Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2007

ТЕМА НОМЕРА: РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
 

Всем возрастам урок…

Средняя общеобразовательная школа № 17 города Усть-Илимска называет себя Школой общения. Педагогический коллектив понимает общение как основу повышения уровня компетентности участников образовательного процесса. Вся программа развития школы построена на этом тезисе. На нее работает множество подпрограмм и проектов. В том числе и эксперимент по организации образовательного процесса в разновозрастных учебных группах методом погружения. Он идет в школе уже третий год. В нем задействованы учащиеся с седьмого по девятый класс.

Идея взята, конечно же, у ближайшего соседа – Усть-Илимского экспериментального лицея, работающего в этом направлении уже 16 лет (подробно об этом учебном заведении мы писали в № 18/2007) и считающегося в городе элитным. Но начать решили потихоньку, сформировав три экспериментальные разновозрастные группы c учащимися 7-го, 8-го и 9-го классов. Такие осторожные шаги объясняются тем, что школа № 17 – самое обычное ОУ. Сюда принимают всех подряд, без специального отбора (в отличие от лицея), у детей разный уровень успешности, обученности, мотивации и т. д. И администрация ОУ не хотела рисковать, переводя сразу всю школу на разновозрастное обучение.

Прежде чем начать двигаться в новом направлении, педагогический коллектив провел ряд консультаций с лицеем. Лейтмотивом этих встреч были такие проблемы, как снижение мотивации учащихся второй ступени, отсев детей, второгодничество. Зная, что в лицее этих трудностей не возникает, учителя постановили: эксперименту быть.

Для разновозрастных групп сделали отдельное расписание уроков, предусматривающее недельные предметные погружения, субботние зачеты, «пошаговые» оценки, выражающиеся в баллах и лишь в конце четверти переводящиеся в привычную пятибалльную систему. Ввели и стильно оформленные зачетные книжки.

Этот, на первый взгляд, незначительный элемент, сыграл отличную роль. Во-первых, ребята сразу почувствовали себя взрослее, ведь они стали обладателями «серьезного» документа, который бывает уже у студентов. Во-вторых, в книжку каждую субботу выставляются зачетные оценки, которые в обязательном порядке должны увидеть дома родители и расписаться рядом. А в-третьих, все перестали бояться этих самых зачетов, так как они стали неотъемлемым атрибутом новой системы обучения.

Результаты эксперимента проявились уже в прошлом учебном году, когда девятый класс закончил обучение в разновозрастных группах и стал десятым (а сегодня уже одиннадцатый класс). Итоговая аттестация этих школьников по сравнению с теми, кто учился в традиционных классах, выявила повышение успеваемости. У них улучшилась результативность на городских олимпиадах и научных конференциях, появились отличники, чего не было в этой возрастной группе на протяжении многих лет.

Семинар для учителей проводят коллеги из Усть-Илимского экспериментального лицея

И еще один интересный факт. Учащиеся разновозрастных групп в два раза чаще стали обращаться в библиотеку по сравнению со своими сверстниками в одновозрастных классах!

«Нас удивило то, как быстро дети раскрепостились, как у них исчез страх перед уроками, учителями, – признается замдиректора по УВР Татьяна Михайловна Чебунина. – Это стало заметно буквально через полгода после начала эксперимента. Ребята на глазах становились спокойнее, разговорчивее. Все это и помогло им стать более успешными на экзаменах. Ведь та атмосфера, которая возникает при работе в разновозрастных группах, очень приближена к реальным жизненным ситуациям».

Кроме того, эти ребята, сами того не подозревая, добавили учителям головной боли. Дело в том, что, проучившись полгода по обычной программе в выбранных ими профильных классах, они вдруг дружно стали просить своих наставников вернуться к системе обучения в разновозрастных группах, как это было у них три года подряд.

