Кадеты
Когда учитель берется за оружие
Конкурс в кадетские интернаты
составляет 25 человек на место
Начну лучше с проблем, потому что их
малое количество грозит затеряться во всем том
положительном, что преподнесла нам эта поездка. У
необычных школ и трудности особенные:
кадеты-мальчики и кадеты-девочки растут. И это не
может не радовать администрации двух кадетских
корпусов, где мы побывали, если бы не усложняло
жизнь. Парадная и повседневная одежда выдается
ребенку на два с половиной года, как армейскому
офицеру, чей рост не преподносит сюрпризов. А
кадет может за лето прибавить 15 сантиметров – и
осенью брюки по колено. Этот вопрос директора
кадетских ОУ не собираются оставлять без
внимания властей…
«Тройки» не в моде
«Мальчишечий» и «девчоночий»
кадетские корпуса – друг от друга на расстоянии
десяти минут пешком. Но, несмотря на
территориальную близость и схожесть
направленности, – перед нами предстали два
разных по духу мира.
Начать предложено было с осмотра кадетской
школы-интерната № 7 «Московский казачий
кадетский корпус им. Шолохова», где учится 280
мальчиков с 5-го по 11-й класс.
…Когда я впоследствии рассказывала
знакомым учителям о почти стопроцентной высокой
успеваемости кадетов, они реагировали одинаково:
«Поня-я-тное дело, дисциплина…». С дисциплиной в
корпусе действительно полный порядок, тем более
это интернат, а значит, дети включены в
продуманный педагогами воспитательный процесс
круглые сутки. И все же директор готов привести
целый список условий, благодаря которым корпус
причислен к разряду уникальных: в учебном
заведении, на 72% состоящем из представителей
социально незащищенных семей (неполные и
многодетные; дети военных, погибших при
исполнении служебного долга), кадеты непрерывно
побеждают на предметных олимпиадах и творческих
конкурсах, а выпускники все до единого поступают
в вузы (большинство – на бюджетные места).
«Мальчики приходят к нам в пятый класс,
и уже тогда мы закладываем конечный
результат, – рассказывает директор Михаил
Шпиньков. – Корпус имеет этнокультурный
казачий компонент, и прямо с пятого класса каждый
кадет получает главную установку: казак никогда
не отступал, или смерть – или победа!»
Установка только на победу – из
разряда духовных ценностей, но материальной
базой и высокопрофессиональными
преподавателями корпус тоже не обделен. Чуть
позже журналисты осмотрят комнаты и классы, а
пока только миновали контрольно-пропускной
пункт…
Жизнь кадетов не скрыта от окрестных
жителей. Никакого глухого забора, через который
раздавались бы с утра до вечера строевые команды.
Территория обнесена так же, как и в остальных
московских школах. Поэтому для проходящих мимо
не секрет, что эстетическое чувство ребят
удовлетворяют фонтан и цветочные клумбы, а
особый настрой поддерживают ярко оформленные
лозунги типа: «Мускул свой, дыхание и тело
тренируй с пользой для военного дела».
Здесь же – строевой плац,
оборудованный по всем правилам, и спортивные
площадки. И если в тренажерных залах кадеты
занимаются исключительно под наблюдением врача
и инструктора, ограждающих 13-летнего ученика от
непозволительных для него нагрузок 15-летнего, то
на улице учтены естественные желания мальчишек
подтянуться, побегать, покидать мяч в кольцо,
когда душа пожелает.
Но сейчас учебное время, и кадеты на
занятиях.
Чтобы поступить в пятый класс,
необходимо пройти собеседование и
медико-психологический отбор, а также быть
годным по состоянию здоровья к занятиям
усиленной физической подготовкой.
Директор заявляет, что не разделяет
мнения о выведении на первый план военной
подготовки взамен общеобразовательной: «Дети
получают хорошее образование, развиваются, им
комфортно, все поступают в вузы. Разве это плохо?
Пусть будут разные формы кадетских корпусов».
Здесь ребята изучают те же предметы,
что и их сверстники в школах. А в дополнение –
историю казачества, этику, риторику; осваивают
строевую подготовку, занимаются в
конно-спортивной секции, обучаются стрельбе,
самбо, рукопашному бою, плаванию, постигают
искусство танца, игры на духовых инструментах и
барабанах, участвуют в ансамбле песни и пляски.
В учебном плане есть занятия, которые
учащиеся посещают по собственному выбору. Кадет
может углубленно изучать английский,
французский и немецкий языки, географию,
математику, биологию и другие предметы.
