Внутришкольный мониторинг
Спроектировать перемены
Необходимые изменения в содержании
общего образования, в его организации, во
взаимоотношениях школы и социума предполагают
перемены в управлении образованием на всех
уровнях, включая управление образовательным
учреждением (ОУ). Мы поговорим об изменениях
управленческой деятельности в условиях
профильного обучения в гимназии.
Образовательное пространство
профильной школы – это такое пространство, в
котором отпала необходимость принимать
управленческие решения через тотальный
контроль. Это четко продуманная система
внутришкольного педагогического мониторинга,
которая обеспечит непрерывное отслеживание
состояния профильного обучения, своевременную
корректировку и прогнозирование его развития.
Мониторинг – целенаправленная,
целостная, внутренне организованная программа
отслеживания, измерения отдельных показателей
на уровне системы.
Задачи мониторинга образовательного
процесса:
осуществление государственного
контроля за ходом реализации нормативных
документов и программ;
организация, сбор, обработка,
распространение информации о динамике,
состоянии, уровне качества образования;
выявление эффективности
управленческих решений, их влияние на изменение
качества образования.
Задачи управленца в связи с
организацией системы мониторинга:
создание условий для формирования
структуры мониторинга;
обеспечение функционирования этой
системы;
выявление динамики и уровня качества
образования, прогнозирование развития системы
образования на основе результатов
мониторинговых исследований.
Проектирование управленческой
деятельности в условиях профильного обучения в
гимназии – это создание
педагогического мониторинга, практика развития
которого включает:
отбор направлений, объектов
мониторинга;
проведение отслеживаний по каждому
направлению на диагностической основе;
обобщение и анализ результатов,
принятие управленческих решений.
Основными направлениями мониторинга
у нас в гимназии в течение одного учебного года
были:
обновление содержания;
освоение новых технологий;
повышение квалификации учителей;
организация промежуточной и итоговой
аттестации;
ресурсное обеспечение
образовательного процесса;
социальная защита учащихся и
учителей.
Остановимся несколько подробнее на
структуре каждого из этих направлений. Ведь от
того, насколько точно педагогический коллектив
обозначит для себя составные части мониторинга,
зависит будущее развитие и успех любого ОУ.
Обновление содержания:
введение изменений в образовательную
программу гимназии;
конструирование учебного плана с
учетом социального заказа родителей и учащихся;
изменение, расширение и апробация
образовательных стандартов с учетом профильного
обучения;
экспертиза научно-методического
обеспечения реализуемых программ;
создание рабочих программ учителей;
создание элективных курсов (10 кл.),
краткосрочных курсов по выбору (9 кл.).
Освоение новых технологий:
апробация новых технологий (ИКТ, ТПД);
обновление современных технологий с
учетом профильного обучения (КСО, ОДИ, ТРИЗ и т.д.);
отслеживание эффективности
педагогических технологий;
учет и оценка результатов обучения
при внедрении новых технологий.
Повышение квалификации учителей:
планирование и организация
опытно-экспериментальной работы;
организация повышения квалификации
учителя (самообразование, творческие группы,
семинары, обучение ХРИПК и ПРО);
развитие структуры методической
службы (КНМЦ).
Организация промежуточной и
итоговой аттестации:
Ресурсное обеспечение
образовательного процесса:
создание психолого-педагогической
базы по изучению профильной ориентации учащихся
и педагогов;
корректировка структуры управления и
управленческого цикла ОУ;
профессиональная компетентность
учителя;
материально-техническое оснащение
образовательного процесса.
Для управления качеством образования
можно выделить следующие показатели
гимназического мониторинга:
достижения учащихся (результаты
образовательного процесса);
изменения в образовательном процессе
(показатели качества образовательного процесса);
уровень компетентности педагогов;
ресурсное обеспечение
образовательного процесса;
взаимодействие гимназии с другими
учреждениями;
взаимодействие гимназии с
родителями.
