Рецензии
Школа молодого учителя: система
работы с молодыми специалистами / авт.-сост. Л.А.
Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова.
– Волгоград: Учитель, 2007
«Давайте свое тепло, ласку
не тем, кто на них напрашивается или кто вам
нравится, а тем, кому это особенно необходимо».
|
Согласно статистическим данным
(которые приводят в том числе и авторы данной
книги), средний возраст педагогических
коллективов составляет 40–45 лет. И перед
руководителями ОУ одной из первостепенных
является задача не просто привлечения молодых
специалистов, но и удержания их на
педагогическом поприще.
И хотя директора школ понимают, что
начинающие педагоги нуждаются в опеке со стороны
опытных коллег, нередко наставничество сводится
либо к патетическим декларациям о благородстве
учительского труда, либо к нравоучениям. Хочется
надеяться, что это методическое пособие поможет
организовать общение с молодыми специалистами
таким образом, что они не только обретут навыки
профессиональной деятельности, но и поверят в то,
что действительно нужны школе.
Брошюра состоит из двух разделов. В
первом речь идет о системе работы с начинающими
педагогами: как привлечь в школу молодого
специалиста; как помочь ему адаптироваться в
педагогическом коллективе; как организовать
школу молодого учителя (ШМУ); каким может быть
примерный план ее работы. Эти сведения
необходимы прежде всего школьной администрации
и тем педагогам, которые будут поддерживать
молодого учителя.
Второй раздел – «Формирование
профессиональной компетентности молодого
педагога» – содержит в себе информацию, полезную
самим начинающим учителям. Здесь молодые
специалисты узнают, как разработать
календарно-тематическое планирование; какие
бывают уроки; как методически грамотно
подготовить и провести урок и его
проанализировать; как заполнять классный журнал.
Тут же можно почерпнуть сведения о своих правах и
обязанностях и правилах оформления учебного
кабинета. В то же время информация о
педагогических технологиях – структуре,
классификации и видах – полезна всем без
исключения учителям, поскольку порой даже
опытные из них затрудняются ответить на вопрос,
какими же технологиями они пользуются.
Не обошли авторы стороной и такой
серьезный вопрос как диагностика
профессиональной компетентности учителя.
Молодым специалистам предлагается посмотреть в
«зеркало профессиональной диагностики» и с
помощью ответов на вопросы типа «Как часто
начатое дело вам удается довести до логического
конца?» «определить степень своей
профессиональной успешности». Подобные «взгляды
в зеркало», наверное, не бесполезны для развития
профессиональной рефлексии, но отнюдь не для
оценивания собственной успешности. Неадекватное
представление о своих профессиональных
возможностях – причем как в сторону их
завышения, так и занижения – своим результатом
нередко имеет закрепление неправильного
суждения о себе как учителе.
Помещенные в конце издания «Приложения»
носят практический характер – они указывают на
те стороны работы молодого специалиста, на
которые следует обратить внимание школьной
администрации.
Все вышесказанное может кому-то
показаться хорошо знакомым, так как данное
пособие рассчитано на тех, кто до сих пор не
сталкивался в профессиональной деятельности с
молодыми специалистами. Иначе говоря, это –
«школа молодого администратора, работающего с
молодым учителем».
Марина СТЕПАНОВА
|