Меняем роль учителя
Год эксперимента в сельской школе
подтвердил: педагогам нужно искать новый образ
В пятнадцати минутах езды от
Усть-Илимска, на берегу Ангары, раскинулся
поселок Невон. По нынешним временам он считается
большим – около трех тысяч жителей. Работают две
школы – № 1 и № 2, есть детский сад, музыкальная
школа. Но благополучие здесь зыбкое.
Вот уже несколько лет Невон живет под
дамокловым мечом, в роли которого выступает
строящаяся на Ангаре Богучанская ГЭС. Первую
очередь станции планируется ввести в 2009 году. Как
раз тогда, когда невонской СОШ № 2 исполнится 20
лет. Но суждено ли ей отметить этот юбилей –
неизвестно. Ведь с пуском ГЭС поселок Невон
попадает в зону подтопления. Сколько семей будет
отселено, сколько домов поглотит вода, как
сложится дальнейшая судьба школы – точно ничего
пока неизвестно…
Однако волнующая ситуация
неопределенности не остановила педагогический
коллектив школы № 2. Год назад здесь открылась
экспериментальная площадка регионального
уровня «Организация разновозрастного обучения в
малочисленной сельской школе». Сроки
эксперимента – 2006–2011 гг.
Сегодня в МОУ «Невонская средняя
общеобразовательная школа № 2» 150 учащихся. В
соседней школе № 1 чуть больше, потому что она
ближе к Усть-Илимску, и детей с окраины города
возят в нее (а когда-то в школе № 2 было 800 человек).
«Мы с коллегами стали обсуждать, как
привлечь учеников, – рассказывает учитель
истории школы № 2 Валерий Павлович Ступин. –
Отток детей в городские ОУ, маленькая
наполняемость классов и, как следствие,
отсутствие конкуренции между учащимися,
невозможность внедрить профильное
обучение – эти очевидные для многих
сельских школ вещи тревожили нас. Мы понимали:
надо придумать нечто, что отличало бы нас от
других. Выбор пал на методику разновозрастного
обучения, которая много лет успешно реализуется
в Усть-Илимском экспериментальном лицее. Будучи
давно знакомыми с его директором М.М.
Батербиевым, мы обратились к нему с просьбой
стать научным руководителем нашего
эксперимента».
Уроки с началом эксперимента стали
намного интереснее
Первые сложности эксперимента
Проанализировав возрастной состав
детей и возможности педагогического коллектива,
здесь принялись за разработку учебного плана и
освоение новых технологий. В результате
появилась модель школы, состоящая из нескольких
групп. Первый и одиннадцатый классы остались в
классическом варианте – то есть,
одновозрастными, а остальные объединили в
разновозрастные группы:
первая (младшая) – 2-й, 3-й и 4-й классы;
вторая (средняя) – 5-й, 6-й и 7-й классы;
третья (старшая) – 8-й, 9-й и 10-й классы.
Отдавая должное мужеству
педагогического коллектива (фактически всю
работу и подходы к преподаванию предметов здесь
перестроили за полгода), сегодня можно сказать,
что первый год эксперимента был весьма
продуктивным. Это отмечают и сами учителя, и их
научный руководитель. Выяснилось, что несмотря
на принципиально новый подход к обучению (работа
в группах, много заданий для самостоятельных
занятий, сдача зачетов и т.д.), успеваемость у
детей не снизилась, а напротив, в некоторых
группах даже выросла, а в работе педагогов стало
меньше рутины, а больше творчества. «Все дети
спокойно перешли на новую систему обучения, ни
одного инцидента за весь год у нас не было, –
говорит замдиректора по
научно-экспериментальной работе и учитель
начальных классов Галина Васильевна
Подлопушная. – По окончании каждой четверти мы
анализировали нашу работу, разбирали успехи и
неудачи каждого ребенка, и пока пришли к выводу,
что наиболее комфортно в разновозрастном
коллективе чувствуют себя самые маленькие наши
ученики – то есть начальное звено. Динамика их
достижений наиболее заметна».
Вместе с тем выявились и первые
проблемы. В частности, обнаружилось, что ребятам
сложно общаться друг с другом в деловых рамках.
