Учитель года-2007
Слава Богу, он пришел!
«Звезда вырастет только тогда,
когда есть, с чего начаться процессу
кристаллизации»
Современные педагогические коллективы,
в основном, женские. Мужчин, к сожалению, в школе
практически нет. Они редко выбирают профессию
учителя, даже несмотря на постепенно растущую
зарплату. Наверное, сказывается определенный
стереотип мышления... Молодежи тоже не хватает.
Тем не менее в этом году одним из победителей
конкурса «Учитель года России – 2007» стал
32-летний петербуржец Дмитрий Дмитриевич Гущин.
Посмотреть на него со стороны сегодня нам
помогает его руководитель. Директор
«Петергофской гимназии императора Александра
II», к.п.н. Галина Анатольевна Никитина
рассказывает о нем, его участии в конкурсе и
проблеме воспитания педагогических кадров.
Школе нужен мужской потенциал
У человека прежде всего должно быть
призвание к тому, чтобы заниматься воспитанием. И
когда представители сильного пола говорят, что
это не мужское дело, нужно вспомнить
исторический опыт. Мужчины во все времена были
прекрасными педагогами. Они более склонны
выдумывать идеи и выдвигать какие-то теории.
Группа талантливой молодежи
очень помогает нам,
на что-то открывает глаза, чему-то учит.
|
Но воспитание – это очень
кропотливое занятие. Женщины, в силу своих
особенностей, скорее созданы для тщательной,
кропотливой ежедневной работы. И поэтому,
наверное, в сегодняшней ситуации они с ней
справляются чуть лучше.
Однако мужской потенциал школе нужен
обязательно. У нас, к сожалению, в целом по стране
идет феминизация образования. И мальчики,
которые вырастают в наших школах, неслучайно так
тянутся к представителям сильного пола.
Cегодня во многих семьях мужчин нет, да
еще и в школе они отсутствуют. И возникает порой
не очень хорошая ситуация. Скажем, если Блока
воспитывали женщины, то мы отражение этого
находим в его поэзии. Но это лучший вариант
проявления последствий женского воспитания. А
ведь сегодня возможны и совершенно другие
ситуации. Происходит феминизация мужского
населения!
В нашем коллективе пятнадцать мужчин.
Однако они не работают классными руководителями.
Большинство из них отказывается от полной
нагрузки. Порой люди сами не достигли зрелого
возраста. В основном это ребята, у которых еще нет
собственных семей. А если есть, то пока не выращен
свой ребенок. Впрочем, группа талантливой
молодежи очень помогает нам, на что-то открывает
глаза, чему-то учит. Например, осваивать
современные информационные технологии старшему
поколению очень сложно. А молодые педагоги с этим
справляются играючи. И надо отдать им должное,
они с уважением, терпеливо обучают нас.
Почему все-таки приходят? Мне кажется,
их привлекает возможность общения и друг с
другом, и с нашими учащимися-старшеклассниками.
Они в какой-то степени пробуют себя в роли
лидеров. Это нормально.
Кроме того, тот, кто хочет работать на
современном уровне, использовать информационные
технологии, нуждается в определенной аппаратуре.
А мы можем похвастаться – в нашей гимназии есть
прекрасная техника. И это тоже привлекает в школу
молодых, которые, как мы надеемся, нас не оставят
и будут работать дальше.
Через тернии к звездам!
Дмитрий Дмитриевич Гущин почти
десять лет трудится в «Петергофской гимназии
императора Александра II». Пять лет назад он стал
заместителем директора по школьной
информационной системе и в этом качестве прошел
непростой путь. Но благодаря полученному опыту
смог увидеть некоторые аспекты, которые учителю,
безусловно, не видны. Его победа на учительском
конкурсе (а он продолжает работать как учитель)
связана и с опытом административной работы.
В гимназии Дмитрий не первый
конкурсант. Наш представитель каждый год
участвует в районном конкурсе. «На город»
выходят реже. Но на всероссийский конкурс
Дмитрий поехал первым.
Выдвижение на состязание
педагогических достижений обычно происходит на
педагогическом совете. Но прежде чем предложить
какую-то кандидатуру, необходимо было с ней
поработать.
Искусство завуча, который
является неким барьером и в то же время
постоянным наставником учителя, – пропускать
главное, отметать второстепенное, в чем-то
помогать, а что-то, быть может, делать самому.
|
В коллективе работает завуч,
отвечающий за всю методическую работу и
конкурсы. Это очень опытный педагог – Людмила
Всеволодовна Сулыгина. И она, зная нормы,
требования, правила, критерии отбора, из тех, кто
может представлять наше учреждение,
порекомендовала Дмитрия Гущина. Сначала мы все
обсудили в узком административном кругу и только
потом вышли на педагогический коллектив.
Учителя прекрасно понимают: любой
конкурс – колоссальный труд. Именно поэтому
никто на них очень сильно не стремится и, как
правило, сам себя не выдвигает. Это все-таки
целенаправленная работа администрации школы.
Сказать, что Дмитрий очень рвался, я не
могу, но он был к этому внутренне готов и
согласился с нашим предложением. Для молодого
мужчины одни вещи были откровением,
другие – вызывали удивление, кое с чем он не
соглашался и его приходилось в чем-то
переубеждать, а что-то он не понял до сих пор. Это
нормально, потому что вся наша жизнь –
бесконечное познание, а предела совершенству
вообще не бывает.
