Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Кадеты

Когда учитель берется за оружие

Конкурс в кадетские интернаты составляет 25 человек на место

Начну лучше с проблем, потому что их малое количество грозит затеряться во всем том положительном, что преподнесла нам эта поездка. У необычных школ и трудности особенные: кадеты-мальчики и кадеты-девочки растут. И это не может не радовать администрации двух кадетских корпусов, где мы побывали, если бы не усложняло жизнь. Парадная и повседневная одежда выдается ребенку на два с половиной года, как армейскому офицеру, чей рост не преподносит сюрпризов. А кадет может за лето прибавить 15 сантиметров – и осенью брюки по колено. Этот вопрос директора кадетских ОУ не собираются оставлять без внимания властей…

«Тройки» не в моде

«Мальчишечий» и «девчоночий» кадетские корпуса – друг от друга на расстоянии десяти минут пешком. Но, несмотря на территориальную близость и схожесть направленности, – перед нами предстали два разных по духу мира.

Начать предложено было с осмотра кадетской школы-интерната № 7 «Московский казачий кадетский корпус им. Шолохова», где учится 280 мальчиков с 5-го по 11-й класс.

…Когда я впоследствии рассказывала знакомым учителям о почти стопроцентной высокой успеваемости кадетов, они реагировали одинаково: «Поня-я-тное дело, дисциплина…». С дисциплиной в корпусе действительно полный порядок, тем более это интернат, а значит, дети включены в продуманный педагогами воспитательный процесс круглые сутки. И все же директор готов привести целый список условий, благодаря которым корпус причислен к разряду уникальных: в учебном заведении, на 72% состоящем из представителей социально незащищенных семей (неполные и многодетные; дети военных, погибших при исполнении служебного долга), кадеты непрерывно побеждают на предметных олимпиадах и творческих конкурсах, а выпускники все до единого поступают в вузы (большинство – на бюджетные места).

«Мальчики приходят к нам в пятый класс, и уже тогда мы закладываем конечный результат, – рассказывает директор Михаил Шпиньков. – Корпус имеет этнокультурный казачий компонент, и прямо с пятого класса каждый кадет получает главную установку: казак никогда не отступал, или смерть – или победа!»

Установка только на победу – из разряда духовных ценностей, но материальной базой и высокопрофессиональными преподавателями корпус тоже не обделен. Чуть позже журналисты осмотрят комнаты и классы, а пока только миновали контрольно-пропускной пункт…

Жизнь кадетов не скрыта от окрестных жителей. Никакого глухого забора, через который раздавались бы с утра до вечера строевые команды. Территория обнесена так же, как и в остальных московских школах. Поэтому для проходящих мимо не секрет, что эстетическое чувство ребят удовлетворяют фонтан и цветочные клумбы, а особый настрой поддерживают ярко оформленные лозунги типа: «Мускул свой, дыхание и тело тренируй с пользой для военного дела».

Здесь же – строевой плац, оборудованный по всем правилам, и спортивные площадки. И если в тренажерных залах кадеты занимаются исключительно под наблюдением врача и инструктора, ограждающих 13-летнего ученика от непозволительных для него нагрузок 15-летнего, то на улице учтены естественные желания мальчишек подтянуться, побегать, покидать мяч в кольцо, когда душа пожелает.

Но сейчас учебное время, и кадеты на занятиях.

Чтобы поступить в пятый класс, необходимо пройти собеседование и медико-психологический отбор, а также быть годным по состоянию здоровья к занятиям усиленной физической подготовкой.

Директор заявляет, что не разделяет мнения о выведении на первый план военной подготовки взамен общеобразовательной: «Дети получают хорошее образование, развиваются, им комфортно, все поступают в вузы. Разве это плохо? Пусть будут разные формы кадетских корпусов».

Здесь ребята изучают те же предметы, что и их сверстники в школах. А в дополнение – историю казачества, этику, риторику; осваивают строевую подготовку, занимаются в конно-спортивной секции, обучаются стрельбе, самбо, рукопашному бою, плаванию, постигают искусство танца, игры на духовых инструментах и барабанах, участвуют в ансамбле песни и пляски.

В учебном плане есть занятия, которые учащиеся посещают по собственному выбору. Кадет может углубленно изучать английский, французский и немецкий языки, географию, математику, биологию и другие предметы.

