Ресурсный центр
О пользе авантюрных идей
Хотите услышать рождественскую историю
о Золушке, ставшей принцессой? Я расскажу вам…
нет, не сказку, а чистую правду о том, как директор
школы потратил миллионный президентский грант
на создание особой школьной библиотеки. Начну
издалека…
В 1995 году в Нижнем Новгороде построили
школу и назвали ее необычно: «Нижегородская
авторская академическая школа № 186» (НААШ).
Хорошая получилась школа: красивая, современная,
с замечательными педагогами – людьми
творческими, ищущими.
«Изюминкой» нового образовательного
учреждения была библиотека. Огромное, светлое,
двухуровневое пространство. Книги расположились
в самом центре школы. Произошло это совсем не
вдруг, а благодаря стараниям директора Михаила
Васильевича Бурова. Он придумал такую
библиотеку, в которую всегда хочется приходить. И
на стадии строительства добился пересмотра
типового проекта здания.
Уникальное пространство школьной
библиотеки требовало от всех «жителей»
школы – библиотекарей, педагогов,
школьников – особого качества его
использования. Потому и возникла в 2000 году у
библиотекарей идея создания ресурсного центра
на базе школьной библиотеки.
Такой проект появился совсем не
случайно. Дело в том, что уже в то время
библиотека школы
№ 186 отличалась от своих «собратьев» –
школьных библиотек. Здесь успешно занимались
автоматизацией библиотечных процессов, имели
информационно-образовательные ресурсы на
различных носителях, регулярно пополнялся фонд.
Но было еще два главных условия, которые
позволяли выстраивать столь смелые планы
развития.
Первое – там работали
библиотекари-профессионалы, люди, знающие
особенности информационного обеспечения
образовательного процесса учебных заведений.
Да-да, это не красивая фраза. Сотрудниками
школьной библиотеки были два библиографа с
опытом работы в вузовских библиотеках, со
знаниями по внедрению автоматизированной
информационной библиотечной системы (АИБС).
Второе условие – всемерная поддержка
школьной библиотеки директором и педагогами.
Абсолютное большинство инновационных начинаний
библиотекарей получали «добро» у М.В. Бурова.
Презентация проекта ресурсного центра
состоялась в октябре 2000 года. Были приглашены
представители власти, предприниматели, пресса.
Проект получил одобрение присутствующих, его
инициаторы услышали много добрых напутственных
слов. А потом началась работа. Непростая,
потому как идеи библиотекарей несколько
опередили время. Лишь в 2004 году в официальных
документах Министерства образования и науки
прозвучали слова о создании ресурсного центра на
базе школьной библиотеки – в «Справке об
основных направлениях совершенствования
деятельности библиотек учреждений общего
образования РФ».
Огромное помещение (величиной
со спортивный зал) со стеклянными стенами.
Надпись над дверью –
«Информационно-ресурсный центр». Центр условно
(пространство открытое, никаких перегородок и
дверей нет!) поделен на три зала.
|
В 2006 году в рамках реализации
национального проекта «Образование» был
объявлен конкурс общеобразовательных
учреждений, активно внедряющих инновационные
образовательные программы. По итогам конкурса
каждому из ОУ-победителей выделили средства из
федерального бюджета в размере 1 млн. рублей.
Нижегородская авторская академическая школа №
186 стала одной из таких «миллионников». И
полученные средства решили направить на
развитие информационно-ресурсного центра. Был
проведен косметический ремонт помещения,
закуплена необходимая дополнительная техника,
приобретены книги, аудио- и цифровые
образовательные издания, установлена красивая
мебель. Деньги вложили в существующую идею – и
сказка стала былью.
А теперь представьте огромное
помещение (величиной со спортивный зал) со
стеклянными стенами. Надпись над дверью –
«Информационно-ресурсный центр». Центр условно
(пространство открытое, никаких перегородок и
дверей нет!) поделен на три зала. Первый из
них – зал информационно-образовательных
ресурсов на бумажных носителях. Это привычная
глазу библиотека с кафедрой выдачи, стеллажами с
книгами и периодикой. Второй зал – зона
мультимедийных презентаций с большим экраном,
соответствующей аппаратурой, тремя рядами
кресел. Здесь учителя могут не только
рассказывать, но и показывать ученикам фильмы, а
дети с удовольствием устраивают презентации
проектов и защиты своих работ (проектная
методика работы – одна из самых
распространенных в школе). Третий зал – зал
цифровых информационно-образовательных
ресурсов – расположен на втором этаже центра.
Десять компьютеров с подключением к сети
Интернет позволяют окунуться в море электронной
информации и с пользой в нем «наплаваться». А не
утонуть всегда поможет
администратор-консультант по ИКТ, который
находится на этом этаже. Он готов пояснить, как
эффективней использовать электронные учебные
пособия и энциклопедии, как быстрее найти в сети
нужную информацию.
Итак, хорошая идея получила прекрасное
воплощение. Но смею вас уверить, что столь умно
выстроенная библиотека-ресурсный центр – это
не просто дань амбициям администрации школы и
возможность покрасоваться перед начальством
всех уровней. Самое замечательное, что она стала
одним из ведущих условий осуществления
всех планов развития НААШ, фактором успеха для
проведения в школе всех задуманных
преобразований. Судите сами. Все, что связано с
достижением целей модернизации образования,
закреплено в документах школы как ценностные
ориентиры.
В соответствующем документе, который
называется «Меморандум НААШ», записано: «Главная
задача НААШ состоит в том, чтобы выпускник нашей
школы не просто приобрел конкретные готовые
знания, а получил такое фундаментальное
образование, которое позволило бы ему осознанно
осуществить свой профессиональный выбор,
самостоятельно продолжить образование и быть
конкурентоспособным в современном социуме.
Задача НААШ – создать педагогические условия,
в которых каждый учащийся школы сможет получить
современное фундаментальное образование,
позволяющее ему не только найти определенный
профиль учебной деятельности, но и сформировать
умение самостоятельно учиться, а при
необходимости и переучиваться».
По убеждению директора, ресурсный
центр – именно то место, где создаются эти
особые педагогические условия для развития
ребенка. Равно как и пространство, которое самым
естественным и тесным образом связано с
процессами информатизации школы. Именно в стенах
центра происходит наполнение учебных предметов
новой информацией, новым содержанием.
Использование разнообразного потенциала
ресурсного центра подводит учителей,
администрацию к необходимости изменения
традиционной классно-урочной схемы
преподавания. Процессы это постепенные,
небыстрые, не революционные. Что, впрочем, только
доказывает их органичность и целесообразность.
Через год, когда в школе планируется
создать локальную сеть, информационные ресурсы
центра будут использоваться еще шире. А это
означает, что у него впереди – новые
возможности, новые задачи, новые шаги в развитии.
…Если все рассказанное мной вас
заинтересовало, или наоборот – вы не поверили
ни одному моему слову и восприняли материал как
«сон Веры Павловны», загляните на сайт
нижегородской авторской академической школы №
186 http://www.naash.nnov.ru. Там
выложены все нормативные документы (в том числе и
«Положение об информационно-ресурсном центре
школы») и фотографии этой удивительной
библиотеки.
Об одном жалею. Что из названия
ресурсного центра ушло дивное слово
«библиотека».
Елена ИВАНОВА
Более подробный рассказ о ресурсном
центре школы № 186 читайте в ближайших номерах
газеты «Библиотека в школе». |