Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2007

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

УМЦ

Недостающее звено

Возможности развития системы постдипломного педагогического образования

К настоящему времени создана и успешно функционирует система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включающая структурные составляющие различного уровня – от педуниверситетов до школьных методических объединений учителей-предметников. Cлабым звеном в этой стройной схеме является отсутствие возможности или эпизодичность воплощения теории в практической работе образовательных учреждений.

Всемерное сближение теории, различного рода новейших разработок с практикой работы даст возможность учителям в значительной степени более эффективно повышать свою квалификацию, осваивать инновационные направления в развитии современного образования.

Педагогические университеты, институты усовершенствования, где во многом сосредоточены научные кадры, по понятным организационным причинам не могут в непосредственной практической деятельности продемонстрировать эффективность предлагаемых инновационных разработок, либо выезды в ОУ носят весьма периодический характер. Научно-методические центры или районные методические кабинеты, не обладая столь значительным, как указанные структуры, научным потенциалом, осуществляют помощь на местах в основном консультативного характера. Комплекс семинаров по избранным инновационным направлениям не может разрешить отмеченную проблему, так как этого рода работа носит в большинстве своем информационный характер. Тем самым возникает объективная необходимость построения звена в цепи постдипломного образования, тесно соединяющего педагогическую науку с практикой преподавания.

Восполнить этот пробел, по нашему мнению, может учебно-методический центр (УМЦ). Учебно-методический центр – это организационная форма проведения научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, методической, информационной, издательской деятельности, осуществляемой силами педагогического коллектива ОУ и привлекаемыми специалистами с целью привнесения в образовательный процесс новых прогрессивных педагогических идей, их адаптации и последующей экстраполяции на другие образовательные учреждения через организацию постдипломного образования педагогических кадров.

УМЦ не предполагает изменения официального статуса ОУ и может формироваться на основе учреждения различной направленности и уровня.

В гимназии № 271 Санкт-Петербурга работа по созданию УМЦ проходила в течение ряда лет в несколько этапов. Основой его построения явилась система повышения квалификации педагогических кадров, разработанная и сформированная в рамках гимназии. Деятельность администрации всегда была направлена на создание условий для всестороннего развития педагога, повышения уровня его профессиональной компетентности.

Необходимо отметить, что эта работа охватывала весь педагогический коллектив, включая и молодых специалистов, и педагогов высшей квалификационной категории. Были созданы специальные программы для различных групп преподавателей. Они включали самые разнообразные вопросы современного образовательного процесса: инновационные технологии, современный учебник, работа с информацией, информатизация и т.д. При этом предлагаемые для обсуждения темы рассматривались в контексте актуальных проблем гимназии, на конкретном материале.

В качестве организационных форм проведения занятий для учителей использовались лекции, семинары, уроки-лаборатории, индивидуальные консультации, моделирование уроков, внутригимназические педагогические конференции, а также весьма четко была выстроена работа по включению учителей в различные конкурсы, привлечение их к участию в конференциях, круглых столах и т.д.

Стоит остановиться подробнее на очень эффективном виде работы с учителями – уроках-лабораториях. Это не «открытые уроки», которые популярны и решают задачи обмена опытом или демонстрируют высокий уровень педагогического мастерства. Урок-лаборатория – структурная составляющая единого образовательного процесса, в который включен учитель, где на практике рассматриваются теоретические положения, изложенные на лекциях и обсужденные на семинарах и консультациях.

Таким образом выстраивалась система «внутригимназического» постдипломного образования, разрабатывалось методическое обеспечение.

С 1999 г. наша гимназия работает над реализацией программы федеральной экспериментальной площадки (с присуждением гранта), утвержденной Министерством образования России. Она посвящена следующей идее: всеобщее развитие субъектов образовательного процесса вследствие внедрения системы согласованного обучения (ССО) и адекватной ей технологии. И промежуточные результаты этого эксперимента во многом явились основами формирования учебно-методического центра.

