Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Одаренные дети

«Школа интеллекта»

Старые методы подготовки не соответствуют новому содержанию олимпиад

Жизнь меняется. Изменения коснулись и школьных олимпиад – этого проверенного способа выявлять детей, имеющих выдающиеся способности, предоставлять им возможности для дальнейшего развития и самореализации.

Предметные олимпиады всегда были и остаются важным направлением Центра образования № 18 Республики Марий Эл.

Основные формы работы по подготовке участников олимпиад традиционны для многих образовательных учреждений: школьные предметные олимпиады, дополнительные часы по предмету, индивидуальные и групповые занятия с преподавателями вузов, интенсивные индивидуальные занятия с победителями школьных туров.

Многие годы такая система «срабатывала». Школа занимала если не ведущее, то достаточно прочное место среди других ОУ города и республики по количеству победителей в олимпиадах. Среди наших выпускников немало участников и победителей олимпиад всероссийского уровня.

Однако в последние годы конкуренция увеличилась. Появились специализированные учебные заведения, которые, принимая в свои стены одаренных детей, глубокой специальной подготовкой обеспечивают ученикам преимущество перед ребятами из массовой школы.

С другой стороны, вслед за изменением в определении содержания образования в средней школе, поменялись задачи и содержание самих олимпиад. А методы подготовки к ним остались старыми. «Внепрограммного» объема знаний, умения решать нестандартные задания, стало не столько недостаточно, сколько не самым главным для победы. Все более востребованы навыки критического, самостоятельного мышления, анализа, синтеза знаний. Развивать такие качества одаренного ребенка в условиях массовой школы – задача сверхсложная.

В то же время, по нашим наблюдениям, талантливых, интеллектуально одаренных детей, интересующихся серьезной познавательной, научной, исследовательской деятельностью в школе не становится меньше. Существует большая группа таких школьников, которые стремятся к углубленной работе по тем или иным предметам, проявляют осознанный интерес к дополнительным занятиям, к самостоятельной исследовательской деятельности.

Уже в 1–3-м классах можно выявить интеллектуально одаренных детей. Их интерес к познавательной, учебной деятельности своего возраста традиционно высок. Но через несколько лет у них же замечается падение этого интереса. Интеллектуально одаренные ученики быстро усваивают самые сложные вопросы традиционной школьной программы, хорошо успевают на фоне своих одноклассников, при этом их личное развитие тормозится.

Учащиеся средних классов вообще на какое-то время выпадают из поля зрения специалистов, работающих с интеллектуально одаренными детьми. Даже если дети учатся в классах с углубленным изучением предметов, чаще всего их личный потенциал гораздо выше одноклассников, и его развитие и поддержка в школьном стандарте средней школы не «предусмотрены» (за счастливым исключением).

Свою роль играют и особенности характера и поведения одаренных детей – настойчивость часто трактуется учителями как упрямство, нестандартное мышление как ошибочное, гиперактивность как невоспитанность.

К 8–9-му классу одаренный ребенок, выросший и многое понявший в жизни, или тихо сидит, получая свои законные «4» и «5», или находит выход своим способностям в другой сфере.

Все более очевидно, что для успешного участия школьников в предметных олимпиадах необходим системный подход, основанный на психологических особенностях развития личности интеллектуально одаренных детей.

С 2005 года в Центре образования № 18 реализуется программа «Школа интеллекта» как модель сопровождения развития интеллектуально одаренных детей.

Цель программы – разработка модели работы с одаренными детьми, обеспечивающей развитие потребности и способности к интеллектуальному саморазвитию, специальных предметных знаний и ключевых компетентностей.

На первом этапе реализации программы перед педагогическим коллективом стояли задачи определения механизмов, форм и методов работы по созданию эффективных организационно-педагогических условий развития одаренных школьников.

В основе программы лежат концептуальные положения общей теории одаренности и опыт работы с одаренными детьми различных школ России.

