Рецензии
Организация профильного обучения
в средней школе: нормативы, планирование,
рекомендации / сост. Н.В. Ширшина.
– Волгоград: Учитель, 2007
«…профильное обучение не
есть синоним …стихийного количественного роста
вариативности обучения и степени его
дифференциации в старших классах».
|
Введение профильного обучения
– пока что в порядке эксперимента –
оценивается неоднозначно как рядовыми
педагогами, так и школьной администрацией.
Наряду с одобрением нередко высказываются и
принципиальные возражения, на которые не всегда
находится достойный ответ. Причина этого кроется
не только в том, что нужно переписывать учебные
программы и перестраивать учебные планы, но
прежде всего в непонимании целесообразности тех
изменений, которые декларируются как позитивные.
Данное методическое пособие не
претендует на всесторонний и глубокий анализ
особенностей профильного обучения – об этом
пока что говорить преждевременно в силу
недостаточности накопленного опыта
профилизации школы. Но оно помогает разобраться
в организационных аспектах профильной школы (это
нашло отражение в заглавии книги), что абсолютно
необходимо на первых этапах введения
профильного обучения в любом ОУ. Именно поэтому
издание, о котором идет речь, представляет
интерес прежде всего для школьной администрации
и тех, кто имеет непосредственное отношение к
созданию профильных классов.
В брошюру вошли нормативные федеральные
документы по вопросам профильного и
предпрофильного обучения. В частности,
«Концепция профильного обучения на старшей
ступени общего образования» (одобрена в 2002 году).
На первый взгляд, положения «Концепции…»
настолько просты, что не нуждаются во
внимательном изучении. Это не совсем так. С
одной стороны, основные идеи «Концепции…»
действительно хорошо знакомы педагогам и
неоднократно обсуждались в педагогической
среде, но, с другой, негативный опыт создания
профильных классов нередко обусловлен именно
пренебрежительным отношением к законодательным
актам.
Достаточно привести один пример. Что
такое элективные курсы и как они соотносятся с
профильными общеобразовательными предметами –
вопрос, лишь кажущийся несложным, а на самом деле
требующий серьезного обдумывания. Также нелишне
обратить внимание руководителей школ на
положение «Концепции…» о том, что не исключается
дальнейшее развитие универсальных
(непрофильных) школ, классов и
специализированных общеобразовательных
учреждений.
К сожалению, составители пособия не
посчитали нужным обсудить положения
«Концепции…» для того, чтобы обратить внимание
читателей на те из них, которые могут быть
по-разному интерпретированы.
Книга содержит в себе материалы,
отражающие опыт введения профильного обучения. В
частности, полезными могут оказаться разработки
педагогов волгоградской гимназии по организации
предпрофильной подготовки девятиклассников,
модель профильного обучения в старших классах
малочисленной школы.
Весьма вероятно, что в дальнейшем ныне
существующая модель профильной школы дополнится
и изменится, в результате чего будет создана
новая, теоретически и практически обоснованная
«Концепция профильного обучения». И потому
ознакомление с идеями организации профильной
школы (хотя бы и с чисто прагматическими целями) с
помощью данного пособия будет совсем нелишним.
Марина СТЕПАНОВА
|