И так шесть дней в неделю. Во второй
половине дня по субботам кадеты уезжают к
родителям, чтобы в понедельник вернуться и
продолжить жить по привычному распорядку:
7:00 – общий подъем, зарядка на
свежем воздухе, завтрак, развод на занятия;
8:30 – начало 1-го урока
(продолжительность уроков – 40 минут);
11:00 – второй завтрак;
13:10 – обед для 5–6-х классов;
13:50 – обед для 7–11-х классов;
14:20–16:00 – прогулки (подвижные игры)
на свежем воздухе, индивидуальные и групповые
консультации по предметам;
16:00–18:00 – самостоятельная
подготовка к занятиям следующего дня (с 5-го по 8-й
класс – 2 часа, с 9-го по 11-й – 3 часа);
18:10 – полдник;
18:50 – занятия в спортивных секциях,
конная, строевая, огневая, автомобильная
подготовка, кружки;
20:00 – ужин;
20:20 – занятия по интересам, личное
время кадета;
21:30 – вечерняя прогулка в составе
курса, класса на свежем воздухе;
21:50 – вечерняя поверка;
22:00 – общий отбой (за сном наблюдают
воспитатели ночной смены и дежурная смена
медицинского персонала).
Воспитатель у мальчишек – мама, папа,
брат и друг одновременно, хотя на плечах –
погоны, за плечами – боевой опыт. Он радуется их
успехам, поддерживает при поражениях, учит
побеждать и достойно проигрывать. Знание детской
психологии – его главный козырь.
Воспитатели внимательно смотрят,
чтобы в одной комнате (а живут кадеты по
несколько человек) не оказались ребята, которые
бы «не сошлись характерами». В лагере, куда дети
ненадолго едут сразу после поступления, взрослые
сразу советуют им оглядеться, пообщаться и
определиться с тем, кого они хотят видеть
соседями на несколько лет.
В задачи воспитателей входит всячески
способствовать «состязательности» между
ребятами. Любые победы – будь то спорт или учеба
– отмечаются на «стенде рейтинга», вызывая
честолюбивый вопрос отстающего в данный момент
кадета: «А я чем хуже?».
Эффективным воспитательным моментом
признана система поощрений. По итогам учебного
года кадет может стать обладателем награды: за
активное участие в общественной жизни вручается
крест третьей степени, за спортивные победы в
личном первенстве – второй степени, золотой
крест получает «круглый» отличник. Также к ряду
праздников приурочивается награждение
юбилейными казачьими наградами.
По сравнению с учебными и досуговыми
помещениями спальные комнаты мальчиков
выглядят, можно сказать, простовато. Но только
сон проходит в аскетичной обстановке.
Заходишь в бальный зал – и замираешь:
гигантский простор оформлен декораторами так,
что во время пребывания здесь мысли об учебе,
стрельбе и рукопашном бое начисто исчезают. Тут
кадету хочется вытянуться в струнку, взять за
руку девочку в бальном платье и насладиться в
танце отточенными движениями.
По праву конкурировать с настоящими
музеями может школьный музей истории казачества.
Экспонаты, среди которых подлинники XVI, XIX веков,
представлены в профессионально сделанных
витринах, также знакомство с фондами идет через
плазменные экраны. Музей пытается наглядно
доказать правоту фразы Льва Толстого: «Вся
история России сделана казаками».
В мемориальной комнате-музее Шолохова
– тоже подлинные предметы: одежда, рукописи
писателя, оставившего потомкам летопись
казачества ХХ века.
В литературной гостиной – ковер от
стены до стены, мягкие изгибы штор, камин,
пианино, свечи, картины и мебель «под старину».
Директор говорит спасибо попечителям,
среди которых префект административного
столичного округа и верховный атаман Союза
казаков России. «На сегодня кадетский корпус
располагает хорошей материальной базой.
Побольше бы таких учреждений! – восклицает
директор. – Мы можем позволить себе любого
преподавателя и офицера-воспитателя принимать
по конкурсу, уже давно уйдя от принципа: кто
пришел – тому и рады. Все учителя имеют высшую
категорию, преподавателями работают шесть
кандидатов наук, есть доктор наук. И не в доплатах
дело, а в энтузиазме. Люди любят детей и свою
профессию».
Энтузиазм подкрепляется зарплатой
примерно в 17 тысяч рублей.