На переменах, после уроков, в игре – отношения
великолепные, а вот когда учитель ставит учебную
задачу, делит всех на мини-группы и предлагает
найти решение – у многих проявляется упрямство,
неприятие чужой точки зрения или метода
действий. «В классе при обсуждении у нас обычно
шумно, но в то же время атмосфера живая и
творческая, – делится Галина Васильевна. –
Я стараюсь не вмешиваться в споры, жду, когда
дети решат что-либо сами. Иногда ко мне подбегает
взволнованный, расстроенный ребенок, говорит: «Я
им объясняю, как надо делать, а они не хотят!». Но
тут же возвращается в свою группу и начинает
снова что-то экспрессивно доказывать товарищам».
С другой стороны, некоторые
отказываются работать в группах, заявляя: «Хочу
работать один, не буду никому ничего объяснять».
Таких немного, и в основном это учащиеся средней
школы. «Индивидуалистов, которые будут учиться
хорошо, если их никто не будет трогать, видно
сразу, – вступает в беседу замдиректора по
учебно-воспитательной работе Лариса Николаевна
Жигалова. – Они успешны сами по себе, и не
видят смысла в командной работе, поскольку много
лет прекрасно обходились в школе без нее. Это в
большей степени относится к 7–10-м классам. Тут
сказывается и непростой подростковый возраст, и
желание казаться взрослым и независимым. Мы
пытаемся убеждать ребят в важности командной
работы, с ними также занимается наш школьный
психолог».
«Нам надо изжить в себе
преподавателя-традиционщика», – говорят
педагоги невонской школы № 2
С другой стороны, есть и другое
развитие событий. О нем рассказывает учитель
литературы Наталья Васильевна Мачульская:
«Когда я только начала делить детей на группы в
старшем звене, это было непросто. Поначалу
бастовали девятиклассники, борясь за свое право
работать поодиночке. Но прошло время, и сейчас
все рвутся в группы. Они научились обсуждать друг
с другом тексты, поняли, что можно поспорить.
Теперь уже я волнуюсь о том, как мне справиться с
тремя группами одновременно, какие еще формы
заданий придумать, чтобы увлечь подростков и
чтобы самой было интересно смотреть на результат
их работы…»
Учителям тоже пришлось учиться…
Начав работу в рамках эксперимента,
педагоги осознавали, что приспосабливаться к
новой системе придется не только детям, а в
первую очередь им самим. В частности,
необходимо расстаться с ролью наставника, каждую
минуту требующего исполнения тех или иных шагов;
отказаться от беспрестанной трансляции знаний и
мысли, что объяснить материал способен только ты
сам, но ни в коем случае не ребенок.
Для невонских учителей работа их
коллег в Усть-Илимском экспериментальном лицее
является высшим пилотажем. Начиная знакомство с
функциями педагога в разновозрастных группах,
они регулярно посещали специальные обучающие
семинары в лицее, бывали на уроках,
приглядывались к работе учителей, обсуждали
увиденное: поведение детей, незаметную роль
преподавателя, общую спокойную рабочую
обстановку в учебном классе.
«В нас еще живет
преподаватель-традиционщик, нам надо самих себя
«ломать», – откровенно признается Галина
Васильевна. – Мы все время напоминаем друг другу,
что суть не в том, какие мы хорошие и как красиво
можем преподнести материал, а в том, как мы научим
ребят учиться. Конечно, у них пока еще
недостаточная сформированность общеучебных
навыков, но мы надеемся, что и это преодолеем».
А вот что говорит молодой учитель
математики Инна Владиславовна Жигалова,
проработавшая в этой школе три года (причем два
из них – будучи еще студенткой института):
– Наблюдая за своими учениками в
средней группе, я заметила, что у них в течение
года совершенно исчез, в частности, страх перед
зачетами. Они свободно оперируют этим словом: «У
нас завтра зачет», «Мы все идем сдавать зачет», –
оно стало для них привычным, ребята понимают, что
в зачете нет ничего страшного, ведь мы теперь
проводим их каждую неделю, в конце изучаемой
темы. А раньше одно это слово могло довести до
слез.