Реализация поставленных целей и задач возможна в условиях целостности образовательного процесса при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности учащихся.

В школьной модели решение этих задач достигается через следующие формы работы:

Начальная школа:

  • Интеллектуальные марафоны.

  • Конкурс «Я – исследователь».

  • Проектная неделя (два раза в год).

  • Участие в заочных конкурсах и олимпиадах.

Средняя школа

  • Формирование группы учащихся 5–8-х классов, ориентированных на участие в олимпиадной работе, как команды.

  • Участие в олимпиадах, конференциях, викторинах.

  • Индивидуальные и групповые занятия по одному–двум предметам на углубленном уровне вне школьного расписания.

  • Переход на индивидуальные планы обучения.

  • Мини-курсы на развитие ключевых компетентностей, памяти, внимания, самоактуализации.

  • Выездные предметно-развивающие школы.

  • Проектная деятельность (как зачетная по отдельным предметам).

Старшая школа

  • Индивидуальные занятия с учителями-предметниками.

  • Групповые занятия с преподавателями вузов.

  • Мини-курсы на развитие ключевых компетентностей, памяти, внимания, самоактуализации.

  • Выездные предметно-развивающие школы.

  • Научно-практическая конференция.

  • Предметные научные практики.

  • Предметные экспедиции.

  • «Предолимпийские тренинги».

Конечно, это мероприятия общего характера. Необходимо было найти и совершить некоторые ключевые шаги, которые позволили бы разрешить указанные выше противоречия.

Принципиально важной для нас стала идея формирования команды «олимпийского резерва» из учащихся 5–8-х классов. По нашему мнению, объединение ребят в такую интеллектуально-творческую группу будет способствовать развитию интереса к интеллектуальному росту каждого участника.

Для решения этой задачи в течение одного учебного года были организованы и проведены три выездные сессии «Школы интеллекта». Каждая из них продолжается два–три дня и организуется на базе одного из пригородных санаториев. Это комплекс разнообразных по форме дел, занятий, тренингов. Первые выезды служили для сплочения команды, для определения психологических и интеллектуальных особенностей участников. Члены будущей команды познакомились друг с другом, с учителями, которым предстояло работать с командой. В дни выездных сессий проводятся специальные занятия по предмету и тренинги на развитие памяти, мышления, уверенности в себе.

В это же время был проведен углубленный медицинский осмотр участников «Школы интеллекта», психолого-педагогическое обследование.

Шаги первого года реализации программы отражены в таблице.

Таблица

План реализации программы в 20062007 учебном году

Месяц

Что предстоит сделать

Задачи

Ответственные

Сентябрь

Педагогический совет по работе с одаренными детьми

Актуализация программы и задач работы с одаренными детьми

Администрация

Формирование команды

Определение группы учащихся, работающих по программе (3–4-й и 5–10-й классы)

Психологи

Выездной тренинг командообразования

Формирование мотивации деятельности, навыков групповой работы

Администрация, психологи, волонтеры

Введение ставки тьютора

Администрация

Разработка индивидуальных планов

Определение форм и методов работы

Педагоги-предметники, преподаватели вузов

Родительское собрание с родителями одаренных детей

Определение форм и методов работы

Администрация

Тренинг для педагогов «Как работать с одаренным ребенком»

Формирование навыков работы с одаренными детьми

Психологи

Психолого-педагогическое обследование членов команды

Определение особенностей развития детей

Психологи

Мини-курс «Как стать успешным»

Развитие ключевых и специальных компетентностей, навыков успешной деятельности

Специалисты, психологи

Заключение договоров с преподавателями вузов об индивидуальной и групповой работе

