Методы построения содержания
образования и определение маршрутов изучения
учебных предметов
Кардинальное изменение структуры ОУ,
связанное с переходом на разновозрастное
обучение, требует трансформации содержания
образования. Для развития интеллектуальных
возможностей необходимо находить нечто новое,
значительно более близкое к современным
научно-теоретическим представлениям, и, главное,
отыскивать те способы действий с предметами,
которые помогают самим детям открывать скрытые
от непосредственного восприятия свойства и
отношения, фиксировать их в адекватных
пространственно-графических или знаковых
моделях.
Существуют исторически сложившиеся
общепринятые подходы к построению содержания
образования. Они настолько утвердились, что ни у
кого не поднимается рука их разрушить. На наш
взгляд, установившийся подход к проектированию
учебных предметов не всегда оправдан, так как с
учетом достижений современной науки и практики
всегда можно выбрать более «удобный»,
подчиняющийся строгой логике путь изучения
школьных дисциплин. Кроме этого, использовать
традиционные программы учебных предметов, когда
ежегодно меняется состав группы, не
представляется возможным. По этой причине встал
вопрос о создании учебных программ, которые
можно было бы применять при организации
разновозрастного обучения.
Так как эта задача пока не является для
педагогической науки актуальной, всю работу
приходится выполнять педагогическим
коллективам, для которых она представляет
интерес.
В качестве теоретической основы
проектирования была выбрана теория
развивающего образования, а именно способ
восхождения от абстрактного к конкретному,
который предлагает иной метод построения
содержания образования.
В соответствии с ним введение в
учебный предмет следует осуществлять от
наиболее общего к более конкретным и частным
понятиям, в отличие от традиционного подхода –
от конкретного к общему.
Под «общим», вслед за В.В. Давыдовым, мы
понимаем «исходную абстракцию», которая
соответствует нерасчлененному объекту,
содержащему в зародыше будущую систему с ее
частями (семя по отношению к лесу). Но это общее
(содержательная абстракция) должно иметь особые
признаки (характерные свойства), с помощью
которых прослеживаются внутренние связи.
Во-первых, исходная абстракция
представляет целостную систему, частями которой
являются конкретности (общее включает элементы
конкретного).
Во-вторых, общее включает в себя и
противоречия, при разрешении которых появляется
конкретное, при этом оно (общее) не распадается.
В-третьих, содержание этой
абстракции должно отражать определенное
единство относительно самостоятельных
компонентов (конкретностей) изучаемой системы.
Нам представляется возможным отнести
к другим основаниям проектирования содержания
учебных предметов:
смещения акцента с
редукционистического (упрощенческого) подхода
на холистический (целостности);
опоры на современный уровень базовой
науки и определение маршрута изучения школьного
курса с учетом современных знаний о событиях,
фактах, явлениях, законах;
интеграция содержания образования в
крупные модули, изучаемые в течение одного
«погружения» (одной недели).
Используя эти концептуальные подходы,
можно определить направления проектирования
курсов общеобразовательных дисциплин, которые
удовлетворяли бы требованиям, предъявляемым к
содержанию образования разновозрастного
обучения.
При этом может уменьшиться объем
информации, заключенный в отдельных параграфах
школьного учебника. По нашему мнению, всегда
можно найти некоторое количество
второстепенного материала, без которого
содержательная сторона учебного предмета не
будет ущербной.
При разработке годовых курсов
содержание учебного предмета организуется в
крупные модули. С этой целью применяется
разработанная П.М. Эрдниевым технология создания
укрупненных дидактических единиц, которая
позволяет использовать разнообразные и
конкретные формы представления учебной
информации, обеспечивающие глубокое и
сознательное овладение не только знаниями, но и
приемами диалектического мышления, причем за
меньшее время.
С учетом перечисленных выше оснований,
в нашем лицее по каждому предмету были
разработаны до пяти модулей (вариантов)
относительно самостоятельных равноценных
учебных программ, охватывающих содержание
учебного предмета, изучаемого в традиционной
школе с 7 по 11 класс (см. схему).
Все модули программ осваиваются
учащимися лицея в течение пяти лет. Модули
учебных программ 1 (пропедевтический) и 5 (углубленная
специализация) изучаются всеми соответственно
на первой и третьей ступенях обучения в
одинаковой последовательности. Количество
интегративных блоков модуля, изучаемых в течение
одного «погружения», зависит от количества
погружений по предмету, определенных учебным
планом.
