Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2007

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

День за днем

Александр ПОПОВ

Дневник директора школы

Продолжение. Начало см. № 1, 3, 5, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 20, 22, 23/2007

Ноябрь

1.11.2004

В этом году средства массовой информации активно шельмуют школы, унижают учительство. Полистал старые газеты, и слово в слово так когда-то клеймили крестьянство и остались без хлеба. Потом разрушили церковь, и больше нет веры. Нас настраивают на самоуничтожение, а мы рады стараться. Осталось одно святое – мама. Но, мне кажется, Малахову на первом канале и это по силам.

2.11.2004

Приходил пожарник пугать, я был готов ко многим вариантам. Согласились на ничью. Пожарная сигнализация в школах – это политика. А то, что они горят из-за электропроводки, на это слов ни у кого не находится.

3.11.2004

В странном городе я живу. Вроде огромный, богатый, но ни большого спорта, ни высокого театра. Побеждают друг друга на местном уровне и наградами украшаются. А кругом полторашки из-под пива, собачье дерьмо, кожура от семечек, шприцы и презервативы. У провинции проза особого качества. Но и я не Корчак – мне не построить детей под зеленое знамя Надежды и с песнями не уйти из этого города, где образование – бред инвалидов по разуму.

4.11.2004

Как-то у меня в школе собирали лучших учителей физики из нашей области. Один родитель подошел и спросил:

– У вас что, дом престарелых на экскурсии?

5.11.2004

Первого апреля с одним из выпускников подносим учителей от дороги до крыльца на носилках. Не знаю, зачем ему это нужно. Я познаю вес учителя, заодно почет оказываю.

6.11.2004

В политике был дважды. Первый раз – на губернаторских. Пригласил меня доверенным лицом ныне депутат Государственной думы. Мечтал деньжат отхватить. Ан нет, вызвали в городскую администрацию и предупредили, что если не уйду, то школу мою уничтожат. У меня, кроме школы, нет ничего. Пошел, извинился перед кандидатом. И денег нет, и совесть нечиста.

Второй раз приглашал кандидат в городское Законодательное собрание. Насмотрелся на говорильню бесплодную, на плакаты у всех об одном и том же. Собрал техничек, выдал им тряпки, ведра, порошки, и поехали мы мыть подъезды избирателей. Дружно мыли, весело, с песнями. Кандидат не прошел, но полы были чистыми.

7.11.2004

Перед Днем учителя на экран выпускали артистов, режиссеров, юмористов эстрадных. Они дружно поливали грязью школу и учителей. Учили со своих высот, как работать. Вот если бы первого апреля нас выпустили рассказывать, как снимать кино, ставить спектакли в театрах. Не выпустят: на хороший юмор ум требуется.

8.11.2004

Когда служил в армии, у нас был техник грузин. Ему говорили:

– Васо, иди: зарплату дают.

Он отвечал:

– Нэ нада.

Очень хочется иметь доход на стороне и чиновникам гордо заявлять:

– Нэ нада!

9.11.2004

Порой за все унижения от Запада хочется крикнуть:

– А давайте примем ислам и покажем кузькину мать. Станем все одной масти, это сплотит, появятся друзья.

Но! Но! Но! В двадцатом веке предали и христианство, и марксизм. Приехал старец Солженицын пророчествовать, а его до нас не допускают. Канонизировали Николая II, а Горбачева забыли. Они с одного поля ягодки.

10.11.2004

Если озвучить все правды – начнется хаос. Необходимо сосредоточиться на какой-то одной. Провести референдум и стоять за нее до конца. Хотелось бы, чтобы правдой стало образование. Но опыт подсказывает, что лучше бы о нас совсем забыли. Без помощи мы выстоим.

11.11.2004

Как-то меня спросили:

– Почему вы всегда сидите у окна и ничего не делаете?

– Окно – это та единственная страница, которую стоит перечитывать всегда.

12.11.2004

В школу необходимо приходить, когда в коридорах царствует эхо. И заполнять пустые строки парт рукою восходящего сердца. И уходить затемно, незаметно сохраняя настроение сентября на год.

Но человеку мало жить. Ему хочется большего.

13.11.2004

Сегодня весь день одна учительница ходила за мной, как хвостик, и непрерывно извинялась. Я так устал от нее, решил переждать в туалете. А она спокойно-спокойно говорит:

– Вы не волнуйтесь так, я вас подожду подле.

14.11.2004

Сделал замечание любительнице собак, что нельзя на территории школы без поводка и намордника. На что она ответила:

– Тебе самому намордник необходим.

Возможно, она права.

15.11.2004

Вчера пришла ко мне учительница на родительницу жаловаться. Я долго не мог понять суть.

– Она постоянно задает мне неудобные вопросы.

– А какие вопросы вы считаете неудобными?

– «Ногти вижу у вас накладные. Скажите, а зубы свои»?

– И что вы ответили?

– Я не знаю, как отвечать на такие вопросы.

– Очень просто, у человека ничего своего нет, все от Господа, кроме глупости.

16.11.2004

Классная руководительница зашла чем-то смущенная.