Создание условий для индивидуальных занятий

Администрация

Заключение договоров с кафедрами о научных практиках

Предоставление возможности для прохождения практик

Администрация

Разработка мини-курсов

Преподаватели, специалисты

Приобретение библиотеки олимпиадных заданий

Библиотека, педагоги-предметники

Определение нагрузок педагогов, работающих с одаренными детьми

Администрация

Медицинский осмотр детей-участников программы

Лечебно-восстановительный центр

Октябрь

Мини-курс «Как ставить и достигать цели»

Развитие ключевых и специальных компетентностей, навыков успешной деятельности

Преподаватели, специалисты

Индивидуальные занятия

Развитие специальных знаний

Педагоги-предметники,

преподаватели вузов

Групповые занятия по предмету

Предметные практики

Развитие специальных знаний

Педагоги-предметники

Мини-курс «Информационный анализ»

Развитие ключевых и специальных компетентностей, навыков успешной деятельности

Специалисты, психологи

Мини-курс «Тайм-менеджмент»

Мини-курс «Как стать хорошим учеником»

Участие в заочных олимпиадах

Развитие навыков олимпиадной деятельности

Администрация

Ноябрь

Мини-курс «Секреты презентации»

Развитие ключевых и специальных компетентностей, навыков успешной деятельности

Специалисты, психологи

Выездная предметно-развивающая школа

Развитие специальных знаний

Педагоги-предметники, преподаватели вузов

Индивидуальные занятия

Групповые занятия по предмету

Участие в олимпиадах городского уровня

Развитие специальных знаний

Администрация

Декабрь

Мини-курс «Развитие внимания и критического мышления»

Развитие ключевых и специальных компетентностей, навыков успешной деятельности

Специалисты, психологи

Мини-курс «Скорочтение»

Специалисты, психологи

Индивидуальные занятия

Развитие специальных знаний

Педагоги-предметники, преподаватели вузов

Групповые занятия по предмету

Предметные практики

Методологический семинар на кафедрах

Развитие навыков исследовательской работы

Сотрудники кафедры

Январь

Индивидуальные занятия

Развитие специальных знаний

Педагоги-предметники, преподаватели вузов

Выездная предметная школа

Предметные практики

Участие в олимпиадах

Групповые занятия по предмету

Февраль

Индивидуальные занятия

Развитие специальных знаний

Педагоги-предметники, преподаватели вузов

Групповые занятия по предмету

Предметные практики

Участие в олимпиадах

Развитие навыков олимпиадной деятельности

Педагоги-предметники, преподаватели вузов

Мини-курс «Я – исследователь»

Развитие навыков исследовательской работы

Конкурс «Я – исследователь»

Развитие навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений

Администрация НШ

Проектная неделя

Развитие навыков самостоятельной работы и исследовательской деятельности

Педагоги-предметники, преподаватели вузов

Март

Индивидуальные занятия

Развитие специальных знаний

Педагоги-предметники, преподаватели вузов

Групповые занятия по предмету

Выездная школа

Предметные практики

Апрель

Групповые занятия по предмету

Развитие специальных знаний

Педагоги-предметники, преподаватели вузов

Предметные практики

Участие в олимпиадах

Развитие олимпиадных навыков

Педагоги-предметники, преподаватели вузов, администрация

Научно-практическая конференция школьников

Развитие навыков исследовательской деятельности

Педагоги-предметники, преподаватели вузов

Май

Индивидуальные занятия

Развитие специальных знаний

Педагоги-предметники, преподаватели вузов

Групповые занятия по предмету

Предметные практики

Подведение итогов программы. Педсовет, родительское собрание

Администрация

Июнь

Летняя смена «Школы интеллекта»

Развитие специальных знаний

Психологи, преподаватели вузов

Учебные практики и экспедиции

Развитие специальных знаний

Кафедры

…Вспоминается, как летом 2007 года впервые была организована летняя сессия школы интеллекта. Она длилась 21 день и, по сути дела, превратилась в смену для одаренных детей в пришкольном лагере. Режим работы во время летней сессии составлял с 9.00 до 15.00. В программе были групповые и индивидуальные занятия по предметам, учебные практики, полевые экспедиции, развивающие тренинги. Главным итогом работы стало «первичное» накопление знаний по предмету, которое обеспечит переход с сентября на индивидуальные планы обучения по ускоренному и углубленному типу. В качестве педагогических результатов мы отмечаем развитие у участников потребности к саморазвитию, формирование осознанного понимания целей своей деятельности, интереса к предмету.