И так шесть дней в неделю. Во второй половине дня по субботам кадеты уезжают к родителям, чтобы в понедельник вернуться и продолжить жить по привычному распорядку:

  • 7:00 – общий подъем, зарядка на свежем воздухе, завтрак, развод на занятия;

  • 8:30 – начало 1-го урока (продолжительность уроков – 40 минут);

  • 11:00 – второй завтрак;

  • 13:10 – обед для 5–6-х классов;

  • 13:50 – обед для 7–11-х классов;

  • 14:20–16:00 – прогулки (подвижные игры) на свежем воздухе, индивидуальные и групповые консультации по предметам;

  • 16:00–18:00 – самостоятельная подготовка к занятиям следующего дня (с 5-го по 8-й класс – 2 часа, с 9-го по 11-й – 3 часа);

  • 18:10 – полдник;

  • 18:50 – занятия в спортивных секциях, конная, строевая, огневая, автомобильная подготовка, кружки;

  • 20:00 – ужин;

  • 20:20 – занятия по интересам, личное время кадета;

  • 21:30 – вечерняя прогулка в составе курса, класса на свежем воздухе;

  • 21:50 – вечерняя поверка;

  • 22:00 – общий отбой (за сном наблюдают воспитатели ночной смены и дежурная смена медицинского персонала).

Воспитатель у мальчишек – мама, папа, брат и друг одновременно, хотя на плечах – погоны, за плечами – боевой опыт. Он радуется их успехам, поддерживает при поражениях, учит побеждать и достойно проигрывать. Знание детской психологии – его главный козырь.

Воспитатели внимательно смотрят, чтобы в одной комнате (а живут кадеты по несколько человек) не оказались ребята, которые бы «не сошлись характерами». В лагере, куда дети ненадолго едут сразу после поступления, взрослые сразу советуют им оглядеться, пообщаться и определиться с тем, кого они хотят видеть соседями на несколько лет.

В задачи воспитателей входит всячески способствовать «состязательности» между ребятами. Любые победы – будь то спорт или учеба – отмечаются на «стенде рейтинга», вызывая честолюбивый вопрос отстающего в данный момент кадета: «А я чем хуже?».

Эффективным воспитательным моментом признана система поощрений. По итогам учебного года кадет может стать обладателем награды: за активное участие в общественной жизни вручается крест третьей степени, за спортивные победы в личном первенстве – второй степени, золотой крест получает «круглый» отличник. Также к ряду праздников приурочивается награждение юбилейными казачьими наградами.

По сравнению с учебными и досуговыми помещениями спальные комнаты мальчиков выглядят, можно сказать, простовато. Но только сон проходит в аскетичной обстановке.

Заходишь в бальный зал – и замираешь: гигантский простор оформлен декораторами так, что во время пребывания здесь мысли об учебе, стрельбе и рукопашном бое начисто исчезают. Тут кадету хочется вытянуться в струнку, взять за руку девочку в бальном платье и насладиться в танце отточенными движениями.

По праву конкурировать с настоящими музеями может школьный музей истории казачества. Экспонаты, среди которых подлинники XVI, XIX веков, представлены в профессионально сделанных витринах, также знакомство с фондами идет через плазменные экраны. Музей пытается наглядно доказать правоту фразы Льва Толстого: «Вся история России сделана казаками».

В мемориальной комнате-музее Шолохова – тоже подлинные предметы: одежда, рукописи писателя, оставившего потомкам летопись казачества ХХ века.

В литературной гостиной – ковер от стены до стены, мягкие изгибы штор, камин, пианино, свечи, картины и мебель «под старину».

Директор говорит спасибо попечителям, среди которых префект административного столичного округа и верховный атаман Союза казаков России. «На сегодня кадетский корпус располагает хорошей материальной базой. Побольше бы таких учреждений! – восклицает директор. – Мы можем позволить себе любого преподавателя и офицера-воспитателя принимать по конкурсу, уже давно уйдя от принципа: кто пришел – тому и рады. Все учителя имеют высшую категорию, преподавателями работают шесть кандидатов наук, есть доктор наук. И не в доплатах дело, а в энтузиазме. Люди любят детей и свою профессию».

Энтузиазм подкрепляется зарплатой примерно в 17 тысяч рублей.