Логическая завершенность каждого
модуля учебных программ, разная расстановка
акцентов позволяет варьировать
последовательность их изучения. Предположим, что
учащиеся А, Б, В и т.д., имея разницу в возрасте в
один год, последовательно (через год) становятся
членами разновозрастной группы на второй
ступени обучения (см. табл.).
Таблица
Порядок изучения вариантов (модулей)
учебных программ
Порядок
вхождения в состав РВГ |
Номера
модулей программ |
2 |
3 |
4 |
1 (А) |
А |
|
|
2 (Б) |
|
АБ |
|
3 (В) |
|
|
АБВ |
4 (Г) |
БВ |
|
|
5 (Д) |
|
В |
|
Итого для
учащихся АБВ |
АБВ |
АБВ |
АБВ |
Учащийся А за три года
последовательно изучает 2-й, 3-й и 4-й модули
программы, учащийся Б – 3-й, 4-й, 2-й, а
учащийся В – 4-й, 2-й, 3-й. При этом не имеет
значения, с какого модуля ученик начинает
изучение курса данного предмета. Важно то, что за
время учебы в лицее, каждый в разной
последовательности освоит все предложенные
варианты.
Мы считаем, что повышенный уровень
усвоения знаний достигается, в том числе, и
благодаря многократному (до пяти раз) повторению
учебного материала, который в
общеобразовательной школе изучается в течение
пяти лет (с 7-го по 11-й классы).
В ходе исследования, сохраняя основное
предметное содержание образования, нами были
пересмотрены способы группировки разделов и тем,
во многом переделаны маршруты изучения по всем
предметам, видоизменено соотношение
практической и теоретической частей. Работая над
этой проблемой, каждый учитель стал
проектировщиком своего учебного предмета.
Проблема не ограничивается только
проектированием курса школьной дисциплины.
Необходимо на практике проверить
результативность программы, по ходу анализируя
результаты и уточняя ее отдельные положения.
Только на основе продуманной экспериментальной
проверки можно выработать оптимальный вариант.
По существу, каждый из учителей нашел
собственные подходы к проектированию своего
предмета. И они оказались самыми разными,
порой неожиданными, с точки зрения традиционной
организации образовательного процесса в школе.
Например, при изучении математики
предлагается система укрупненных дидактических
единиц, группирующая и выстраивающая содержание
курса не по обычной (вертикально-ступенчатой), а
по горизонтальной схеме. В течение трех лет эти
блоки учебного материала изучаются с разной
степенью углубленности, меняется дозировка
практического и теоретического материала.
Программа по математике для первой
ступени отличается большей долей теоретического
материала по отношению к практическому. Основное
внимание уделяется изучению действительных
чисел и алгебраических выражений. Данная
программа позволяет развивать у учащихся
логическое мышление, научить выполнять
тождественные преобразования, осознанно
использовать формулы сокращенного умножения при
решении практических заданий.
В программе, которая реализуется в
разновозрастных группах, выделено большее
количество времени на практическую часть.
Характерной особенностью курса
математики на третьей ступени является акцент,
направленный на систематизацию и обобщение
материала, изученного в предыдущие годы. При этом
уделяется большое внимание и углублению знаний
по отдельным разделам.
Все модули программ по математике,
независимо от времени изучения, включают в себя
следующие восемь обязательных блоков учебного
материала:
1. Действительные числа и
алгебраические выражения.
2. Функции, их свойства и графики.
3. Алгебраические уравнения,
неравенства и их системы.
4. Тригонометрия.
5. Элементы математического анализа.
6. Планиметрия.
7. Стереометрия.
8. Векторы и координаты на плоскости и в
пространстве.
Каждый из этих блоков изучается в
течение одной недели, в рамках одного
«погружения».
Программа изучения физики и
астрономии основывается на утверждении Р.
Фейнмана о том, что существует огромное
количество сложных, очень точных законов:
законов гравитации, электричества и магнетизма,
законов ядерных взаимодействий и т. д. Все это
многообразие отдельных законов пронизано некими
общими принципами, которые, так или иначе,
содержатся в каждом из них. Примерами таких
принципов могут служить законы сохранения,
некоторые свойства симметрии, общая форма
квантово-механических принципов. Поочередно они
могут определять аспект рассмотрения курса
физики каждый год. В учебных группах первой
ступени (7-й класс) изучение физики происходит по
маршруту: сингулярность – Большой взрыв –
элементарные частицы – ядро – молекула –
тело – Земля – Солнечная система – звезды и
звездные системы – галактика –
метагалактика – космология и космогония.