Спасибо, что конца урокам нет!
Конечно, Дмитрию помогала не только
школа. Его очень хорошо поддержали и Комитет по
образованию, и Санкт-Петербургская Академия
постдипломного педагогического
образования – АППО, и наш научно-методический
центр, и отдел образования. Но на первом этапе
(нельзя было попасть на городской этап, не
выиграв районный), конечно, мы помогали как могли.
До этого была проделана большая работа. Ведь
завучи и директор посещают уроки всех учителей
по определенному графику. И после этого идет
разбор уроков, собеседование с педагогом, даются
какие-то советы, высказываются замечания,
пожелания.
У Дмитрия Дмитриевича – уникальная
ситуация. Помимо хорошего завуча и хороших
директоров, при которых он работал, ему повезло
еще и в том, что у него были хорошие
наставники-математики, что очень важно. Это и
Нина Николаевна Колпачкова – один из лучших
наших учителей в гимназии, математик, старший
товарищ Дмитрия Дмитриевича, к которому он
официально и неофициально все годы и до
сегодняшнего дня обращается с вопросами. Это и
преподаватели университета. Дмитрий, окончив
Санкт-Петербургский государственный
университет, продолжает поддерживать связь с
профессорско-преподавательским составом. Это и
занятия в аспирантуре, и личностные отношения,
там существующие.
И еще один момент крайне важен. Для
того чтобы некоторые вещи педагог лучше усвоил,
он должен кому-то их объяснить. Процессы познания
и понимания порой отстают друг от друга на годы.
Если повезет, – на месяцы.
У Дмитрия, благодаря его
организаторским способностям, находятся
помощники, наши молодые учителя. Он привел в
школу несколько ребят, только что окончивших
университет, и студентов старших курсов. Сегодня
они преподают информатику, математику,
физику – то есть то, чему учились в
университете. Занимаясь с ними, он сам получает
возможность осмыслить, понять некоторые вещи,
которые до этого, быть может, просто произносил
или декларировал.
Безусловно, человек, достигший
определенных результатов на всероссийском
конкурсе, может вырасти, с моей точки зрения,
только в сильном, стабильно работающем
коллективе. И это при том, что коллектив, особенно
женский (а это дополнительная сложность) – живой,
постоянно развивающийся.
Если звезды зажигают, значит, это
кому-нибудь нужно…
Звезду в педагогическом коллективе
вырастить очень сложно. Но самое главное –
звезда вырастет только тогда, когда есть, за что
зацепиться, есть, с чего начаться процессу
кристаллизации. Это уже некий физический термин,
когда есть что-то, возмущающее спокойствие. Вот
такой возмутитель спокойствия – Дмитрий
Дмитриевич Гущин. Он соответствующим образом
оброс кристалликами знаний, опыта,
коммуникативными, административными,
педагогическими навыками и умениями. Я думаю, он
не просто так стал достаточно хорошим педагогом.
И, что очень важно, человек по-прежнему обучаем,
не «закапсулировался» в своем педагогическом
опыте, движется вперед.
Можно ли было этот процесс создания
звезды нарушить? Да сто раз! Для этого достаточно
применить принцип, когда все выполняется по
букве закона от А до Я. Это не значит, что мы
нарушали в чем-то закон. Просто любого педагога,
пришедшего в школу, можно сегодня задавить, если
требовательно, настырно, без учета каких-то
индивидуальных особенностей, не видя их плюсов,
заставлять выполнять все требования. И тем самым
задушить человека и его инициативу. Да и огромное
количество бумажной, рутинной работы в школе, к
сожалению, очень и очень большое. Освободить от
этого тоже никого нельзя.
И вот здесь уже искусство, как я считаю,
в первую очередь завуча, который является неким
барьером и в то же время постоянным наставником
учителя. Он должен увидеть главное, отмести
второстепенное, в чем-то помочь, а что-то, быть
может, делать сам.
Полет хрустального пеликана
Конкурс – словно путь через экзамен.
Это и воспитание воли, и ощущение своей
значимости, причем не в конкретный момент, а в
принципе. Это в какой-то степени и
стимулирование, потому что по итогам Дмитрий
Дмитриевич получил некоторое материальное
поощрение.
Сегодня он работает над диссертацией.
И я уверена, что это приведет к блестящей защите и
достижению высоких результатов.
Дмитрий Дмитриевич молод и подвержен
тем же влияниям, каким и родители наших учеников,
является представителем, если можно так
выразиться, интернет-поколения. Кстати, по этой
причине он занимается в основном со
старшеклассниками.
И хотя чаще всего мы делаем не то что
нужно, а что должны делать, Диме очень повезло в
жизни. У него работа и хобби совместились. А уж
если эти вещи совпадают, то это счастливый
человек.
Кстати…
|
Когда Дмитрий Гущин
рассказывал про конкурс в коллективе, вопрос о
возрастном составе его участников был одним из
основных. Кто же соревновался за такое красивое
звание – «Лучший учитель России»? В основном в
конкурсе принимали участие педагоги, имеющие
стаж от пяти до десяти лет. Соответственно, им от
27 до 37–40 лет. Понятно, что это достаточно молодые
учителя. Недаром про педагогов говорят: первые
пять лет мучается, потом пять лет учится, а после
десяти лет стажа начинает работать.
|
Подготовила Марина КОСОБОК
|