С сентября начался переход участников «Школы интеллекта» на индивидуальные планы обучения (как в старшей, так и в средней школе). С этого года специальные занятия будут включены в общешкольное расписание.

Работа продолжается в экспериментальном для школы режиме.

Задачи, стоящие перед детьми и взрослыми, по-прежнему достаточно сложные. Однако уже сегодня видно, что заложены первые камни в будущий успех наших учеников…

Марина ТЫРТЫШНАЯ, заместитель гендиректора по научно-экспериментальной работе
Центра образования № 18, г. Йошкар-Ола

 

А также…

Важным элементом реализации нашей модели является введение ставки тьютора (ментора) для участников «Школы интеллекта». При определении задач тьютора мы исходили из следующих позиций:

1. Сегодняшняя практика показывает, что даже очень хорошо (и самоотверженно) работающие педагоги не в состоянии обеспечить формирование потребности к саморазвитию как качественной характеристики личности. При всей самоотдаче воспитателей и классных руководителей им нередко не удается реализовать на практике личностно ориентированный подход, помочь каждому ребенку в разрешении вопросов саморазвития и самореализации (хотя бы из-за недостаточных собственных знаний и умений в области психологии развития, навыков самостроительной деятельности, коммуникативных умений, отсутствия опыта прямой работы по формированию этих навыков). Слишком много у простого педагога учебных задач, слишком много у классного руководителя и воспитателя организационных задач, проблем и обязанностей.

Необходим специальный социально-педагогический институт, дополняющий усилия классных руководителей, воспитателей и предметников, обеспечивающий формирование потребности и возможности человека к саморазвитию, самореализации, самопознанию, формированию актуальных навыков, гарантирующих развитие личности и в самой школе, и после ее окончания, движение в образовательном, личностном и карьерном планах. Необходима организационно-педагогическая модель деятельности по сопровождению развития учащихся.

Институт тьюторства, на наш взгляд, может во многом разрешить возникшие противоречия между актуальностью задач создания условий для вырабатывания самостроительных компетентностей личности и отсутствием реальных механизмов, решающих эти задачи.

2. Идея и «должность» тьютора возникла в XII в. Именно в это время тьюторская практика оформилась институционально, хотя можно сказать, что зародилась она в Болонье в XI в. На протяжении 900- или 600-летней истории, если считать со времени появления ставок тьютора в университетах, тьюторская деятельность менялась, менялись позиции и функции, которые тьютор выполнял. Тьюторство – это практика поддержки процесса самообразования, и происходит она путем передачи отрефлексированного опыта самообразования.

Тьюторская позиция возникла как сопровождающая и обслуживающая новое, расширенное образовательное пространство традиционной школы. Тьютор – это тот человек, который инициирует образовательные потребности, работает с ними, обсуждает их, думает об их своевременности. В тьюторстве реализуются ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению.

3. Тьютор занимается не столько предметными и воспитательными задачами и средствами их решения, сколько созданием условий (через специальные нормы и методы) по составлению и реализации воспитанниками программ своей деятельности и развития в целом.

Задачи тьютора сводятся к тому, чтобы его подопечные могли и хотели планировать свою деятельность, отбирать способы деятельности и анализировать ее. Причем это – навык и компетентность, проявляемые как в отдельной операции (действий), так и при построении перспектив личностного развития.

Мы посчитали, что именно тьюторское сопровождение поможет организовать и систематизировать работу участников «Школы Интеллекта».

 

Рейтинг@Mail.ru