Для раскрытия сущности механизма построения УМЦ кратко остановимся на основах системы согласованного обучения, явившейся своеобразным побудительным мотивом его построения.

В современных условиях возникает объективная необходимость взаимодополняемости специальных знаний в рамках единой картины мира. Реализация этой концепции применительно к образовательному учреждению порождает необходимость выхода на метауровень образовательных систем и соответствующих им технологий, обеспечивающих интеграцию учебных дисциплин на процессуальной основе, а также перенос умений когнитивного характера из одной сферы в другую.

Следует подчеркнуть необходимость смещения акцентов в образовательном процессе на методологическую составляющую, так как традиционные попытки осуществления межпредметных связей на содержательном уровне в силу их многомерности и многоаспектности данную проблему разрешают условно.

Понимание целостности процесса познания и человеческого знания о мире обуславливает введение интегративного компонента в состав каждого предмета как на операциональном, так и на содержательном уровне.

Реализация межпредметных связей на методологическом уровне, на процессуальной основе создает условия для целенаправленной подготовки учащихся к восприятию различных учебных дисциплин как взаимосвязанного целого, которое познается на основе и посредством единого механизма познавательного процесса. Тем самым подчеркивается объективная необходимость и важность всех наук, всех учебных дисциплин в получении качественного, фундаментального образования.

На базе сформулированных идей была построена и успешно функционирует система согласованного обучения. Многолетнее использование ССО в различных образовательных учреждениях имеет положительные результаты.

Созданная на базе учреждения система повышения квалификации педагогических кадров по реализации инновационной педагогической идеи предоставила возможность для формирования УМЦ, функционирующего согласно положению о нем, также разработанному в гимназии. На рис. 1 приведена структурно-логическая схема построения учебно-методического центра на основе образовательного учреждения. Схема достаточно абстрактна и может быть использована для формирования УМЦ различной тематики.

Рис. 1. Построение учебно-методического центра

Следует подчеркнуть, что педагогический коллектив должен быть готов переходить к новым организационным формам работы. При этом опыт ОУ по различным направлениям должен быть востребован другими учреждениями.

В деятельности УМЦ используется педагогический коллектив ОУ, прошедший целенаправленную подготовку на основе опыта работы, внедряемому в различные учреждения района и города. Учителя, функционирующие в рамках УМЦ, могут получить статус методистов. Сроки, тематика и место проведения занятий объявляются через традиционные формы оповещения. В рамках УМЦ разработаны программы для различных сроков обучения учителей и руководителей ОУ.

При подключении ССО к работе ОУ, как своеобразной модели последующего распространения идей указанной системы, были сформированы несколько основных путей деятельности ОУ, его администрации и педагогического коллектива.

Презентационное. В соответствии с данным направлением ставилась задача по представлению педагогическому коллективу системы согласованного обучения, ее целей, основных вариантов и форм реализации.

Образовательное. Данное направление предполагало построение комплекса методических мероприятий, способствовавших обучению педагогических кадров в соответствии с общими идеями и требованиями ССО. Были сформированы и введены в практику работы с учителями учебные планы, программы повышения квалификации педагогических кадров в рамках ОУ.

Издательское. В контексте создания методического обеспечения учебных планов и программ были построены и изданы методические пособия, методические материалы и разработки для учителей.

По мере отработки модели внедрения ССО в рамках сформулированных направлений, была разработана и успешно внедрена концепция УМЦ района по повышению квалификации педагогических кадров под условным названием «Интеллект и образование». Первый выпуск годичных курсов осуществлен в мае 2003 года. В рамках УМЦ созданы программы для различных сроков обучения учителей и руководителей ОУ.

Попытаемся выстроить некую, достаточно абстрактную (с позиции возможного последующего внедрения) модель формирования учебно-методического центра, как принципиально новую структурную составляющую системы постдипломного образования.

