Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2007

ТЕМА НОМЕРА: РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
 

Самыми многочисленными в обществе являются разновозрастные группы (РВГ). Такие объединения стихийно или целенаправленно формируются в образовательных учреждениях, выполняя разнообразные образовательные и воспитательные функции, обеспечивая успешную социализацию детей и подростков. Сегодня возникает потребность создания разновозрастных групп при организации учебной деятельности детей в малочисленных школах, доля которых возрастает на селе, что приводит к необходимости объединять несколько классов – от двух до четырех, особенно в начальной школе. Таким образом, формируются постоянные или относительно постоянные разновозрастные группы, в которых должны одновременно обучаться дети по разным образовательным программам.

Отметим, что обучение в разновозрастных группах осуществляется и в городских школах, особенно частных, c небольшим числом учащихся. Формирование разновозрастных групп возможно и целесообразно при проведении нетрадиционных форм занятий. А при профильном обучении, обеспечивающем удовлетворение потребностей каждого ребенка, обучение в разновозрастных группах становится неизбежным.

Азбука понятий

Разновозрастная группа учащихся – это объединение детей и подростков разного возраста на основе общих целей или интересов. В то же время заметим, что «возраст» – понятие весьма относительное. Он определяется не только датой рождения. Возраст имеет также психологические, психические, социальные, физические характеристики, которые не всегда соотносятся с паспортными данными. В этой связи любой класс школы можно рассматривать как разновозрастную группу, в которой дети одного года рождения отличаются физическим, психическим, интеллектуальным уровнем развития, а значит, должны обучаться по разным индивидуальным образовательным программам.

Воспитательный потенциал обучения в разновозрастной группе существенно возрастает, если обеспечивается взаимодействие, общение учащихся разного возраста, то есть удовлетворение важнейшей потребности ребенка. Это возможно при организации совместной учебной деятельности детей, которая создает основу разновозрастного обучения.

Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.

Подчеркнем, что в данном случае речь идет не об уроке, а об учебном занятии, где отсутствуют жесткие временные и организационные рамки учебного процесса, может быть сменный состав учащихся разного возраста и разного уровня подготовленности.

Эффективность обучения в разновозрастной группе в значительной мере обусловливается характером взаимодействия детей разного возраста. Здесь определяются две позиции ученика: старший и младший. Понятие «старший» во взаимодействии имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, задает некоторое неравенство, асимметрию прав и обязанностей. Понятие «младший» указывает на зависимый, подчиненный статус. Возрастная стратификация, стереотипы, представления о свойствах и возможностях индивидов того или иного возраста суть некоторые ролевые ожидания, что существенным образом влияет на характер разновозрастного взаимодействия (И.С. Кон).

Старшему ученику положение ведущего обеспечивает больший жизненный опыт, знания, уверенность в своих действиях. Различия в статусе, возрасте осознаются и переживаются как младшими, так и старшими. Это в значительной мере влияет на их взаимовосприятие и отношение друг к другу.

Взаимодействие в разновозрастных группах характеризуется своеобразными психологическими механизмами. Ролевое участие ученика, как старшего или младшего, в групповой деятельности постоянно изменяется в пространстве и во времени, поэтому модифицируются и механизмы, активизирующие поведение личности. Если школьник вступает во взаимодействие как младший, то чаще всего срабатывает механизм подражания, при этом ребенок как бы ориентируется на «зону ближайшего развития». В случае, когда ученик во взаимодействие включается как старший, сказывается механизм «социального взросления». Для развития ребенка важно, чтобы он выступал в разных ролевых позициях. В этой связи целесообразно вхождение ученика в разные по составу группы, выполнение им в одном случае роли младшего, в другом – старшего.

Функции обучения в разновозрастных группах

Обучение в разновозрастной группе позволяет успешно решать ряд общих образовательных и воспитательных задач в зависимости от той роли, которую выполняет ученик. В любом случае ребенок приобретает опыт социального взаимодействия, что составляет суть его социального развития, расширяется сфера его самореализации и самоутверждения.

Обучение в разновозрастной группе выполняет важные социально-педагогические функции.

Во-первых, функцию психологической защиты. Круг общения детей, ролевые позиции в обычном классе, особенно малочисленной школы, весьма ограничены, что создает особую психологическую напряженность для ребенка. Объединение учащихся разных классов в разновозрастную группу обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение учащихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую депривацию ребенка, избежать однообразия и монотонности при организации учебного процесса. На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно если ученик оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции.

Такие занятия проходят в непринужденной обстановке, интересно, на них легче работается, меньше спрашивает учитель, больше самостоятельности, ответственности у самих учащихся. Детям интересно общаться с учениками других классов.

Во-вторых, разновозрастное обучение играет роль социальной поддержки: это содействие старших младшим в организации учебной деятельности; помощь тем школьникам, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычном уроке, а в этой ситуации осознают свою полезность, востребованность как союзников педагога при организации работы младших детей. На таком занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от ребенка постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.

В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторную функцию, то есть способствует удовлетворению потребностей школьников, связанных с их стремлением к взрослости. В разновозрастной группе старшим предоставляется возможность взять на себя обязанности взрослого, почувствовать ответственность. Особенно важно включать школьников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные и ответственные решения. В среде сверстников лишь некоторые способны пробиться в организаторы, лидеры. На занятии в разновозрастной группе старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве, выполнить функции консультанта, помощника педагога, руководителя группы.

