Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2007

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Методическая работа

Внутришкольная методическая деятельность и имидж педагога

Разработанный в нашей средней школе № 1 города Черногорска проект организации школьной методической службы предназначен для реализации в ОУ с малочисленным педагогическим коллективом. У нас 23 учителя-предметника, 1 социальный педагог, 1 психолог. Методические объединения предметников, в состав которых входило по 2–3 педагога, уже не могли эффективно решать проблемы развития школы. Поэтому и назрела необходимость в модернизации методической службы, которая бы отвечала запросам времени. Но для этого, прежде всего, необходимо создать среду, формирующую имидж современного педагога. Ведь говоря словами А.П. Чехова, «учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело»…

Прежде чем подробно познакомить коллег с содержанием нашей работы, кратко остановимся на некоторых тезисах.

Проблемы, решению которых будет способствовать наш проект

  • Для кого предназначен предлагаемый проект

Он адресован педагогическим коллективам, имеющим вышеперечисленные проблемы.

  • Цель проекта

Повышение результативности образовательного процесса через непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, информационной и методологической культуры, компетентности учителей. (См. также схему 1).

Схема 1

Схема 2

Основные задачи, которые могут быть решены с помощью проекта

Схема 3

Схема 4

Структура методической службы школы

Таблица

Распределение функций

Школьные подразделения

Функции управления методической работой

Руководитель

Педагогический совет

Определение стратегических направлений в методической работе школы

Директор школы

НМС

Реализация стратегических задач, выработка тактических решений, оценка эффективности методической работы

Заместитель директора по НМР

Социально-психологическая служба

Социализация учащихся

Социальный педагог

ШМО учителей начальных классов

Индивидуальная научно-методическая деятельность педагогов

Руководитель ШМО

Научно-исследовательская лаборатория

Лаборатория состоит из образовательных советов: гуманитарного, естественнонаучного, физико-математического, здоровьесберегающего. Изучение, обработка, исследование проблемных тем, работ

Кураторы образовательных советов

Кафедра творческой деятельности

Временные исследовательские коллективы. Апробирование проблемных работ

Временный руководитель

Внепредметная кафедра

НОУ «Эрудит», школьный пресс-центр «Эхо», музейная деятельность

Куратор

  • Ожидаемые результаты

Системное преобразование педагогической действительности за счет создания имиджа педагога, которое состоит из:

  • непрерывного повышения квалификации в рамках школы и вне школы;

  • роста профессионализма педагогов;

  • повышения качества знаний учащихся.

  • Обоснование актуальности проекта

Инновационная школа – такая школа, которая позволяет работающим в ней людям постоянно быть в движении, развиваться. Сложившаяся ситуация требует от учителя креативности как нормативного профессионального свойства. Это подтверждает все более частое звучание в педагогическом обиходе таких слов, как «новшество», «нововведение», «новация».

Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить, что она формируется личностью самого учителя. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого нужна действенная и эффективная структура методической службы в ОУ. Школьная методическая служба призвана донести до каждого учителя основные направления и принципы модернизации образования, создать условия для непрерывного освоения профессиональных знаний.

Любое обновление школы требует реконструкции не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти две стратегические линии должны идти параллельно по пути улучшения качества образования.

Именно рост компетентности, профессионализма учителя – одно из условий повышения качества образования. Мастерство, имидж современного педагога формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах. Следовательно, методическая работа – важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы.

В ОУ с малочисленными педагогическими коллективами существуют школьные методические объединения учителей (ШМО), в состав которых входят 2–3 предметника. Решение задач сводится чаще всего к проблемам преподавания одного предмета. Что несет такая практика?

  • Изучение узкого круга проблем, узких предметных методик.

  • Рассмотрение частных методик преподавания одного предмета.

  • Узкий круг профессионального общения.

  • Профессиональное одиночество творчески работающих педагогов из-за узкометодического разбора «правильности» того или иного урока.

Изменение структуры методической службы школы, которое заключается в преобразовании методического совета в научно-методический совет (НМС), а школьных методических объединений (ШМО) – в образовательные советы (ОС) ведет к:

  • изучению общеметодических подходов в образовании;

  • расширению интегративных связей и тематики научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся;

  • улучшению адаптации каждого учителя к научно-методической деятельности;

  • организации технологии педагогического взаимодействия;

  • возможности обсудить собственно педагогические действия, новые собственные методы преподавания, отточить их, сделать более эффективными;

  • накоплению информационно-методической базы преподавания предметов одного цикла (например, гуманитарного, естественнонаучного и т.д.).

  • Содержание проекта

Учитель станет успешным, если он теоретически грамотен, творчески активен, уверен в себе и своих силах, и если его труд по достоинству оценивается и морально, и материально.

