Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2007

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

День за днем

Александр ПОПОВ

Дневник директора школы

Продолжение. Начало см. № 1, 3, 5, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 20, 22, 23/2007

Декабрь

3.12.2004

В день рождения на работу не выхожу, дабы в грех не впадать и людей не вводить. На выпускном дарят школе, а не директору. В день учителя принимаю конфеты и чай. Уверен, что подарки для придурков.

4.12.2004

Учителя опаздывают, болеют. Обычно провожу математику. Но пару раз давал уроки языка. Английский не знаю, в моей школе учили немецкому. Записал на доске полсотни слов, что встречаются: на пачках, этикетках, в рекламных роликах. Обнаружил, что детишки и половины не знают. Пришлось побеседовать с учителем, она выслушала критику в свой адрес и спросила:

– Откуда вы знаете столько английских слов?

– Я не в курсе, как они произносятся, но запомнить просто, как некое произведение одночленов. Дети обязаны знать значение слов, которые их окружают.

Второй раз, на уроке английского, попросил принести географическую карту области. За сорок пять минут мы узнали тридцать слов башкирского, «вынимая» их из рек, озер, городов, с вершин гор. Один из учеников на урок безнадежно опоздал. Пришлось сделать приличное внушение.

– Извините, что опоздал, но английским я владею лучше всех в классе.

– И ты нас извини, тебя так долго не было в школе, что многое изменилось. Английский отменили, ввели региональный компонент – башкирский.

Проверяли ученика всем классом и дружно за урок вкатили пару.

5.12.2004

Сегодня вызвал родителей семиклассника вместе с ребенком. По трем дисциплинам у него двойки. Домашнее задание не выполняет. Любит лишь две вещи: телевизор и чипсы.

– Придется тебе, Игорь, написать два заявления на мое имя. В одном попроси отправить тебя на пенсию. В другом укажи, какой размер тебя удовлетворит.

– А других нет вариантов?

– Или учиться, или идти на незаслуженный отдых.

– А кто-то из школы писал вам такое?

– Нет.

– А почему я должен быть первым?

– В жизни важно в чем-то быть первым. Вот и будь!

6.12.2004

Объявил старшеклассникам: кто выжмет штангу большего веса, чем я, получит сто долларов. Пришли трое. Одному проиграл, обидно, но педагогически верно.

7.12.2004

Помню, еще в советские времена мне церковный сторож, медик по образованию, сказал, что нет более вредной профессии для людей, чем учитель. Я тогда пытался оправдаться, но на оправдания он молчал. Оправдываюсь до сих пор, хотя аргументы мои с годами похудели. А он все так же при церкви и, кроме Соловьева и Костомарова, по-прежнему ничего не читает. Знаю, я ему не нужен. Почему же он мне так необходим? Дед с бабкой у меня православные, креста не снимали. Отец с матерью – коммунисты, партбилетов не сдавали. Я педагог, но это не подвиг – привычка.

8.12.2004

В декабре еще и холодно, и темно. И в каждой складке, в каждом углу хочется отыскивать крохи прошлого тепла. Когда-то давным-давно я был учителем и классным руководителем. Как-то вывез весь класс в Сыростан. Жили в избушке, спали на нарах. В снегу бесились до упаду. На моем тулупе оборвали все пуговицы, и я подпоясывался обрывком провода. Однажды ночью проснулся, смотрю, в соседней комнате свет горит. Поднялся ругаться. Вижу – девчонка при свете свечи пришивает пуговицы к моему тулупу. Я тихо лег и долго не засыпал от удивления. Оказывается, кроме мамы, еще есть на свете человек, от которого мне тепло.

9.12.2004

Один раз одну мою учительницу после открытого урока коллеги спросили:

– Как это вам удается всегда так «вкусно» вести уроки?

– Я, как Пифагор, прихожу на урок голодной.

Как-то в последний год работы ее пожалели случайные люди на улице:

– Вы, наверное, учитель?

– Нет, я просто сегодня плохо выгляжу.

