Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2007

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Нацпроект

Заплатить или уволить?

Перед такой дилеммой оказались региональные руководители образования

Осень 2007 г. была богата разочарованиями. В некоторых субъектах РФ учителя получили первую зарплату, начисленную по НСОТ, и обнаружили, что она уменьшилась на полторы–две тысячи рублей. А в октябре нескольких представителей регионов–участников нацпроекта вызвали в Москву. Их показатели по реализации комплексного проекта оказались недостаточно высокими.

«Во многих регионах только по ходу конкурса начали понимать, что они делают, – признает руководитель комплексного проекта модернизации образования Тверской области Алексей Каспржак. – Прежде им не приходилось заниматься реструктуризацией, нормативным финансированием. Теперь они влезли в это и поняли, что все не так просто и не так здорово».

Учение с исключением

Руководители регионального образования написали прекрасные заявки, но осенью им становилось все труднее выполнять некоторые из обязательств. По условиям нацпроекта в этом случае регион выбывает из игры. На устранение недостатков дали месяц. И кое-что удалось сделать.

После беседы с руководителями образования в этих регионах выяснилось: трудности были и будут не только у них. Другим регионам–участникам нацпроекта, возможно, придется столкнуться с похожими проблемами в ближайшем будущем.

Первая и главная трудность – несоответствие только что разработанных фондов оплаты педагогического труда новому, принятому с 1 сентября 2007 г., минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

МРОТ не умрет…

В сентябре 2007 года произошло событие, которого по всей стране ждали еще с весны: минимальный размер оплаты труда повышен в очередной раз.

В 1998 г. МРОТ был зафиксирован на уровне 83 рубля 49 копеек. С июля 2000 г. он увеличивался почти каждый год и к 1 мая 2006 г. уже составлял 1100 рублей. В некоторых регионах тарифные ставки (оклады) первого разряда были повышены: в Москве – до 2200 рублей, в Ярославской области – до 1320 рублей, в Калининградской области – до 1512 рублей МРОТ составлял нижнюю ставку ЕТС. Ставки ЕТС должны были регулярно индексироваться. Однако при этом работники с низкими квалификационными разрядами почти ничего не получали: их зарплата повышалась на 200–500 рублей.

Наконец, с сентября 2007 года, согласно Федеральному закону от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда”» МРОТ увеличился вдвое: с 1100 до 2300 рублей. Об этом в преддверии выборов 2 декабря 2007 г. позаботилась фракция «Единая Россия».

Новый МРОТ пока не соответствует минимальному прожиточному минимуму: он составляет около 4414 рублей в среднем по России (в Москве свыше 6000 рублей). Однако «Единая Россия» торопится с внесением в Госдуму проекта Закона о новом повышении МРОТ до 4-х тысяч рублей.

Во что это выльется?

Новшество означает: с сентября 2007 г. ни один работодатель не имеет права начислять месячную зарплату ниже 2300 рублей. Кроме того, из ст. 129 ТК РФ исключено понятие «минимальная заработная плата» (то есть ч. 2 ст. 129 ТК РФ утрачивает силу). Теперь даже самая низкая зарплата может состоять из тарифной ставки (должностного оклада) и компенсационных, стимулирующих, социальных выплат.

Создатели разных НСОТ, которые с 1 сентября начали обкатываться в ряде регионов, не могли предвидеть такое событие.

Закон был принят в апреле 2007 года, а заявки на участие в КПМО составлялись и подавались осенью 2006-го. В то время федеральное наполнение первой ставки ЕТС равнялось 1100 рублям.

В лучшем положении оказалась та небольшая часть регионов, которая еще только разрабатывает свою НСОТ, как Тверская область. Либо те, кто вводит НСОТ в экспериментальном режиме, как республика Бурятия (там нацпроект начнет работать во всех школах с 1 апреля 2008 г.).

