Заработная плата
Распределяйте деньги сами!
Если педагог не согласен с
предложенными ему изменениями в оплате труда, он
может потребовать, чтобы его зарплата
начислялась по старому принципу. Это касается и
тех учителей, которые с 1 сентября 2007 года при
введении НСОТ потеряли в деньгах.
В прошлом номере (№ 22/2007) мы
рассказывали о ситуации, сложившейся в
тамбовском областном государственном
учреждении дополнительного образования Дворец
творчества детей и молодежи. Педагогический
коллектив Дворца получил первую зарплату по
новой отраслевой системе оплаты труда, принятой
в Тамбовской области, и она оказалась ниже их
прежних заработков на 1500–2000 рублей.
Педагоги обратились с письмами в ряд
инстанций, в том числе в областную Общественную
палату. Однако нигде не получили внятного ответа
на свои вопросы. Учитывая, что в похожей ситуации
оказались педагогические коллективы ряда школ
во многих регионах России, мы попросили юриста Александра
Вавилова (ГУ-ВШЭ) дать правовую оценку
сложившейся ситуации.
Досье
|
Тамбовская область
реализует на своей территории комплексный
проект модернизации образования. Здесь принят
областной «Закон о заработной плате работников
государственных и муниципальных учреждений».
Разработана модель аттестации учителей и
руководящих работников школ, которая начнет
действовать с 1 января 2008 г. и будет проходить по
современным технологиям. Учителя, успешно
прошедшие новую аттестацию, смогут получить
надбавку до 60%. Для педагогов Тамбовской области
закон устанавливает фиксированные базовые
оклады. 14 разрядов сетки ЕТС заменяются пятью
стажевыми группами. В соответствии с ними
базовые оклады для категории «педагогические
работники» устанавливаются в диапазоне от 2168 до
3144 руб. Минимальный оклад – 80% величины
прожиточного минимума в области. |
– Педагоги указывают на то, что им
начисляли зарплату согласно утвержденному
приказу Управления образования и науки
Тамбовской области от 28.08.2007 г. № 1564
«Методическим рекомендациям по расчету
заработной платы работников образовательных
учреждений». Между тем ряд пунктов этих
рекомендаций расходится с областным документом,
который называется «Закон о заработной плате
работников государственных и муниципальных
учреждений». Как педагогический коллектив
должен поступить в таком случае?
– Заметим, что речь идет о
рекомендациях, т.е. о документе, который не
является нормативным и не носит обязательного
характера. Поэтому оценить его законность не
представляется возможным. Рекомендации изданы в
помощь работодателям (образовательным
учреждениям) и можно попытаться оценить их
содержание с такой позиции: предлагают ли эти
рекомендации руководителям ОУ действовать
вопреки требованиям законодательства и иных
нормативно-правовых актов, содержащих нормы
трудового права.
В этих целях, прежде всего, выделим
основные нормы трудового права, устанавливающие
правила введения систем оплаты труда:
в государственных учреждениях
субъектов Российской Федерации системы оплаты
труда устанавливаются «коллективными
договорами, соглашениями, локальными
нормативными актами», которые должны
соответствовать законам и иным
нормативно-правовым актам (часть 1 ст. 144
Трудового кодекса РФ в редакции от 30.06 2006 г.);
к компетенции образовательного
учреждения относится «установление заработной
платы работников образовательного учреждения, в
том числе надбавок и доплат к должностным
окладам, порядка и размеров их премирования»
(пункт 10 части 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в
редакции от 22.08.2004 г.).
Из сопоставления указанных
законодательных норм может быть сделан вывод:
системы оплаты труда в образовательном
учреждении могут быть введены только самим
образовательным учреждением (например,
принятием Положения о системах оплаты труда
Дворца творчества детей и молодежи или
нескольких локальных актов, отдельно
регламентирующих размеры, порядок и условия
выплат по базовой части, компенсационной части и
стимулирующей части заработной платы).
В соответствии с частью 4 ст. 8
Трудового кодекса РФ нормы локальных
нормативных актов, ухудшающие положение
работников по сравнению с установленными
трудовым законодательством и иными
нормативно-правовыми актами, содержащими нормы
трудового права, коллективным договором и
соглашениями, не подлежат применению.
– Педагоги указывают, что не были
поставлены в известность о существенных
изменениях условий труда (за два месяца, как
указано в трудовом кодексе РФ). Законно ли это?
– Из текста коллективного письма не
следует, что новая система оплаты труда была
введена в учреждении в установленном законом
порядке. Поэтому у работодателя не было и
обязанности уведомлять работников об изменении
условий трудовых договоров с ними по причинам,
связанным с изменением организационных или
технологических условий труда, как это
предусмотрено ст. 74 ТК РФ.
– Заработная плата педагогов
существенно снизилась. Что делать в этом случае?
Ситуация
|
Рассказывает
Юлия Хорохорина, заслуженный учитель,
заместитель директора тамбовского Дворца
творчества детей и молодежи:
– При введении НСОТ с 1 сентября 2007 года
наши педагоги серьезно потеряли в зарплате. Мы
знаем, что то же самое происходит и в школах
области, где только учителя с большим стажем
получили существенные прибавки. Но в коллективе
нашего Дворца творчества нет никого с большим
стажем. И людям, к сожалению, больше невыгодно
здесь работать. Это самое печальное. Ведь у нас
прекрасный коллектив.
Я знаю, что в некоторых ОУ области
учителя недовольны НСОТ и уже подают заявления
об увольнении. Мы пока ждем: областной комитет по
образованию и науке обещает пересмотреть
методические рекомендации по расчету заработной
платы работников образовательных учреждений. Но
с момента этого обещания прошло уже много
времени… |
– У работодателя не было права
изменять условия оплаты труда, определенные
трудовым договором, без соглашения с конкретным
работником. Размеры и условия оплаты труда
каждого конкретного работника определяются
трудовым договором, заключенным с ним. Изменять
определенные трудовым договором условия без
согласия работника запрещено (ст. 72 ТК РФ). При
этом подчеркнем, что условия все-таки являются
предметом договоренности между работодателем
(его представляет руководитель учреждения) и
конкретным работником. Следовательно,
работодатель при переговорах с работником может
пользоваться рекомендациями, которые официально
направлены ему вышестоящим органом управления.
Вывод: если педагог не согласен с
предложенными ему изменениями условий оплаты
труда по трудовому договору, то его заработная
плата должна определяться в соответствии с
условиями трудового договора в прежнем порядке.
– Педагоги пишут, что прежде у
них была большая нагрузка. Теперь им сообщили,
что она должна быть не выше определенного уровня.
В областном законе об этом не сказано. Законно
ли использовать документ под названием
«Рекомендации», мотивируя отказ работодателя в
установлении большего объема нагрузки
педагогам?
– Что касается педагогической
нагрузки сверх установленной нормы за ставку
заработной платы, то объем нагрузки относится к
условиям договора с данным работником. Изменение
объема возможно по соглашению с работодателем.
При этом работодатель вправе воспользоваться
данными ему рекомендациями и отказать педагогу в
установлении большего объема педагогической
нагрузки по сравнению с условиями трудового
договора. Ничего противозаконного в таких
действиях работодателя нет.
Таким образом, руководитель
учреждения (как представитель работодателя)
может использовать Методические рекомендации
без нарушений законодательства о труде, если он
будет соблюдать упомянутые выше требования.
Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА
|