Директор уверен: будущее за кадетскими
корпусами. Если воедино слиты уникальный и
действенный учебно-воспитательный процесс, труд
высококвалифицированных педагогов, хорошие
бытовые и учебные условия, то понятным
становится, почему в этом году при поступлении в
пятый класс за место боролись 25 человек!
Подружки в погонах
– Мы без косичек не принимаем, –
шутит директор кадетской школы-интерната № 9
«Московский пансион государственных
воспитанниц» Виктория Силенская, видя, что мы
удивляемся белому банту на косе у каждой девочки.
…Только что побывали у
кадетов-мальчишек, и, конечно, глаз сразу
пытается отыскать отличия. А они начинаются
прямо от ворот: «живут» у здания корпуса
керамические ежи, лягушки и зайцы с грибами.
Оформление помещений тоже далеко от
строгих линий и неярких красок мальчишечьих
спален. Девочки размещены по двое–трое в
комнатах с летящими занавесками нежных оттенков,
фигурно вырезанными зеркалами, мягкими
покрывалами. Личные фотографии на стенах, на
кроватях – по плюшевой игрушке. Обычная комната
современной девчонки.
«У нас особый эстетический подход к
оформлению: мы хотим приблизить условия к
домашним, чтобы девочки не чувствовали себя
вырванными из семьи. Вначале у многих из них
именно такое настроение, – рассказывает
директор. – Уютные комнаты, хорошие душевые,
стиральные машины… У некоторых этого даже дома
не было».
Пансион государственных воспитанниц
– победитель конкурса образовательных
учреждений, внедряющих инновационные
общеобразовательные программы. Инновационность
– уже в названии. Идея возвращения к раздельному
обучению в одних ОУ воплотилась в отдельных
классах, в других – на такую форму перешла
начальная школа. А полностью «девичья» школа
существует только одна – эта.
Из этого вытекают и другие
инновационные черты. Женская психология и
физиология требуют дополнительных знаний
учителей и воспитателей. Им во многом пришлось
разбираться… Среди инноваций и вхождение в
учебный план кадетской составляющей.
Уроки закончились. В спальном корпусе
зазвучали девчоночьи голоса. Девочки в строгой
форме, но уже в разноцветных пушистых тапочках.
Кто-то – отправляется в комнату. Кто-то – с
подружками в холле: расслабились на диване,
смотрят DVD. Коллекцию дисков администрация
пополняет «правильными» фильмами, а
ученицы – одними развлекательными (на
полке выпуски «Ералаша», «Любовь и голуби»,
сериал «Тайны следствия» и картины Спилберга…).
Сейчас отдохнут – и снова на занятия.
Например, в танцевальный зал. Любой класс за годы
учебы должен выучить 15 исторических танцев:
полька, вальс, мазурка, полонез, ручеек и другие.
Участие в балах обязывает. И все-таки при всей
важности танцев на них не имеют права заменить ни
одного урока из базисного учебного плана. Под
танцы – вторая половина дня.
Над входом в корпус – надпись: «Готовы
Родине служить». С автоматом в руках? Это
выпускницы тоже смогут продемонстрировать.
Однако, видя, какая ведется допрофессиональная
подготовка, веришь, что не только в военной форме
девушки могут быть успешны. В списке занятий:
основы гувернерского дела, сестринское дело
(сестры милосердия), практический компьютер,
моделирование и пошив женской и детской одежды,
основы кулинарии, парикмахерское искусство.
С соседским кадетским корпусом
пансион роднит учитель с оружием в руках. Для
преподающего основы военного дела
мужчины-педагога такой образ нарисовать легко.
Но приходится поверить директору на слово, что и
женщинам-учителям входит в обязанность владеть
подобной техникой. Они ездят с девочками в
лагерь, где вместе с воспитанницами нужно много
двигаться, ходить на лыжах и стрелять. Наверное,
поэтому средний возраст воспитателей и учителей
– 35 лет. «Детям это нравится», – отмечает
Виктория Силенская.
В отношении педагогических кадров в
корпусе действует установка округа и
департамента образования: стараться принимать
на работу людей с учительским дипломом.
«С каждым годом я убеждаюсь, как это важно, –
считает директор. – Если человек далек от
педагогики, он не понимает, что от него требуют.
Более того, департамент и округ дают нам
возможность учить наших воспитателей. Они
получают второе высшее образование в
психолого-педагогическом университете, где
изучают психологию кадетского образования».
Инна АЛЕЙНИКОВА
Фотогалерея 1
Фотогалерея 2 |