Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Попечительский совет

Управление в интересах

Какая школа отказывала себе в привлечении дополнительных ресурсов из внебюджетных источников за счет добровольных благотворительных пожертвований от физических и юридических лиц, если это было возможно! И слова благодарности за приток денежных средств обрушивались, как мы помним, на попечительские советы. Однако, на наш взгляд, их деятельность может носить более глубокий смысл и стать реальным способом организации участия общества в управлении школой.

Попечение, столь понятное и привычное россиянам XIX–начала ХХ века, сегодня ассоциируется в основном с опекой и попечительством в отношении несовершеннолетних или частично, либо полностью недееспособных лиц. С одной стороны, это забота, опека, помощь, с другой, принятие решений в отношении опекаемого, его имущества, прав. С этой точки зрения, опека содержит все признаки управления опекаемым, направления его действий попечителем, распоряжение финансами, хозяйственными делами. Таким образом, попечитель – это заботливый управляющий, призванный ответственно управлять опекаемым и его имуществом в интересах опекаемого.

Именно идея «управления в интересах» стала в последние годы наиболее важной в сотрудничестве Центра образования № 18 и попечительского совета некоммерческой организации Фонд поддержки образования «Содействие».

«Содействие» (именуемое в дальнейшем фонд) было создано в 2003 г. для поддержки образовательных программ в Центре образования. Фонд является некоммерческой, не имеющей членства организацией, учрежденной гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующей социально-благотворительные цели. Свою деятельность он осуществляет на основе устава в соответствии с российским законодательством. Высшим органом фонда является попечительский совет. Работу в ОУ он реализует в соответствии с договором о сотрудничестве между фондом и Центром образования № 18.

Попечительский совет устраивает свою работу на принципах некоммерческой общественной организации и, соответственно, выполняет все присущие ей функции. Прежде всего это общественное представление интересов определенных групп граждан перед государственными органами и поддержка инициатив, решающих различные проблемы этих групп. В случае попечительского совета эта функция направлена на поддержку тех инициатив школы, которые решают задачи развития и образования детей, находящихся вне государственных образовательных программ.

Попечительский совет ежегодно отбирает 2–3 образовательных программы и проекта: тех, что требуют дополнительного финансирования и поддержки. Предлагаемые к реализации программы и проекты представляются на заседании попечительского совета. Главный критерий отбора – их актуальность для учащихся и местного сообщества. Чаще всего такие проекты носят открытый характер, привлекают к участию различные организации и граждан на партнерских основаниях. При этом школа становится инициатором и разработчиком, а попечительский совет обеспечивает финансирование проектов и связь с партнерами.

За последние три года попечительским советом поддержаны следующие программы школы:

«Информационная школа» – создание технической базы информационного пространства ОУ. Так было приобретено оборудование для 15-ти учебных кабинетов, позволяющих использовать мультимедийные продукты в учебном процессе; спутниковая антенна; плазменный телевизор;

«Школа интеллекта» – поддержка одаренных детей. По этому проекту проведено семь выездных учебных сессий по программе интенсивного обучения для одаренных детей с привлечением педагогов вузов;

«Радужный мост» – программа формирования толерантных установок учащихся. По ней выигран грант Всероссийской общественной организации «Образ будущего». Поддержка такого рода социальных проектов местного сообщества особенно важна;

«Образовательные ресурсы» – программа направлена на создание ресурсного обеспечения образовательного процесса школы (приобретение электронных и цифровых энциклопедий, справочной литературы и др.);

«Кадровый потенциал» – при поддержке попечительского совета ежегодно проводятся семинары для педагогов школы, на которые приглашаются ведущие педагоги-ученые из Москвы, Санкт-Петербурга и др.

Попечительский совет ежегодно присуждает от 10-ти до 15-ти именных стипендий учащимся Центра образования, отличившимся в различных видах деятельности, в том числе за участие в социальных проектах школы, добровольческую деятельность, победу в различных конкурсах и олимпиадах (творческих, спортивных, предметных). Столько же учеников получают поддержку совета во время различных поездок на конкурсы и олимпиады (чаще всего это дети из социально незащищенных слоев, что обеспечивает равный доступ к соревнованиям).

Попечительский совет вручает грант лучшему педагогу по итогам работы за наиболее эффективные и перспективные идеи, направленные на развитие школы и отдельных учащихся. В 2003–2006 гг. стипендии попечительского совета получили 35 учеников, а пяти педагогам вручили гранты как лучшим школьным учителям.

Ежегодный прием попечительского совета проводится в мае (это составная часть праздника Чести школы). На него приглашаются родители школьников, удостоенных стипендий, представители общественности, благотворители и меценаты. На приеме совет выносит благодарности родителям, педагогам, меценатам за оказанную помощь и поддержку в работе, объявляется список стипендиатов.

Также совет принимает участие в проведении общественной экспертизы школы, когда оцениваются реализуемые в ОУ инновационные образовательные программы. Для этого в совете используются и собственные ресурсы, и привлекаются различные специалисты. По итогам экспертизы попечительский совет рекомендует школу к участию в конкурсе образовательных учреждений, реализующих инновационные программы (грант Президента РФ). Представители совета вносят предложения по улучшению различных направлений деятельности образовательного учреждения по итогам экспертизы.

Еще одна из функций – выступать от имени родителей в органах государственной власти. Так, благодаря инициативе попечительского совета стало возможным завершение ремонта оздоровительного центра в школе. Именно Совет смог доказать необходимость в этом и добился финансирования.

Интересной формой работы попечительского совета в последние годы стало участие в создании профильного обучения и предпрофильной подготовки. Он берет на себя организацию социальных проб и профессиональных практик в рамках предпрофильной подготовки учащихся на базе тех предприятий, где работают представители органа. Специалисты в разных областях знаний даже берутся вести в школе некоторые элективные курсы.

Постепенно попечительский совет занял уверенные позиции в процессе управления школой. Ежегодно им вносится не менее 5–10 предложений, направленных на улучшение работы ОУ, касающихся реализации инновационных образовательных и воспитательных программ, в том числе по организации учебного процесса и изменению содержания образования. Таким образом, сотрудничество с советом позволяет педагогическому коллективу сопоставлять свою деятельность с общественным мнением.

Григорий ПЕЙСАХОВИЧ,
генеральный директор,
Марина ТЫРТЫШНАЯ,
зам. гендиректора по НЭР,
Центр образования № 18,
г. Йошкар-Ола
Рейтинг@Mail.ru