Всем возрастам урок…
Средняя общеобразовательная школа № 17
города Усть-Илимска называет себя Школой
общения. Педагогический коллектив понимает
общение как основу повышения уровня
компетентности участников образовательного
процесса. Вся программа развития школы построена
на этом тезисе. На нее работает множество
подпрограмм и проектов. В том числе и эксперимент
по организации образовательного процесса в
разновозрастных учебных группах методом
погружения. Он идет в школе уже третий год. В нем
задействованы учащиеся с седьмого по девятый
класс.
Идея взята, конечно же, у ближайшего
соседа – Усть-Илимского экспериментального
лицея, работающего в этом направлении уже 16 лет (подробно
об этом учебном заведении мы писали в № 18/2007) и
считающегося в городе элитным. Но начать решили
потихоньку, сформировав три экспериментальные
разновозрастные группы c учащимися 7-го, 8-го и 9-го
классов. Такие осторожные шаги объясняются тем,
что школа № 17 – самое обычное ОУ. Сюда принимают
всех подряд, без специального отбора (в отличие
от лицея), у детей разный уровень успешности,
обученности, мотивации и т. д. И администрация ОУ
не хотела рисковать, переводя сразу всю школу на
разновозрастное обучение.
Прежде чем начать двигаться в новом
направлении, педагогический коллектив провел
ряд консультаций с лицеем. Лейтмотивом этих
встреч были такие проблемы, как снижение
мотивации учащихся второй ступени, отсев детей,
второгодничество. Зная, что в лицее этих
трудностей не возникает, учителя постановили:
эксперименту быть.
Для разновозрастных групп сделали
отдельное расписание уроков, предусматривающее
недельные предметные погружения, субботние
зачеты, «пошаговые» оценки, выражающиеся в
баллах и лишь в конце четверти переводящиеся в
привычную пятибалльную систему. Ввели и стильно
оформленные зачетные книжки.
Этот, на первый взгляд, незначительный
элемент, сыграл отличную роль. Во-первых, ребята
сразу почувствовали себя взрослее, ведь они
стали обладателями «серьезного» документа,
который бывает уже у студентов. Во-вторых, в
книжку каждую субботу выставляются зачетные
оценки, которые в обязательном порядке должны
увидеть дома родители и расписаться рядом. А
в-третьих, все перестали бояться этих самых
зачетов, так как они стали неотъемлемым
атрибутом новой системы обучения.
Результаты эксперимента проявились
уже в прошлом учебном году, когда девятый класс
закончил обучение в разновозрастных группах и
стал десятым (а сегодня уже одиннадцатый класс).
Итоговая аттестация этих школьников по
сравнению с теми, кто учился в традиционных
классах, выявила повышение успеваемости. У них
улучшилась результативность на городских
олимпиадах и научных конференциях, появились
отличники, чего не было в этой возрастной группе
на протяжении многих лет.
Семинар для учителей проводят
коллеги из Усть-Илимского экспериментального
лицея
И еще один интересный факт. Учащиеся
разновозрастных групп в два раза чаще стали
обращаться в библиотеку по сравнению со своими
сверстниками в одновозрастных классах!
«Нас удивило то, как быстро дети
раскрепостились, как у них исчез страх перед
уроками, учителями, – признается замдиректора
по УВР Татьяна Михайловна Чебунина. – Это
стало заметно буквально через полгода после
начала эксперимента. Ребята на глазах
становились спокойнее, разговорчивее. Все это и
помогло им стать более успешными на экзаменах.
Ведь та атмосфера, которая возникает при работе в
разновозрастных группах, очень приближена к
реальным жизненным ситуациям».
Кроме того, эти ребята, сами того не
подозревая, добавили учителям головной боли.
Дело в том, что, проучившись полгода по обычной
программе в выбранных ими профильных классах,
они вдруг дружно стали просить своих наставников
вернуться к системе обучения в разновозрастных
группах, как это было у них три года подряд.