Идеология нацпроекта не приветствовала применения ЕТС для создания новой системы оплаты труда. Правда, в некоторых регионах–участниках нацпроекта, например, в Волгоградской области, ЕТС с различными стимулирующими доплатами базировалась на региональной ЕТС. Там руководители образования заявляли, что ЕТС – «прекрасный механизм».

Однако и в других регионах руководители образования разных уровней, в том числе директора школ, вынуждены постоянно сталкиваться со ставками ЕТС. Ведь весь непедагогический персонал школ – и здесь в конкурсных заявках разногласий не было – получает зарплату по ставкам ЕТС. А соотношение педагогического и непедагогического персонала в ОУ по-прежнему остается значительным: не менее 70% к 30%.

Цифры

В Белгородской области и Пермском крае к 1–4 разрядам доплачивали от 61 до 180 руб., в Липецкой области – к 1–6 разрядам – от 30 до 180 руб., в Самарской области – к 1–9 разрядам – от 72 до 480 руб., в Калининградской области – к 1–18 разрядам – от 280 до 620 руб.

В Республике Башкортостан компенсационные выплаты составляли: от 74 руб. для 1-го разряда до 328 руб. для 18-го.

В Ханты-Мансийском автономном округе существовали ежемесячные доплаты социальной защиты – от 600 руб. для 1-го разряда до 1450 руб. для 18-го.

В Республике Татарстан доплаты ко всем разрядам ЕТС – от 234 до 415 руб.

В Ленинградской области ежемесячная доплата к тарифной ставке каждого разряда составляет 2000 руб.

В Калужской области работникам государственных учреждений доплачивают до величины прожиточного минимума, установленного для населения области.

Заместитель председателя комитета Волгоградской областной Думы по делам семьи, материнства и детства Тамара Головачева описала сложившуюся ситуацию так: «Сторож и уборщица детского сада получают теперь зарплату в 2300 рублей, а заведующая – 3500».

При этом регионы должны сами искать в своих бюджетах деньги. В Волгограде подсчитали, что при приравнивании первого разряда ЕТС к размеру МРОТа, на зарплату учителям в следующем году потребуется найти в областном бюджете дополнительных 2,7 млрд. рублей.

И фонд оплаты труда затрещал. Чтобы заплатить уборщице 2300 рублей, надо не повышать зарплату кому-то из педагогов.

В октябре 2007 года многие позавидовали Курганской области, которая ЕТС отменила.

Согласно новой статье 133.1 ТК РФ, субъекты РФ получают право устанавливать на своей территории собственный МРОТ. Главное – чтобы минимальная региональная зарплата была не ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

Повысить ставку? Лучше уволить

Осенью руководители образования Республики Мордовия оказались перед фактом: они не выполняют обязательства нацпроекта в том, что касалось фонда заработной платы.

Законом Республики Мордовия от 13 сентября 2007 г. установлено, что республиканская система оплаты труда основывается на ЕТС или отраслевых тарифных сетках с применением стимулирующих и компенсационных выплат.

Доходы учителей в Мордовии до вступления в нацпроект были невысокими (65% от средней заработной платы по экономике республики). В 2006 г. среднемесячная номинальная зарплата работников образования составила 3784 рубля, зарплата учителя – 4575 рублей. (Для сравнения: среднемесячная зарплата педагога Республики Бурятия в 2006 г. – 7816 рублей). Учителя стали уходить в другие отрасли экономики (в 2002 г. таких было 27,6%, в 2006 г. – 32%).

Поэтому руководители образования, тщательно просчитав свою конкурсную заявку, взяли на себя обязательство повысить зарплату учителя к 2009 г. на 69%. Для сравнения – большинство регионов (таких, как Тамбовская или Калининградская области) не брали на себя обязательств повысить ее более чем на 60%.