12.12.2004

Заставили насильно устанавливать в школах пожарную сигнализацию. А как горело все синим пламенем, так и горит. Электропроводке полвека, она напора цивилизации, бедняжка, не выдерживает. Но сказано с высот больших: «Сигнализацией прикрывайтесь». Вот они себя и прикрыли. А то, что в школах дети, их мало интересует. На территории моей решили строить какой-то офис. Поначалу деньги предлагали, потом пугали. Мои объяснения, что школе необходима охранная зона, дяди не слышали, им даже Беслан не открыл уши. Я сказал, что выведу детей под строительные краны. Ко мне приходили объяснять, что так поступать педагоги не имеют права.

Начальник городского управления наблюдал со стороны. И лишь когда я отстоял свою территорию, соизволил позвонить и спросить: «Что, землей торгуешь?» Ответил, что Родиной не торгую. Для меня школа – Брестская крепость. Когда в городе сменилась власть, начальник этого строительства привел своего ребенка в мою школу. Он в нашей войне хорошо понял, на чьей стороне я.

14.12.2004

В этом году мне 55. По итогам ЕГЭ школа – лучшая в области, стобалльников больше всех у меня. Мой ученик на международной олимпиаде в Афинах взял золото самой высокой пробы – 42 балла из 42. На августовской конференции ни слова, ни букетика полевых цветов. Это восьмое золото школы на международных олимпиадах, начиная с 1997 года.

На олимпийских играх в Афинах у спортсменов нашего города не было таких высоких наград. Городу ничего не нужно, он самодостаточен внутренними победами. Провинция – это, прежде всего, принцип. Я обещал парню за победу квартиру в Москве, слово сдержал. Потом узнал о себе очередную новость: что родительские деньги потратил на любимого ученика. Столько, сколько стоит квартира в Москве, все родители за год не собирают. Противно о себе писать хорошее. Я привык питаться другим.

18.12.2004

После завершения триместра встречаюсь с родителями неуспевающих учеников. Во время беседы с одним из таких отцов заглянула мама другого ребенка, которого по одной из дисциплин перестал удовлетворять школьный учитель. Я прекратил разговор с отцом неуспевающего. Внимательно выслушал проблему и нашел несколько вариантов работы мальчика с преподавателями вузов. Отец двоечника был сражен. Мужик он умный, вместо нотаций заметил ему:

– Вы поняли, в чем работа директора и гордость одновременно?

Это непрерывный поиск учителя более высокого порядка для растущего, не удовлетворенного уровнем школы ученика. Мне и с вами хочется встречаться по этому поводу, а не по двойкам и поискам репетитора.

19.12.2004

После посещения урока, наутро, пригласил для беседы ученика, которому не давались показательная и логарифмическая функции. Вину он видел одну – учитель. Разговор вышел на то, что человеку, если «он человек в полном смысле слова», посредник между ним и Богом не нужен. Так и учитель математики не слишком важен. Важно общение с математикой наедине. Вот этому и учились. В конце пожали друг другу руки. Думаю, отвоевал у педагогики в пользу математики еще одного бойца.

21.12.2004

Мечтаю изменить физико-математическому образованию. Хочется создать общеобразовательную театральную школу-карусель, в которой ребята смогли бы пройти через все театральные цеха. От работника сцены до звука, до света, до жеста, до слова. Нет, я не претендую на театральные училища. Своей задачей вижу рождение зрителя. Если в городе есть грамотный, требовательный зритель, воспитанный на традициях русского театра, все остальное сбудется. Мне обидно за свой большой и никакой в этом плане город. Да разве позволят мне соединить одну из школ с ТЮЗом в единое целое. Станут долго, нудно, со знанием дела объяснять, что эти организации из разных ведомств. А из бань городских понаделали офисы, из детских садов – налоговые службы, и живут себе, не ведая, что жизнь – это, прежде всего, дети, и, в последнюю очередь, – они со своими немереными привилегиями. Вот эту их непомерную любовь к себе и следует считать нетрадиционной сексуальной ориентацией.

25.12.2004

Не знаю, чем приглянулся, или наоборот? Пригласили меня в Москву, на передачу «Очевидное – невероятное». Поехал и всю дорогу решал, что у нас в образовании очевидное, а что – невероятное. В первый день приезда встретился с режиссером передачи и поведал ей сокровенное: в одной упаковке очевидное с невероятным.

