Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2007

СОБЫТИЯ

Учитель года-2007

Слава Богу, он пришел!

«Звезда вырастет только тогда, когда есть, с чего начаться процессу кристаллизации»

Современные педагогические коллективы, в основном, женские. Мужчин, к сожалению, в школе практически нет. Они редко выбирают профессию учителя, даже несмотря на постепенно растущую зарплату. Наверное, сказывается определенный стереотип мышления... Молодежи тоже не хватает. Тем не менее в этом году одним из победителей конкурса «Учитель года России – 2007» стал 32-летний петербуржец Дмитрий Дмитриевич Гущин. Посмотреть на него со стороны сегодня нам помогает его руководитель. Директор «Петергофской гимназии императора Александра II», к.п.н. Галина Анатольевна Никитина рассказывает о нем, его участии в конкурсе и проблеме воспитания педагогических кадров.

Школе нужен мужской потенциал

У человека прежде всего должно быть призвание к тому, чтобы заниматься воспитанием. И когда представители сильного пола говорят, что это не мужское дело, нужно вспомнить исторический опыт. Мужчины во все времена были прекрасными педагогами. Они более склонны выдумывать идеи и выдвигать какие-то теории.

Группа талантливой молодежи
очень помогает нам,
на что-то открывает глаза, чему-то учит.

Но воспитание – это очень кропотливое занятие. Женщины, в силу своих особенностей, скорее созданы для тщательной, кропотливой ежедневной работы. И поэтому, наверное, в сегодняшней ситуации они с ней справляются чуть лучше.

Однако мужской потенциал школе нужен обязательно. У нас, к сожалению, в целом по стране идет феминизация образования. И мальчики, которые вырастают в наших школах, неслучайно так тянутся к представителям сильного пола.

Cегодня во многих семьях мужчин нет, да еще и в школе они отсутствуют. И возникает порой не очень хорошая ситуация. Скажем, если Блока воспитывали женщины, то мы отражение этого находим в его поэзии. Но это лучший вариант проявления последствий женского воспитания. А ведь сегодня возможны и совершенно другие ситуации. Происходит феминизация мужского населения!

В нашем коллективе пятнадцать мужчин. Однако они не работают классными руководителями. Большинство из них отказывается от полной нагрузки. Порой люди сами не достигли зрелого возраста. В основном это ребята, у которых еще нет собственных семей. А если есть, то пока не выращен свой ребенок. Впрочем, группа талантливой молодежи очень помогает нам, на что-то открывает глаза, чему-то учит. Например, осваивать современные информационные технологии старшему поколению очень сложно. А молодые педагоги с этим справляются играючи. И надо отдать им должное, они с уважением, терпеливо обучают нас.

Почему все-таки приходят? Мне кажется, их привлекает возможность общения и друг с другом, и с нашими учащимися-старшеклассниками. Они в какой-то степени пробуют себя в роли лидеров. Это нормально.

Кроме того, тот, кто хочет работать на современном уровне, использовать информационные технологии, нуждается в определенной аппаратуре. А мы можем похвастаться – в нашей гимназии есть прекрасная техника. И это тоже привлекает в школу молодых, которые, как мы надеемся, нас не оставят и будут работать дальше.

Через тернии к звездам!

Дмитрий Дмитриевич Гущин почти десять лет трудится в «Петергофской гимназии императора Александра II». Пять лет назад он стал заместителем директора по школьной информационной системе и в этом качестве прошел непростой путь. Но благодаря полученному опыту смог увидеть некоторые аспекты, которые учителю, безусловно, не видны. Его победа на учительском конкурсе (а он продолжает работать как учитель) связана и с опытом административной работы.

В гимназии Дмитрий не первый конкурсант. Наш представитель каждый год участвует в районном конкурсе. «На город» выходят реже. Но на всероссийский конкурс Дмитрий поехал первым.

Выдвижение на состязание педагогических достижений обычно происходит на педагогическом совете. Но прежде чем предложить какую-то кандидатуру, необходимо было с ней поработать.

Искусство завуча, который является неким барьером и в то же время постоянным наставником учителя, – пропускать главное, отметать второстепенное, в чем-то помогать, а что-то, быть может, делать самому.

В коллективе работает завуч, отвечающий за всю методическую работу и конкурсы. Это очень опытный педагог – Людмила Всеволодовна Сулыгина. И она, зная нормы, требования, правила, критерии отбора, из тех, кто может представлять наше учреждение, порекомендовала Дмитрия Гущина. Сначала мы все обсудили в узком административном кругу и только потом вышли на педагогический коллектив.

Учителя прекрасно понимают: любой конкурс – колоссальный труд. Именно поэтому никто на них очень сильно не стремится и, как правило, сам себя не выдвигает. Это все-таки целенаправленная работа администрации школы.

Сказать, что Дмитрий очень рвался, я не могу, но он был к этому внутренне готов и согласился с нашим предложением. Для молодого мужчины одни вещи были откровением, другие – вызывали удивление, кое с чем он не соглашался и его приходилось в чем-то переубеждать, а что-то он не понял до сих пор. Это нормально, потому что вся наша жизнь – бесконечное познание, а предела совершенству вообще не бывает.