Научно-методический совет нашей школы провел анкетирование с целью выявления отношения педагогов к нововведениям в школе и степени готовности учителей к реальному участию в инновационных процессах. Это было сделано для того, чтобы определить для каждого конкретного педагога (или группы педагогов) оптимальные виды помощи (повышение профессиональной компетентности) – персональную или групповую программу работы.

Итог исследования позволил нам увидеть проблемы в формировании мотивационной сферы учителей, и мы стали использовать эти данные как при индивидуальной деятельности, так и при планировании работы с коллективом по формированию собственной значимости каждого в успехах школы как ведущей мотивирующей силы.

Главным достижением проведенной модернизации стало объединение учителей разных предметов, создание новых творческих групп.

Научно-методические формирования

1. Социально-психологическая служба:

диагностика успешности учащихся; изучение проблем на уроках; диагностика воспитанности; социализация учащихся.

2. Предметные объединения (ШМО учителей начальных классов):

работа по темам самообразования; диагностика ЗУНов; творческая, познавательная деятельность учащихся и учителей; индивидуальная научно-методическая деятельность педагогов.

3. Научно-исследовательская лаборатория состоит из образовательных советов:

гуманитарного образования (русский язык, литература, история, обществознание, иностранный язык, изобразительное искусство);

естественнонаучного образования (биология, химия, география, краеведение, экология);

– физико-математического образования (математика, физика, технология, информатика);

– здоровьесберегающего образования (ОБЖ, физическая культура, спортивные секции).

Изучение, обработка, исследование проблемных тем, работ.

4. Кафедра творческой деятельности (интегративное образование) состоит из временно образующихся исследовательских коллективов. Апробирование проблемных работ.

5. Внепредметная кафедра:

  • НОУ;

  • Кружковая деятельность;

  • Школьный пресс-центр;

  • Краеведческая деятельность;

  • Малая академия искусств «Гармония».

Цели и задачи работы образовательных советов

1. Совет гуманитарного образования

Обладает особым потенциалом в формировании мировоззрения, в развитии духовно-нравственной личности, воспитании эстетической культуры, расширении позитивного социального опыта учащихся, в том числе, во внеурочное время в результате включения их в деятельность научного общества учащихся, клубов. Важным является развитие навыков работы с источниками, извлечение и переработка информации; формирование толерантности, гражданской позиции, эстетического вкуса, социальной мобильности в быстроменяющихся жизненных условиях.

2. Совет естественнонаучного образования

Ведущая идея – усиление его значения в области культуры. Освоение учащимися естественнонаучного метода познания; связь предметов естественнонаучного цикла и культуры общества. Среди задач – раскрытие нравственно-эстетических аспектов естественнонаучного знания, воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за экологическое благополучие планеты.

3. Совет физико-математического образования

Формирование представлений о значимости точных наук как части общественной культуры развития цивилизации в современном обществе.

4. Совет здоровьесберегающего образования

Формирование культуры здоровья и пропаганда здорового образа жизни, поддерживаемые на всех этапах общего образования и всеми участниками образовательного процесса.

Проблемные области:

  • охрана и укрепление здоровья;

  • формирование ЗОЖ;

  • воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Деятельность этого образовательного совета состоит в следующем:

– проведение валеологических исследований;

– оказание методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса;

– проведение медико-психолого-педагогических мероприятий по формированию готовности детей к обучению на различных стадиях учебно-воспитательного процесса, контроль за протеканием адаптации и своевременное проведение коррекции;

– организация и контроль за формированием у учащихся умений и навыков ЗОЖ; система тематических классных часов и родительских собраний с 1-го по 11-й классы.

Как видно, основой для решения задач образовательных советов является культурологическое образование.

Задачи научно-методических формирований:

– проведение обучающих семинаров;

– публикации научных, методических разработок, предъявление, показ и защита педагогического опыта, внедрение в педагогическую практику новых методик, технологий, программ и результатов экспериментов;

– проведение по согласованию с педагогами мониторинговых процедур;

– организация индивидуальной поддержки;

– осуществление научного анализа учебно-воспитательного процесса;

– разработка научных рекомендаций, документов, планов.

Нормативно-правовое обеспечение методической работы школы

– Конституция Российской Федерации.

– Закон РФ «Об образовании».

– «Федеральная программа развития образования», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.».

– Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Черногорска.

– Программа развития школы на период до 2009 г.