На второй ступени звеном, которое
связывает каждый из трех вариантов программы,
является понятие «материя» в ее
натурфилософском смысле. Материя – понятие,
обозначающее реальность, отражающую предельно
общие свойства объективного мира, является
абстракцией. Выбрав его в качестве логического
стержня курса физики и астрономии, годичные
курсы (варианты программы) можно построить, взяв
за основу одно из свойств: поле, движение и
вещество.
Курс «Движение – основное свойство
материи» рассматривает различные формы
движения: квантомеханическую,
макромеханическую, термодинамическую.
Доминирующей темой здесь является классическая
механика, логически завершаемая законами
движения планет Солнечной системы. В курсе
«Вещество – форма существования материи»
рассматриваются носители форм движения:
микрочастицы, макротела, статистические системы,
мегаобразования, то есть структурные уровни
материи. Этот курс включает в себя физику атома и
атомного ядра, физику элементарных частиц,
молекулярно-кинетическую теорию, термодинамику
и астрофизику.
Модуль программы «Поле – форма
существования материи» дает представления о
фундаментальных взаимодействиях. Большое
внимание уделяется электродинамике.
Изучение любого из трех модулей
практически предоставляет возможность освоить
школьный курс физики в полном объеме, а усвоение
всех трех вариантов позволяет говорить о
формировании у лицеистов целостной физической
картины мира. Важно отметить, что каждый
отдельный раздел физики изучается за одно
«погружение».
Учителя истории в ходе
исследования, проводимого при разработке своих
программ, ориентировались на общие принципы
проектирования учебных курсов в парадигме
развивающего обучения. В качестве исходного
понятия или «родовой модели» они выбрали
культуру, означающую действия человека в
обществе, позволяющую внесоматическую адаптацию
и негенетическую передачу навыков, стереотипов,
норм поведения от поколения к поколению,
значимое общение не только в пространстве, но и
во времени. Сама по себе множественность
определений культуры подтверждает, что в этом
понятии уже в момент выделения человека из мира
животных содержится в свернутом,
«эмбриональном» состоянии все многообразие
деятельности человека и человечества.
Общий ход изложения может быть
охарактеризован следующим образом: от идеальной
картины мира, свойственной определенной
исторической эпохе, совокупности материальных и
духовных ценностей и значений, абстрактов
политических и социальных институтов, через
многообразие социокультурной деятельности к
человеку культуры: великой исторической
личности или представителю «анонимного» и
«безмолвствующего» большинства.
Последовательность изучения истории
определяется хронологическими рамками. Так, курс
I ступени ограничен эпохой Средних веков
(VI–XV вв.), при всей условности этого
наименования. В курсе рассматривается история
западноевропейского Средневековья, Киевской и
удельной Руси, цивилизаций и народов Востока. При
этом доля последней темы значительно увеличена
по сравнению с известными общепринятыми
программами.
На II ступени преподаются три
автономных курса истории Нового времени и XX в.
Между собой они различаются соотношением
объемов материала всеобщей и отечественной
истории и доминирующими аспектами изложения и
изучения содержания предмета. Но в основе
проектирования лежит социально-политический и
социокультурный подход.
На III ступени обучения учащимся
предлагается курс «История России: проблемы и
гипотезы». В отличие от подобных курсов, главным
в нем является не оригинальная трактовка проблем
отечественной истории и спорных точек зрения, а
выявление исследовательских процедур,
применяемых учеными прошлого и настоящего,
специфики исторического познания.
Три модуля программы по биологии
для разновозрастных учебных групп построены с
учетом уровней организации живой природы.
В основу первого варианта положен
генетический подход, в рамках которого
рассматриваются процессы реализации
генетической программы на клеточном и
организационном уровнях. Второй подход –
эволюционный, охватывающий популяционно-видовой
уровень организации живой природы. И, наконец,
в основе третьего варианта программы лежит
экологический подход, который включает
биогеоценозный и биосферный уровни.
В каждом модуле программы
биологические объекты любого уровня, начиная с
клетки и заканчивая биосферой, рассматриваются
как сложные саморегулирующиеся системы.
