Идея обучения
русскому языку в разновозрастной группе хорошо
работает в условиях малокомплектной школы (к
примеру, сельской или частной). В городах при
наполняемости классов 25–30 человек такая
необходимость возникает только в особых типах
школ (например, Дальтон-школа), либо – в процессе
подготовки проекта.
Первой задачей, которую нужно решить
при обучении русскому языку в разновозрастной
группе, является группировка программного
материала. Основной принцип его подачи в таком
случае – концентрический. Такая программа по
русскому языку может использоваться и при
традиционной наполняемости классов учениками
одного возраста.
Причины разработки программы:
наличие детей, имеющих разный
уровень подготовки по русскому языку и
литературе;
падение грамотности учащихся;
уменьшение интереса к занятиям
русским языком;
забывание основных знаний о языковой
системе по мере отдаления от того времени, когда
эти знания были получены (например, знания о
фонетической системе, полученные в 5-м классе,
остаются невостребованными на старших ступенях
обучения);
слабость связей между курсом знаний о
системе языка с функциональным владением языком
(как устной, так и письменной формой);
неумение пользоваться в полной мере
научным стилем речи;
отрыв преподавания русского языка в
синхронии от исторических корней русского языка;
отсутствие тесной связи между
преподаванием русского языка и русской
литературы.
Основным учебником при занятиях в
разновозрастной группе становятся «Справочные
материалы» (авт. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В.
Прудникова), а практическая часть отрабатывается
по особым «Рабочим тетрадям» (по фонетике,
орфографии, морфемике и словообразованию,
лексике и фразеологии, морфологии и синтаксису,
развитию речи).
В процессе работы с разновозрастной
группой на первый план выходят следующие
образовательные технологии: концентрированное
обучение (или уроки-«погружения»), развитие
критического мышления через чтение и письмо,
урок-игра, групповая работа, интегрированные
уроки, метод проектов, что не предполагает отказа
и от традиционного урока.
В первой четверти каждого учебного
года изучаются фонетика, морфемика и
словообразование, во второй – заканчивается
морфемика и словообразование, лексика и
фразеология, в третьей – морфология, в
четвертой – синтаксис, один час в неделю
отводится развитию речи. В начале каждой темы
может проводиться «погружение», а затем материал
изучается распределенно, причем каждый ученик
углубляется в материал не только на уровне
своего класса, но и индивидуально.
Опыт преподавания русского языка в
разновозрастной группе по концентрическому
принципу показал эффективность такого подхода,
дающего экономию учебного времени, повышение
качества обучения, хорошую подготовку к ЕГЭ по
русскому языку.
София СТОЛБУНОВА, г. Ярославль
|