На рис. 2 представлено возможное место УМЦ в постдипломном образовании. УМЦ может занимать промежуточную позицию между научно-методическим центром и учителями. Однако на схеме показано и несколько иное возможное место центра: на линии университет–учитель. Это связано с возможностью непосредственного влияния профессорско-преподавательского состава университета на практикующих педагогов через научное руководство, консультирование и т.д. При этом минуется звено Академии постдипломного образования, научно-методическго центра.

Рис. 2. Роль и место УМЦ в постдипломном педагогическом образовании

С целью конкретизации целей и задач УМЦ остановимся на механизме его создания и работы на базе гимназии № 271 Санкт-Петербурга.

По мере отработки модели внедрения ССО был сформирован механизм возможной экстраполяции полученных результатов на другие образовательные учреждения. Программа работы ОУ в рамках ССО стала рассматриваться как подпрограмма развития образовательной системы Красносельского района города. Привнесение новой педагогической идеи осуществляется на основе УМЦ района, одной из основных целей функционирования которого является переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров.

Следуя избранной стратегии, в рамках распространения идей ССО указанные направления деятельности несколько меняют свое содержание и объем.

Презентационное. С целью создания информационной основы для возможных последующих образовательных действий были последовательно проведены семинары-презентации для руководителей ОУ Санкт-Петербурга, сотрудников районных отделов образования города, практикующих педагогов, для руководителей ОУ других городов страны, а также налажена система индивидуальных консультаций для желающих познакомиться с ССО.

Образовательное. В рамках данного направления организованы годичные курсы для преподавателей ОУ района, подготовлены программы и учебные планы, сформирован соответствующий комплекс уроков-лабораторий для слушателей.

Издательское. Применительно к данному направлению подготовлено к изданию учебное пособие по ССО, комплекс методических материалов и разработок.

Следует отметить появление еще одного направления деятельности гимназии по распространению идей ССО – создание филиалов. В рамках распространения идей ССО был сформирован ряд учебно-методических центров-филиалов, где проводится аналогичная работа в контексте постдипломного образования.

За период с 2003 г. на базе УМЦ гимназии № 271 прошли обучение учителя русского языка и литературы, математики, истории, физики, начальных классов, классные руководители. Выстроен комплекс обучающих презентационных семинаров для руководителей ОУ различного ранга.

Рассмотрим основные структурные составляющие плана его работы.

Цели центра:

1. Распространение идей согласованного обучения, как наиболее эффективной методологической системы для современного образовательного процесса.

2. Создание условий для снижения трудозатрат субъектов образовательного процесса по реализации соответствующих учебных планов и программ, в том числе повышенного уровня.

Задачи:

1. Разработка методического обеспечения адаптации основных идей ССО к практической работе образовательных учреждений различных уровней и профилей.

2. Разработка комплекса методических материалов для подготовки педагогических кадров для внедрения идей ССО.

3. Подготовка преподавательского состава ОУ для работы в режиме УМЦ.

4. Совершенствование материально-технической базы ОУ как УМЦ района (города).

5. Формирование комплекса методических материалов, пособий для учителей с учетом их предметной направленности.

6. Разработка методических рекомендаций для административных работников ОУ по организации образовательного процесса в рамках ССО.

7. Создание комплекса методических материалов и разработок с целью последующего внедрения в образовательные учреждения.

Прогнозируемые результаты сформулируем в общем виде с целью последующей возможной локализацией с учетом специфики ОУ:

– повышение уровня квалификации педагогических кадров образовательных учреждений посредством совместной учебно-методической деятельности;

– развитие интеллекта учащихся благодаря внедрению модели образовательного процесса, базирующегося на активной реализации межпредметных связей на методологическом уровне;

– создание условий для формирования личности субъектов образовательного процесса, адаптированной к различным сферам человеческой деятельности и к динамике социальных и культурных изменений;

– формирование механизма введения данной модели в образовательные учреждения различного уровня;

– снижение трудозатрат субъектов образовательного процесса при освоении содержания образования, регламентируемого государственным стандартом, вследствие внедрения разработанной в рамках ССО модели;

– переориентация традиционных установок образовательного процесса с освоения знаний на овладение инструментарием познавательного процесса, обеспечивающим эффективное применение знаний и развитие мотивационной среды образовательного процесса;

– переориентация субъектов образовательного процесса со знаниевой на компетентностную парадигму (модель) обучения.