Пока этот вопрос остается открытым. А
ученики, ставшие, по сути, первопроходцами в
экспериментальной работе, сегодня пользуются
большой популярностью у себя в школе. Их
приглашают на встречи с теми детьми, которые
только начинают учиться по новой системе, на
родительские собрания. Ведь большинство пап и
мам опасаются, что их семиклассников будут
обижать в группах более старшие дети. Но
старшеклассники развеивают эти страхи,
рассказывая о теплой атмосфере в группах, об
интересных проектах, которые они выполняли
дружной командой.
Организовывать разновозрастные
группы в старшей школе в планы администрации
пока не входит, но экспериментальная
деятельность все равно развивается. Учителя
решили вовлекать шестиклассников в пробные
погружения на творческих неделях. Хотя с этим и
возникают некоторые сложности. Рассказывает директор
школы Ирина Юрьевна Буденная:
– Творческие недели устраиваются у
нас специально для того, чтобы объединить в
группы учащихся 5–6-х классов. А более успешных
детей мы стараемся «подсаживать» в
разновозрастные коллективы 7–9-х классов. Суть
таких недель заключается в том, что ребята
окунаются в разновозрастную атмосферу, только не
на предметных уроках, а на таких, как например,
урок-здоровье, урок-музей, урок права, урок
психологии. Вместе со старшеклассниками они
осваивают некоторые коллективные способы
обучения – выполняют проект, работают в
команде, берут на себя ответственность за
конкретное поручение, на три–четыре дня
«уходят» в пробное погружение.
Но, проведя творческую неделю в
прошлом учебном году, мы столкнулись с проблемой.
Родители шестиклассников тревожатся от того, что
их дети в течение всей недели занимаются лишь
какой-то одной темой. Я убеждала родителей в том,
что в этом нет ничего страшного. Приводила в
пример учеников 8-го класса, которые учатся в
разновозрастных группах и девятнадцать учащихся
8 «А» класса, не пожелавших переходить на новую
систему обучения. Этот класс у нас считается
контрольным – именно с ним мы сравниваем тех,
кто участвует в эксперименте. Дети из 8 «А», в
отличие от своих сверстников из разновозрастных
групп, не претерпели качественных личностных
изменений.
Конечно, для нас сейчас неплохо иметь
такой контрольный класс. И мы, и родители,
наблюдая за ним, имеем возможность сравнивать
успехи ребят и делать выводы, почти всегда
сводящиеся к тому, что разновозрастное обучение
дает более высокие результаты. Но работу с
родителями все равно продолжаем. Хотя впредь,
если понадобится, будем оставлять на обычном
обучении один класс из параллели. Что делать,
если кто-то из родителей против и нам не удалось
их переубедить? Ведь они непременно пишут
заявление о своем согласии на участие их детей в
эксперименте, мы заключаем с ними договор на
обучение в разновозрастной группе, чтобы
впоследствии не было никаких обвинений.
Тех учителей 17-й школы, которые
работают с разновозрастными группами и
параллельно ведут уроки в традиционных классах,
можно считать настоящими виртуозами. Ведь
приходится готовиться к урокам, что называется,
на два фронта, быстро перестраиваться
психологически, помнить о сотрудничестве с
учащимися, если проводишь погружение с
экспериментальной группой, и о традиционных
отношениях «учитель – ученик» в стандартных
классах.
Пробуют ли педагоги организовывать
групповую работу в обычных классах? Пробуют. Но
получается с трудом, так как сильно мешает
классно-урочная система. Тем не менее, по словам, учителя
истории и обществознания Натальи Владимировны
Бочковой, такой разный стиль работы все равно
обогащает. Кстати, Наталья Владимировна – не
только виртуоз, работающий на два фронта, но и
уникальный классный руководитель: она
умудряется сочетать классное руководство в 11-м
классе и в экспериментальной разновозрастной
группе! Как шутят ее коллеги – ей положено это
по должности. Ведь в прошлом году она получила
президентскую премию в 100 тысяч рублей!
«Мне, наверное, совмещать разные стили
преподавания немного легче, чем некоторым
коллегам, – признается Наталья Владимировна.