– Мальчишки разглядывают в журналах голые женские тела. Что делать?

– А что тут сделаешь. Голое женское тело – родина каждого из нас.

– И все?

– А вы хотите еще что-то услышать?

– Хочу.

– Это зов на жизнь.

– А что делать?

– Думать.

17.11.2004

Сегодня любительница сплетен и скандалов заявила:

– Я думаю.

– А не надо думать. Необходимо выполнять.

– Почему?

– Потому что у вас нет места, которым думают.

18.11.2004

Один выпускник каждый месяц приносит тысячу рублей. Мы выдаем ее за поступок. Называется она «Галина», в честь любимой учительницы математики. Премия работает. Поражает другое: больше никто из выпускников даже повторить не способен такое. А Георг Лихтенберг говорил еще сотни лет назад: «Учиться – это брать в долг».

19.11.2004

Откуда я? От шмеля Зенона. Докуда? До неистовства Аввакума. Векторное определение моей педагогики. Порой с налетом грусти из песен Вертинского. Иногда удается раскрашивать определение карандашами из сказок Параджанова. Был ли счастлив? Если мое счастье просуммировать, возможно, оно дотянется лишь до минуты.

20.11.2004

Органы управления образованием – некий набор статистов. Если бы они этим удовлетворились, с образованием ничего плохого бы не произошло. Беда в том, что из них учительский дух до конца не вышел. Безмерно озабоченные отчетностью, они и школы планомерно и настойчиво превращают в статистику мертвых бумаг. «Сделал – напиши, не сделал – дважды напиши», – вот лозунг их образования. Динамику они развивают на массовых мероприятиях, снимая детей с уроков. Им нужна публика для аплодисментов. Статистика состарила школы, она их и похоронит.

21.11.2004

Гложет совесть? Гложет. За все гложет. За то, что слабак и не готов повторить подвиг Макаренко. За то, что не хватает ума дотянуться до Царскосельского лицея.

За то, что не дорос до слов Смоктуновского: «Настоящая жизнь – это нокаут по собственному, сердцу».

22.11.2004

Со студенческих лет мечтал написать учебник по педагогике от неявных педагогов: Пирогов, Карбышев, Суворов, Параджанов, Врубель, Жуковский, Бисмарк...

Не написал...

Хотел сделать сборник, как ловить элементы вдохновения, пользуясь опытом в этом деле от Пушкина, Шиллера, Паустовского, Хемингуэя...

Не сделал.

Мечтал о пособии, как конструировать юмор на уроках, пользуясь Гашеком, Ротердамским, Лихтенбергом, Сократом, Диогеном...

Проворонил.

23.11.2004

На плоской крыше моей школы спальные мешки, расположенные в виде астры. В них дети, а перед ними звезды. Не было этого урока. Почему? Если по гамбургскому счету, то все просто: я трус.

24.11.2004

Горизонтальный урок Южного Урала: степь, лесостепь, лиственные леса, хвойные леса, горы.

И всего-то нужен вертолет. Его не было из-за лени моего ума, а ленивый ум тоже ложь.

25.11.2004

Вертикальный урок. С раннего утра до поздней ночи: археология, ботаника, зоология, история, литература, астрономия. И так пару недель начинать по колено в земле и заканчивать на звездах.

Прособирался, и кураж весь вышел.

26.11.2004

Если бы не было отпуска, я бы опустился окончательно. Восстанавливаюсь после пяти прочитанных книг и сотен песен под чай и сигареты. В школу можно приходить только Дедом Морозом с подарками в любое время года и уходить из нее весной.

27.11.2004

К сожалению, школа только шкала, стрелки разводят в другом месте. Свет по ночам, что сок из бутылки, веришь, а пролить боишься.

28.11.2004

Сделал подле школы «лежачих полицейских». Пришли из ГАИ, велели убрать, затем в письменной форме обратиться, дождаться разрешения. Выполнить объем работы и получить акт готовности.

На это я им сказал, что не я эти кучи нагородил, кто вывалил, тот пусть и убирает.

С тех пор лет десять прошло, а эти «полицейские», которые лежат, служат верой и правдой детям. Дурость больших денег стоит. Мне пару пузырей хватило.

28.11.2004

Однажды заполнил множеством математических символов плоскость доски. И рассказал, как работал великий Врубель: отсекать большое, малое, мельчайшее, и получится совершенное. Мел запретил, использовать можно было только тряпку. Один из моих учеников так красиво убрал лишнее и получил потрясающий результат. Класс оглох от изумленной тишины.

29.11.2004

Как-то один из директоров школ полюбопытствовал:

– Какое количество учителей необходимо обновлять?

– Школа – организм. Поинтересуйся у своего биолога, какой процент относительно своего веса живое существо поглощает, а какой – выделяет, и действуй.

Он посчитал мои слова шуткой.

30.11.2004

Вот уже который год на выпускном вечере тем, кто написал один из экзаменов выше 95 баллов, дарю серебряную монету. Она у нас ценится выше золотой медали, и не только потому, что из настоящего серебра.

 Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru