Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2007

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Школа молодого учителя: система работы с молодыми специалистами / авт.-сост. Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова.

– Волгоград: Учитель, 2007

«Давайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо».

Согласно статистическим данным (которые приводят в том числе и авторы данной книги), средний возраст педагогических коллективов составляет 40–45 лет. И перед руководителями ОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще.

И хотя директора школ понимают, что начинающие педагоги нуждаются в опеке со стороны опытных коллег, нередко наставничество сводится либо к патетическим декларациям о благородстве учительского труда, либо к нравоучениям. Хочется надеяться, что это методическое пособие поможет организовать общение с молодыми специалистами таким образом, что они не только обретут навыки профессиональной деятельности, но и поверят в то, что действительно нужны школе.

Брошюра состоит из двух разделов. В первом речь идет о системе работы с начинающими педагогами: как привлечь в школу молодого специалиста; как помочь ему адаптироваться в педагогическом коллективе; как организовать школу молодого учителя (ШМУ); каким может быть примерный план ее работы. Эти сведения необходимы прежде всего школьной администрации и тем педагогам, которые будут поддерживать молодого учителя.

Второй раздел – «Формирование профессиональной компетентности молодого педагога» – содержит в себе информацию, полезную самим начинающим учителям. Здесь молодые специалисты узнают, как разработать календарно-тематическое планирование; какие бывают уроки; как методически грамотно подготовить и провести урок и его проанализировать; как заполнять классный журнал. Тут же можно почерпнуть сведения о своих правах и обязанностях и правилах оформления учебного кабинета. В то же время информация о педагогических технологиях – структуре, классификации и видах – полезна всем без исключения учителям, поскольку порой даже опытные из них затрудняются ответить на вопрос, какими же технологиями они пользуются.

Не обошли авторы стороной и такой серьезный вопрос как диагностика профессиональной компетентности учителя. Молодым специалистам предлагается посмотреть в «зеркало профессиональной диагностики» и с помощью ответов на вопросы типа «Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?» «определить степень своей профессиональной успешности». Подобные «взгляды в зеркало», наверное, не бесполезны для развития профессиональной рефлексии, но отнюдь не для оценивания собственной успешности. Неадекватное представление о своих профессиональных возможностях – причем как в сторону их завышения, так и занижения – своим результатом нередко имеет закрепление неправильного суждения о себе как учителе.

Помещенные в конце издания «Приложения» носят практический характер – они указывают на те стороны работы молодого специалиста, на которые следует обратить внимание школьной администрации.

Все вышесказанное может кому-то показаться хорошо знакомым, так как данное пособие рассчитано на тех, кто до сих пор не сталкивался в профессиональной деятельности с молодыми специалистами. Иначе говоря, это – «школа молодого администратора, работающего с молодым учителем».

Марина СТЕПАНОВА
Рейтинг@Mail.ru