Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2007

ТЕМА НОМЕРА: РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
 

Меняем роль учителя

Год эксперимента в сельской школе подтвердил: педагогам нужно искать новый образ

В пятнадцати минутах езды от Усть-Илимска, на берегу Ангары, раскинулся поселок Невон. По нынешним временам он считается большим – около трех тысяч жителей. Работают две школы – № 1 и № 2, есть детский сад, музыкальная школа. Но благополучие здесь зыбкое.

Вот уже несколько лет Невон живет под дамокловым мечом, в роли которого выступает строящаяся на Ангаре Богучанская ГЭС. Первую очередь станции планируется ввести в 2009 году. Как раз тогда, когда невонской СОШ № 2 исполнится 20 лет. Но суждено ли ей отметить этот юбилей – неизвестно. Ведь с пуском ГЭС поселок Невон попадает в зону подтопления. Сколько семей будет отселено, сколько домов поглотит вода, как сложится дальнейшая судьба школы – точно ничего пока неизвестно…

Однако волнующая ситуация неопределенности не остановила педагогический коллектив школы № 2. Год назад здесь открылась экспериментальная площадка регионального уровня «Организация разновозрастного обучения в малочисленной сельской школе». Сроки эксперимента – 2006–2011 гг.

Сегодня в МОУ «Невонская средняя общеобразовательная школа № 2» 150 учащихся. В соседней школе № 1 чуть больше, потому что она ближе к Усть-Илимску, и детей с окраины города возят в нее (а когда-то в школе № 2 было 800 человек).

«Мы с коллегами стали обсуждать, как привлечь учеников, – рассказывает учитель истории школы № 2 Валерий Павлович Ступин. – Отток детей в городские ОУ, маленькая наполняемость классов и, как следствие, отсутствие конкуренции между учащимися, невозможность внедрить профильное обучение – эти очевидные для многих сельских школ вещи тревожили нас. Мы понимали: надо придумать нечто, что отличало бы нас от других. Выбор пал на методику разновозрастного обучения, которая много лет успешно реализуется в Усть-Илимском экспериментальном лицее. Будучи давно знакомыми с его директором М.М. Батербиевым, мы обратились к нему с просьбой стать научным руководителем нашего эксперимента».

Уроки с началом эксперимента стали намного интереснее

Первые сложности эксперимента

Проанализировав возрастной состав детей и возможности педагогического коллектива, здесь принялись за разработку учебного плана и освоение новых технологий. В результате появилась модель школы, состоящая из нескольких групп. Первый и одиннадцатый классы остались в классическом варианте – то есть, одновозрастными, а остальные объединили в разновозрастные группы:

  • первая (младшая) – 2-й, 3-й и 4-й классы;

  • вторая (средняя) – 5-й, 6-й и 7-й классы;

  • третья (старшая) – 8-й, 9-й и 10-й классы.

Отдавая должное мужеству педагогического коллектива (фактически всю работу и подходы к преподаванию предметов здесь перестроили за полгода), сегодня можно сказать, что первый год эксперимента был весьма продуктивным. Это отмечают и сами учителя, и их научный руководитель. Выяснилось, что несмотря на принципиально новый подход к обучению (работа в группах, много заданий для самостоятельных занятий, сдача зачетов и т.д.), успеваемость у детей не снизилась, а напротив, в некоторых группах даже выросла, а в работе педагогов стало меньше рутины, а больше творчества. «Все дети спокойно перешли на новую систему обучения, ни одного инцидента за весь год у нас не было, – говорит замдиректора по научно-экспериментальной работе и учитель начальных классов Галина Васильевна Подлопушная. – По окончании каждой четверти мы анализировали нашу работу, разбирали успехи и неудачи каждого ребенка, и пока пришли к выводу, что наиболее комфортно в разновозрастном коллективе чувствуют себя самые маленькие наши ученики – то есть начальное звено. Динамика их достижений наиболее заметна».

