Здоровьесберегающие технологии
«Малые формы» для крепкого здоровья
Школу № 5 города Сызрани можно назвать
копилкой здоровьесберегающих технологий. За
четыре года реализации целевой программы
«Здоровый образ жизни» здесь найдены и
апробированы разнообразные формы работы с
детьми, помогающие укрепить их здоровье. Такой
опыт лишний раз подтверждает тезис: было бы
желание что-то изменить, и тогда время и
возможности найдутся. О некоторых своих секретах
коллеги из Сызрани с удовольствием рассказали
нашим читателям.
Здоровьесберегающая педагогика… За
этими словами для нас стоит последовательное
формирование в школе здоровьсберегающего
пространства с обязательным использованием
всеми педагогами особых технологий в
образовательном процессе (см. табл.). Одной из
них мы считаем введение малых форм физической
культуры в режиме учебного и внеучебного
времени.
Таблица
Здоровьесберегающие технологии,
которыми владеют педагоги школы № 5
Применяемые
технологии |
%
педагогов |
Артикуляционная
гимнастика |
45% |
Гимнастика для
языка |
29% |
Релаксация |
55% |
Дыхательная
гимнастика |
55% |
Гимнастика для
глаз |
59% |
Точечный массаж |
31% |
Лечебно-дыхательная
гимнастика |
15% |
Звукотерапия |
20% |
Йога в игре |
5% |
Офтальмотренажер |
45% |
Развитие
зрительно-моторной координации |
55% |
Упражнения для
мимической мускулатуры лица |
65% |
Пальчиковая
гимнастика |
87% |
В частности, в рамках нашей
целевой программы мы ввели в расписание уроков «Час
здоровья» (в соответствии с приказом
Департамента образования и науки Администрации
Самарской области № 263-ОД от 09.09.2003 г. «Об
увеличении двигательной активности учащихся в
режиме учебного дня»).
Это общеразвивающее оздоровительное
мероприятие, включающее формы, методы и
физические нагрузки, направленные на снятие
системной напряженности. Цель «Часа здоровья» –
активный отдых, повышение работоспособности для
последующей учебной деятельности,
совершенствование физического развития и
двигательной подготовленности, укрепление
здоровья. Он проводится классными
руководителями один раз в неделю (в среду) после
третьего урока.
Этот час всегда разнообразен по формам
и содержанию и никогда не дублирует уроки
физкультуры. Самыми распространенными
вариантами проведения «Часа здоровья» в
начальной школе являются тренинговые подвижные
игры, эстафеты и прогулки на свежем воздухе; в
среднем звене – это общефизическая или
ритмическая гимнастика, спортивные,
познавательно-спортивные и народные игры,
катание на велосипедах летом, на санках – зимой;
у старшеклассников – соревнования по различным
видам спорта, спортивные развлечения, катание на
коньках.
Что касается оплаты за проведение
«Часа здоровья», то ее можно производить из
надтарифного фонда заработной платы (если он
позволяет) или ввести данную форму работы в
обязанности классных руководителей.
Подчеркнем, что «Час здоровья»
проводится у нас в соответствии с
календарно-тематическим планированием, которое
составляет каждый классный руководитель.
Немаловажным нам кажется и то, что для проведения
такого часа мы всем коллективом остановились на
варианте, который условно назвали «сплошным». То
есть длительность всех мероприятий не превышает
40 минут, и при одновременном участии в «Часе
здоровья» учащихся школы используются все
имеющиеся площади (спортивные залы, рекреации,
учебные комнаты, открытые площадки).
На уроках здоровья, которые
проводят волонтеры, всегда весело. И дети, и
учителя получают заряд бодрости, отличного
настроения и оптимизма. О командном духе и
говорить не приходится: растет, как на дрожжах!
«Подвижные перемены» – еще один
наш шаг, направленный на поддержание
работоспособности, снятие статического
напряжения, утомления детей и восстановление
функций организма. В те дни, когда «Час здоровья»
не предусмотрен расписанием, после третьего
урока проводится 30-минутная подвижная переменка.
Ее организация – предмет заботы школьного
Совета по физической культуре. В его
обязанности, кроме всего прочего, входит
подготовка волонтеров из числа учащихся старших
классов.
Для таких переменок игры подбираются с
учетом возраста детей. Обязательным условием
является их окончание за 3–4 минуты до звонка на
урок, а также использование более спокойных игр к
концу перемены для восстановления дыхательного
процесса.
Наш совет по физкультуре выделяет
такие виды игр:
Кстати…
|
Присутствовавший
на Всероссийском спортивном форуме,
состоявшемся в подмосковном городе Одинцово,
спикер Госдумы Борис Грызлов высказался за
увеличение количества уроков физкультуры в
школах. «Уроков физкультуры должно быть
существенно больше. Думаю, что четыре в неделю, –
заметил он. – Так было, когда я учился». |
Их набор сосредоточен в так
называемом «Банке игр», которым, при
необходимости, может воспользоваться каждый
классный руководитель. Наш «Банк игр» состоит из
игр, отобранных на конкурсной основе, наиболее
понравившихся детям и целесообразных с
педагогической точки зрения.
