Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Ресурсный центр

О пользе авантюрных идей

Хотите услышать рождественскую историю о Золушке, ставшей принцессой? Я расскажу вам… нет, не сказку, а чистую правду о том, как директор школы потратил миллионный президентский грант на создание особой школьной библиотеки. Начну издалека…

В 1995 году в Нижнем Новгороде построили школу и назвали ее необычно: «Нижегородская авторская академическая школа № 186» (НААШ). Хорошая получилась школа: красивая, современная, с замечательными педагогами – людьми творческими, ищущими.

«Изюминкой» нового образовательного учреждения была библиотека. Огромное, светлое, двухуровневое пространство. Книги расположились в самом центре школы. Произошло это совсем не вдруг, а благодаря стараниям директора Михаила Васильевича Бурова. Он придумал такую библиотеку, в которую всегда хочется приходить. И на стадии строительства добился пересмотра типового проекта здания.

Уникальное пространство школьной библиотеки требовало от всех «жителей» школы – библиотекарей, педагогов, школьников – особого качества его использования. Потому и возникла в 2000 году у библиотекарей идея создания ресурсного центра на базе школьной библиотеки.

Такой проект появился совсем не случайно. Дело в том, что уже в то время библиотека школы
№ 186 отличалась от своих «собратьев» – школьных библиотек. Здесь успешно занимались автоматизацией библиотечных процессов, имели информационно-образовательные ресурсы на различных носителях, регулярно пополнялся фонд. Но было еще два главных условия, которые позволяли выстраивать столь смелые планы развития.

Первое – там работали библиотекари-профессионалы, люди, знающие особенности информационного обеспечения образовательного процесса учебных заведений. Да-да, это не красивая фраза. Сотрудниками школьной библиотеки были два библиографа с опытом работы в вузовских библиотеках, со знаниями по внедрению автоматизированной информационной библиотечной системы (АИБС). Второе условие – всемерная поддержка школьной библиотеки директором и педагогами. Абсолютное большинство инновационных начинаний библиотекарей получали «добро» у М.В. Бурова.

Презентация проекта ресурсного центра состоялась в октябре 2000 года. Были приглашены представители власти, предприниматели, пресса. Проект получил одобрение присутствующих, его инициаторы услышали много добрых напутственных слов. А потом началась работа. Непростая, потому как идеи библиотекарей несколько опередили время. Лишь в 2004 году в официальных документах Министерства образования и науки прозвучали слова о создании ресурсного центра на базе школьной библиотеки – в «Справке об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования РФ».

Огромное помещение (величиной со спортивный зал) со стеклянными стенами. Надпись над дверью – «Информационно-ресурсный центр». Центр условно (пространство открытое, никаких перегородок и дверей нет!) поделен на три зала.

В 2006 году в рамках реализации национального проекта «Образование» был объявлен конкурс общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. По итогам конкурса каждому из ОУ-победителей выделили средства из федерального бюджета в размере 1 млн. рублей. Нижегородская авторская академическая школа № 186 стала одной из таких «миллионников». И полученные средства решили направить на развитие информационно-ресурсного центра. Был проведен косметический ремонт помещения, закуплена необходимая дополнительная техника, приобретены книги, аудио- и цифровые образовательные издания, установлена красивая мебель. Деньги вложили в существующую идею – и сказка стала былью.

А теперь представьте огромное помещение (величиной со спортивный зал) со стеклянными стенами. Надпись над дверью – «Информационно-ресурсный центр». Центр условно (пространство открытое, никаких перегородок и дверей нет!) поделен на три зала. Первый из них – зал информационно-образовательных ресурсов на бумажных носителях. Это привычная глазу библиотека с кафедрой выдачи, стеллажами с книгами и периодикой. Второй зал – зона мультимедийных презентаций с большим экраном, соответствующей аппаратурой, тремя рядами кресел. Здесь учителя могут не только рассказывать, но и показывать ученикам фильмы, а дети с удовольствием устраивают презентации проектов и защиты своих работ (проектная методика работы – одна из самых распространенных в школе). Третий зал – зал цифровых информационно-образовательных ресурсов – расположен на втором этаже центра. Десять компьютеров с подключением к сети Интернет позволяют окунуться в море электронной информации и с пользой в нем «наплаваться». А не утонуть всегда поможет администратор-консультант по ИКТ, который находится на этом этаже. Он готов пояснить, как эффективней использовать электронные учебные пособия и энциклопедии, как быстрее найти в сети нужную информацию.

Итак, хорошая идея получила прекрасное воплощение. Но смею вас уверить, что столь умно выстроенная библиотека-ресурсный центр – это не просто дань амбициям администрации школы и возможность покрасоваться перед начальством всех уровней. Самое замечательное, что она стала одним из ведущих условий осуществления всех планов развития НААШ, фактором успеха для проведения в школе всех задуманных преобразований. Судите сами. Все, что связано с достижением целей модернизации образования, закреплено в документах школы как ценностные ориентиры.

В соответствующем документе, который называется «Меморандум НААШ», записано: «Главная задача НААШ состоит в том, чтобы выпускник нашей школы не просто приобрел конкретные готовые знания, а получил такое фундаментальное образование, которое позволило бы ему осознанно осуществить свой профессиональный выбор, самостоятельно продолжить образование и быть конкурентоспособным в современном социуме. Задача НААШ – создать педагогические условия, в которых каждый учащийся школы сможет получить современное фундаментальное образование, позволяющее ему не только найти определенный профиль учебной деятельности, но и сформировать умение самостоятельно учиться, а при необходимости и переучиваться».

По убеждению директора, ресурсный центр – именно то место, где создаются эти особые педагогические условия для развития ребенка. Равно как и пространство, которое самым естественным и тесным образом связано с процессами информатизации школы. Именно в стенах центра происходит наполнение учебных предметов новой информацией, новым содержанием. Использование разнообразного потенциала ресурсного центра подводит учителей, администрацию к необходимости изменения традиционной классно-урочной схемы преподавания. Процессы это постепенные, небыстрые, не революционные. Что, впрочем, только доказывает их органичность и целесообразность.

Через год, когда в школе планируется создать локальную сеть, информационные ресурсы центра будут использоваться еще шире. А это означает, что у него впереди – новые возможности, новые задачи, новые шаги в развитии.

…Если все рассказанное мной вас заинтересовало, или наоборот – вы не поверили ни одному моему слову и восприняли материал как «сон Веры Павловны», загляните на сайт нижегородской авторской академической школы № 186 http://www.naash.nnov.ru. Там выложены все нормативные документы (в том числе и «Положение об информационно-ресурсном центре школы») и фотографии этой удивительной библиотеки.

Об одном жалею. Что из названия ресурсного центра ушло дивное слово «библиотека».

Елена ИВАНОВА

Более подробный рассказ о ресурсном центре школы № 186 читайте в ближайших номерах газеты «Библиотека в школе».

Рейтинг@Mail.ru