Социальная защита учащихся и
учителей:
комплектование классов на основе
психолого-педагогического диагностирования;
развитие сферы дополнительного
образования;
организация работы с одаренными
детьми (программа «Новая формация»);
введение новых форм образования
(дистанционное обучение).
Сегодня, на наш взгляд, необходимо
разрабатывать рекомендации по организации
мониторинговых исследований на уровне гимназии,
потому что проанализировать результаты
образовательной ситуации в ОУ может только само
учебное заведение. Таким образом, программа
управленческой деятельности в профильной школе
в один из учебных годов у нас представляла
мониторинг образовательной деятельности,
который состоит из:
изучения мнения учащихся, родителей о
целесообразности внедрения предпрофильной
подготовки и профильного обучения;
пересмотра функциональных
обязанностей управленческого персонала
(введение новой должности);
приведения в систему нормативного
образования (корректировка локальных актов);
создания базы
психолого-педагогического мониторинга;
осуществления педагогического
мониторинга, ресурсного обеспечения
образовательного процесса;
обеспечения отслеживания
результативности введения системы
предпрофильной подготовки и профильного
обучения;
обновления направлений методической
работы, введения приоритетных видов
деятельности, связанных с особенностями
предпрофильной подготовки и профильного
обучения, с новыми формами итоговой аттестации (9
кл.).
Для управления профильной школой мы
создали в своей гимназии совет. Кроме членов
совета в педагогическом мониторинге участвуют
также учителя-предметники, учащиеся и их
родители.
Осуществляя проектирование
управленческой деятельности в профильной школе,
необходимо учитывать условия эффективного
управления:
коллегиальный стиль управления;
корпоративная культура персонала;
достоверная информация о динамике
состояния объектов управления.
Важно знать, что механизмом управления
является мониторинг компонентов
образовательного процесса профильной школы с
целью выявления их соответствия прогнозируемым
результатам и своевременному регулированию и
коррекции.
Основой этой работы, по нашему мнению,
являются индикаторы (доступные наблюдению и
измерению характеристик изучаемого объекта)
мониторинга качества управления
образовательным процессом в профильной школе.
Рассмотрим некоторые из таких индикаторов.
1. Общественный имидж
образовательного учреждения:
стабильность побед учащихся в
интеллектуальных марафонах, конкурсах,
олимпиадах, соревнованиях и т.п. различных
уровней;
успешность социальной адаптации
выпускников учреждения;
обеспеченность квалифицированными
педагогическими кадрами;
полнота набора в начальные классы;
вариативность образовательного
процесса;
цитируемость позитивного опыта в СМИ.
2. Инновационность образовательной
политики:
способность генерировать и
поддерживать прогрессивные идеи;
практическая реализуемость
инноваций;
социокультурная направленность
опережающего образования;
адаптация современных
управленческих и образовательных технологий;
открытость опыта для трансляции
другим образовательным учреждениям.
3. Корпоративность педагогического
управления:
соблюдение баланса интересов всех
субъектов образовательной деятельности
(учащихся, учителей, родителей);
публичная доступность и прозрачность
информации о стратегических планах и методах
решения проблем;
коллегиальный характер принятия
управленческих решений;
сплоченность административной
команды;
участие общественности в
осуществлении мониторинга качества;
включенность персонала в проведение
коллективных творческих дел.
4. Социальное обеспечение:
наличие развитой и хорошо
функционирующей инфраструктуры для сотрудников;
обеспеченность здоровьесберегающими
условиями педагогического труда;
действенность работы профсоюза;
подготовка нового поколения
педагогических кадров;
регулярность повышения квалификации
персонала.
5. Финансово-коммерческая сфера:
качество управления ресурсами;
прозрачность финансовой отчетности;
взаимоотношения с партнерами и
социальными заказчиками;
освоение новых видов образовательных
услуг и бизнеса.
Предложенные индикаторы, на наш
взгляд, можно использовать для оценки
эффективности управления не только в профильной
школе, но и для самоаттестации образовательного
учреждения в целом.
Вера ШВЕЦОВА,
замдиректора МОУ «Гимназия»,
г. Абакан
|