Спасибо, что конца урокам нет!

Конечно, Дмитрию помогала не только школа. Его очень хорошо поддержали и Комитет по образованию, и Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования – АППО, и наш научно-методический центр, и отдел образования. Но на первом этапе (нельзя было попасть на городской этап, не выиграв районный), конечно, мы помогали как могли. До этого была проделана большая работа. Ведь завучи и директор посещают уроки всех учителей по определенному графику. И после этого идет разбор уроков, собеседование с педагогом, даются какие-то советы, высказываются замечания, пожелания.

У Дмитрия Дмитриевича – уникальная ситуация. Помимо хорошего завуча и хороших директоров, при которых он работал, ему повезло еще и в том, что у него были хорошие наставники-математики, что очень важно. Это и Нина Николаевна Колпачкова – один из лучших наших учителей в гимназии, математик, старший товарищ Дмитрия Дмитриевича, к которому он официально и неофициально все годы и до сегодняшнего дня обращается с вопросами. Это и преподаватели университета. Дмитрий, окончив Санкт-Петербургский государственный университет, продолжает поддерживать связь с профессорско-преподавательским составом. Это и занятия в аспирантуре, и личностные отношения, там существующие.

И еще один момент крайне важен. Для того чтобы некоторые вещи педагог лучше усвоил, он должен кому-то их объяснить. Процессы познания и понимания порой отстают друг от друга на годы. Если повезет, – на месяцы.

У Дмитрия, благодаря его организаторским способностям, находятся помощники, наши молодые учителя. Он привел в школу несколько ребят, только что окончивших университет, и студентов старших курсов. Сегодня они преподают информатику, математику, физику – то есть то, чему учились в университете. Занимаясь с ними, он сам получает возможность осмыслить, понять некоторые вещи, которые до этого, быть может, просто произносил или декларировал.

Безусловно, человек, достигший определенных результатов на всероссийском конкурсе, может вырасти, с моей точки зрения, только в сильном, стабильно работающем коллективе. И это при том, что коллектив, особенно женский (а это дополнительная сложность) – живой, постоянно развивающийся.

Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно…

Звезду в педагогическом коллективе вырастить очень сложно. Но самое главное – звезда вырастет только тогда, когда есть, за что зацепиться, есть, с чего начаться процессу кристаллизации. Это уже некий физический термин, когда есть что-то, возмущающее спокойствие. Вот такой возмутитель спокойствия – Дмитрий Дмитриевич Гущин. Он соответствующим образом оброс кристалликами знаний, опыта, коммуникативными, административными, педагогическими навыками и умениями. Я думаю, он не просто так стал достаточно хорошим педагогом. И, что очень важно, человек по-прежнему обучаем, не «закапсулировался» в своем педагогическом опыте, движется вперед.

Можно ли было этот процесс создания звезды нарушить? Да сто раз! Для этого достаточно применить принцип, когда все выполняется по букве закона от А до Я. Это не значит, что мы нарушали в чем-то закон. Просто любого педагога, пришедшего в школу, можно сегодня задавить, если требовательно, настырно, без учета каких-то индивидуальных особенностей, не видя их плюсов, заставлять выполнять все требования. И тем самым задушить человека и его инициативу. Да и огромное количество бумажной, рутинной работы в школе, к сожалению, очень и очень большое. Освободить от этого тоже никого нельзя.

И вот здесь уже искусство, как я считаю, в первую очередь завуча, который является неким барьером и в то же время постоянным наставником учителя. Он должен увидеть главное, отмести второстепенное, в чем-то помочь, а что-то, быть может, делать сам.

Полет хрустального пеликана

Конкурс – словно путь через экзамен. Это и воспитание воли, и ощущение своей значимости, причем не в конкретный момент, а в принципе. Это в какой-то степени и стимулирование, потому что по итогам Дмитрий Дмитриевич получил некоторое материальное поощрение.

Сегодня он работает над диссертацией. И я уверена, что это приведет к блестящей защите и достижению высоких результатов.

Дмитрий Дмитриевич молод и подвержен тем же влияниям, каким и родители наших учеников, является представителем, если можно так выразиться, интернет-поколения. Кстати, по этой причине он занимается в основном со старшеклассниками.

И хотя чаще всего мы делаем не то что нужно, а что должны делать, Диме очень повезло в жизни. У него работа и хобби совместились. А уж если эти вещи совпадают, то это счастливый человек.

Кстати…

Когда Дмитрий Гущин рассказывал про конкурс в коллективе, вопрос о возрастном составе его участников был одним из основных. Кто же соревновался за такое красивое звание – «Лучший учитель России»? В основном в конкурсе принимали участие педагоги, имеющие стаж от пяти до десяти лет. Соответственно, им от 27 до 37–40 лет. Понятно, что это достаточно молодые учителя. Недаром про педагогов говорят: первые пять лет мучается, потом пять лет учится, а после десяти лет стажа начинает работать.

Подготовила Марина КОСОБОК
Рейтинг@Mail.ru