У меня, как педагога, тоже происходит
переоценка ценностей. Еще два года назад я не
представляла себе, что могу передоверить, к
примеру, свою роль слушателя детям. Как учитель, я
выслушивала все ответы, оценивала, поправляла.
Теперь мои ученики все активнее справляются с
этим сами. Такая возможность появилась именно
при групповой работе. Ребенок выступил с каким-то
докладом, сделал сообщение, получил от меня
оценку своего труда и теперь уже сам имеет право
слушать друзей и их оценивать. Причем, по моим
наблюдениям, дети в роли учителя спуску друг
другу не дают, уверенно поправляют, если кто-то
ошибся, показывают, где и что было сделано
неверно.
Есть и такие ученики, которые
самостоятельно работают над какой-то темой,
делают презентацию на компьютере и включаются в
объяснение нового материала. Я должна в этот
момент отойти в тень и стать лишь наблюдателем.
И я этому тоже учусь. Тем более, что по
выступлениям ребят видно, как они хотят донести
до своих друзей новую информацию, поделиться тем,
что вычитали в энциклопедии, справочниках. Так
что самостоятельность при системе
разновозрастного обучения формируется прямо на
глазах учителя. Жизнь педагога при этом
кардинально меняется, становясь разнообразнее и
увлекательнее.
«А ну-ка, расскажи мне, друг…»
Прибавилось работы и у психолога
школы Марии Георгиевны Суминой. «Мы стали
проводить больше разных тестов с учащимися,
активнее наблюдать за ними в разных
ситуациях – на уроках и после них, –
поясняет Мария Георгиевна. – Было очевидно, что
многим была предоставлена возможность проявить
себя в классе – и в роли учителя, и в роли
старшего товарища, и они с удовольствием это
приняли, – поясняет Мария Георгиевна. –
Некоторые быстро повзрослели благодаря
оказанному им доверию – ведь они теперь могут
помогать младшим. Примечательно, что в этом году
снизился уровень тревожности у детей. Полагаем,
что это связано с расширением возможностей для
участия в межвозрастном общении, т.к. ребята
специально обучаются способам выстраивания
отношений в группе».
Как отнеслись к эксперименту
родители
Такого скептицизма, который
проявили родители, услышав про начало
экспериментальной работы, не ожидал в невонской
школе № 2 никто. Администрация, напротив,
думала, что новшество их заинтересует, привлечет
внимание.
Учителям пришлось браться за
просветительскую работу, опасаясь, как бы
оставшихся учеников сомневающиеся родители не
перевели в соседнюю школу. Одно из убеждений,
которое пришлось опровергать педагогам, звучало
так: «Нельзя объяснять детям в пятом классе то,
что учат в седьмом». На собраниях педагогам
приходилось, в частности, доказывать, что изучить
в совершенстве всю программу седьмого класса
пятиклассникам и не предлагается, что речь идет о
поэтапном освоении материала, что оценивать
успехи ребенка учитель теперь тоже будет
по-новому и т.д.
О другом недоумении
родителей директор школы Татьяна Григорьевна
Ступина рассказывает так: «Будем говорить
честно: кто-то из родителей интересуется тем, как
учится его сын или дочь, а кто-то в школу приходит,
дай Бог, раз в год. Но и те, и другие, высказывая
свое мнение об эксперименте, отзывались в
большинстве своем неодобрительно. При этом
многих удивляло и тревожило то, что их ребенок
вдруг стал много работать дома, сидеть за
книжками, писать доклады. Сразу возникали
вопросы о том, как это скажется на здоровье.
Особенно это беспокоило родителей младших
школьников.