Пока этот вопрос остается открытым. А ученики, ставшие, по сути, первопроходцами в экспериментальной работе, сегодня пользуются большой популярностью у себя в школе. Их приглашают на встречи с теми детьми, которые только начинают учиться по новой системе, на родительские собрания. Ведь большинство пап и мам опасаются, что их семиклассников будут обижать в группах более старшие дети. Но старшеклассники развеивают эти страхи, рассказывая о теплой атмосфере в группах, об интересных проектах, которые они выполняли дружной командой.

Организовывать разновозрастные группы в старшей школе в планы администрации пока не входит, но экспериментальная деятельность все равно развивается. Учителя решили вовлекать шестиклассников в пробные погружения на творческих неделях. Хотя с этим и возникают некоторые сложности. Рассказывает директор школы Ирина Юрьевна Буденная:

– Творческие недели устраиваются у нас специально для того, чтобы объединить в группы учащихся 5–6-х классов. А более успешных детей мы стараемся «подсаживать» в разновозрастные коллективы 7–9-х классов. Суть таких недель заключается в том, что ребята окунаются в разновозрастную атмосферу, только не на предметных уроках, а на таких, как например, урок-здоровье, урок-музей, урок права, урок психологии. Вместе со старшеклассниками они осваивают некоторые коллективные способы обучения – выполняют проект, работают в команде, берут на себя ответственность за конкретное поручение, на три–четыре дня «уходят» в пробное погружение.

Но, проведя творческую неделю в прошлом учебном году, мы столкнулись с проблемой. Родители шестиклассников тревожатся от того, что их дети в течение всей недели занимаются лишь какой-то одной темой. Я убеждала родителей в том, что в этом нет ничего страшного. Приводила в пример учеников 8-го класса, которые учатся в разновозрастных группах и девятнадцать учащихся 8 «А» класса, не пожелавших переходить на новую систему обучения. Этот класс у нас считается контрольным – именно с ним мы сравниваем тех, кто участвует в эксперименте. Дети из 8 «А», в отличие от своих сверстников из разновозрастных групп, не претерпели качественных личностных изменений.

Конечно, для нас сейчас неплохо иметь такой контрольный класс. И мы, и родители, наблюдая за ним, имеем возможность сравнивать успехи ребят и делать выводы, почти всегда сводящиеся к тому, что разновозрастное обучение дает более высокие результаты. Но работу с родителями все равно продолжаем. Хотя впредь, если понадобится, будем оставлять на обычном обучении один класс из параллели. Что делать, если кто-то из родителей против и нам не удалось их переубедить? Ведь они непременно пишут заявление о своем согласии на участие их детей в эксперименте, мы заключаем с ними договор на обучение в разновозрастной группе, чтобы впоследствии не было никаких обвинений.

Тех учителей 17-й школы, которые работают с разновозрастными группами и параллельно ведут уроки в традиционных классах, можно считать настоящими виртуозами. Ведь приходится готовиться к урокам, что называется, на два фронта, быстро перестраиваться психологически, помнить о сотрудничестве с учащимися, если проводишь погружение с экспериментальной группой, и о традиционных отношениях «учитель – ученик» в стандартных классах.

Пробуют ли педагоги организовывать групповую работу в обычных классах? Пробуют. Но получается с трудом, так как сильно мешает классно-урочная система. Тем не менее, по словам, учителя истории и обществознания Натальи Владимировны Бочковой, такой разный стиль работы все равно обогащает. Кстати, Наталья Владимировна – не только виртуоз, работающий на два фронта, но и уникальный классный руководитель: она умудряется сочетать классное руководство в 11-м классе и в экспериментальной разновозрастной группе! Как шутят ее коллеги – ей положено это по должности. Ведь в прошлом году она получила президентскую премию в 100 тысяч рублей!