«Когда глава республики принимал решение об участии в конкурсе и о доле софинансирования, – рассказывает первый заместитель министра образования Мордовии Татьяна Каргина, – эта доля оказалась у нас выше, чем федеральная: 114 миллионов федеральных и 189 миллионов своих. Эти средства предназначались только на то, чтобы ввести во всех образовательных учреждениях НПФ и НСОТ».

В Мордовии подсчитали, что для первоначального повышения зарплаты учителям не менее чем на 25% потребуется 42 400 рублей. Средства в республиканском бюджете на 2007 г. предусмотрены были.

Однако новые ставки МРОТ серьезно пошатнули сложившийся фонд оплаты труда.

«С 1 сентября 100 процентов школ республики были переведены на НПФ и на НСОТ, – продолжает Татьяна Каргина. – Это огромная армия учителей, которая будет получать зарплату в новых условиях, ее нужно было подготовить и обучить. На 2007 год мы предусмотрели для повышения зарплаты 15 процентов. Это мы сделали, в том числе за счет использования республиканских средств и средств внутреннего резерва. Осенью появились проблемы с фондом оплаты труда. Но теперь мы их устранили. Два процента на повышение зарплаты было предусмотрено за счет оптимизации штатных расписаний самих образовательных учреждений. Эти проценты коснулись как раз обслуживающего персонала. Нам пришлось провести соответствующую работу. Теперь у нас есть необходимое соотношение, тем более что оно было предусмотрено в наших нормативных документах».

…Иными словами, школам рекомендовали срочно пересматривать свое штатное расписание и расставаться с непедагогическим персоналом – в том числе уборщицами и дворниками, лаборантами, пионервожатыми, психологами – всеми, кто раньше получал свои скромные ставки ЕТС, а теперь, благодаря «Единой России» и предвыборной гонке, должен получать 2300 рублей в месяц.

Отныне работодателям невыгодно держать низкоквалифицированных сотрудников, которым раньше можно было выплачивать незначительную зарплату. Теперь их присутствие в коллективе будет порождать высокую напряженность: ведь повышенные им вдвое ставки будут явно отрезаны от чьих-то доходов.

Зарплаты снижаются?

Осень 2007 года развеяла немало иллюзий. Некоторые учителя получили повышенные зарплаты по НСОТ. Но многие педагоги и руководители образования подозревают, что повышение это – временное и в будущем не решит их проблем.

Общероссийское удвоение МРОТ сопровождалось такими бурными протестами, как будто минимальный размер оплаты труда по меньшей мере урезали в два раза.

Такой урок уже получили руководители Томской области, где повышение ФОТ на 15% поначалу было проведено по разрядам ЕТС (хотя и с учетом МРОТ не ниже 2300 рублей). Для работников с 13-го до 18-го разряда минимальное увеличение составило 8,2%, максимальное – 45%. Такая «вилка» вызвала бурное недовольство бюджетников. В конце концов администрация Томской области приняла решение повысить зарплату всем поровну.

В Волгоградской области финансисты быстро подсчитали, что выполнить предусмотренное законом 15-процентное повышение ФОТ можно только при ставке первого разряда в 1450 рублей. Даже при ставке в 1500 рублей они превысили бы фонд оплаты труда на 16,2%. Поэтому первый разряд ЕТС был повышен с 1100 до 1450 рублей, с другой стороны – были снижены высокие региональные межразрядные тарифные коэффициенты. Профсоюзы возмутились, заявив: полученный фонд оплаты труда не вяжется с уровнем инфляции. Однако в администрации Волгоградской области им возразили, что все в порядке: по сравнению с федеральными стандартами фонд оплаты труда бюджетникам увеличен на 15% , а зарплата – на 13,6%.

Правда, теперь руководители многих субъектов РФ получили мощный стимул поскорее разрабатывать свою собственную НСОТ. Учителям не устают обещать: будет НСОТ – будут стимулирующие выплаты, и жить станет веселее.