В процессе деятельности УМЦ были разработаны положение, планы, программы и комплексное методическое обеспечение функционирования.

Постоянное повышение уровня профессиональной компетенции, связанное с существенным расширением методологических знаний в рамках системы согласованного обучения, положительно сказывается на становлении личности педагога, на создании условий для самоутверждения. Участие преподавателей гимназии в работе УМЦ позволяет им осознать свою востребованность не только в рамках родного ОУ, но и педагогической общественностью района, города и т.д. Уверенность в своих силах, подкрепленная высокими показателями успешности учащихся, позволяет учителям позиционировать себя на более высоком профессиональном уровне, чем до начала работы в УМЦ «Интеллект и образование». Этими причинами обусловлено, в частности, увеличение количества аттестуемых преподавателей.

В процессе реализации инновационных педагогических идей происходят изменения в элементах управления ОУ. Их причину призван разъяснить специальный курс для руководителей.

Для практикующих педагогов важны не только и не столько перспективы, стратегические направления, а, прежде всего, ближайшие цели, решение задач тактического характера, «текущая успеваемость». Следовательно, возникает необходимость всеохватывающей демонстрации объективных положительных изменений в характере и результатах образовательного процесса, как в целом, так и по отдельным учебным дисциплинам в частности, что и призван выполнить учебно-методический центр.

Внедрение системы согласованного обучения оказывает существенное влияние на управление образовательным учреждением. Изменения в менталитете субъектов образовательного процесса вызывают необходимость соответствующих нововведений в работе всех служб сопровождения, побуждают руководство школы создавать условия для реализации познавательного потенциала учащихся и учителей.

Таким образом, предполагается повышение уровня профессиональной компетентности руководителей ОУ в области управления школой в контексте инновационной, опытно-экспериментальной работы и построения многоуровневой внутришкольной системы повышения квалификации педагогов. В качестве примера приведем выдержки из учебного плана образовательной программы постдипломного образования руководителей ОУ (см. Приложение).

Внедрение ССО оказывает существенное влияние на управление ОУ. Изменения в менталитете субъектов образовательного процесса вызывают необходимость соответствующих нововведений в работе всех служб сопровождения, побуждают руководство школы создавать условия для реализации познавательного потенциала учащихся и учителей.

Сейчас в Санкт-Петербурге делаются активные попытки формирования сети так называемых ресурсных центров. Для гимназии № 271 подключение к этому процессу особых затруднений не вызвало: УМЦ стал для учителей своеобразным прообразом городского ресурсного центра. По нашему глубокому убеждению, эффективная работа городского ресурсного центра должна осуществляться в рамках единой, теоретически обоснованной программы. При этом деятельность ОУ как ресурсного центра не должна «сбиваться» на традиционные одинокие семинары, переводя ОУ в «опорную школу». Думается, статус ресурсного центра предполагает несколько иное, более высокое качество, более высокий уровень обсуждаемой проблематики и, естественно, более высокий уровень средств передачи информации. Смещение акцентов в данном виде деятельности с информационной составляющей на образовательную, обучающую.

Естественно, что работу ОУ в режиме городского ресурсного центра следует рассматривать как значительную и во многом определяющую часть опытно-экспериментальной работы.

Представленные некоторые структурные составляющие учебного плана позволяют определить направленность учебных занятий. Комплексность обсуждаемой проблематики дает возможность существенно расширить методологическую базу педагогической деятельности учителей.