Вместе с тем выявились и первые проблемы. В частности, обнаружилось, что ребятам сложно общаться друг с другом в деловых рамках. На переменах, после уроков, в игре – отношения великолепные, а вот когда учитель ставит учебную задачу, делит всех на мини-группы и предлагает найти решение – у многих проявляется упрямство, неприятие чужой точки зрения или метода действий. «В классе при обсуждении у нас обычно шумно, но в то же время атмосфера живая и творческая, – делится Галина Васильевна. – Я стараюсь не вмешиваться в споры, жду, когда дети решат что-либо сами. Иногда ко мне подбегает взволнованный, расстроенный ребенок, говорит: «Я им объясняю, как надо делать, а они не хотят!». Но тут же возвращается в свою группу и начинает снова что-то экспрессивно доказывать товарищам».

С другой стороны, некоторые отказываются работать в группах, заявляя: «Хочу работать один, не буду никому ничего объяснять». Таких немного, и в основном это учащиеся средней школы. «Индивидуалистов, которые будут учиться хорошо, если их никто не будет трогать, видно сразу, – вступает в беседу замдиректора по учебно-воспитательной работе Лариса Николаевна Жигалова. – Они успешны сами по себе, и не видят смысла в командной работе, поскольку много лет прекрасно обходились в школе без нее. Это в большей степени относится к 7–10-м классам. Тут сказывается и непростой подростковый возраст, и желание казаться взрослым и независимым. Мы пытаемся убеждать ребят в важности командной работы, с ними также занимается наш школьный психолог».

«Нам надо изжить в себе преподавателя-традиционщика», – говорят педагоги невонской школы № 2

С другой стороны, есть и другое развитие событий. О нем рассказывает учитель литературы Наталья Васильевна Мачульская: «Когда я только начала делить детей на группы в старшем звене, это было непросто. Поначалу бастовали девятиклассники, борясь за свое право работать поодиночке. Но прошло время, и сейчас все рвутся в группы. Они научились обсуждать друг с другом тексты, поняли, что можно поспорить. Теперь уже я волнуюсь о том, как мне справиться с тремя группами одновременно, какие еще формы заданий придумать, чтобы увлечь подростков и чтобы самой было интересно смотреть на результат их работы…»

Учителям тоже пришлось учиться…

Начав работу в рамках эксперимента, педагоги осознавали, что приспосабливаться к новой системе придется не только детям, а в первую очередь им самим. В частности, необходимо расстаться с ролью наставника, каждую минуту требующего исполнения тех или иных шагов; отказаться от беспрестанной трансляции знаний и мысли, что объяснить материал способен только ты сам, но ни в коем случае не ребенок.

Для невонских учителей работа их коллег в Усть-Илимском экспериментальном лицее является высшим пилотажем. Начиная знакомство с функциями педагога в разновозрастных группах, они регулярно посещали специальные обучающие семинары в лицее, бывали на уроках, приглядывались к работе учителей, обсуждали увиденное: поведение детей, незаметную роль преподавателя, общую спокойную рабочую обстановку в учебном классе.

«В нас еще живет преподаватель-традиционщик, нам надо самих себя «ломать», – откровенно признается Галина Васильевна. – Мы все время напоминаем друг другу, что суть не в том, какие мы хорошие и как красиво можем преподнести материал, а в том, как мы научим ребят учиться. Конечно, у них пока еще недостаточная сформированность общеучебных навыков, но мы надеемся, что и это преодолеем».

А вот что говорит молодой учитель математики Инна Владиславовна Жигалова, проработавшая в этой школе три года (причем два из них – будучи еще студенткой института):

– Наблюдая за своими учениками в средней группе, я заметила, что у них в течение года совершенно исчез, в частности, страх перед зачетами. Они свободно оперируют этим словом: «У нас завтра зачет», «Мы все идем сдавать зачет», – оно стало для них привычным, ребята понимают, что в зачете нет ничего страшного, ведь мы теперь проводим их каждую неделю, в конце изучаемой темы. А раньше одно это слово могло довести до слез.