Изучение систематики живой природы (первый
модуль программы по биологии) служит для того,
чтобы ознакомить вновь принятых на первую
ступень обучения лицеистов со всем
многообразием живых организмов, обитающих на
Земле. Эта учебная программа позволяет
подготовить учащихся к восприятию материала в
последующие годы обучения.
Завершающим курсом (пятый модуль),
который изучают по выбору лицеисты на последней
ступени, является физиология живых организмов,
где рассматриваются процессы на
молекулярно-генетическом уровне.
Такое построение программы по
биологии позволяет учащимся более наглядно
увидеть единство физиологических механизмов
всех живых организмов, что особенно важно для
понимания общих законов природы и формирования
научного мировоззрения.
Статья опубликована при поддержке компании RESTERM, представляющей на рынке автохимическую и клининговую продукцию, а также продукцию для агропромышленного комплекса. Вся автохимия от RESTERM, будь то очиститель для колесных дисков, пенный очиститель салона, полироль для пластика или воск для быстрой сушки - это продукция высочайшего качества, изготовленная на современном высокотехнологичном оборудовании под строгим лабораторным контролем на всех стадиях производства, отвечающая российским и европейским стандартам качества и прошедшая все необходимые исследования и испытания. RESTERM - это автохимия с высокой моющей и очистительной способностью, при этом безопасная для человека и окружающей среды. С подробной информацией об ассортименте предлагаемой продукции, ее характеристиках и ценах на нее можно ознакомиться на сайте resterm.ru
Как и по другим предметам, в лицее пять
модулей программы по химии. Первый –
рассчитан для лицеистов первой ступени и призван
ознакомить их с общими положениями изучаемого
предмета. Освоение химии начинается по
следующему маршруту: состав – строение –
свойства – нахождение в природе – получение
– применение. По нашему мнению, этот модуль
программы по химии дает минимум знаний, который
нужен для успешной работы в составе
разновозрастной учебной группы в следующем
учебном году.
Три модуля программы второй ступени
построены с таким расчетом, что каждый год на
повышенном уровне изучается или общая, или
неорганическая, или органическая химия. В то же
время уделяется достаточное внимание двум
другим частям. Таким образом, если в текущем
учебном году на повышенном уровне изучается
общая химия, то неорганическая и органическая
даются обзорно. В следующем учебном году на
повышенном уровне проходят неорганическую
химию, а на общую и органическую отводится 25%
времени учебного плана.
На третьей ступени химию изучают по
выбору. Для тех, кто пожелал освоить этот предмет
на более глубоком уровне, составлена специальная
программа, которая поможет систематизировать
школьный курс и познакомиться с элементами
высшей химии.
На первой ступени обучения в лицее
учащимся предлагается программа по географии, предусматривающая
одновременное изучение основ физической и
экономической географии, что позволяет
комплексно, в органической взаимосвязи освоить
особенности природы, населения и хозяйства.
Благодаря данной программе учащиеся возраста
7-го класса общеобразовательной школы знакомятся
с основными географическими понятиями,
развивают картографические умения.
На второй ступени изучаются три модуля
программы по географии:
1. Экономическое пространство
зарубежной Европы и зарубежной Азии. Ведущие
экономические центры мира: США, Япония.
Политическая карта мира.
2. Россия на картах мира. Экономическое
пространство России. Экономическая оценка
ресурсов России.
3. Россия и новые независимые
государства. Проблемы сотрудничества.
Главной задачей данного курса
является активное формирование географического
мышления, представления о всемирном хозяйстве
через исторический процесс формирования
региональной и отраслевой экономической
интеграции и совершенствование всех видов
внешнеэкономических связей, изучение
экономических пространств регионов, территории
России, Иркутской области.
В лицее изучается словесность –
интегрированный курс русского языка и
литературы. Предмет изучения в этом случае –
текст как эстетическое и языковое явление.
На первой ступени мы предлагаем курс
«Основы теории словесности». Разработаны
тематические блоки «Слово и язык», «Слово и
стиль», «Слово и образ», «Слово и бытие» и т.д. В
качестве практического материала при работе с
этими блоками берется творчество А.С. Пушкина.
На второй ступени обучения при
освоении курсов «Литература и философия»,
«Литература и искусство», «Литература и история»
совершенствуются навыки лингвистического и
литературоведческого анализа, приобретенные на
первой ступени. При изучении этих курсов
творчество рассматривается соответственно с
точки зрения философии, искусства и истории.
