Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2007

СОБЫТИЯ

Учитель года-2007

Два математика, одна победа и тысяча вопросов

Пикантная ситуация случилась в уходящем году на конкурсе «Учитель года России – 2007». Но недолго она оставалась таковой для педагогической общественности. Объявление сразу двух имен абсолютных победителей лишь в первые минуты было неожиданностью. А оба лидера вели себя столь безупречно, словно ничего необычного в таком решении жюри нет. И на вопросы коллег со всей России на сайте pedsovet.org отвечали на равных – содержательно и искренне.

Некоторые размышления показались нам интересными, и мы решили опубликовать фрагменты ответов обладателей Большого Хрустального пеликана. Во-первых, чтобы напомнить о том, какие проблемы волновали нас с вами в уходящем году. А во-вторых, чтобы подумать над тем, к чему стремиться, над чем размышлять и куда расти в будущем.

Итак, на вопросы о школе и учительском труде, инновациях и детях отвечают абсолютный победитель конкурса «Учитель года России – 2007», учитель математики средней школы № 2030 г. Москвы Анна Григорьевна МЕХЕД и абсолютный победитель конкурса «Учитель года России – 2007», учитель математики «Петергофской гимназии императора Александра II» г. Санкт-Петербурга Дмитрий Дмитриевич ГУЩИН.

? Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный учитель, и в чем состоит основная методика вашей работы?

Анна Мехед: Современный учитель должен быть прежде всего человеком своего времени, но при этом – хранителем лучших традиций российской, да и не только российской, педагогики.

Основным методом своей работы считаю создание ситуации удивления и, как следствие, проявление у ребят интереса к изучаемому предмету. Цель, которую я преследую, — не получение готового знания, а создание каждым ребенком собственного знания, прожитого и прочувствованного.

? Какие идеи о профессии учителя вы хотели бы донести до широких слоев учительства и общества в целом, став Учителем года России?

Дмитрий Гущин: Самая главная идея в том, что в образовании не все так плохо, как об этом почему-то принято думать.

? Каким вы видите настоящего учителя-профессионала?

Анна Мехед: Помните поговорку, в которой говорится, что плох тот учитель, выпускники которого его не превосходят? На мой взгляд, учитель-профессионал – это человек, который, помимо знания своего предмета, может помочь ребенку сформировать определенную систему ценностей, необходимую для дальнейшего роста и развития.

? Можно ли назвать ваш стиль работы инновационным? Что для вас значит инновационность? Какое место в вашей работе занимает традиционная система обучения?

Дмитрий Гущин: Под педагогической инновацией я понимаю новое, авторское решение какой-либо из трудностей или проблем учебно-воспитательного процесса. Очевидно, что каждый учитель в чем-то отходит от того, что было создано до него, что-то переосмысливает, придумывает. Хотя в целом образование – это достаточно консервативная среда.

Моя же работа основывается на традиционной системе обучения. Но мои ноу-хау, если можно так сказать, обусловлены местом, где я живу, нынешним временем, нашим контингентом учащихся, их образовательными потребностями, пожеланиями родителей и моими собственными склонностями и интересами.

Анна Мехед: Если под инновационностью понимать нечто новое, то, в принципе, каждый урок инновационен, так как он рождается здесь и сейчас и в таком виде никогда больше не повторится. Тот же материал в другой аудитории или в другое время будет звучать иначе.

Традиционная система обучения для меня является базовой, потому что любая инновационность опирается на традиции.

? Дмитрий Дмитриевич, как вы сами определяете место работы в своей жизни?

Дмитрий Гущин: Работа занимает основное место в моей жизни. Неясно только, что причина, а что следствие: много работаю потому, что семьи нет, или наоборот. Но нельзя сказать, будто я мало общаюсь с друзьями. Например, последний день рождения я отмечал на петергофской горе, куда пришло и приехало около сорока моих друзей. А в записной книжке моего мобильного телефона почти пятьсот имен людей, с которыми я люблю говорить, и которых всегда рад видеть. Еще люблю путешествовать, ходить по льду Финского залива на кронштадтские форты зимой и ездить на рок-фестивали летом.

? Как изменится преподавание вашего предмета после конкурса? Был ли конкурс полезным для вас в плане профессионального роста?

Анна Мехед: Был ли конкурс полезным? Да. И не только в плане профессионального роста. Скорее, личностного. Также было множество идей, которые можно взять себе на заметку и подумать: «До чего же здорово! Почему я раньше до этого не додумалась?!»

Дмитрий Гущин: Здесь уместна вот какая аналогия: никакая конкретная прочитанная мною книга не перевернула моей жизни и не стала этапным моментом в моем становлении, но совокупность когда-либо прочитанных книг, учебников, справочников, вся русская и шире – русскоязычная –литература сформировала меня как личность. Так и после конкурса: что-то изменится и во мне, и в преподавании. Наверное, уже изменилось, но пока непонятно, что именно. Так всегда бывает: в окрестности точки бифуркации траектории отличаются незначительно, но бесконечно расходятся по мере удаления от нее.

Конкурс организован так, что увидеть на нем можно два–три урока коллег. Оно и неудивительно: это именно конкурс, а не фестиваль педагогических идей. Причины понятны. Но мне кажется, что было бы полезным из каждого класса, где идет урок (7–8 помещений) организовывать трансляцию на экран в какой-либо кабинет, чтобы тот, кто хочет, мог сидеть и смотреть. Это позволило бы увидеть уроки наших участников – региональных победителей – учителям и методистам региона, где проходит конкурс. И это стало бы реальным, а не декларируемым распространением педагогического опыта и нешаблонных идей непосредственно «здесь и сейчас». В конце концов, если мастер-классы смотрит несколько сотен человек, почему нельзя уроки показывать нескольким десяткам заинтересованных и благодарных специалистов?

Кстати, не менее, а может быть и более, интересным является описание опыта работы. Урок все-таки единичный случай, и он не может вместить в себя все то, чем человек занимается. То есть всю ту систему работы, профессиональных интересов, которая и должна изучаться, обсуждаться и распространяться в учительской среде. Опыт работы тоже надо показывать в прямой трансляции.

? Анна Григорьевна, что для вас было самым сложным на окружном и московском этапе?

Анна Мехед: Для меня нелегким было решение вообще принять участие в конкурсе. А на окружном туре самым сложным оказалось «вписаться» во временные рамки урока. Я как учитель-практик, привыкший добиваться всеобщего понимания и закрепления пройденного материала всеми доступными средствами, никак не могла понять, как можно идти дальше, если я не уверена, что цель достигнута на 100 процентов. Причем конкурсный урок – это не «шоу», а возможность взглянуть на обычный, «привычный» материал под неожиданным углом. А на конкурсе «Учитель года Москвы» физически сложно было написать лекцию по заданной теме, так как тему объявили в 22.00, а выступить предложили в 10.00!

Рейтинг@Mail.ru