Дети-инвалиды
Директор, спасите «нелегалов»
Случайное совпадение или продуманная
политика? Все чаще в прессе стал заходить
разговор об обучении детей-инвалидов среди
здоровых детей, и тут же в вагонах московского
метро (одном из самых действенных
рекламоносителей) появляются плакаты,
разъясняющие суть инклюзивного образования:
«Это обучение больного ребенка
в общеобразовательной школе, где будут учтены
его индивидуальные особенности». Может быть, мы
стали двигаться в нужном направлении?..
Во всем мире школу не посещают 115 млн.
человек, из них 40 млн. – дети с ограниченными
возможностями здоровья. То есть вопрос
инклюзивного образования остро стоит не в одной
России. Но поговорим о нас…
Два года назад UNICEF (Детский фонд ООН)
выпустил в свет доклад о положении таких детей в
странах СНГ. В частности там говорилось: «На
протяжении десятилетий в бывшем Советском Союзе
огромное число детей с ограниченными
возможностями помещалось в государственные
учреждения. И эта практика продолжилась в
постсоветский период. С самого раннего возраста
дети отрезаны от своих семей, общества и часто
воспитываются изолированно в
специализированных учреждениях».
Комментируя данные слова, руководитель
UNICEF в России и Беларуси Карел де рой замечает:
«Мы знаем, что это делается с наилучшими
намерениями, но не всегда совпадает с интересами
ребенка. Опыт, накопленный в других странах,
говорит о возможности положить конец
создавшемуся положению путем внедрения
инклюзивного образования в школы и предложения
других услуг».
Между
прочим…
|
Расчеты показывают,
что инклюзивное образование не так затратно, как
можно было бы предположить. Как ни странно, можно
говорить даже о некоторой экономии средств:
существенная часть родителей наверняка выберет
обучение в обычной школе, а создание специальных
образовательных условий в ней – существенно
дешевле интернатного содержания. |
Уже неоднократно Комитет по правам
ребенка рекомендовал российскому правительству
развивать в школах эту систему, так как в
Конвенции о правах ребенка четко говорится о
необходимости соблюдать права детей с
ограниченными возможностями: к примеру,
обеспечивать здоровым и больным школьникам
равные возможности; стараться ограничивать
направление детей в школы-интернаты, если на то
нет веской причины и т. д. Но, к сожалению, для
большинства семей двери обычных,
общеобразовательных школ по-прежнему закрыты.
Карел де Рой оптимистично смотрит на
проблему. Он участвовал в конференции,
посвященной идее превращения Москвы «в город,
доброжелательный к ребенку». И собравшиеся
пришли к единому мнению, что школы должны быть
открыты для всех, ведь только инклюзивное
образование, во-первых, реализует права детей, а
во-вторых, способствует уменьшению
предрассудков и страхов, способствует
установлению дружеских отношений, пониманию и
уважению больного ребенка среди сверстников.
Чтобы вопрос инклюзивного образования
сделать приоритетным в социальной повестке дня,
немалые усилия прилагает Российская
общественная организация инвалидов
«Перспектива». Она партнер UNICEF, и сообща они
поддерживают четыре школы в Москве, стремясь
сделать их «инклюзивными» ОУ. Это достигается
посредством повышения осведомленности учителей,
детей и родителей, создание инклюзивных
образовательных ресурсов для преподавателей и
их обучение.
В этом году по схожей программе будет
создаваться подобная школа в столице Бурятии
Улан-Удэ. Высказали заинтересованность
двигаться в подобном направлении и власти
Махачкалы и Карелии. По словам юриста
«Перспективы» Светланы Котовой, уже в 16-ти
регионах России они нашли партнеров –
общественные организации объединяются в
коалицию, выступающую за образование «для всех».
Светлана Юрьевна приводит примеры из
жизни детей-инвалидов, лишенных полноценного
обучения.
…В одном московском интернате
соцзащиты живет мальчик Ваня. У него синдром
Дауна. Ване восемь лет, а выглядит на четыре. Он
научился ходить только несколько месяцев назад.
И то потому, что пришла женщина, которой было
интересно, может ли педагог что-нибудь сделать с
таким ребенком. Она позанималась с ним всего
несколько занятий, и Ваня начал ходить. В
остальное же время мальчик сидит в кроватке с
железными прутьями. Он никому не нужен, хотя
вроде бы нянечки меняют белье и кормят. Правда,
кормление выглядит своеобразно: кладут Ваню на
спину, открывают ему рот и заливают туда пюре.
Никого не волнует, что Ваня может есть ложкой.
Сыт? И довольно. А когда он вырастет, то пойдет
в дом-интернат для инвалидов, где его и кормить
никто не будет.
…Другая история. У Оли нарушение
опорно-двигательного аппарата, она
передвигается на инвалидной коляске. И для того
чтобы дать образование, у родителей был выбор:
согласиться на надомное обучение или бороться и
уговорить администрацию соседней школы принять
их дочь. Удался второй вариант: Оля прекрасно
учится в школе. Но проблема, разумеется, в том, что
в здании нет подъемника. И сейчас «Перспектива»
помогает Олиным родителям собрать на него
немалые деньги.
…Мама Миши, у которого синдром Дауна,
хочет отдать его в простой детский сад, а потом в
такую же школу. Но члены медицинской комиссии,
получавшие образование лет тридцать–сорок
назад, когда представления о синдроме Дауна были
совершенно иными, чем сейчас, выносят вердикт
после десяти минут осмотра: такие дети
необучаемы, из Миши ничего не получится, в тот
детский сад ему нельзя. И мама тратит два часа в
день на дорогу в специализированное ОУ. Юристы
«Перспективы» обратились в суд с попыткой
обязать органы управления образованием создать
необходимые Мише условия в обычном детском саду.
В ответ работники суда услышали: «А в каком
законе у нас это четко прописано? Покажите норму
– будем делать».
«Смотря на эти случаи, – говорит
Светлана Котова, – возникает вопрос: у нас любой
человек имеет право жить в обществе или есть
группы детей, которых мы видеть не хотим? Я
уверена, что готовящийся в Госдуме закон поможет
всем этим трем ребятам. Он позволит развиваться
различным формам получения образования, а
родитель как главный эксперт по отношению к
своему ребенку сделает выбор. Конечно, есть
школы, которые берут больных детей, но эти
ученики находятся на нелегальном положении.
Закон поможет ОУ закрепить официальный статус
этих детей и обеспечит финансирование на такого
ребенка (в специализированной школе за него
платили бы в десять раз больше)».
«Закон
для человека»
|
«Я имею ребенка с
синдромом Дауна, и мое участие в рабочей группе,
готовившей законопроект об инклюзивном
образовании, было продиктовано личной
заинтересованностью, – рассказывает президент
Межрегиональной общественной организации
инвалидов «Общество “Даун-синдром”» Сергей
Колосков. – Надо отметить, что в отличие от
очень многих законов этот документ создавался
современным путем: рабочая группа включала
представителей и Совета Федерации, и Госдумы, и
Минобрнауки, и организации инвалидов
«Перспектива», и родителей больных детей. То есть
пошли демократическим путем создания
законодательного акта, и возник законопроект для
человека, а не власти, которой захотелось что-то
написать.
Закон – шаг на пути создания новой
школы, так как речь не может идти об
автоматическом включении ребенка-инвалида в
существующую школу – жесткую, казарменную. А
новый документ сдвигает с мертвой точки это
состояние школы, о котором постоянно говорится,
но мало что меняется». |
Инна АЛЕЙНИКОВА
|