Теперь присутствие в коллективе низкоквалифицированных сотрудников будет порождать высокую напряженность: ведь их повышенные вдвое ставки будут явно отрезаны от чьих-то доходов

В Тамбовской области, где с 1 сентября 2007 года успешно идет введение НСОТ, педагоги получили первую зарплату и тоже были разочарованы.

«Первая зарплата по новой системе оплаты труда за сентябрь 2007 года показала, что работники Дворца творчества потеряли в среднем 1500–2000 рублей, – сообщили педагоги, обратившиеся с письмом в Общественную палату Тамбовской области. Сравнительный анализ зарплаты за последние три года свидетельствует о том, что новая система оплаты труда в варианте управления образования Тамбовской области отбросила педагогических работников на уровень зарплаты 2003–2004 годов».

Для сравнения они привели пример расчета заработной платы по региональной методике:

– надбавка за работу в сельской местности – К 1,25 (здесь и далее К – коэффициент);

– за работу в лицее, интернате – К 1,15;

– доплаты за вредные условия труда – К 1,12;

– иные доплаты – 40%.

Итого ставка (оклад) учителя составляет 9823 рубля.

Но этот пример оказался идеальным.

Авторы письма подсчитали: педагог дополнительного образования, имеющий вторую квалификационную категорию и стаж работы 5 лет (таких во Дворце творчества детей и молодежи большинство) получили по НСОТ Тамбовской области:

– базовую ставку 2615 руб. х К 1,3 х К 1,1.

В среднем, заработная плата за ставку 18 часов урочного времени и за 36-часовую рабочую неделю составила у них всего 3661 рубль. А 40% доплат? Их еще надо заслужить! В апреле в Тамбовской области принят Закон «О заработной плате работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений». Сверившись с его текстом, педагоги обнаружили, что «Методические рекомендации по расчету заработной платы работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденные Приказом управления образования и науки Тамбовской области от 28.08.2007 г. № 1564, вступают с ним в противоречие.

ЕТС

В пятнадцати регионах России при установлении новых условий оплаты труда с 1 мая 2006 г. были сохранены межразрядные тарифные коэффициенты ЕТС, действовавшие на федеральном уровне по состоянию на 1 сентября 2005 г. (из них восемь регионов дотационные).

В семи регионах России межразрядные тарифные коэффициенты ЕТС установлены на более высоком уровне относительно тарифных коэффициентов федеральной ЕТС на 1 мая 2006 г. (из них три региона дотационные).

В четырех регионах России (Курганская, Томская области, Республика Ингушетия и Чеченская Республика) – на более низком уровне, результатом чего является незначительный рост заработной платы работников.

Так, в законе ничего не говорится о том, что учителям, педагогам дополнительного образования устанавливается ставка 36 часов в неделю. Между тем, «Методические рекомендации…», которые руководители ОУ Тамбовской области должны использовать для начисления зарплат, указывают, что педагогам позволяется определять свою педагогическую нагрузку, исходя из 1,25 ставки. «Таким образом, директивно происходит уменьшение педагогической нагрузки, директивно и нарушается ст. 9 п. 5 закона области», – разочарованно отмечают педагоги.

Ограничение нагрузки и запрет на совмещение должностей сводит для них «на нет» все достоинства НСОТ. В фонде оплаты труда, поняли педагоги, не добавилось средств.

По новой методике просто перераспределяются старые средства.

Работники Дворца творчества пришли к неизбежному выводу: «Нас пытаются перевести на НСОТ с 1 сентября 2007 года при сохранении прежнего фонда оплаты труда».

Уазики, «Газели» и… младенцы

Еще одним слабым местом нацпроекта оказалась… низкая рождаемость.

Конечно, демографический нацпроект рапортует об успехах, но явно не в регионах–участниках КПМО.

В 2006 г. трудно было предвидеть, что сокращение рождаемости способно всерьез помешать реструктуризации образовательной сети.

Но так оно и происходит.

