Политика образования
Время перед выбором
Педагогам предлагается задуматься
об отношении политических партий к системе
образования
Под звуки бравурных песен, напоминающих
пионерские сборы времен СССР, участники
Всероссийской педагогической конференции
«Реформа образования: мифы и реальность»* заполняли один из холлов отеля Холидей
Инн Лесная (Holiday Inn Moscow Lesnaya). Музыкальное
сопровождение неважно сочеталось с простотой и
изяществом одной из самых известных гостиничных
сетей в мире. Но организаторов форума это не
смущало. Девушки, регистрировавшие педагогов,
едва успевали выдавать бейджи. Списки
прибывающих росли как на дрожжах…
Огромный зал, выдержанный в красных
тонах, едва вместил представителей 40 регионов,
приехавших на форум. Отыскать свободный стул
практически не представлялось возможным. И даже
первый ряд, места в котором до открытия были
прикрыты листами белой бумаги (якобы для
почетных гостей), в итоге заполнился: видимо, все
почетные прибыли.
Предвыборный характер мероприятия
витал в воздухе. Это не замедлил подтвердить один
из выступавших, заметив, что в преддверии думских
выборов всем нужно задуматься над обещаниями
будущих депутатов, отделить зерна от плевел и
голосовать по уму. А чтобы прибывшим от регионов
делегатам было понятнее, как это делать,
выходившие на трибуну занимались объяснениями
того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Экс-председатель думского Комитета
по образованию и науке (нынешний заместитель
Геннадия Зюганова в КПРФ) Иван Мельников
заметил, что «зачастую то хорошее, что делается,
происходит с большими изъянами. Например,
надбавки за классное руководство. Во-первых, они
выплачиваются не всем, во-вторых, они очень
маленькие и не индексируются. А в-третьих, чтобы
их получить, нужно написать ворох отчетных
документов». Напомнил он и о Законе об автономных
учреждениях. Ведь, несмотря на разговоры о
самостоятельности образовательных учреждений,
«внимательное изучение закона доказывает, что он
способствует дальнейшей коммерциализации
учебных заведений».
По словам И.Мельникова: «Сейчас все
партии будут клясться в своей готовности решить
проблемы образования. Между тем, есть только один
критерий во всех их обещаниях: реальная позиция,
которую они занимали при обсуждении
законопроектов».
А с позициями партий картина
получилась невеселой, если не сказать,
удручающей. О ней поведал первый заместитель
председателя думского Комитета по образованию и
науке Олег Смолин. В своей обычной предельно
четкой и ясной манере он представил
присутствующим обзор результатов голосования по
законопроектам, связанным с образованием.
В частности, на предложение в полтора
раза увеличить зарплату педагогам фракции
голосовали так: Компартия – 98 человек, «Родина»
– 62, «Единая Россия» – 0, ЛДПР – 0.
«У меня находятся результаты
голосования по самым разным вопросам, –
разъяснял Олег Николаевич. – Например,
поправка к закону о том, чтобы сохранить
госфинансирование для негосударственной школы.
Кто за то, чтобы сохранить такое финансирование?
«Родина» и «Справедливая Россия» – 95 человек,
Компартия – 94, «Единая Россия» – 2,
ЛДПР – 0.
А вот Закон о налоговых льготах в
системе образования. Кто голосует «за»
возвращение налоговых льгот в образование?
Компартия – 98, «Родина» – 30, «Единая
Россия» – 0, ЛДПР – 0.
Теперь о ЕГЭ. В американской системе
подобный экзамен имеет целью воспитание
квалифицированного потребителя. То есть человек
должен прийти в магазин и, как при тестовой
системе, выбрать из нескольких вариантов
правильный ответ. В этом социальный смысл
системы такого тестирования в Штатах. Зачем мы
пытаемся повторить в России опыт, для которого
нет никаких условий и никакого смысла?!
Я предлагал более мягкий вариант – дать
каждому ребенку право выбора. Хочет – сдает
экзамены по традиционной форме, хочет – по
тестовой, то есть ЕГЭ. Мы предлагали такую
поправку в Госдуме. Кто голосовал «за»?
Компартия – 87, «Родина» – 37, «Единая
Россия» – 0, ЛДПР – 0. И это – за право выбора
для ребенка!