Директор уверен: будущее за кадетскими корпусами. Если воедино слиты уникальный и действенный учебно-воспитательный процесс, труд высококвалифицированных педагогов, хорошие бытовые и учебные условия, то понятным становится, почему в этом году при поступлении в пятый класс за место боролись 25 человек!

Подружки в погонах

– Мы без косичек не принимаем, – шутит директор кадетской школы-интерната № 9 «Московский пансион государственных воспитанниц» Виктория Силенская, видя, что мы удивляемся белому банту на косе у каждой девочки.

…Только что побывали у кадетов-мальчишек, и, конечно, глаз сразу пытается отыскать отличия. А они начинаются прямо от ворот: «живут» у здания корпуса керамические ежи, лягушки и зайцы с грибами.

Оформление помещений тоже далеко от строгих линий и неярких красок мальчишечьих спален. Девочки размещены по двое–трое в комнатах с летящими занавесками нежных оттенков, фигурно вырезанными зеркалами, мягкими покрывалами. Личные фотографии на стенах, на кроватях – по плюшевой игрушке. Обычная комната современной девчонки.

«У нас особый эстетический подход к оформлению: мы хотим приблизить условия к домашним, чтобы девочки не чувствовали себя вырванными из семьи. Вначале у многих из них именно такое настроение, – рассказывает директор. – Уютные комнаты, хорошие душевые, стиральные машины… У некоторых этого даже дома не было».

Пансион государственных воспитанниц – победитель конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы. Инновационность – уже в названии. Идея возвращения к раздельному обучению в одних ОУ воплотилась в отдельных классах, в других – на такую форму перешла начальная школа. А полностью «девичья» школа существует только одна – эта.

Из этого вытекают и другие инновационные черты. Женская психология и физиология требуют дополнительных знаний учителей и воспитателей. Им во многом пришлось разбираться… Среди инноваций и вхождение в учебный план кадетской составляющей.

Уроки закончились. В спальном корпусе зазвучали девчоночьи голоса. Девочки в строгой форме, но уже в разноцветных пушистых тапочках. Кто-то – отправляется в комнату. Кто-то – с подружками в холле: расслабились на диване, смотрят DVD. Коллекцию дисков администрация пополняет «правильными» фильмами, а ученицы – одними развлекательными (на полке выпуски «Ералаша», «Любовь и голуби», сериал «Тайны следствия» и картины Спилберга…).

Сейчас отдохнут – и снова на занятия. Например, в танцевальный зал. Любой класс за годы учебы должен выучить 15 исторических танцев: полька, вальс, мазурка, полонез, ручеек и другие. Участие в балах обязывает. И все-таки при всей важности танцев на них не имеют права заменить ни одного урока из базисного учебного плана. Под танцы – вторая половина дня.

Над входом в корпус – надпись: «Готовы Родине служить». С автоматом в руках? Это выпускницы тоже смогут продемонстрировать. Однако, видя, какая ведется допрофессиональная подготовка, веришь, что не только в военной форме девушки могут быть успешны. В списке занятий: основы гувернерского дела, сестринское дело (сестры милосердия), практический компьютер, моделирование и пошив женской и детской одежды, основы кулинарии, парикмахерское искусство.

С соседским кадетским корпусом пансион роднит учитель с оружием в руках. Для преподающего основы военного дела мужчины-педагога такой образ нарисовать легко. Но приходится поверить директору на слово, что и женщинам-учителям входит в обязанность владеть подобной техникой. Они ездят с девочками в лагерь, где вместе с воспитанницами нужно много двигаться, ходить на лыжах и стрелять. Наверное, поэтому средний возраст воспитателей и учителей – 35 лет. «Детям это нравится», – отмечает Виктория Силенская.

В отношении педагогических кадров в корпусе действует установка округа и департамента образования: стараться принимать на работу людей с учительским дипломом. «С каждым годом я убеждаюсь, как это важно, – считает директор. – Если человек далек от педагогики, он не понимает, что от него требуют. Более того, департамент и округ дают нам возможность учить наших воспитателей. Они получают второе высшее образование в психолого-педагогическом университете, где изучают психологию кадетского образования».

Инна АЛЕЙНИКОВА

Фотогалерея 1

Фотогалерея 2

Рейтинг@Mail.ru