Я бы выбрала
разновозрастной!..
В предлагаемой статье я попыталась
сделать небольшой ретроспективный анализ
собственного педагогического опыта работы
классным руководителем и учителем
разновозрастной учебной группы (отряда).
Эксперимент начался в 1989 году, когда нашу школу в
станице Азовской возглавлял педагог-новатор М.П.
Щетинин. Несмотря на то, что в 1993 году он уехал из
станицы, положительный опыт разновозрастной
организации учебной и воспитательной работы
школы и детского сада был продолжен коллективом
Азовского педагогического лицея.
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет.
Самуил Маршак
Разновозрастный отряд, в который я
была назначена куратором, состоял из детей 2–5-х
классов. Может, потому что была молода, может,
потому что надо мной не довлела методика
преподавания в начальной школе (я имею
филологическое образование), было чувство, что
все будет хорошо, все получится. Вдохновляла
любовь к детям и жажда новых педагогических
находок. В детском коллективе было 25 человек. Мы
выбрали командира отряда и сформировали пять
рабочих экипажей. Надо заметить, что почти все
время в командах было по пять человек.
В экипажах выбрали ведущих, которые в течение
учебного года менялись. Если, как правило, в
начале учебного года ведущим выбирался или
назначался ученик 5-го класса, то затем в этой
роли могли оказаться и дети младшего возраста.
Здесь имели значение и организаторские
способности, и любовь к тому или иному предмету.
Что же изменила новая организация
учебного и воспитательного процесса?
1. Совершенно исчезла проблема с
дисциплиной. Старшим не хотелось выглядеть
недостойно перед младшими, а младшие не могли
позволить себе плохое поведение при старших.
2. Большинство детей реализовывали
себя, помогая другим, находя в этом внутреннее
удовлетворение. Следовательно, общее настроение
было приподнятым, не было скуки и вялости на
уроках.
3. Хорошо известно, что учебный
материал усваивается и запоминается лучше, если
его кому-то несколько раз объяснишь. Работа в
экипажах как раз и предполагала взаимообучение.
4. Непринужденная раскованная работа в
маленьком коллективе, когда дети
непосредственно общаются, глядя друг другу в
глаза, а не в затылки, помогая друг другу, снимает
нервное напряжение. Учителю не нужно кого-то
заставлять, так как в работу включены все. Вообще
класс похож на муравейник, в котором каждый
что-то делает. Правда, есть небольшой рабочий шум,
но он никому не мешает.
5. Разновозрастная модель создает
широкое поле для творчества учителя. Во-первых,
он должен хорошо владеть программным материалом
всего школьного курса по преподаваемому
предмету, во-вторых, уметь грамотно компоновать
материал, чтобы пятиклассники не отстали от
программы пятого класса, а второклассники не
скучали от слишком сложных заданий. Подготовка
таких заданий дает колоссальный
профессиональный рост учителю. Если кто-то
скажет, что это невозможно, возразим – возможно,
у нас получалось.
6. Внеклассная работа в
разновозрастном коллективе идет просто на ура.
Здесь нет зависти, нездоровой конкуренции,
которая, как правило, присутствует в
одновозрастных группах. Мои младшие обожали
старших, а старшие проявляли всяческую заботу о
младших и на уроках, и на переменах, и после
учебного дня. Мне не нужно было сопровождать
детей в столовую, прикладывать большие усилия к
организации субботников, напоминать о дежурстве
в классе. А сколько творчества проявляли дети,
готовясь к отрядным вечерам!
Конечно, очень важно, чтобы у ребят
было свое обжитое пространство. Тогда у нас не
было двухсменных занятий, и все с удовольствием
оставались после уроков в классе. Экипажи
готовили различные творческие задания к урокам
литературы, истории, мультики в «пальчиковом»
театре, которые показывали при помощи старого
корпуса от телевизора без кинескопа. Дети
рисовали героев, вырезали их, приклеивали с
внутренней стороны полоски бумаги, чтобы можно
было надеть кукольных персонажей на пальцы, а
затем озвучивали сюжеты. Причем главными
организаторами процесса были старшие ребята.
Такая работа могла продолжаться долго и никогда
не заканчивалась ссорами или конфликтами.
7. Но самое главное, на наш взгляд,
достоинство разновозрастного коллектива в том,
что в нем дети живут нормальной естественной
невыдуманной жизнью, основанной на взаимной
заботе, доверии и уважении, с радостью идут в
школу, где они вместе с учителями живут
по-настоящему, а не готовятся жить.
У нашего отряда, как и у всех других в
лицее, было свое имя. Тогда он назывался
«Родничок». После учебного дня мы проводили
«огонек», на котором учились анализировать
прожитый день, старались отметить все лучшее,
сказать добрые слова о тех, кто их заслужил,
думали о том, как устранить недостатки.
Были у отряда и свои законы. Например,
закон «Сердце» предполагал только добрые,
сердечные отношения друг к другу, закон «Гранит»
обязывал хранить отрядные тайны. В конце года
мы готовились к проводам пятиклассников в
среднее школьное звено и к встрече новых
второклассников. Таким образом, в отряде
появлялись новые старшие, а ушедшим в средний
школьный отряд приходилось снова включаться в
роль ведомых и младших, что и тех и других
обогащало новым социальным опытом. Ведь в жизни
человек обязан уметь быть и лидером, и
подчиненным, и руководителем, и исполнителем. И
такой опыт наши ученики получили в школе.
К сожалению, сегодняшние глобальные
эксперименты в образовании (реструктуризация,
модернизация, комплексные проекты и прочее)
забыли о ребенке и сужают поле настоящей
творческой деятельности учителя. Все буквально
завалены бумагами, отчетами, и на общение с
детьми просто не остается физических сил. Да и
нормативно-правовых оснований для живой
экспериментальной работы уже почти не осталось.
Но если бы у меня была возможность выбирать, я бы
предпочла работу в разновозрастном коллективе.
Светлана ТЕРСКОВА,
учитель Азовского педагогического лицея
Краснодарского края
|