Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2007

ТЕМА НОМЕРА: РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
 

«Кому, как не нам!»

Каюсь, была не права, когда, задавая вопрос директору Плоскинской основной общеобразовательной школы Угличского района Ярославской области, поставила под сомнение количество ресурсов сельского образования при экспериментальной работе. Эксперименты здесь также реальны, как и в крупном городе, а некоторые из них вообще небольшим школам, что называется, на роду написаны.

Если верить статистике, благодаря Угличскому району мир становится богаче сырами, биодобавками, часами, минеральной водой и строительными кранами. Но не только экономика создает славу этому российскому уголку. В образовательной сфере здесь претворяется в жизнь эксперимент, который осилили далеко не все российские регионы: обучение и воспитание в разновозрастных группах учащихся.

...У Плоскинской школы уже сама история – повод для удивления. Год рождения – 1840-й! Проработав в церковно-приходском качестве, – сгорела. Затем в новом здании действовали начальные классы. А нынешние облик и содержание школа обрела в 1987 году.

Как и прежде, учатся здесь деревенские дети. Разница только в том, что раньше на этом месте было большое село, а сегодня на той же территории соединилось несколько деревень. Разделенные речкой, ребята из местечек Заречье, Плоски и некоторых других утром садятся в школьный автобус, чтобы встретиться в общей для них школе.

Учеников – немного, и количество их прибывать не спешит. Это, собственно, и подвигло коллектив учителей на новое для них «разновозрастное» дело. Директор школы Ирина Борисовна Зарудина считает шаг обоснованным:

– Школы на селе тоже экспериментируют, у них свои инновации. Мы давно нацелены на эксперимент. Например, были связаны с проблемой экологии. Потом взялись за разновозрастное обучение.

В течение нескольких лет у нас училось чуть больше 70-ти человек. Цифра оставалась почти неизменной, до тех пор, пока мы не выпустили класс из 20-ти ребят. Естественно, число учащихся сильно снизилось: сейчас в школе 41 ученик.

И в случае, когда началась такая демографическая ситуация, идти на эксперимент скорее были готовы как раз сельские школы. Кому, как не нам! Мы предчувствовали, что вот-вот придется объединять классы и проводить разновозрастные занятия. Но мало было посадить вместе детей разного возраста. Хотелось, чтобы в группе царили общие интересы, ребята шли к одной цели и, конечно, имели желание вместе участвовать в процессе. Мы начали думать над этим…

И тут во время участия нашей школы в конкурсе «Школа года» нас увидели представители из департамента образования Ярославской области, после чего поступило предложение включиться в работу по разновозрастному обучению и воспитанию детей. Мы с радостью согласились!

– С чего начали знакомство с темой?

– Группа учителей сразу же стала ездить на курсы повышения квалификации, активно принимать участие в разработке программ и занятий. На это ушло примерно два года. Мы и сами провели ряд семинаров. Также ездили на все занятия, которые давались в других школах. Смотрели, как лучше работать, чтобы заинтересовать ребят. Тут же очень много требуется знать: как организовать занятие, как лучше провести его и по каким предметам объединение предпочтительнее.

Надо сказать, что подготовка к уроку ведется большая. Я тоже проводила занятия и готовилась основательно. Особенно тяжело, когда идет «разнотемье»: этому классу нужно одно давать, а этому – другое…

Сначала постоянства не наблюдалось. К завучу приходили учителя с предложениями (скажем, объединить классы на одно занятие по теме, которая полностью или частично у них совпала). Был поиск вариантов, завуч составляла расписание. Так, в прошлом году регулярно объединение шло по нескольким предметам: технология, физкультура, ИЗО и музыка. Вместе были второй и четвертый классы, первый и третий, а в этом году – с 1-го по 4-й.

Однако мы считаем, что это только начало. Дальше будем анализировать, посмотрим на эффективность занятий.

– Но уже сейчас, по ощущениям учителей, все приживается?

– Занятия проходят успешно. Мы делаем анализ уроков: даем детям анкеты (к примеру, учительница литературы предлагает небольшое сочинение-анкету с целью выяснить, какие уроки понравились, какие – нет), проводим коллективный анализ. Ученикам занятия нравятся.

Непременно собираем родителей: делимся, объясняем... Как ни печально, им деться некуда: если в классе лишь один ученик, то, безусловно, он не будет учиться в одиночестве, и родители согласны на объединение. Сейчас мы хотим и среди них провести мониторинг.

– Как видно, эксперименту есть куда развиваться?

– Есть, конечно. Завтрашний день у нас еще не очень четко обозначен. Сказать, что мы до конца разобрались со всеми проблемами, пока нельзя. Допустим, мучает вопрос, как вести занятия с одаренными детьми. Делать всегда так, чтобы они опекали младших? Им это может однажды стать неинтересно...

– Чем вдохновляетесь?

– Мы часто ездим на организуемые в школах семинары. Директора нас очень радушно принимают! Встречаемся с коллегами из разных школ, многое обсуждаем. Это впечатляет и воодушевляет. И хотя у Плоскинской школы двухэтажное хорошее здание, столовая, спортзал, есть коммуникации, трудности обязательно найдутся. Тем не менее, приезжаешь от коллег и думаешь: вот получилось у них – и у нас получится! К тому же коллектив работает слаженно. Я действительно ощущаю, что учителей разновозрастное обучение сближает больше, чем при поурочной системе.

Благодаря поездкам с Лабораторией проблем сельской школы Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, обмениваемся опытом, впечатлениями, путями решения своих вопросов. И в Костромской области были, и в Вологодской, и во Владимирской…

Я хочу сказать самые теплые слова благодарности в адрес лаборатории и ее руководителя – Людмилы Васильевны Байбородовой. Ее работоспособность, талант и профессионализм – необыкновенные! Она помогает нам получить ответы на все вопросы.

– Сами гостей принимаете?

– Лаборатория проводит много семинаров в базовых школах, на которых, как я сказала, мы с удовольствием бываем. Теперь пришла и наша очередь показать свою работу. Со многими хотелось бы встретиться: с коллегами из Даниловского района, Ярославского, Рыбинского.

Ждем гостей. Готовимся…

Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА
Рейтинг@Mail.ru