Важнейшая педагогическая функция обучения в разновозрастной группе – стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут актуализироваться и проявляться индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость. На таком занятии у старших стимулируется проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные задачи.

Стимулирующая функция обучения в разновозрастной группе проявляется не только в актуализации положительных качеств у старших. У младших также повышается заинтересованность, активность. Такие занятия в большей степени, чем традиционные, развивают мотивацию учения, познавательные интересы учащихся. Разновозрастное обучение стимулирует развитие гуманных межличностных и деловых отношений между учащимися разного возраста, способствует формированию у них толерантности, чуткого отношения к окружающим людям.

Реализация воспитательного потенциала обучения в разновозрастной группе, его социально-педагогических функций зависит от многих обстоятельств, в частности, от особенностей учебного занятия, его построения.

Классификация занятий в разновозрастных группах

1. По регулярности проведения занятий в РВГ:

а) все занятия по всем предметам проводятся в РВГ, например, в начальных классах малочисленных сельских школ, когда один учитель постоянно работает с учащимися двух, трех или четырех классов;

б) занятия проводятся постоянно в разновозрастных группах по отдельным предметам, например, по технологии, физической культуре, ИЗО, музыке в основной школе;

в) занятия проводятся систематически при совпадении содержания учебного материала;

г) занятия организуются периодически, т.е. 2–3 раза в четверть;

д) занятия организуются редко, 2–3 раза в год, как нетрадиционная форма учебного занятия, интересная ученикам и коллегам, как форма отчета, подведения итога и т.п.

Регулярность проведения занятий в РВГ зависит от количества учащихся в школе и классах, а также от желания и стремления педагога организовать взаимодействие детей разного возраста, понимающего важность и воспитательную эффективность такой работы.

2. По степени совпадения содержания учебного материала в разных классах:

а) почти полное совпадение содержания учебного материала; отличие состоит лишь в глубине изучения в определенном классе; в этом случае проводятся однотемные занятия, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, теоретических понятий; возможен еще один вариант организации однотемных занятий – межпредметная интеграция;

б) частичное совпадение содержания материала, когда в разных классах лишь отдельные вопросы связаны между собой;

в) содержание разное, но тема, изучаемая младшими, является базой для освоения материала старшими.

Возможен вариант совместной деятельности на этапе повторения или тренировки общеучебных навыков. Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные занятия. При этом основой объединения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности. В частности, такими занятиями могут быть анализ текста, практикум, конференция, экскурсия, занятия дополнительного чтения литературы по предмету, занятия с элементами занимательности, итоговые занятия (общественные смотры знаний, занятия-зачеты, контрольные работы).

Профессионализм педагога подтверждается тем, насколько целесообразно он сможет даже на разнотемных РВЗ найти варианты совместной деятельности учащихся (взаимопроверка домашнего задания, взаимооценивание, решение проблемной ситуации, творческий проект и т. д.), чтобы использовать воспитательный потенциал общения учащихся разного возраста.

г) содержание разное и, казалось бы, нет оснований для совместной деятельности в разновозрастной группе; в этом случае возможны: организация помощи старших младшим в освоении материала, обращения младших к старшим в зависимости от индивидуального продвижения каждого.

3. По уровню организации взаимодействия старших и младших на учебном занятии:

а) взаимодействие старших и младших осуществляется на протяжении всего занятия, на всех его этапах (например, в разновозрастных парах, микрогруппах, как соревнование разновозрастных команд и др.);

б) взаимодействие старших и младших осуществляется на отдельных этапах занятия для решения общих для них учебных задач;

в) взаимодействие старших и младших осуществляется ситуативно, в случае необходимости оказания «скорой» помощи, при подведении итогов;

г) учащиеся разных классов работают независимо друг от друга, их объединяет лишь одно учебное помещение.

4. По составу участников занятий в РВГ:

а) занятия с постоянным составом учащихся, когда в течение всего года занимаются в одном составе, примером постоянной группы может быть «класс-комплект» в начальной школе, предметный кружок, объединяющий детей разных классов, желающих заниматься углубленно по какой-либо теме или проблеме;

б) занятия во временных РВГ, когда они формируются при организации конкурсов, олимпиад, внеклассных мероприятий по предмету, а также при проведении учебных занятий, когда целесообразно объединение двух или более классов по определенной теме;

в) занятия с динамичным составом РВГ, когда группы достаточно устойчивы по составу, но в зависимости от целей и задач к обучению могут привлекаться учащиеся других классов, например, в постоянную разновозрастную группу 3–4-х классов при освоении отдельных тем включаются учащиеся из других классов, особенно по музыке, ИЗО, технологии и др.

Одно и то же занятие в РВГ можно описать разными характеристиками и отнести к различным типам. Это в значительной мере зависит от условий школы, предмета, а также подготовленности педагога и в то же время влияет на определение целей и задач совместной учебной деятельности, отбор содержания и форм взаимодействия учащихся разного возраста.

Возможны и другие классификации учебных занятий в РВГ: по количеству учащихся в группе, по количеству классов, которые объединены в РВГ, по половому составу, по месту проведения и т.д. Все эти признаки, на основе которых предлагается классификация занятий в РВГ, в той или иной мере влияют на организацию учебно-воспитательного процесса, и их необходимо учитывать педагогу при обучении в разновозрастной группе.

Людмила Васильевна БАЙБОРОДОВА,
д.п.н., профессор,  завкафедрой
педагогических технологий Ярославского
государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
Рейтинг@Mail.ru