У меня, как педагога, тоже происходит переоценка ценностей. Еще два года назад я не представляла себе, что могу передоверить, к примеру, свою роль слушателя детям. Как учитель, я выслушивала все ответы, оценивала, поправляла. Теперь мои ученики все активнее справляются с этим сами. Такая возможность появилась именно при групповой работе. Ребенок выступил с каким-то докладом, сделал сообщение, получил от меня оценку своего труда и теперь уже сам имеет право слушать друзей и их оценивать. Причем, по моим наблюдениям, дети в роли учителя спуску друг другу не дают, уверенно поправляют, если кто-то ошибся, показывают, где и что было сделано неверно.

Есть и такие ученики, которые самостоятельно работают над какой-то темой, делают презентацию на компьютере и включаются в объяснение нового материала. Я должна в этот момент отойти в тень и стать лишь наблюдателем. И я этому тоже учусь. Тем более, что по выступлениям ребят видно, как они хотят донести до своих друзей новую информацию, поделиться тем, что вычитали в энциклопедии, справочниках. Так что самостоятельность при системе разновозрастного обучения формируется прямо на глазах учителя. Жизнь педагога при этом кардинально меняется, становясь разнообразнее и увлекательнее.

«А ну-ка, расскажи мне, друг…»

Прибавилось работы и у психолога школы Марии Георгиевны Суминой. «Мы стали проводить больше разных тестов с учащимися, активнее наблюдать за ними в разных ситуациях – на уроках и после них, – поясняет Мария Георгиевна. – Было очевидно, что многим была предоставлена возможность проявить себя в классе – и в роли учителя, и в роли старшего товарища, и они с удовольствием это приняли, – поясняет Мария Георгиевна. – Некоторые быстро повзрослели благодаря оказанному им доверию – ведь они теперь могут помогать младшим. Примечательно, что в этом году снизился уровень тревожности у детей. Полагаем, что это связано с расширением возможностей для участия в межвозрастном общении, т.к. ребята специально обучаются способам выстраивания отношений в группе».

Как отнеслись к эксперименту родители

Такого скептицизма, который проявили родители, услышав про начало экспериментальной работы, не ожидал в невонской школе № 2 никто. Администрация, напротив, думала, что новшество их заинтересует, привлечет внимание.

Учителям пришлось браться за просветительскую работу, опасаясь, как бы оставшихся учеников сомневающиеся родители не перевели в соседнюю школу. Одно из убеждений, которое пришлось опровергать педагогам, звучало так: «Нельзя объяснять детям в пятом классе то, что учат в седьмом». На собраниях педагогам приходилось, в частности, доказывать, что изучить в совершенстве всю программу седьмого класса пятиклассникам и не предлагается, что речь идет о поэтапном освоении материала, что оценивать успехи ребенка учитель теперь тоже будет по-новому и т.д.

Т.Г. СтупинаО другом недоумении родителей директор школы Татьяна Григорьевна Ступина рассказывает так: «Будем говорить честно: кто-то из родителей интересуется тем, как учится его сын или дочь, а кто-то в школу приходит, дай Бог, раз в год. Но и те, и другие, высказывая свое мнение об эксперименте, отзывались в большинстве своем неодобрительно. При этом многих удивляло и тревожило то, что их ребенок вдруг стал много работать дома, сидеть за книжками, писать доклады. Сразу возникали вопросы о том, как это скажется на здоровье. Особенно это беспокоило родителей младших школьников.

