хода. Следствием всех
этих, порой оторванных друг от друга, операций и
является отметка как проявление воли и
единоначалия педагога.
Учебная деятельность, лишенная собственной
оценочной активности, одновременно лишается
корректирующей и потому своей мотивирующей
основы. Она способна, во-первых, порождать
неверие ученика в свои собственные силы;
во-вторых, держать его в постоянной тревожности в
процессе учения; в-третьих, вызывать недоверие к
объективности педагога. |