«Мне, наверное, совмещать разные стили преподавания немного легче, чем некоторым коллегам, – признается Наталья Владимировна. – Я всегда интересовалась интерактивными формами работы, участвовала в разных семинарах на эту тему. Без активных форм обучения даже на самом обычном уроке мне скучно и я стараюсь приучать к ним своих учеников. Погружения для меня – сплошная радость. Я знаю, что если мы займем с детьми больше времени, задержимся при обсуждении той темы, которая им интересна, то потом все можно будет скорректировать – ведь погружение длится неделю. С «традиционщиками» как раз сложнее – не закончили тему, не успели подискутировать – все, извините, урок окончен. В этом отношении, конечно, система разновозрастного обучения сильно выигрывает».

Приходится учителям брать на себя и решение других непростых вопросов. Был такой случай, когда один ребенок не пришел в школу, как положено, в начале учебного года – вместе с родителями находился в отъезде. Появился спустя месяц после начала занятий. И поскольку заранее договора с родителями о разновозрастном обучении подписано не было, ученика отправили в обычный класс. Но спустя полгода, уступив настойчивым просьбам родителей и желанию самого ребенка, его все-таки взяли в разновозрастную группу. Учителя волновались: как он воспримет погружения, как сойдется с другими детьми. Ведь ребята учились уже давно, и групповая работа стала для них привычным делом. Но мальчик быстро занял свое место в группе и сейчас успешно учится.

Рассказывают и про такую ситуацию. В ходе пробных погружений по физике в разновозрастные группы посадили шестиклассников. И учитель физики Наталья Яковлевна Широкова с удивлением наблюдала, как какой-то фрагмент материала, про который девятиклассники успели забыть, им объясняли именно учащиеся шестого класса! Никто из младших детей не побоялся и не постеснялся это сделать, и старшие ребята тоже отнеслись к этому нормально.

В общем, дети, несмотря на сомнения и страхи своих учителей, постоянно преподносят им приятные сюрпризы, оправдывая их надежды, слегка забегая вперед и побуждая их продолжать экспериментальную работу. И педагоги рады этому настолько, что даже решили организовать экспериментальную лабораторию, в которую вошли все учителя, ведущие занятия в разновозрастных группах. В рамках этой лаборатории обсуждаются любые проблемы, а если решение требует мнения детей, то взрослые идут советоваться с ними и всерьез слушают их рекомендации: что нужно поменять, как именно и почему.

Вот уже три года 17-я школа является городской экспериментальной площадкой. И весной 2007 года тут, наконец, решили и на других посмотреть и себя показать. Для этого приняли участие в форуме «Образование Приангарья-2007», который проходил в Иркутске. Готовили и стендовую и творческую презентации, рассказывали о своих перспективах. Наградой стало попадание в пятерку лучших образовательных учреждений Иркутской области.

«Мы вернулись с форума воодушевленные, – делится замдиректора по НМР Нина Федоровна Арганы. – Лишний раз убедились в том, что экспериментальная деятельность позволяет нам расти и чувствовать себя увереннее. После этого ездили еще и на международную образовательную ярмарку в Новосибирск. С этого мероприятия у нас в книге отзывов есть запись на английском языке, от зарубежных коллег-педагогов. По их словам, они были приятно удивлены тем, что самая обычная школа в самом обычном некрупном сибирском городе занимается такими интересными вещами. Не будем скрывать – нам было очень приятно».

Развивать свой эксперимент с разновозрастными учебными группами учителя хотят и в начальном звене, и в старшей школе. «Мы уже ездили в невонскую сельскую школу, изучали их работу с разновозрастными группами в начальной школе, – рассказывает директор Ирина Юрьевна. – Не забудем и про третью ступень. Может быть, попробуем объединить 10-й и 11-й классы и предложим им пройти двухгодичную программу обучения за один год, а последний год в школе сделаем подготовительным к вузу. Вариантов много. И мы непременно выберем такой, который устроит и детей, и педагогов».

Яна САРТАН,
Москва – Усть-Илимск – Москва
Рейтинг@Mail.ru