Были у нас в течение года и невероятные ситуации, связанные с оцениванием. К примеру, одна из учениц третьего класса выполнила какое-то задание за четвертый класс и допустила одну ошибку. То есть, сделано было не 100 процентов работы, а 99. Ребенок плакал, мама прибежала в школу – пришлось долго их успокаивать, разъяснять, что задание было повышенного уровня сложности и что эта ошибка для третьеклассницы ничего не значит…»

О.Н. ЧудаеваК счастью, не все родители оказались столь воинственно настроены. Председатель родительского комитета Ольга Николаевна Чудаева подхватила идею педагогического коллектива, поучаствовала в нескольких семинарах, разобралась в преимуществах разновозрастного обучения, побывала в Усть-Илимском лицее и стала горячей сторонницей школьных преобразований. По ее словам, многие родители действительно с опаской восприняли новую систему обучения, но те, кто впоследствии попытался понять суть эксперимента, переменили свое мнение.

– Новую колею пробивать всегда сложно, – делится Ольга Николаевна. – Поверить на слово в то, что детям будет интереснее учиться – тоже непросто. Но страхи родителей оказались напрасными. Хотя в начале прошлого учебного года у меня дома разрывался телефон: зная, что я часто общаюсь с учителями, пытаюсь разобраться в переменах, мамы пытались узнать у меня, зачем детей подвергать какому-то эксперименту, что это даст, не будет ли хуже. Я убеждала, как могла, говорила, что надо попробовать, довериться нашему научному руководителю – директору Усть-Илимского лицея, что перейти в другую школу можно всегда. В итоге, от нас ушел всего один ребенок, родители которого наотрез отказались участвовать в эксперименте.

Те же, кто принял новую философию школы, сегодня реагируют уже по-другому. И я, пользуясь случаем, хочу от имени всех родителей поблагодарить наших учителей за их титанический труд. У меня учатся в этой школе двое детей, и я много раз видела, как работают с ними педагоги, как скрупулезно они составляют программу урока. Меня поразили записи Галины Васильевны (учительницы моего младшего ребенка) – каждая выставленная оценка у нее обоснована, все записано в специальной тетради, она знает, почему ученик не успел доделать то или иное задание, понимает настроение каждого… Но и результаты этой работы – отличные. Дети с удовольствием идут в школу, увлечены командными проектами. Жизнь не стоит на месте! Мне хочется пожелать другим школам и другим родителям не бояться экспериментов!

Что день грядущий…

Атмосфера, царящая в невонской школе № 2, сегодня напоминает фестиваль, на котором бурлят разнообразные идеи, обсуждаются новые подходы, придумываются необычные формы занятий. «Этот коллектив меня поражает, – искренне признается научный руководитель эксперимента, директор Усть-Илимского экспериментального лицея Мусса Мазанович Батербиев. – Все педагоги здесь оказались открытыми к инновациям, абсолютно бесстрашными в проектной деятельности, готовыми измениться и вылепить из себя другого учителя. Это достойно большой похвалы. Единственное, о чем я все время им напоминаю – это о том, что за полгода, и даже за год грандиозного результата не получится, и что первые плоды можно ждать лишь года через три. А пока надо работать, творить, сомневаться и снова изобретать. Если все пойдет хорошо, то в итоге получится оригинальная модель сельской школы».

В ближайших планах – переход на безотметочное обучение в начальном звене, расширение использования оценочных суждений. Также учителя будут учиться оценивать не объем сделанного учеником, а способ, с помощью которого он выполнял задания, отношение к своей работе. Отдельное внимание будет уделяться наблюдению за ребенком: как он взаимодействует в коллективе, как разговаривает со сверстниками, с младшими, как относится к ним вне школы и т.д.

«Все это, безусловно, накладывает большую ответственность на учителей, и их работа утяжеляется во много раз, – честно говорит директор школы Татьяна Григорьевна. – Но мы убеждены, что все преодолеем. И, разумеется, нам еще надо серьезно работать над учебно-методическим комплексом, который мы создали, но все время подправляем и совершенствуем. Мы надеемся, что успешно подойдем к третьему этапу и опишем нашу экспериментальную проверку возможности организации разновозрастного обучения в сельской малокомплектной школе».

Яна САРТАН,
Москва – Усть-Илимск – Невон – Москва
Рейтинг@Mail.ru