Организация повышения квалификации кадров на основе городского ресурсного центра, учебно-методического центра, сформированного в рамках образовательного учреждения, положительно сказывается на становлении педагога как исследователя и формирует мотивационную основу для последующего профессионального роста.

Постдипломное образование на основе УМЦ и городского ресурсного центра позволяет повысить эффективность методической работы, положительно влияет на управление кадрами и оказывает существенное воздействие на повышение уровня их профессионального мастерства.

Приложение

Программа «Управление образовательным учреждением, реализующим идеи согласованного обучения»
(Извлечения)

Цель: формирование профессиональной компетентности в области управления образовательным учреждением, осуществляющим идеи системы согласованного обучения, ориентированной на активную реализацию межпредметных связей методологического характера, а также формирование стратегии организации многоуровневой внутришкольной системы повышения квалификации педагогов.

Категория слушателей: руководители ОУ, завучи, учителя-методисты и председатели методических объединений школ, гимназий, лицеев Санкт-Петербурга.

Срок обучения: 72 часа.

Режим занятий: 3–6 часов. Обучение может предполагать использование метода «погружения» с различной часовой нагрузкой.

Обучение в рамках курса «Управление образовательным учреждением, реализующим идеи согласованного обучения (ССО)» предполагает повышение уровня и качества профессиональной рефлексии, анализ педагогического опыта учителей-методистов ресурсного центра и переосмысление собственного педагогического опыта в контексте идей ССО с акцентом на организацию управлением опытно-экспериментальной работой педагогического коллектива.

Освоение теории и практики ССО организовано с применением интерактивных педагогических технологий и, следовательно, требует от обучающихся достаточно высокого уровня диалогичности и контактности.

Интегративная направленность ССО нацеливает на изменение точки зрения на собственную педагогическую деятельность и выявление надпредметной составляющей преподаваемой дисциплины. Таким образом, учитель-предметник, осваивающий ССО, должен увидеть собственную профессиональную деятельность в контексте коллективных действий педагогов, а свой предмет в контексте и взаимодействии с другими дисциплинами. Осуществление идей ССО предполагает построение многоуровневой внутришкольной системы повышения квалификации педагогов и перестройку служб обеспечения образовательного процесса (ОП). Рефлексия организационно-педагогических условий и модели внедрения инновационной системы в ОП ОУ является ключевой задачей курса.

Контрольные задания:

В течение курса слушатели выполняют текущие контрольные задания:

1. Анализ уроков-лабораторий и вычленение в них элементов межпредметной интеграции.

2. Освоение педагогических технологий на основе идей ССО.

3. Анализ системы методического сопровождения ОП в режиме опытно-экспериментальной работы.

4. Анализ управленческих моделей построения многоуровневой внутришкольной системы повышения квалификации педагогов.

Качество заданий усложняется на каждой ступени обучения.

На начальном этапе обучающиеся должны будут атрибутировать универсальные познавательные структуры в уроках-лабораториях.

На этапе освоения идей ССО необходимо продемонстрировать умение вычленять в содержании конкретной педагогической дисциплины и в частнопредметных методиках потенциальные возможности межпредметной интеграции и кооперации на методологической основе.

На этапе обобщения идей ССО и освоения педагогических технологий, отвечающих целям и задачам ССО, слушателям предлагается выполнение заданий по моделированию процессов актуализации и трансляции педагогического опыта.

В качестве итоговой контрольной работы предлагается разработка модели построения многоуровневой внутришкольной системы повышения квалификации педагогов с учетом особенностей ОУ, а также целей и задач опытно-экспериментальной работы.

Людмила СПИРИДОНОВА,
директор гимназии № 271,
президент Ассоциации гимназий
Санкт-Петербурга,
Борис КОМАРОВ,
научный руководитель гимназии,
г. Санкт-Петербург
Рейтинг@Mail.ru