Были у нас в течение года и невероятные
ситуации, связанные с оцениванием. К примеру,
одна из учениц третьего класса выполнила
какое-то задание за четвертый класс и допустила
одну ошибку. То есть, сделано было не 100 процентов
работы, а 99. Ребенок плакал, мама прибежала в
школу – пришлось долго их успокаивать,
разъяснять, что задание было повышенного уровня
сложности и что эта ошибка для третьеклассницы
ничего не значит…»
К счастью, не все
родители оказались столь воинственно настроены. Председатель
родительского комитета Ольга Николаевна Чудаева
подхватила идею педагогического коллектива,
поучаствовала в нескольких семинарах,
разобралась в преимуществах разновозрастного
обучения, побывала в Усть-Илимском лицее и стала
горячей сторонницей школьных преобразований. По
ее словам, многие родители действительно с
опаской восприняли новую систему обучения, но те,
кто впоследствии попытался понять суть
эксперимента, переменили свое мнение.
– Новую колею пробивать всегда сложно,
– делится Ольга Николаевна. – Поверить на слово
в то, что детям будет интереснее учиться – тоже
непросто. Но страхи родителей оказались
напрасными. Хотя в начале прошлого учебного года
у меня дома разрывался телефон: зная, что я часто
общаюсь с учителями, пытаюсь разобраться в
переменах, мамы пытались узнать у меня, зачем
детей подвергать какому-то эксперименту, что это
даст, не будет ли хуже. Я убеждала, как могла,
говорила, что надо попробовать, довериться
нашему научному руководителю – директору
Усть-Илимского лицея, что перейти в другую школу
можно всегда. В итоге, от нас ушел всего один
ребенок, родители которого наотрез отказались
участвовать в эксперименте.
Те же, кто принял новую философию
школы, сегодня реагируют уже по-другому. И я,
пользуясь случаем, хочу от имени всех родителей
поблагодарить наших учителей за их титанический
труд. У меня учатся в этой школе двое детей, и я
много раз видела, как работают с ними педагоги,
как скрупулезно они составляют программу урока.
Меня поразили записи Галины Васильевны
(учительницы моего младшего ребенка) – каждая
выставленная оценка у нее обоснована, все
записано в специальной тетради, она знает, почему
ученик не успел доделать то или иное задание,
понимает настроение каждого… Но и результаты
этой работы – отличные. Дети с удовольствием
идут в школу, увлечены командными проектами.
Жизнь не стоит на месте! Мне хочется пожелать
другим школам и другим родителям не бояться
экспериментов!
Что день грядущий…
Атмосфера, царящая в невонской школе №
2, сегодня напоминает фестиваль, на котором
бурлят разнообразные идеи, обсуждаются новые
подходы, придумываются необычные формы занятий.
«Этот коллектив меня поражает, – искренне
признается научный руководитель эксперимента,
директор Усть-Илимского экспериментального
лицея Мусса Мазанович Батербиев. – Все педагоги
здесь оказались открытыми к инновациям,
абсолютно бесстрашными в проектной
деятельности, готовыми измениться и вылепить из
себя другого учителя. Это достойно большой
похвалы. Единственное, о чем я все время им
напоминаю – это о том, что за полгода, и даже за
год грандиозного результата не получится, и что
первые плоды можно ждать лишь года через три. А
пока надо работать, творить, сомневаться и снова
изобретать. Если все пойдет хорошо, то в итоге
получится оригинальная модель сельской школы».
В ближайших планах – переход на
безотметочное обучение в начальном звене,
расширение использования оценочных суждений.
Также учителя будут учиться оценивать не объем
сделанного учеником, а способ, с помощью которого
он выполнял задания, отношение к своей работе.
Отдельное внимание будет уделяться наблюдению
за ребенком: как он взаимодействует в коллективе,
как разговаривает со сверстниками, с младшими,
как относится к ним вне школы и т.д.
«Все это, безусловно, накладывает
большую ответственность на учителей, и их работа
утяжеляется во много раз, – честно говорит
директор школы Татьяна Григорьевна. – Но мы
убеждены, что все преодолеем. И, разумеется, нам
еще надо серьезно работать над
учебно-методическим комплексом, который мы
создали, но все время подправляем и
совершенствуем. Мы надеемся, что успешно
подойдем к третьему этапу и опишем нашу
экспериментальную проверку возможности
организации разновозрастного обучения в
сельской малокомплектной школе».
Яна САРТАН,
Москва – Усть-Илимск – Невон – Москва
|