День за днем
Александр ПОПОВ
Дневник директора школы
Продолжение. Начало см. № 1,
3, 5, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 20, 22, 23/2007
Ноябрь
1.11.2004
В этом году средства массовой
информации активно шельмуют школы, унижают
учительство. Полистал старые газеты, и слово в
слово так когда-то клеймили крестьянство и
остались без хлеба. Потом разрушили церковь, и
больше нет веры. Нас настраивают на
самоуничтожение, а мы рады стараться. Осталось
одно святое – мама. Но, мне кажется, Малахову
на первом канале и это по силам.
2.11.2004
Приходил пожарник пугать, я был готов
ко многим вариантам. Согласились на ничью.
Пожарная сигнализация в школах – это
политика. А то, что они горят из-за
электропроводки, на это слов ни у кого не
находится.
3.11.2004
В странном городе я живу. Вроде
огромный, богатый, но ни большого спорта, ни
высокого театра. Побеждают друг друга на местном
уровне и наградами украшаются. А кругом
полторашки из-под пива, собачье дерьмо, кожура от
семечек, шприцы и презервативы. У провинции проза
особого качества. Но и я не Корчак – мне не
построить детей под зеленое знамя Надежды и с
песнями не уйти из этого города, где
образование – бред инвалидов по разуму.
4.11.2004
Как-то у меня в школе собирали лучших
учителей физики из нашей области. Один родитель
подошел и спросил:
– У вас что, дом престарелых на
экскурсии?
5.11.2004
Первого апреля с одним из выпускников
подносим учителей от дороги до крыльца на
носилках. Не знаю, зачем ему это нужно. Я познаю
вес учителя, заодно почет оказываю.
6.11.2004
В политике был дважды. Первый раз –
на губернаторских. Пригласил меня доверенным
лицом ныне депутат Государственной думы. Мечтал
деньжат отхватить. Ан нет, вызвали в городскую
администрацию и предупредили, что если не уйду,
то школу мою уничтожат. У меня, кроме школы, нет
ничего. Пошел, извинился перед кандидатом.
И денег нет, и совесть нечиста.
Второй раз приглашал кандидат в
городское Законодательное собрание. Насмотрелся
на говорильню бесплодную, на плакаты у всех об
одном и том же. Собрал техничек, выдал им тряпки,
ведра, порошки, и поехали мы мыть подъезды
избирателей. Дружно мыли, весело, с песнями.
Кандидат не прошел, но полы были чистыми.
7.11.2004
Перед Днем учителя на экран выпускали
артистов, режиссеров, юмористов эстрадных. Они
дружно поливали грязью школу и учителей. Учили со
своих высот, как работать. Вот если бы первого
апреля нас выпустили рассказывать, как снимать
кино, ставить спектакли в театрах. Не выпустят: на
хороший юмор ум требуется.
8.11.2004
Когда служил в армии, у нас был техник
грузин. Ему говорили:
– Васо, иди: зарплату дают.
Он отвечал:
– Нэ нада.
Очень хочется иметь доход на стороне и
чиновникам гордо заявлять:
– Нэ нада!
9.11.2004
Порой за все унижения от Запада
хочется крикнуть:
– А давайте примем ислам и покажем
кузькину мать. Станем все одной масти, это
сплотит, появятся друзья.
Но! Но! Но! В двадцатом веке предали и
христианство, и марксизм. Приехал старец
Солженицын пророчествовать, а его до нас не
допускают. Канонизировали Николая II, а
Горбачева забыли. Они с одного поля ягодки.
10.11.2004
Если озвучить все правды – начнется
хаос. Необходимо сосредоточиться на какой-то
одной. Провести референдум и стоять за нее до
конца. Хотелось бы, чтобы правдой стало
образование. Но опыт подсказывает, что лучше бы о
нас совсем забыли. Без помощи мы выстоим.
11.11.2004
Как-то меня спросили:
– Почему вы всегда сидите у окна и
ничего не делаете?
– Окно – это та единственная
страница, которую стоит перечитывать всегда.
12.11.2004
В школу необходимо приходить, когда в
коридорах царствует эхо. И заполнять пустые
строки парт рукою восходящего сердца. И уходить
затемно, незаметно сохраняя настроение сентября
на год.
Но человеку мало жить. Ему хочется
большего.
13.11.2004
Сегодня весь день одна учительница
ходила за мной, как хвостик, и непрерывно
извинялась. Я так устал от нее, решил переждать
в туалете. А она спокойно-спокойно говорит:
– Вы не волнуйтесь так, я вас
подожду подле.
14.11.2004
Сделал замечание любительнице собак,
что нельзя на территории школы без поводка и
намордника. На что она ответила:
– Тебе самому намордник необходим.
Возможно, она права.
15.11.2004
Вчера пришла ко мне учительница на
родительницу жаловаться. Я долго не мог понять
суть.
– Она постоянно задает мне
неудобные вопросы.
– А какие вопросы вы считаете
неудобными?
– «Ногти вижу у вас накладные.
Скажите, а зубы свои»?
– И что вы ответили?
– Я не знаю, как отвечать на такие
вопросы.
– Очень просто, у человека ничего
своего нет, все от Господа, кроме глупости.
16.11.2004
Классная руководительница зашла
чем-то смущенная.
