Профильное обучение
Сетевое взаимодействие как путь
развития
Причины, по которым возникает
необходимость в организации сетевого
взаимодействия между образовательными
учреждениями, очевидны для всех. Во-первых,
нынешние дети все чаще получают знания
не столько на уроках, сколько во внешкольном
пространстве. Кризис современной школы во многом
связан с тем, что ребенок может учиться в любой
точке мира, не выходя из дома, а грани основного и
базового образования сильно размылись.
Во-вторых, демографический спад ведет к
сокращению числа учащихся и к необходимости
проводить реструктуризацию ОУ. В-третьих,
сетевые формы взаимодействия экономичнее и
эффективнее…
Список этот можно продолжить. Учитывая
эти и другие причины, целью эксперимента на
территории Норильска Красноярского края стала
отработка моделей организации сетевого
взаимодействия образовательных учреждений, как
условие их успешного развития.
Были определены задачи организации
сетевого взаимодействия:
– создать единую образовательную
среду путем объединения усилий педагогов школ;
– повысить эффективность
использования ресурсного потенциала
образовательных учреждений;
– создать условия для социальной
успешности выпускников, формирования у них более
прочных знаний, умений, воспитания
нравственности, гражданственности.
При сетевом взаимодействии возникает
реальная вероятность для школ применять
образовательные ресурсы учреждений
дополнительного образования. Кооперация школ,
основанная на добровольном объединении их
возможностей, – это перспективное направление в
организации сети образовательных учреждений,
целью которого является повышение качества
образования. Таким образом не только сохраняются
полноценные школы, но и развивается система
договорных отношений между ОУ, происходит
становление правовой культуры в системе
образования.
А взаимодействие ОУ при реализации
профильного обучения без выделения лидера –
ресурсного центра (распределенный профиль) дает
импульс к развитию всех объединившихся учебных
заведений. При этом занятия по тем или иным
элективным курсам происходят в разных школах, в
зависимости от кадровых и ресурсных
возможностей. Именно эта модель и позволяет
реализовать многопрофильное обучение.
В нашей гимназии разработана
собственная сетевая модель организации
профильного обучения старшеклассников.
Остановимся на некоторых основных ее
составляющих.
1. Организация элективных профильных
курсов, направленных на подготовку выпускников к
поступлению в вуз («Проекционное черчение»,
«Методы построения графиков функций»,
«Политическая карта мира», «Headway-видео»,
«Организм как биосистема, его исследования»,
«Основы менеджмента», «Британия вчера, сегодня,
завтра», «Основы правовых знаний», «Культура
устной и письменной речи делового человека»,
«Алгоритмизация и программирование»,
«Фундаментальные законы физики», «Химия и
окружающая среда», «Компьютерная графика с
элементами AutoCAD»).
2. Внедрение программ «школа–вуз» для
решения проблемы оптимизации сегодняшней
системы профессионального образования и
довузовской подготовки. Согласно этим
программам, у нас заключены договоры с
Норильским индустриальным институтом,
Московским государственным университетом
инженерной экологии, Красноярским
государственным техническим университетом,
Санкт-Петербургским государственным
университетом, Санкт-Петербургским институтом
точной механики и оптики.
3. Работа консультационных пунктов для
гимназистов и адаптационных курсов для учащихся
образовательных учреждений города.
4. Разработка индивидуальных
образовательных маршрутов. Планирование
образовательного процесса на основе
индивидуальных учебных планов (ИУП) включает:
формирование перечня учебных предметов и курсов,
предлагаемых обучающимся; составление
индивидуальных учебных планов; составление
учебного плана общеобразовательного учреждения
на основе ИУП; формирование классов и
межклассных групп; составление расписания для
учителей и каждого обучающегося.
Недостаток собственных ресурсов в
предоставлении необходимых образовательных
услуг мы компенсируем за счет возможностей
образовательной сети, куда входят и учреждения
дополнительного образования детей.
При составлении ИУП учитывается и
фиксируется образовательная деятельность
обучающегося вне класса (заочные и очные школы,
занятия на курсах, в образовательных центрах,
учреждениях дополнительного образования,
музыкальных, спортивных школах, школах
искусства, дистанционное обучение и т.д.).
Внеурочная деятельность дополняет и подкрепляет
ИУП, создает условия для социальной практики
обучающихся, проб в выбранном профиле и
профессии, проектной и исследовательской
деятельности.
Чтобы соблюсти все обязательства во
время обучения, между заинтересованными
сторонами заключается Соглашение о
предоставлении образовательных услуг по ИУП,
определяющее права и обязанности ученика,
родителей (лиц их заменяющих), администрации и
педагогического коллектива школы.