Программа «Художественный мир русской
литературы XX века», предназначенная для третьей
ступени, предусматривает изучение творчества
художников слова нашего отечества. Благодаря ей
синтезируются все знания, полученные на первой и
второй ступенях, уточняются жанровые
особенности всех видов сочинений.
При изучении английского языка мы
учитываем факт: большое количество зарубежных
языковых школ построены по принципу
разновозрастности. Обучаясь в одной группе, дети
разного возраста, а значит, имеющие разный
жизненный и учебный опыт и знания, при общении
вступают в активное взаимодействие, в результате
чего перенимают друг у друга языковой опыт. Все
содержание материала для разновозрастных групп
делится на три крупных блока, каждый из которых
изучается ежегодно с различной степенью
детализации. Обучение строится не линейно, а по
спирали. Это позволяет достигать различных
уровней усвоения на разных этапах изучения
учебного предмета.
Немецкий язык изучается как второй
иностранный. Содержание курса строится с учетом
того, что и английский, и немецкий языки
относятся к одной языковой группе. За основу
построения программы обучения немецкому языку
взята первая модель обучения с учетом таких
специфических особенностей как беспредметность,
беспредельность и неоднородность.
На первой ступени обучения (начало
изучения немецкого языка) происходит
ознакомление с грамматикой, большее внимание
уделяется лексике и особенно фонетике. На второй
ступени в разновозрастных группах идет работа по
развитию устной и письменной речи,
совершенствуются грамматические навыки,
полученные на начальном этапе. На третьей
ступени рассматривается синтаксис простого и
сложного предложений, ведется работа по
овладению приемами непосредственного и
опосредованного речевого общения, как в области
устной речи, так и в чтении. На данном этапе
изучения немецкого языка уделяется большое
внимание самостоятельной и исследовательской
деятельности учащихся.
Важно отметить, что в содержании
каждого предмета выделяется, прежде всего, не
усвоение информации, фактов, не заучивание
правил и формул как готовых результатов, а сам
поиск, процесс формирования знания, правила,
формулы и т. д.
Особенность построения содержания
образования при разновозрастном обучении в том,
что оно перестает носить просветительский
характер, поскольку формирует отношения
коллективности, отношения всеобщего способа
развития творчества.
Наша экспериментальная работа
показала, что такой подход в проектировании
учебных предметов позволяет использовать
учебное время с максимальной эффективностью.
Исследования подтвердили, что по мере ежегодного
повторения различных вариантов курса, объем
усвоенного подростками материала неуклонно
растет.
На наш взгляд, содержание образования,
построенное таким образом, может быть
использовано при любой организации учебного
процесса. Об этом говорят результаты
эксперимента, который проводился в Усть-Илимском
лицее в течение пяти лет. Параллельно с
разновозрастными группами по той же программе,
такими же методами обучались две одновозрастные
группы (по одной на каждом отделении лицея).
Контрольные срезы, итоги учебных периодов
показали, что лицеисты, обучающиеся в
разновозрастных учебных группах, более успешно
осваивают программы по всем учебным предметам.
Для реализации разновозрастного
обучения в идеале требуется разработка
специального учебного плана. Однако в реальных
условиях приходится считаться с тем, что есть
базовые учебные планы, которых следует
придерживаться.
Учебный план нашего лицея включает все
образовательные области, определенные
региональным базовым учебным планом Иркутской
области. Общеобразовательные предметы изучаются
на трех уровнях: обычном, повышенном и
углубленном. Наши исследования показали, что
обычный уровень достигается при минимальном
количестве часов, если их объем не превышает
инвариантной части учебного плана лицея.
Повышенный уровень достигается, если количество
часов на изучение предмета в лицее на 10–15%
больше, чем в региональном учебном плане.
Обучение может считаться углубленным, если это
превышение составляет более 15%.
Учебный план I ступени, где обучаются
дети, поступившие в лицей после 6-го класса
общеобразовательной школы, одинаков для всех
учебных групп, независимо от отделения, куда они
поступили. На этой ступени специализация может
осуществляться только за счет специальных часов,
отведенных на факультативные занятия. Учебный
план II ступени формируется с учетом профиля
обучения. Здесь количество часов («погружений»)
зависит от того, на каком отделении учится
лицеист. Если учебные планы I и II ступеней
обучения относительно стабильны, то учебный план
III ступени ежегодно меняется, так как его
содержание зависит от индивидуальных планов
старших лицеистов.
|