Учитель года-2007
Два математика, одна победа и тысяча
вопросов
Пикантная ситуация случилась в
уходящем году на конкурсе «Учитель года России –
2007». Но недолго она оставалась таковой для
педагогической общественности. Объявление сразу
двух имен абсолютных победителей лишь в первые
минуты было неожиданностью. А оба лидера вели
себя столь безупречно, словно ничего необычного
в таком решении жюри нет. И на вопросы коллег со
всей России на сайте pedsovet.org отвечали на равных –
содержательно и искренне.
Некоторые размышления показались нам
интересными, и мы решили опубликовать фрагменты
ответов обладателей Большого Хрустального
пеликана. Во-первых, чтобы напомнить о том, какие
проблемы волновали нас с вами в уходящем году. А
во-вторых, чтобы подумать над тем, к чему
стремиться, над чем размышлять и куда расти в
будущем.
Итак, на вопросы о школе и учительском
труде, инновациях и детях отвечают абсолютный
победитель конкурса «Учитель года России – 2007»,
учитель математики средней школы № 2030 г. Москвы Анна
Григорьевна МЕХЕД и абсолютный победитель
конкурса «Учитель года России – 2007», учитель
математики «Петергофской гимназии императора
Александра II» г. Санкт-Петербурга Дмитрий
Дмитриевич ГУЩИН.
? Какими качествами, на ваш взгляд,
должен обладать современный учитель, и в чем
состоит основная методика вашей работы?
Анна Мехед: Современный учитель
должен быть прежде всего человеком своего
времени, но при этом – хранителем лучших
традиций российской, да и не только российской,
педагогики.
Основным методом своей работы считаю
создание ситуации удивления и, как следствие,
проявление у ребят интереса к изучаемому
предмету. Цель, которую я преследую, — не
получение готового знания, а создание каждым
ребенком собственного знания, прожитого и
прочувствованного.
? Какие идеи о профессии учителя вы
хотели бы донести до широких слоев учительства и
общества в целом, став Учителем года России?
Дмитрий Гущин: Самая главная идея в
том, что в образовании не все так плохо, как об
этом почему-то принято думать.
? Каким вы видите настоящего
учителя-профессионала?
Анна Мехед: Помните поговорку, в
которой говорится, что плох тот учитель,
выпускники которого его не превосходят? На мой
взгляд, учитель-профессионал – это человек,
который, помимо знания своего предмета, может
помочь ребенку сформировать определенную
систему ценностей, необходимую для дальнейшего
роста и развития.
? Можно ли назвать ваш стиль работы
инновационным? Что для вас значит
инновационность? Какое место в вашей работе
занимает традиционная система обучения?
Дмитрий Гущин: Под педагогической
инновацией я понимаю новое, авторское решение
какой-либо из трудностей или проблем
учебно-воспитательного процесса. Очевидно, что
каждый учитель в чем-то отходит от того, что было
создано до него, что-то переосмысливает,
придумывает. Хотя в целом образование – это
достаточно консервативная среда.
Моя же работа основывается на
традиционной системе обучения. Но мои ноу-хау,
если можно так сказать, обусловлены местом, где я
живу, нынешним временем, нашим контингентом
учащихся, их образовательными потребностями,
пожеланиями родителей и моими собственными
склонностями и интересами.
Анна Мехед: Если под
инновационностью понимать нечто новое, то, в
принципе, каждый урок инновационен, так как он
рождается здесь и сейчас и в таком виде никогда
больше не повторится. Тот же материал в другой
аудитории или в другое время будет звучать иначе.
Традиционная система обучения для
меня является базовой, потому что любая
инновационность опирается на традиции.
? Дмитрий Дмитриевич, как вы сами
определяете место работы в своей жизни?
Дмитрий Гущин: Работа занимает
основное место в моей жизни. Неясно только, что
причина, а что следствие: много работаю потому,
что семьи нет, или наоборот. Но нельзя сказать,
будто я мало общаюсь с друзьями. Например,
последний день рождения я отмечал на
петергофской горе, куда пришло и приехало около
сорока моих друзей. А в записной книжке моего
мобильного телефона почти пятьсот имен людей, с
которыми я люблю говорить, и которых всегда рад
видеть. Еще люблю путешествовать, ходить по льду
Финского залива на кронштадтские форты зимой и
ездить на рок-фестивали летом.
? Как изменится преподавание вашего
предмета после конкурса? Был ли конкурс полезным
для вас в плане профессионального роста?
Анна Мехед: Был ли конкурс
полезным? Да. И не только в плане
профессионального роста. Скорее, личностного.
Также было множество идей, которые можно взять
себе на заметку и подумать: «До чего же здорово!
Почему я раньше до этого не додумалась?!»
Дмитрий Гущин: Здесь уместна вот
какая аналогия: никакая конкретная прочитанная
мною книга не перевернула моей жизни и не стала
этапным моментом в моем становлении, но
совокупность когда-либо прочитанных книг,
учебников, справочников, вся русская и шире –
русскоязычная –литература сформировала меня
как личность. Так и после конкурса: что-то
изменится и во мне, и в преподавании. Наверное,
уже изменилось, но пока непонятно, что именно. Так
всегда бывает: в окрестности точки бифуркации
траектории отличаются незначительно, но
бесконечно расходятся по мере удаления от нее.
Конкурс организован так, что увидеть
на нем можно два–три урока коллег. Оно и
неудивительно: это именно конкурс, а не фестиваль
педагогических идей. Причины понятны. Но мне
кажется, что было бы полезным из каждого класса,
где идет урок (7–8 помещений) организовывать
трансляцию на экран в какой-либо кабинет, чтобы
тот, кто хочет, мог сидеть и смотреть. Это
позволило бы увидеть уроки наших участников –
региональных победителей – учителям и
методистам региона, где проходит конкурс. И это
стало бы реальным, а не декларируемым
распространением педагогического опыта и
нешаблонных идей непосредственно «здесь и
сейчас». В конце концов, если мастер-классы
смотрит несколько сотен человек, почему нельзя
уроки показывать нескольким десяткам
заинтересованных и благодарных специалистов?
Кстати, не менее, а может быть и более,
интересным является описание опыта работы. Урок
все-таки единичный случай, и он не может вместить
в себя все то, чем человек занимается. То есть всю
ту систему работы, профессиональных интересов,
которая и должна изучаться, обсуждаться и
распространяться в учительской среде. Опыт
работы тоже надо показывать в прямой трансляции.
? Анна Григорьевна, что для вас было
самым сложным на окружном и московском этапе?
Анна Мехед: Для меня нелегким было решение
вообще принять участие в конкурсе. А на окружном
туре самым сложным оказалось «вписаться» во
временные рамки урока. Я как учитель-практик,
привыкший добиваться всеобщего понимания и
закрепления пройденного материала всеми
доступными средствами, никак не могла понять, как
можно идти дальше, если я не уверена, что цель
достигнута на 100 процентов. Причем конкурсный
урок – это не «шоу», а возможность взглянуть на
обычный, «привычный» материал под неожиданным
углом. А на конкурсе «Учитель года Москвы»
физически сложно было написать лекцию по
заданной теме, так как тему объявили в 22.00, а
выступить предложили в 10.00! |