– Мальчишки разглядывают в
журналах голые женские тела. Что делать?
– А что тут сделаешь. Голое женское
тело – родина каждого из нас.
– И все?
– А вы хотите еще что-то услышать?
– Хочу.
– Это зов на жизнь.
– А что делать?
– Думать.
17.11.2004
Сегодня любительница сплетен и
скандалов заявила:
– Я думаю.
– А не надо думать. Необходимо
выполнять.
– Почему?
– Потому что у вас нет места,
которым думают.
18.11.2004
Один выпускник каждый месяц приносит
тысячу рублей. Мы выдаем ее за поступок.
Называется она «Галина», в честь любимой
учительницы математики. Премия работает.
Поражает другое: больше никто из выпускников
даже повторить не способен такое. А Георг
Лихтенберг говорил еще сотни лет назад:
«Учиться – это брать в долг».
19.11.2004
Откуда я? От шмеля Зенона. Докуда? До
неистовства Аввакума. Векторное определение
моей педагогики. Порой с налетом грусти из песен
Вертинского. Иногда удается раскрашивать
определение карандашами из сказок Параджанова.
Был ли счастлив? Если мое счастье просуммировать,
возможно, оно дотянется лишь до минуты.
20.11.2004
Органы управления образованием –
некий набор статистов. Если бы они этим
удовлетворились, с образованием ничего плохого
бы не произошло. Беда в том, что из них
учительский дух до конца не вышел. Безмерно
озабоченные отчетностью, они и школы планомерно
и настойчиво превращают в статистику мертвых
бумаг. «Сделал – напиши, не сделал – дважды
напиши», – вот лозунг их образования. Динамику
они развивают на массовых мероприятиях, снимая
детей с уроков. Им нужна публика для
аплодисментов. Статистика состарила школы, она
их и похоронит.
21.11.2004
Гложет совесть? Гложет. За все гложет.
За то, что слабак и не готов повторить подвиг
Макаренко. За то, что не хватает ума дотянуться до
Царскосельского лицея.
За то, что не дорос до слов
Смоктуновского: «Настоящая жизнь – это нокаут
по собственному, сердцу».
22.11.2004
Со студенческих лет мечтал написать
учебник по педагогике от неявных педагогов:
Пирогов, Карбышев, Суворов, Параджанов, Врубель,
Жуковский, Бисмарк...
Не написал...
Хотел сделать сборник, как ловить
элементы вдохновения, пользуясь опытом в этом
деле от Пушкина, Шиллера, Паустовского,
Хемингуэя...
Не сделал.
Мечтал о пособии, как конструировать
юмор на уроках, пользуясь Гашеком, Ротердамским,
Лихтенбергом, Сократом, Диогеном...
Проворонил.
23.11.2004
На плоской крыше моей школы спальные
мешки, расположенные в виде астры. В них дети, а
перед ними звезды. Не было этого урока. Почему?
Если по гамбургскому счету, то все просто: я трус.
24.11.2004
Горизонтальный урок Южного Урала:
степь, лесостепь, лиственные леса, хвойные леса,
горы.
И всего-то нужен вертолет. Его не было
из-за лени моего ума, а ленивый ум тоже ложь.
25.11.2004
Вертикальный урок. С раннего утра до
поздней ночи: археология, ботаника, зоология,
история, литература, астрономия. И так пару
недель начинать по колено в земле и заканчивать
на звездах.
Прособирался, и кураж весь вышел.
26.11.2004
Если бы не было отпуска, я бы опустился
окончательно. Восстанавливаюсь после пяти
прочитанных книг и сотен песен под чай и
сигареты. В школу можно приходить только Дедом
Морозом с подарками в любое время года и уходить
из нее весной.
27.11.2004
К сожалению, школа только шкала,
стрелки разводят в другом месте. Свет по ночам,
что сок из бутылки, веришь, а пролить боишься.
28.11.2004
Сделал подле школы «лежачих
полицейских». Пришли из ГАИ, велели убрать, затем
в письменной форме обратиться, дождаться
разрешения. Выполнить объем работы и получить
акт готовности.
На это я им сказал, что не я эти кучи
нагородил, кто вывалил, тот пусть и убирает.
С тех пор лет десять прошло, а эти
«полицейские», которые лежат, служат верой и
правдой детям. Дурость больших денег стоит. Мне
пару пузырей хватило.
28.11.2004
Однажды заполнил множеством
математических символов плоскость доски. И
рассказал, как работал великий Врубель: отсекать
большое, малое, мельчайшее, и получится
совершенное. Мел запретил, использовать можно
было только тряпку. Один из моих учеников так
красиво убрал лишнее и получил потрясающий
результат. Класс оглох от изумленной тишины.
29.11.2004
Как-то один из директоров школ
полюбопытствовал:
– Какое количество учителей
необходимо обновлять?
– Школа – организм.
Поинтересуйся у своего биолога, какой процент
относительно своего веса живое существо
поглощает, а какой – выделяет, и действуй.
Он посчитал мои слова шуткой.
30.11.2004
Вот уже который год на выпускном
вечере тем, кто написал один из экзаменов выше 95
баллов, дарю серебряную монету. Она у нас ценится
выше золотой медали, и не только потому, что из
настоящего серебра.
Продолжение следует |