Заявляли мы и о требовании приравнять
педагога к государственному чиновнику по оплате
труда и социальным гарантиям. Я убежден, что
это реальная задача. Это стоит примерно
445 млрд. рублей. Почему я говорю, что задача
реальная? Двадцать лет назад профессор получал,
как депутат парламента. Сейчас бюджетная
зарплата профессора, извините, в 6–7 раз ниже
бюджетной зарплаты депутата парламента. Это
ненормально. Не хотите наш опыт, давайте
посмотрим на американский. В США заработная
плата конгрессмена вполне сравнима с заработной
платой профессора, работающего на полную ставку
в университете. Ведь и тот, и другой труд –
высококвалифицированный.
Кто голосует в поддержку
педагогического работника в данном случае?
«Родина», «Справедливая Россия» – 100%,
КПРФ – 76%, ЛДПР – 58%, «Единая Россия» – 0.
На мой взгляд, ситуация предельно понятна. Это
все вопрос только государственной воли...»
В завершении своего выступления О.
Смолин подчеркнул, что образование нужно всей
стране, так как, несмотря на экономический рост, в
последние годы наш человеческий потенциал по
сравнению с другими государствами падает.
Другой громкой нотой звучали на
конференции данные о расходах на систему
образования. Как известно, Россия тратит сегодня
на эту сферу 3,5% от своего ВВП. Советский Союз
более 30 лет тому назад тратил около 7%. Недавно в
Общественной палате ректор ГУ-ВШЭ Ярослав
Кузьминов предложил рассмотреть вопрос о том,
чтобы вернуться к тем самым 7%. А выступавший на
конференции Сергей Глазьев, д.э.н., член-корр. РАН,
заявил, что «для того чтобы выйти на нормальное
финансирование, нужно законодательно закрепить
норматив – не менее 8% от валового продукта».
Ему вторил президент Всероссийского
фонда образования Сергей Комков, рассуждая о
нормативно-подушевом финансировании. Переход на
эту систему, по словам С.Комкова, означает «крах
всей системы образования на селе и в малых
городах России. До сих пор никто не знает, как
формируется этот самый норматив. Деньги, которые
должны следовать за учеником, рассчитываются из
экономических возможностей каждого конкретного
региона. А значит, нарушается конституционный
принцип нашей страны о равенстве доступа каждого
гражданина к общему среднему образованию».
Логическим завершением первой части
конференции стало прибытие на нее председателя
Совета Федерации Сергея Миронова. Его ждали
прямо с самолета из Китая. И он оправдал надежды
организаторов. Пришел, бодро рассказал о
необходимости разработки Образовательного
кодекса, важности налоговых льгот для ОУ,
покритиковал Болонский процесс и в завершении
выступления озвучил свою позицию по ЕГЭ: «Я
голосовал против закона о ЕГЭ. Пагубен сам
принцип натаскивания на тестирование...». После
чего напомнил о том, что в Совете Федерации нет
фракций, а из 176 его членов 122 – это представители
от «Единой России». Против же закона о ЕГЭ
голосовали всего около 20 человек…
Вторая часть форума была посвящена
работе секций и круглых столов. Обсуждение
региональных проблем образования и вопросов
духовно-нравственного воспитания детей, как и
выступления ученых мужей до этого, тоже не
внушало оптимизма.
А в холле тем временем один знакомый
замдиректора делился со мной наболевшим:
«Миллион мы получили. Тратить его пришлось в
большой спешке и покупать не то, что нужно. Но
сроки поджимали, и нас просто вынудили потратить
все средства. А теперь до сих пор отчитываемся за
то, что нам не нужно. «Дети, уйдите из школы, не
мешайте нам работать!» – эти слова реально
становятся сегодня нашим девизом. Но детей-то
жалко...»
К сожалению, даже в предвыборные
месяцы об этом мало кто задумается
по-настоящему…
Подготовила Яна САРТАН
Мнение
|
Пожалуй, самым
ярким событием на конференции было выступление
Николая ГУБЕНКО – актера, режиссера, в прошлом –
министра культуры СССР, а ныне – депутата
Московской городской думы. По его собственному
признанию, он пришел на эту конференцию потому,
что считает «профессию учителя профессией
спасателей, так как задача педагога – спасти
будущее поколение». Позиция Н.Губенко вызвала
шквал аплодисментов у присутствующих педагогов,
и мы приводим фрагмент его выступления.