Дополнительные часы двигательной
активности введены и в первом классе. Это так
называемая ежедневная динамическая пауза
продолжительностью не менее 40 минут.
Для ее организации в дни, когда не
проводятся занятия по физической культуре,
выделяются три часа в компонент
образовательного учреждения. Суть таких пауз,
как правило, в прогулках детей на свежем воздухе,
подвижных играх, мини-эстафетах.
Расписание уроков у нас тоже
«работает» на целевую программу «Здоровый образ
жизни». В частности, для поддержания недельной
динамической работоспособности школьников, в
расписании предусматривается облегченный
день. Рациональное распределение учебной
нагрузки в течение учебного дня и
недели способствует снижению утомляемости и
повышению работоспособности учащихся.
Известно, что при правильно – с
гигиенической точки зрения – составленном
расписании уроков, наибольшая интенсивность
нагрузки (количество баллов за день по сумме всех
предметов) для учащихся старших классов должна
приходиться на вторник и/или среду, а для
школьников младшего и среднего звена – на
вторник и четверг при несколько облегченной
среде.
Мы включаем в облегченный день уроки,
которые имеют малое количество баллов по шкале
трудности учебных предметов, такие как музыка,
физическая культура, изобразительное искусство,
технология.
Теперь несколько слов о Совете
физкультуры. Ежегодно выборы в члены Совета
проводятся на общем собрании представителей
5–11-х классов. В них участвуют лучшие
дети-организаторы и ребята-спортсмены, которых
рекомендуют классы. Обычно в наш Совет входит от 8
до 10-ти человек. Традиционно также сохраняется не
менее 1/3 старого состава Совета.
Председатель избирается членами Совета из числа
старшеклассников. Этот школьный орган работает
под руководством учителя физкультуры, а
контролирует его деятельность замдиректора по
воспитательной работе. Совет физической
культуры организует работу в соответствии со
следующими направлениями:
проведение бесед в классах о режиме
дня школьника, о порядке проведения гимнастики
до занятий, физкультминуток, подвижных игр на
переменах;
обучение физоргов классов проведению
гимнастики до уроков, подвижным играм и занятиям
физическими упражнениями на больших переменах,
физкультминуток на общеобразовательных уроках;
организация работы по месту
жительства учащихся (оказание помощи в
проведении соревнований на призы «Золотая
шайба» и «Кожаный мяч», зимней спартакиады
микрорайона, спортивных праздников,
соревнований в микрорайоне);
внеурочная спортивно-массовая работа
(подготовка к участию в городской спартакиаде,
проведение соревнований по видам спорта,
спортивных соревнований в дни каникул).
Совет является одним из организаторов
обучения представителей спортивных комиссий
классов комплексам утренней зарядки, гимнастики
на снятие напряжения с глаз, спины, рук. Также он
устраивает в дни каникул спортивные
соревнования, праздники в микрорайоне, помогает
классным руководителям в проведении классных
часов о здоровом образе жизни.
Волонтерское движение в нашей
школе, по сути, система «ученик – ученику», также
способствует системе здоровьесберегающих
технологий. Наши волонтеры – это главным образом
учащиеся старших классов и некоторые дети из
среднего звена – участники кружка «Данко».
Они организуют по параллелям циклы мероприятий
на тему «Мое здоровье – в моих руках». Ребята
сами придумывают сценарии таких
мини-представлений, проводят по тестам
экспересс-диагностику, устраивают ролевые игры,
тематические театрализованные представления.
Проблема
|
На конференции в
Самаре обсудили проблемы образования
детей-инвалидов.
Целью этого мероприятия было
продвижение опыта совместного обучения детей с
разными физическими возможностями и
формирования региональной системы ранней помощи
ребенку с ограниченными возможностями и его
семье. В Самарской области проживает 13 тыс.
детей-инвалидов школьного возраста, и проблема
образования – одна из наиболее острых для них.
Среди учащихся с ограниченными возможностями
только 22% обучаются вместе со всеми в массовых
школах.
Работа по развитию инклюзивного
образования (совместное обучение детей с
инвалидностью и без) ведется в Самарской
губернии уже семь лет. В настоящее время
обсуждается целесообразность принятия
регионального закона об образовании детей с
особыми образовательными потребностями. Стоит
отметить, что подобный закон есть и успешно
действует уже в течение трех лет в
Санкт-Петербурге. |
Татьяна ДУДОВА,
директор ОУ СОШ № 5,
г. Сызрань
|