5. Опытно-экспериментальная
деятельность. В гимназии наряду с традиционными
факультативными курсами организуются курсы по
выбору для девятиклассников и элективные курсы
для учащихся 10–11-х классов. Особое внимание мы
уделяем интегрированным курсам, способствующим
повышению интереса школьников к разным
предметам, стимулирующим познавательную
деятельность, усиливающим практическую
ориентацию образовательного процесса.
Межпредметная интеграция направлена не только
на формирование общих знаний учащихся об
окружающем мире и деятельности человека, но и на
эффективное создание условий для
самоопределения, саморазвития и самореализации
детей с высоким уровнем обученности, способных
переключаться с одного вида деятельности на
другой, обладающих обширными коммуникативными
умениями и навыками, ориентированных на
дальнейшее самостоятельное повышение
образовательного уровня.
В гимназии было апробировано
несколько интегрированных элективных курсов.
В частности, интегрированный курс «Моделирование
биохимических процессов» (биология–химия)
преподавался в выпускных классах
естественнонаучного профиля. Используемая
блочно-модульная технология, оптимальное
сочетание теоретического материала с
практическим его применением и системой
проверки усвоенных знаний позволяют подготовить
старшеклассников к успешной сдаче выпускных
экзаменов по биологии и химии и поступлению в
вузы естественнонаучного направления.
Исходя из того, что построение
учеником индивидуального учебного плана,
связанное с выбором предметов, обеспечивает
значительно больший образовательный эффект, был
проведен опрос среди будущих десятиклассников.
Результатом анкетирования явилось
создание следующих интегрированных элективных
курсов:
– «Издательское дело» (русский
язык–информатика);
– «Практика литературного перевода»
(английский язык–русский язык–литература);
– «Физическая химия» (физика–химия);
– «Моделирование математических
задач на компьютере», «Численные методы решения
задач на компьютере» (математика–информатика);
– «Решение задач с производственным
содержанием на компьютере»
(экономика–информатика).
На базе гимназии была открыта
опытно-экспериментальная площадка «Элективные
интегрированные курсы в инновационном
образовательном учреждении как условие
эффективного профильного обучения
старшеклассников», позволяющая организовать
взаимодействие различных предметных областей в
рамках вариантного компонента базисного
учебного плана.
Чтобы полностью удовлетворить свои
познавательные потребности, учащиеся должны
иметь возможность изучать интересующие их
предметы из других профилей, поэтому наша
гимназия активно участвует в городском сетевом
взаимодействии. Так как модель сетевого
взаимодействия предполагает оказание
образовательной услуги для ученика более чем
одним ОУ, профильное обучение гимназистов
построено также за счет целенаправленного и
организованного привлечения образовательных
ресурсов других школ, а именно, № 20, 33, 43,
соответственно, по русскому языку, истории,
биологии.
Большое внимание уделяется и
информатизации системы образования как
инструменту сетевого взаимодействия ОУ.
Информационно-образовательный центр гимназии
включает пресс-центр, центр самообразования
учащихся и педагогов (на базе Интернет-площадки),
дистанционное образование детей по выбранным
ими предметам, информационно-библиотечный центр,
Интернет-площадку.
Кроме этого, гимназисты принимают
активное участие в работе редакции школьной
газеты, студий (музыкальной, анимационной,
компьютерной графики, детского компьютерного
творчества); в проектной деятельности; ребята
задействованы в сетевых образовательных и
телекоммуникационных проектах; получают
дополнительное образование по
информационно-коммуникационным технологиям
(организация элективных курсов, социальной
практики для предпрофильной подготовки
учащихся).
Для налаживания сетевого
взаимодействия в рамках программы по
информатизации системы образования в гимназии
создан комплекс информационных технологий,
состоящий из:
– учебного компьютерного комплекса
(изучение информационных технологий и введение в
учебный процесс компьютерных средств обучения);
– информационного аналитического
центра (внедрение информационных технологий в
систему управления образовательным процессом);
– центра сетевых технологий
(управление информационными потоками);
– а также пресс-центра, аналитического
отдела, издательского отдела, детского
информационного агентства (детская газета, школа
журналистики, видеостудия, телевидение,
Интернет-клуб).
В настоящее время творческая группа и
администрация гимназии работают над созданием
совместного авторского сетевого проекта, так как
наш опыт показывает, что это наиболее адекватный
способ позиционирования инновационных
образовательных программ.
Светлана БАГИНА,
замдиректора
по учебно-воспитательной работе,
МОУ «Гимназия № 48 (многопрофильная)»,
г. Талнах,
Красноярский край
|