– Я всегда интересовалась интерактивными
формами работы, участвовала в разных семинарах
на эту тему. Без активных форм обучения даже на
самом обычном уроке мне скучно и я стараюсь
приучать к ним своих учеников. Погружения для
меня – сплошная радость. Я знаю, что если мы
займем с детьми больше времени, задержимся при
обсуждении той темы, которая им интересна, то
потом все можно будет скорректировать – ведь
погружение длится неделю. С «традиционщиками»
как раз сложнее – не закончили тему, не успели
подискутировать – все, извините, урок окончен.
В этом отношении, конечно, система
разновозрастного обучения сильно выигрывает».
Приходится учителям брать на себя и
решение других непростых вопросов. Был такой
случай, когда один ребенок не пришел в школу, как
положено, в начале учебного года – вместе с
родителями находился в отъезде. Появился спустя
месяц после начала занятий. И поскольку
заранее договора с родителями о разновозрастном
обучении подписано не было, ученика отправили в
обычный класс. Но спустя полгода, уступив
настойчивым просьбам родителей и желанию самого
ребенка, его все-таки взяли в разновозрастную
группу. Учителя волновались: как он воспримет
погружения, как сойдется с другими детьми. Ведь
ребята учились уже давно, и групповая работа
стала для них привычным делом. Но мальчик быстро
занял свое место в группе и сейчас успешно
учится.
Рассказывают и про такую ситуацию. В
ходе пробных погружений по физике в
разновозрастные группы посадили
шестиклассников. И учитель физики Наталья
Яковлевна Широкова с удивлением наблюдала, как
какой-то фрагмент материала, про который
девятиклассники успели забыть, им объясняли
именно учащиеся шестого класса! Никто из младших
детей не побоялся и не постеснялся это сделать, и
старшие ребята тоже отнеслись к этому нормально.
В общем, дети, несмотря на сомнения и
страхи своих учителей, постоянно преподносят им
приятные сюрпризы, оправдывая их надежды, слегка
забегая вперед и побуждая их продолжать
экспериментальную работу. И педагоги рады этому
настолько, что даже решили организовать
экспериментальную лабораторию, в которую вошли
все учителя, ведущие занятия в разновозрастных
группах. В рамках этой лаборатории
обсуждаются любые проблемы, а если решение
требует мнения детей, то взрослые идут
советоваться с ними и всерьез слушают их
рекомендации: что нужно поменять, как именно и
почему.
Вот уже три года 17-я школа является
городской экспериментальной площадкой. И весной
2007 года тут, наконец, решили и на других
посмотреть и себя показать. Для этого приняли
участие в форуме «Образование Приангарья-2007»,
который проходил в Иркутске. Готовили и
стендовую и творческую презентации,
рассказывали о своих перспективах. Наградой
стало попадание в пятерку лучших
образовательных учреждений Иркутской области.
«Мы вернулись с форума воодушевленные,
– делится замдиректора по НМР Нина Федоровна
Арганы. – Лишний раз убедились в том, что
экспериментальная деятельность позволяет нам
расти и чувствовать себя увереннее. После этого
ездили еще и на международную образовательную
ярмарку в Новосибирск. С этого мероприятия у нас
в книге отзывов есть запись на английском языке,
от зарубежных коллег-педагогов. По их словам, они
были приятно удивлены тем, что самая обычная
школа в самом обычном некрупном сибирском городе
занимается такими интересными вещами. Не будем
скрывать – нам было очень приятно».
Развивать свой эксперимент с
разновозрастными учебными группами учителя
хотят и в начальном звене, и в старшей школе. «Мы
уже ездили в невонскую сельскую школу, изучали их
работу с разновозрастными группами в начальной
школе, – рассказывает директор Ирина Юрьевна. –
Не забудем и про третью ступень. Может быть,
попробуем объединить 10-й и 11-й классы и предложим
им пройти двухгодичную программу обучения за
один год, а последний год в школе сделаем
подготовительным к вузу. Вариантов много. И мы
непременно выберем такой, который устроит и
детей, и педагогов».
Яна САРТАН,
Москва – Усть-Илимск – Москва
|