Локальные акты школы («Положение о научно-методическом совете школы», «Положение об образовательных советах школы», «Положение о кураторе образовательного совета», «Положение о методическом объединении учителей начальных классов», «Положение о здоровьесберегающем образовательном совете», «Положение о научном обществе учащихся “Эрудит”», «Положение о проекте “Работа учителя по самообразованию”», «Положение о проектной деятельности», «Положение о Книге почета», «Положение о временном творческом коллективе», «Положение о “Портфолио”» – индивидуальная накопительная папка для оценки педагогических достижений учителя, «Положение о педагогическом мониторинге», «Положение о проектной деятельности учителей по самообразованию» – научно-методическая конференция педагогов школы «Знания. Опыт. Поиск», «Положение о рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителей»).

Управленческие технологии

Для нас наиболее эффективными управленческими технологиями являются:

– педагогические советы;

– теоретические семинары (теоретическое обучение);

– семинары-практикумы (мастер-класс, сообщения с практическим показом на уроках);

– творческая гостиная;

– круглый стол;

– обсуждение современных образовательных технологий, достижений психолого-педагогической науки;

– научно-методическая конференция учителей «Знания. Опыт. Поиск»;

– обобщение передового опыта творчески работающих учителей (выпуск научно-методического журнала «Практика»);

– конкурс методических пособий для учащихся «Учимся учиться»;

– исследовательская и проектная деятельность учащихся под руководством педагогов в НОУ;

– «Педагогическое кафе».

Осуществлять основные функции методической службы помогает нам технология комплексного исследования деятельности учителя (автор В.М. Лизинский), а также:

методическая картотека на каждого учителя;

– «Портфолио» педагога, разработанное согласно Положению;

– «Оценочный лист профессиональной активности педагога»;

– Положение о рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителя.

Благодаря этим технологиям мы стараемся оценивать роль каждого члена педагогического коллектива в оптимизации образовательного процесса, в работе своего образовательного совета, эффективность системы повышения квалификации, удовлетворенность преподавателей собственной работой, степень привлечения общественности к деятельности школы.

Схема 5

Точки профессионального роста

Кроме того, мы считаем весьма полезным вовлекать в оценивание результатов работы педагогов наших учащихся. Для того, чтобы ребята смогли высказать свое мнение, НМС разработал следующие номинации:

  • «Имидж» (за элегантность и красоту);

  • «Искатель» (за творчество и новизну);

  • «Мастер» (за научность и профессионализм);

  • «Поддержка» (за сотрудничество и взаимопомощь);

  • Алмаз» (за объективность и неподкупность);

  • «Мудрость» (учитель жизни);

  • «Энергия» (за энергичность);

  • «Оптимизм» (за оптимистический подход к любому делу);

  • «Диалогичность» (за добродушие, понимание).

Важно оценить не только профессиональное мастерство педагога, но и позитивный имидж: ведь человеческий фактор – тоже критерий качества образования.

Сроки реализации проекта

Для того, чтобы решить поставленные задачи, требуется не менее трех лет работы. В нашем учебном заведении реализация данного проекта заложена в программу развития школы с 2006 по 2009 гг.

Одним из важных условий успешной реализации разработки является создание методического кабинета, оснащенного на современном уровне (компьютер, мультимедийное устройство, копировальная техника, методические журналы и т.д.).

Дополнительные возможности, которые открывает проект:

  • Повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.

  • Смена статуса ОУ.

  • Расширение дополнительных образовательных услуг.

  • Создание экспериментальной площадки на базе ОУ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Описание выполняемых работ

Ориентиры продвижения

1. 2006/2007 учебный год. Методическая тема: «Формирование потребности школьника в саморазвитии, самосовершенствовании через внедрение новых образовательных технологий»

2. 2007/2008 учебный год. Методическая тема: «Повышение качества знаний учащихся через внедрение новых образовательных технологий»

3. 2008/2009 учебный год. Методическая тема: «Роль учителя в формировании ключевых компетенций обучающихся»

Принципы деятельности

  • Принцип системности: соблюдение единства целей, задач, содержания и методов работы и мониторинга результативности.

  • Принцип преемственности: соблюдение преемственности планов развития, освоения новых образовательных технологий и инновационной деятельности.

  • Принцип толерантности: содействие в проявлении индивидуальности, поддержка инициативности, креативности и самоактуализации учителя.

  • Принцип доступности: обеспечение открытости, доступности, равных потенциальных возможностей профессионального роста каждому учителю.

Таблица

Основные шаги по реализации проекта

Мероприятие

Сроки выполнения

1.

Проведение анкетирования с целью выявления отношения педагогов к нововведениям в школе и степени готовности учителей к реальному участию в инновационных процессах

Май 2006 г.

2.

Анкетирование детей и родителей «Школа, в которой мы хотим учиться», «Школа, в которой мы хотим обучать своих детей»

Май 2006 г.

3.

