Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2007

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Организация профильного обучения в средней школе: нормативы, планирование, рекомендации / сост. Н.В. Ширшина.

– Волгоград: Учитель, 2007

«…профильное обучение не есть синоним …стихийного количественного роста вариативности обучения и степени его дифференциации в старших классах».

Введение профильного обучения – пока что в порядке эксперимента – оценивается неоднозначно как рядовыми педагогами, так и школьной администрацией. Наряду с одобрением нередко высказываются и принципиальные возражения, на которые не всегда находится достойный ответ. Причина этого кроется не только в том, что нужно переписывать учебные программы и перестраивать учебные планы, но прежде всего в непонимании целесообразности тех изменений, которые декларируются как позитивные.

Данное методическое пособие не претендует на всесторонний и глубокий анализ особенностей профильного обучения – об этом пока что говорить преждевременно в силу недостаточности накопленного опыта профилизации школы. Но оно помогает разобраться в организационных аспектах профильной школы (это нашло отражение в заглавии книги), что абсолютно необходимо на первых этапах введения профильного обучения в любом ОУ. Именно поэтому издание, о котором идет речь, представляет интерес прежде всего для школьной администрации и тех, кто имеет непосредственное отношение к созданию профильных классов.

В брошюру вошли нормативные федеральные документы по вопросам профильного и предпрофильного обучения. В частности, «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (одобрена в 2002 году). На первый взгляд, положения «Концепции…» настолько просты, что не нуждаются во внимательном изучении. Это не совсем так. С одной стороны, основные идеи «Концепции…» действительно хорошо знакомы педагогам и неоднократно обсуждались в педагогической среде, но, с другой, негативный опыт создания профильных классов нередко обусловлен именно пренебрежительным отношением к законодательным актам.

Достаточно привести один пример. Что такое элективные курсы и как они соотносятся с профильными общеобразовательными предметами – вопрос, лишь кажущийся несложным, а на самом деле требующий серьезного обдумывания. Также нелишне обратить внимание руководителей школ на положение «Концепции…» о том, что не исключается дальнейшее развитие универсальных (непрофильных) школ, классов и специализированных общеобразовательных учреждений.

К сожалению, составители пособия не посчитали нужным обсудить положения «Концепции…» для того, чтобы обратить внимание читателей на те из них, которые могут быть по-разному интерпретированы.

Книга содержит в себе материалы, отражающие опыт введения профильного обучения. В частности, полезными могут оказаться разработки педагогов волгоградской гимназии по организации предпрофильной подготовки девятиклассников, модель профильного обучения в старших классах малочисленной школы.

Весьма вероятно, что в дальнейшем ныне существующая модель профильной школы дополнится и изменится, в результате чего будет создана новая, теоретически и практически обоснованная «Концепция профильного обучения». И потому ознакомление с идеями организации профильной школы (хотя бы и с чисто прагматическими целями) с помощью данного пособия будет совсем нелишним.

Марина СТЕПАНОВА
Рейтинг@Mail.ru