Попечительский совет
Управление в интересах
Какая школа отказывала себе в
привлечении дополнительных ресурсов из
внебюджетных источников за счет добровольных
благотворительных пожертвований от физических и
юридических лиц, если это было возможно! И слова
благодарности за приток денежных средств
обрушивались, как мы помним, на попечительские
советы. Однако, на наш взгляд, их деятельность
может носить более глубокий смысл и стать
реальным способом организации участия общества
в управлении школой.
Попечение, столь понятное и привычное
россиянам XIX–начала ХХ века, сегодня
ассоциируется в основном с опекой и
попечительством в отношении несовершеннолетних
или частично, либо полностью недееспособных лиц.
С одной стороны, это забота, опека, помощь, с
другой, принятие решений в отношении опекаемого,
его имущества, прав. С этой точки зрения, опека
содержит все признаки управления опекаемым,
направления его действий попечителем,
распоряжение финансами, хозяйственными делами.
Таким образом, попечитель – это заботливый
управляющий, призванный ответственно управлять
опекаемым и его имуществом в интересах
опекаемого.
Именно идея «управления в интересах»
стала в последние годы наиболее важной в
сотрудничестве Центра образования № 18 и
попечительского совета некоммерческой
организации Фонд поддержки образования
«Содействие».
«Содействие» (именуемое в дальнейшем
фонд) было создано в 2003 г. для поддержки
образовательных программ в Центре образования.
Фонд является некоммерческой, не имеющей
членства организацией, учрежденной гражданами и
юридическими лицами на основе добровольных
имущественных взносов и преследующей
социально-благотворительные цели. Свою
деятельность он осуществляет на основе устава в
соответствии с российским законодательством.
Высшим органом фонда является попечительский
совет. Работу в ОУ он реализует в соответствии с
договором о сотрудничестве между фондом и
Центром образования № 18.
Попечительский совет устраивает свою
работу на принципах некоммерческой общественной
организации и, соответственно, выполняет все
присущие ей функции. Прежде всего это
общественное представление интересов
определенных групп граждан перед
государственными органами и поддержка
инициатив, решающих различные проблемы этих
групп. В случае попечительского совета эта
функция направлена на поддержку тех инициатив
школы, которые решают задачи развития и
образования детей, находящихся вне
государственных образовательных программ.
Попечительский совет ежегодно отбирает
2–3 образовательных программы и проекта: тех, что
требуют дополнительного финансирования и
поддержки. Предлагаемые к реализации программы и
проекты представляются на заседании
попечительского совета. Главный критерий
отбора – их актуальность для учащихся и
местного сообщества. Чаще всего такие проекты
носят открытый характер, привлекают к участию
различные организации и граждан на партнерских
основаниях. При этом школа становится
инициатором и разработчиком, а попечительский
совет обеспечивает финансирование проектов и
связь с партнерами.
За последние три года попечительским
советом поддержаны следующие программы школы:
«Информационная школа» –
создание технической базы информационного
пространства ОУ. Так было приобретено
оборудование для 15-ти учебных кабинетов,
позволяющих использовать мультимедийные
продукты в учебном процессе; спутниковая
антенна; плазменный телевизор;
«Школа интеллекта» –
поддержка одаренных детей. По этому проекту
проведено семь выездных учебных сессий по
программе интенсивного обучения для одаренных
детей с привлечением педагогов вузов;
«Радужный мост» – программа
формирования толерантных установок учащихся. По
ней выигран грант Всероссийской общественной
организации «Образ будущего». Поддержка такого
рода социальных проектов местного сообщества
особенно важна;
«Образовательные ресурсы» –
программа направлена на создание ресурсного
обеспечения образовательного процесса школы
(приобретение электронных и цифровых
энциклопедий, справочной литературы и др.);
«Кадровый потенциал» – при
поддержке попечительского совета ежегодно
проводятся семинары для педагогов школы, на
которые приглашаются ведущие педагоги-ученые из
Москвы, Санкт-Петербурга и др.
Попечительский совет ежегодно
присуждает от 10-ти до 15-ти именных стипендий
учащимся Центра образования, отличившимся в
различных видах деятельности, в том числе за
участие в социальных проектах школы,
добровольческую деятельность, победу в
различных конкурсах и олимпиадах (творческих,
спортивных, предметных). Столько же учеников
получают поддержку совета во время различных
поездок на конкурсы и олимпиады (чаще всего это
дети из социально незащищенных слоев, что
обеспечивает равный доступ к соревнованиям).
Попечительский совет вручает грант
лучшему педагогу по итогам работы за наиболее
эффективные и перспективные идеи, направленные
на развитие школы и отдельных учащихся.
В 2003–2006 гг. стипендии попечительского
совета получили 35 учеников, а пяти педагогам
вручили гранты как лучшим школьным учителям.
Ежегодный прием попечительского
совета проводится в мае (это составная часть
праздника Чести школы). На него приглашаются
родители школьников, удостоенных стипендий,
представители общественности, благотворители и
меценаты. На приеме совет выносит благодарности
родителям, педагогам, меценатам за оказанную
помощь и поддержку в работе, объявляется список
стипендиатов.
Также совет принимает участие в
проведении общественной экспертизы школы, когда
оцениваются реализуемые в ОУ инновационные
образовательные программы. Для этого в совете
используются и собственные ресурсы, и
привлекаются различные специалисты. По итогам
экспертизы попечительский совет рекомендует
школу к участию в конкурсе образовательных
учреждений, реализующих инновационные программы
(грант Президента РФ). Представители совета
вносят предложения по улучшению различных
направлений деятельности образовательного
учреждения по итогам экспертизы.
Еще одна из функций – выступать от
имени родителей в органах государственной
власти. Так, благодаря инициативе
попечительского совета стало возможным
завершение ремонта оздоровительного центра в
школе. Именно Совет смог доказать необходимость
в этом и добился финансирования.
Интересной формой работы
попечительского совета в последние годы стало
участие в создании профильного обучения и
предпрофильной подготовки. Он берет на себя
организацию социальных проб и профессиональных
практик в рамках предпрофильной подготовки
учащихся на базе тех предприятий, где работают
представители органа. Специалисты в разных
областях знаний даже берутся вести в школе
некоторые элективные курсы.
Постепенно попечительский совет занял
уверенные позиции в процессе управления школой.
Ежегодно им вносится не менее 5–10 предложений,
направленных на улучшение работы ОУ, касающихся
реализации инновационных образовательных и
воспитательных программ, в том числе по
организации учебного процесса и изменению
содержания образования. Таким образом,
сотрудничество с советом позволяет
педагогическому коллективу сопоставлять свою
деятельность с общественным мнением.
Григорий ПЕЙСАХОВИЧ,
генеральный директор,
Марина ТЫРТЫШНАЯ,
зам. гендиректора по НЭР,
Центр образования № 18,
г. Йошкар-Ола
|