«Руководит нами замечательный министр образования. До всего его ум и руки доходят. Заботится он об одаренных детях из дальних сел и маленьких городков нашей области. Понятное дело, на такую заботу нет денег у бюджета. Так он из своей зарплаты оплатил проезд и проживание. Заставил подчиненных возить ребяткам соленья, варенья и пироги со всякой всячиной. С аванса оплатил труд преподавателей, что с талантами возились, к компьютерам приобщали».

Режиссер слушала-слушала и говорит:

– Очевидно одно, вы мне сказки рассказываете, а нам необходима невероятность.

– Невероятно, но школа по информатике состоялась и первая зимняя, и вторая весенняя, и детишки по домам разъехались, восхищенные щедротами министра.

– Не та у вас вероятность, а с очевидностью совсем плохо. Нет таких министров по определению и быть не может.

Уехал из столицы, несолоно хлебавши. А как вернулся, захотелось хоть кому-то правду поведать. Вот и позвал бомжа угостить.

– Деньги откуда взял, своровал?

– С миру по нитке, в основном на свои.

– А он совсем не помогает тебе?

– Некогда ему.

– Как так, это же работа его.

– Работа у него другая, он сам у себя фотографом работать нанялся. Зарплату себе солидную установил.

– Невероятно. Давай еще по стакану. Очевидно одно: если нашему народу не пить, крыша с ходу поедет.

29.12.2004

Перспектива – это в плохом разглядеть хорошее. Микроскопов в школах нет, а то, может, чего и увидели бы. Добро не побеждает, победа – утеха зла.

30.12.2004

Пришла мать семиклассника. Муж ушел из семьи. Мальчик бросил спорт, по двум предметам скатился до двоек. Плачет и мечтает, что, если отец зайдет домой, он его изобьет, привяжет к батарее и не будет кормить. А когда тот попросит еды, он ему скажет: «Ты понял, как нам без тебя плохо?»

Но отец не заходит и не звонит. Сестра, на два года постарше, жалеет брата, но его это еще больше раздражает.

– Что делать мне с сыном, подскажите, он уходит в себя, скоро мне его совсем не дозваться.

– Я вам хочу предложить одну работу.

– Спасибо, я и так на трех работаю.

– Вы когда-то были красивой женщиной, постарайтесь вспомнить это состояние и медленно, шаг за шагом, как из болезни, возвращайтесь в него. Это трудно, но иного выхода нет у вас. Больше чем вам ваша красота необходима дочери.

– А с сыном что делать?

– С сыном буду говорить завтра, ваша плата за то, что я постараюсь поднять мальчика, – возвращение в красивую женщину.

– Вы смеетесь надо мной?

– Прекратите увиливать, я дал вам задание, вы его обязаны выполнить. Будьте красивой, тогда я вашего мальчика сделаю сильным.

– Я слабая, у меня не получится.

– Слабые мужчины. Вы обречены быть сильной, а сила – в вашей былой красоте. Возвращайтесь к себе.

– Спасибо за добрые слова.

– Идите украшать собой наши улицы, свою квартиру. Не сомневаюсь, весть о вашей красоте дойдет до супруга.

– Он вернется?

– Я не уверен, что вы возьмете его обратно.

31.12.2004

31 декабря – это такие грабли, на которые каждому приходится наступать в конце года. Ограбленные временем на целый год, ждем, что следующий будет щедрее.

Президент сказал, что образование профинансируют на 30% больше, чем в прошлом году. Нас собрали местные органы образования и объявили, что есть возможность обеспечить школы только на 50% в сравнении с прошлым годом. Где 80% повисли? Ответа нет и не будет. КПД 20% сравнимо с паровозом.

В образовании новая мода – ретро. Хватило бы решительности сойти с этого паровоза и пешком уйти в любую сторону, подальше от паровоза образования, поближе к свежести невежества. Прав Солженицын: пока не дойдем до дна, не выплывем. И дно давно уже не дно, а дар, где будет возможность одуматься, которая, конечно же, не исполнится. Почерк декабря не подделать...

Рейтинг@Mail.ru