Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2007

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Дети-инвалиды

Директор, спасите «нелегалов»

Случайное совпадение или продуманная политика? Все чаще в прессе стал заходить разговор об обучении детей-инвалидов среди здоровых детей, и тут же в вагонах московского метро (одном из самых действенных рекламоносителей) появляются плакаты, разъясняющие суть инклюзивного образования: «Это обучение больного ребенка в общеобразовательной школе, где будут учтены его индивидуальные особенности». Может быть, мы стали двигаться в нужном направлении?..

Во всем мире школу не посещают 115 млн. человек, из них 40 млн. – дети с ограниченными возможностями здоровья. То есть вопрос инклюзивного образования остро стоит не в одной России. Но поговорим о нас…

Два года назад UNICEF (Детский фонд ООН) выпустил в свет доклад о положении таких детей в странах СНГ. В частности там говорилось: «На протяжении десятилетий в бывшем Советском Союзе огромное число детей с ограниченными возможностями помещалось в государственные учреждения. И эта практика продолжилась в постсоветский период. С самого раннего возраста дети отрезаны от своих семей, общества и часто воспитываются изолированно в специализированных учреждениях».

Комментируя данные слова, руководитель UNICEF в России и Беларуси Карел де рой замечает: «Мы знаем, что это делается с наилучшими намерениями, но не всегда совпадает с интересами ребенка. Опыт, накопленный в других странах, говорит о возможности положить конец создавшемуся положению путем внедрения инклюзивного образования в школы и предложения других услуг».

Между прочим…

Расчеты показывают, что инклюзивное образование не так затратно, как можно было бы предположить. Как ни странно, можно говорить даже о некоторой экономии средств: существенная часть родителей наверняка выберет обучение в обычной школе, а создание специальных образовательных условий в ней – существенно дешевле интернатного содержания.

Уже неоднократно Комитет по правам ребенка рекомендовал российскому правительству развивать в школах эту систему, так как в Конвенции о правах ребенка четко говорится о необходимости соблюдать права детей с ограниченными возможностями: к примеру, обеспечивать здоровым и больным школьникам равные возможности; стараться ограничивать направление детей в школы-интернаты, если на то нет веской причины и т. д. Но, к сожалению, для большинства семей двери обычных, общеобразовательных школ по-прежнему закрыты.

Карел де Рой оптимистично смотрит на проблему. Он участвовал в конференции, посвященной идее превращения Москвы «в город, доброжелательный к ребенку». И собравшиеся пришли к единому мнению, что школы должны быть открыты для всех, ведь только инклюзивное образование, во-первых, реализует права детей, а во-вторых, способствует уменьшению предрассудков и страхов, способствует установлению дружеских отношений, пониманию и уважению больного ребенка среди сверстников.

Чтобы вопрос инклюзивного образования сделать приоритетным в социальной повестке дня, немалые усилия прилагает Российская общественная организация инвалидов «Перспектива». Она партнер UNICEF, и сообща они поддерживают четыре школы в Москве, стремясь сделать их «инклюзивными» ОУ. Это достигается посредством повышения осведомленности учителей, детей и родителей, создание инклюзивных образовательных ресурсов для преподавателей и их обучение.

В этом году по схожей программе будет создаваться подобная школа в столице Бурятии Улан-Удэ. Высказали заинтересованность двигаться в подобном направлении и власти Махачкалы и Карелии. По словам юриста «Перспективы» Светланы Котовой, уже в 16-ти регионах России они нашли партнеров – общественные организации объединяются в коалицию, выступающую за образование «для всех».

Светлана Юрьевна приводит примеры из жизни детей-инвалидов, лишенных полноценного обучения.

…В одном московском интернате соцзащиты живет мальчик Ваня. У него синдром Дауна. Ване восемь лет, а выглядит на четыре. Он научился ходить только несколько месяцев назад. И то потому, что пришла женщина, которой было интересно, может ли педагог что-нибудь сделать с таким ребенком. Она позанималась с ним всего несколько занятий, и Ваня начал ходить. В остальное же время мальчик сидит в кроватке с железными прутьями. Он никому не нужен, хотя вроде бы нянечки меняют белье и кормят. Правда, кормление выглядит своеобразно: кладут Ваню на спину, открывают ему рот и заливают туда пюре. Никого не волнует, что Ваня может есть ложкой. Сыт? И довольно. А когда он вырастет, то пойдет в дом-интернат для инвалидов, где его и кормить никто не будет.

…Другая история. У Оли нарушение опорно-двигательного аппарата, она передвигается на инвалидной коляске. И для того чтобы дать образование, у родителей был выбор: согласиться на надомное обучение или бороться и уговорить администрацию соседней школы принять их дочь. Удался второй вариант: Оля прекрасно учится в школе. Но проблема, разумеется, в том, что в здании нет подъемника. И сейчас «Перспектива» помогает Олиным родителям собрать на него немалые деньги.

…Мама Миши, у которого синдром Дауна, хочет отдать его в простой детский сад, а потом в такую же школу. Но члены медицинской комиссии, получавшие образование лет тридцать–сорок назад, когда представления о синдроме Дауна были совершенно иными, чем сейчас, выносят вердикт после десяти минут осмотра: такие дети необучаемы, из Миши ничего не получится, в тот детский сад ему нельзя. И мама тратит два часа в день на дорогу в специализированное ОУ. Юристы «Перспективы» обратились в суд с попыткой обязать органы управления образованием создать необходимые Мише условия в обычном детском саду. В ответ работники суда услышали: «А в каком законе у нас это четко прописано? Покажите норму – будем делать».

«Смотря на эти случаи, – говорит Светлана Котова, – возникает вопрос: у нас любой человек имеет право жить в обществе или есть группы детей, которых мы видеть не хотим? Я уверена, что готовящийся в Госдуме закон поможет всем этим трем ребятам. Он позволит развиваться различным формам получения образования, а родитель как главный эксперт по отношению к своему ребенку сделает выбор. Конечно, есть школы, которые берут больных детей, но эти ученики находятся на нелегальном положении. Закон поможет ОУ закрепить официальный статус этих детей и обеспечит финансирование на такого ребенка (в специализированной школе за него платили бы в десять раз больше)».

 

«Закон для человека»

«Я имею ребенка с синдромом Дауна, и мое участие в рабочей группе, готовившей законопроект об инклюзивном образовании, было продиктовано личной заинтересованностью, – рассказывает президент Межрегиональной общественной организации инвалидов «Общество “Даун-синдром”» Сергей Колосков. – Надо отметить, что в отличие от очень многих законов этот документ создавался современным путем: рабочая группа включала представителей и Совета Федерации, и Госдумы, и Минобрнауки, и организации инвалидов «Перспектива», и родителей больных детей. То есть пошли демократическим путем создания законодательного акта, и возник законопроект для человека, а не власти, которой захотелось что-то написать.

Закон – шаг на пути создания новой школы, так как речь не может идти об автоматическом включении ребенка-инвалида в существующую школу – жесткую, казарменную. А новый документ сдвигает с мертвой точки это состояние школы, о котором постоянно говорится, но мало что меняется».

 

Инна АЛЕЙНИКОВА
Рейтинг@Mail.ru