Педсовет «Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения», где одним из основных решений было перевести методический совет в режим работы научно-методического совета – органа в управленческой структуре. Рассмотрение материалов по экспертизе и анализу современного урока

Август 2006 г.

4.

Разработка и утверждение структуры НМС, определение целей, задач, содержания, форм деятельности Образовательных советов.  Каждый ОС подчиняет план своей работы общему плану методической деятельности школы: ярмарка «Защита педагогических идей», создание методической картотеки находок, приемов на уроке и во внеклассной работе, методическая панорама, предметные недели, День науки и др. При разработке темы самообразования важно сориентировать и направить педагогов на решение общешкольных задач

Август 2006 г.

5.

Родительская ассамблея

Сентябрь 2006 г.

6.

Разработка нормативно-правового обеспечения методической работы школы

Сентябрь 2006 г.

7.

Создание школьного информационно-методического центра, в обязанность которого входит:

  • разработка и выпуск методических бюллетеней в помощь учителю;

  • выпуск информационной газеты «Пока все в школе»;

  • выпуск методических рекомендаций по реализуемым комплексно-целевым программам;

  • выпуск научно-методического журнала «Практика» с обобщением опыта творчески работающих учителей;

  • выпуск рекламных буклетов;

  • оформление материалов научно-методической конференции «Знания. Опыт. Поиск»;

  • выпуск информационно-методических материалов для сменного стенда

Сентябрь 2006 г.

8.

Разработка «Оценочного листа профессиональной активности педагога», Положения о рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителя, методической картотеки на каждого педагога. Это важно для повышения мотивации педагога, роста его самооценки, рефлексивной культуры

Сентябрь 2006 г.

9.

Создание каждым учителем своего «Портфолио» – индивидуальной накопительной папки для оценки педагогических достижений согласно разработанному Положению

Сентябрь–октябрь 2006 г.

10.

Разработка комплексно-целевых программ, выполнение которых является основой деятельности НМС:

  • «Создание технологичной информационно-образовательной среды школы»;

  • «Развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся»;

  • «Пирамида здоровья»;

  • «Мониторинг»;

  • Научное общество учащихся «Эрудит»

В начале учебного года

11.

Проведение теоретических, проблемных семинаров с обязательным закреплением на практике в виде показа урока или его части, мастер-класса, модельного урока, ролевой игры, тренинга, творческих гостиных, дебатов. С большой пользой прошли у нас дебаты со старшеклассниками на тему «Роль моего предмета в жизни ученика», творческая гостиная, посвященная педагогическим идеям Я. Корчака

В течение года по плану

12.

НОУ «Эрудит». В минувшем учебном году в его работе приняли участие 11 секций, где занимались 27% учащихся и 60% педагогов

Октябрь–май

13.

Ломоносовская конференция учащихся по защите исследовательских и проектных работ

Апрель

14.

Парад наук как завершающий этап деятельности НОУ за год

Май

15.

Неделя самостоятельной работы старшеклассников

Декабрь

16.

Научно-методическая конференция педагогов школы «Знания. Опыт. Поиск»

Январь 2007 г.

17.

Аттестация педагогических кадров на квалификационную категорию. Каждый аттестуемый учитель получает в подарок папку с материалами из опыта работы лучших педагогов РФ, подписку на методическое издание

По плану

18.

Проведение «Педагогического кафе» с целью создания комфортной эмоциональной и психологической среды общения, выявления человеческих талантов.
Каждый ОС готовит программу

День учителя, Новый год, 8 Марта

19.

Выбор вариативного образовательного маршрута, в рамках которого следует вести разработку научно-методического проекта.
Например, физико-математический образовательный совет выбрал вариативный образовательный маршрут «Работа с учащимися с пониженной учебной мотивацией и трудностями в обучении».
В течение учебного года он работает над научно-методическим проектом «Развитие критического мышления у детей с пониженной учебной мотивацией». Для защиты своего проекта образовательный совет выбирает разные формы (семинар, круглый стол, открытые уроки и т.д.)

Май 2007 г.

20.

Работа над научно-методическим проектом, его защита

В течение 2007/2008 уч. г.

21.

Поисково-исследовательская работа педагогического коллектива. Экспериментальная деятельность

2008/2009 уч. г.

22.

Аналитический этап работы. Самодиагностика школы. Переход в статус «Школа – лаборатория практической педагогики». Обобщение и распространение опыта работы, защита поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности педагогического коллектива

Май 2009 г.

Оксана КАНТЕЕВА, директор,
Любовь ДОСОВА, замдиректора по НМР,
Дина ГИЛЯЗТДИНОВА, замдиректора по УВР,
МОУ СОШ № 1,
г. Черногорск, Республика Хакасия
Рейтинг@Mail.ru