«Мы, например, не ожидали такого демографического провала в этом году, – говорил Алексей Каспржак. – Мы брали за основу результаты прошлого года. А у нас в Тверской области еще на 7,5% уменьшился школьный контингент. Это сложная проблема, но я думаю, что мы ее решим».

В Республике Мордовия продолжение демографического спада, впрочем, предвидели: приведенные в конкурсных заявках расчеты подтверждали, что к 2009 году, по сравнению с 2006-м, детей в республике станет еще меньше (в сельской местности на 14,6%, в городской – на 10,7%).

Однако обязательства по нацпроекту в республике давались в перспективе желанного демографического подъема.

Повышение рождаемости казалось очевидным: федеральная и региональная пресса запестрели репортажами из роддомов, описанием условий родовых сертификатов.

Не удивительно, что в Мордовии дали обязательство довести классы в сельской местности до 9,5 человек.

Это очень важно: почти 84% республиканских школ расположены в селе, 66% из них – малокомплектные. Ежедневно более 800 школьников подвозятся из реорганизованных школ в базовые, а протяженность автобусных маршрутов сегодня – около 900 километров.

В каждом муниципалитете были составлены подробные карты автодорог, разработаны схемы подвоза детей в базовые школы и ресурсные центры, найдено финансирование для приобретения, содержания, обслуживания и ремонта автобусов. Но вот беда – детей в 2007 году оказалось меньше, чем заявлено.

«По городским школам мы выполняем заявленный показатель наполняемости классов, – говорит Татьяна Каргина. – По сельским школам пока не получается. И тому есть уважительная причина. 1 сентября к нам в республику в рамках нацпроекта должны были поступить 19 автобусов. Мы планировали реорганизовать 24 школы и открыть 24 новых маршрута. Но автобусы вовремя не пришли. Как вы знаете, в России при проведении торгов столкнулись с проблемой: нет стандартных автобусов. Мы заказывали автобусы-одиннадцатиместки. Министерство образования и науки и Федеральное агентство переориентировались и заказали двадцатидвухместные. Автобусы эти идут с задержкой. Но мы рассчитываем получить их одними из первых. Пока же смогли решить проблему только частично, закупая на свои средства дополнительный транспорт, беря в аренду рейсовые автобусы. Как только заявленные маршруты начнут функционировать, некоторые проблемы с наполняемостью классов снимутся сами собой: дети станут ездить в соседние школы».

Схожая ситуация со школьными автобусами сложилась этой осенью и в Саратовской области. В некоторых районах осенью оказался под угрозой срыва план реструктуризации сети. Учебный год начался, а в райцентрах области по-прежнему тормозится организация базовых школ. Прокуратура признала опасными для здоровья школьные автобусы, прибывшие сюда в рамках нацпроекта. КАвЗы оказались не оборудованы световыми сигналами (они необходимы, чтобы дети могли предупредить водителя об остановке). У «газелей» не установлены блокираторы, которые останавливают движение машины при открытых дверях. Больше всего претензий эксперты предъявили к уазикам. Все прибывшие в регион машины были признаны не соответствующими ГОСТу. В пятнадцати районах Саратовской области прокуратура приостановила эксплуатацию этих школьных автобусов. А заодно потребовала привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудников ГИБДД, которые в обход закона уже поставили на учет весь этот некондиционный транспорт. Главная тяжесть «президентских подарков» свалилась, как это всякий раз случается, на районных руководителей: именно они должны довести до кондиции сомнительную технику.

Как сообщили в Министерстве образования и науки Саратовской области, в некоторых районах детей по-прежнему возят в школу на тракторах и телегах.

Не повезло с автобусами и Республике Карелия, где поставками некачественного школьного оборудования тоже занялась прокуратура. Впрочем, оба региона по сравнению с другими оказались в лучшем положении: они не участники КПМО, и им не надо регулярно отчитываться перед федеральным центром за потраченные деньги и проведенные преобразования.

Светлана КИРИЛЛОВА
Рейтинг@Mail.ru