– Никто никогда не подвергал сомнению,
что дважды два – четыре. Потому что, не зная
таблицу умножения, можно совершить ошибку в
ущерб себе. Человека могут обсчитать и обвести
вокруг пальца. Но уверяю вас, пересмотр истории,
предание забвению неопровержимых исторических
фактов – еще более непоправимая ошибка, чем
дважды два – пять. Она лишает народ
перспективы.
Справедливо ли мириться с тем
представлением об СССР, которое сегодня
царствует в информационном поле? Думаю, что мы в
первую очередь должны опираться на безусловные и
абсолютные факты. В СССР, где семь месяцев в году
холод, с пьющим и ленивым народом, во
враждебном окружении, без всяких кредитов МВФ в
свое время была построена индустриальная страна
со второй по силе экономикой, несокрушимой
обороной и прекрасным образованием.
Тысячи исследовательских институтов и
лабораторий Европейского Союза, Китая, Индии,
Соединенных Штатов и других стран сегодня
сформированы из ученых, специалистов, получивших
знания в советской школе. Это свидетельствует о
высоком качестве образования и, вместе с тем, о
позоре, потому что и сегодня Россия продолжает
воспитывать кадры, имеющие высокую
востребованность во всем мире, но сама их не
использует. Государство не предоставляет
молодым специалистам не только условия для
выживания, но и для плодотворной научной и
творческой работы…
Это большое везение – передавать
знания другим людям. Тем более в России, где
система образования в последнюю треть XX века
была на несколько голов выше, чем в других
странах. И, не в последнюю очередь, благодаря
принуждению. Сегодня часто можно услышать о
свободном освоении знаний ребенком. Мол, дети
должны сами заниматься тем, что им интересно. Но
эта тенденция привела к резкому ухудшению
образования на Западе.
Черта с два ребенок сам будет что-то
учить! Академик Борис Раушенбах считал, что это
верно лишь «в какой-то очень малой мере, но в
основном – глупость. Детей, конечно, надо
«натаскивать»; кто же из них, к примеру, будет по
своей воле учить таблицу умножения? Ребенку это в
голову не придет!»
Не могу не коснуться вопроса о
телевидении. Сегодня родители, чтобы прокормить
ребенка, работают допоздна. Дети же, придя домой,
включают телевизор, являющий собой пример
безвкусицы, бескультурья и невежества. Убежден:
государство обязано организовать и
профинансировать телеканал «Образование»,
который мог бы покончить в России с
интеллектуальной деградацией, грядущей
неграмотностью. К тому же, это даст рабочие места
тысячам учителей. И, главное, технологиям лжи
мы сможем противопоставить технологию правды и
знаний.
И последнее. Зададим себе главный
вопрос: является ли существующая у нас система
образования и воспитания адекватным
инструментом интеграции человека в культуру?
Дает ли она ощущение причастности к духовным
богатствам, созданным предшествующими
поколениями? Способствует ли она развитию нашей
самобытности? Служит ли фактом стабилизации
российского общества, развитием
гражданственности и самосознания людей? Любой
непредвзятый человек скажет: «Нет». А ведь вопрос
развития образования и культуры – это
стратегический вопрос! |
__________________
* Организаторы
конференции: Всероссийский фонд образования,
общественное движение «Образование для всех»,
Благотворительный резервный фонд
Образовательная
политика: требуется новый курс!
Резолюция Всероссийской
педагогической конференции
«Реформа образования: мифы и реальность»
(Извлечения)
Мы, участники Всероссийской
педагогической конференции крайне обеспокоены
ситуацией в российском образовании, итогами
«реформирования» этой сферы и политикой
федеральной власти, особенно в последние три
года.
<…>
В сложившейся критической ситуации мы
обращаемся к органам федеральной власти и
образовательному сообществу со следующими
предложениями:
К образовательному сообществу, ко
всем педагогическим, родительским, студенческим,
молодежным, женским и другим общественным и
некоммерческим организациям:
– потребовать от депутатов
Государственной думы и членов Совета Федерации,
независимо от их партийной и фракционной
принадлежности, отчета о работе в интересах
образования и о результатах голосований по
ключевым законопроектам в этой области;
– отказать в поддержке на
предстоящих парламентских выборах всем
парламентским партиям, не представившим отчет;
– инициировать дискуссии в
электронных и печатных средствах массовой
информации по ключевым проблемам образования с
участием представителей политических партий, с
одной стороны, и образовательного
сообщества – с другой.
<…>
К Президенту Российской Федерации:
– реформировать систему управления
образованием на федеральном уровне. В частности,
разделить существующее Министерство
образования и науки на Министерство народного
просвещения и Министерство науки и инноваций РФ;
– назначать руководителей
федеральных органов исполнительной власти,
ведающих вопросами образования на конкурсной
основе, проводя предварительные консультации с
профильными Комитетами Государственной думы и
Совета Федерации Федерального Собрания РФ, РАН и
РАО, а также с ведущими общественными
объединениями, представляющими образовательное
сообщество (профсоюз работников образования и
науки, Российский Союз ректоров, Союз директоров
средних специальных учреждений, Союз директоров
школ России и др.). Рекомендовать аналогичную
систему руководителям российских регионов;
– разработать и утвердить законом
национальную доктрину образования,
ориентированную на решения стратегических
проблем и рассчитанную на 10–15 лет, а также
программу действий по ее реализации.
К правительству Российской
Федерации:
– внести изменения в федеральный
бюджет на 2008–2010 гг., обеспечивающие:
рост расходов по разделу
«Образование» не менее чем в 2,5 раза в течение
трех лет. Это покроет минимальные потребности
отрасли;
увеличение заработной платы
педагогических работников не менее чем в полтора
раза ежегодно;
введение здоровьесберегающих
технологий на всех уровнях образования – от
детского сада до вуза;
восстановление индустрии
образования и обеспечение образовательных
учреждений всеми современными учебными и
техническими вспомогательными средствами;
бесплатное горячее питание, как
минимум, для всех детей в начальной школе и для
детей из семей с низкими и средними доходами в
основной, полной средней школе, системе
начального и среднего профессионального
образования.
К депутатам Государственной думы и
членам Совета Федерации Федерального Собрания
РФ:
Незамедлительно отменить Федеральные
законы:
– № 122 от 22.08.2004 («о
монетизации») – в части, касающейся
образовательного законодательства, и тем самым
восстановить упраздненные этим законом права
образовательных учреждений в экономической и
других областях, налоговые льготы, запрет на
сокращение бюджетных учебных мест для студентов
и т.п.;
– № 174-ФЗ «Об автономных
учреждениях», предусматривающий постепенную
фактическую приватизацию системы образования;
– № 17-ФЗ (о ЕГЭ).
Отказаться от принятия
законопроектов:
– о двухуровневой системе высшего
образования, который приведет к понижению его
качества и к сокращению сроков вузовского
обучения на один год для большинства студентов;
– о новой структуре
государственного образовательного стандарта,
который угрожает разрушить единое
образовательное пространство страны и резко
понизить качество школьного образования.
Незамедлительно принять законы:
– об общественно-государственном
характере управления образованием;
– о статусе педагогического
работника;
– о добровольности единого
государственного экзамена и исключении из сферы
его действия истории, литературы и
обществознания;
– о дополнительном образовании;
– об образовании лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
К политическим партиям:
– в канун парламентских выборов в
развернутом виде выразить свое отношение к курсу
образовательной политики, проводившемуся в
стране в последние годы, и поддержать требования
образовательного сообщества, выдвигаемые в
данной резолюции;
– при наличии фракции в Парламенте
предъявить обществу результаты голосований по
ключевым законам и инициативам ведущих
образовательных организаций;
– провести в прямом эфире
государственных теле- и радиоканалов публичные
дебаты по вопросам образовательной политики.
<…>
Мы обращаемся к гражданскому обществу, к
научным и образовательным общественным и
некоммерческим организациям, ко всем, кого
волнует будущее страны, со следующим
предложением: не позднее мая 2008 г. созвать
чрезвычайный съезд российского
образовательного сообщества и определить на нем
стратегические пути научно-образовательного
прорыва, способного обеспечить переход нашей
страны к обществу знаний и ее достойное место в
мире. |
|