Мысль о том, чтобы сделать
тематический номер о разновозрастном обучении,
родилась в тайге. А точнее – после пяти дней
моего пребывания в Усть-Илимске.
Сначала были впечатления после
посещения уроков в разновозрастных группах в
Усть-Илимском экспериментальном лицее, потом
разговоры с его учителями и долгие беседы с
директором; после этого – поездка в село Невон и
встреча с педагогами школы № 17 Усть-Илимска.
Нестандартные уроки-«погружения»,
явная заинтересованность детей в учебном
процессе, желание учителей придумывать новые
формы занятий и изобретать творческие подходы к
решению традиционных педагогических
задач – это лишь малая часть того, чем
«дышат» школы, работающие по системе
разновозрастного обучения. И именно это нам и
хотелось отразить на газетных страницах.
Посовещавшись в редакции, мы составили
план номера и приступили к действиям. Идея
собрать под одной обложкой некоторые
теоретические позиции и практические примеры,
иллюстрирующие систему разновозрастного
обучения, обретала конкретные черты. Стало
понятно, что в стране на сегодня есть два
места – Ярославская область и таежный
Усть-Илимск, – где эта система живет и
развивается. Вроде бы экспериментом
заинтересовался ряд школ Бурятии. Но там пока все
только начинается.
Насколько хорошо нам удалось
проиллюстрировать систему разновозрастного
обучения – судить вам. Мы надеемся, что вам
будет интересно познакомиться с опытом коллег и,
возможно, попробовать использовать что-то из
принципов разновозрастного обучения в своей
школе.
Мы благодарим всех авторов этого
номера и выражаем особую признательность
директору Усть-Илимского экспериментального
лицея М.М. Батербиеву, замдиректора Азовского
педагогического лицея А.А. Остапенко и
завкафедрой педагогических технологий
Ярославского государственного педагогического
университета им. К.Д. Ушинского Л.В. Байбородовой.
Без их поддержки и помощи мы вряд ли бы решились
взяться за эту тему.
Яна САРТАН
Вернемся к диалогу!
Средневековый диспут в
современной школе
…Их было двенадцать учеников, все
разного возраста, как и полагается в
средневековой школе. Магистр открыл книгу и
прочел место, которое следовало вместе обсудить.
– Я говорю «да», – сказал он.
– Мы говорим «нет», – ответили
ученики.
Затем нужно было доказать, что это
отрицание – не последнее слово в диспуте.
Взвесив доводы «за» и «против»,
искатели истины поднялись к новому «да».
Настоящий схоластический диспут, по
всем правилам средневековой школы, состоялся в
Культурологическом лицее в Москве. Руководила
научным спором ведущий научный сотрудник
Института философии РАН, доктор философских наук
Светлана Сергеевна НЕРЕТИНА 1.
– Как вы пришли к идее такого урока?
– Однажды после учительской
конференции, посвященной средневековой
культуре, мне предложили вести в одной из
московских школ уроки латыни и спецкурс по
средневековью. Идея Иммануила Канта, состоящая в
том, что нужно учить не мыслям, а мыслить, может
стать эпиграфом для новой школы, в которой
учитель и ученик попеременно меняются местами,
кафедра перестает возвышаться над партами, а
собеседники усаживаются за круглый стол
сосредоточенных дискуссий.
– Расскажите, пожалуйста, о сценарии,
по которому проходил диспут в
Культурологическом лицее?
– В классе находились: десяток детей,
папа одного из мальчиков, учительница русского
языка и я. Как и в средневековой школе, у нас был экспозитор,
который зачитывал текст, предназначенный для
дальнейшего обсуждения. Использовались тексты
Ветхого Завета и Салического закона 2.
Задача – определить, как священный закон
соотносился со светским.
Экспозитор читал текст, он дробился на
ряд пунктов, в отношении которых определялись
термины. Оговаривались принципы: мы должны
встать на некую позицию, на основании которой
необходимо развернуть цепочку доказательств.
Суть их резюмировалась в «да»-утверждении. Потом
выстраивалась цепь возражений, построенная на
других принципах и основаниях. И мы говорили:
«Нет». Третья часть урока – торжество «да»,
которое магистр должен подготовить новым
силлогизмом. Он учитывал все возражения и
доказывал торжество своего или найденного
учениками «да».
– А если ученики не могли доказать
положительного тезиса?
– Если попадались такие, которые
говорили мне только «нет», я считала, что урок не
состоялся. Без последовательного выдвижения
аргументов и разрушения контраргументов не было
урока. Диспут считался состоявшимся, когда
возникала жесткая полемика. У нас на уроках
выступления были весьма убедительными, и я не
знаю, кто – дети или взрослые – были лучше.
Скажем так, я-то точно не была лучшей!
В средневековой диалектике ум
предстает как раскрытие, как развитое умение
превращать любой текст в предмет дискуссии. Если
я этого не умею, я плохой педагог. Поэтому учитель
и ученик не считали зазорным поменяться местами:
вдруг другой знает больше?
– В классе были ученики разных
возрастов. Это принципиально?
– Вспомним, что в Академии Карла
Великого находились его взрослые дочери со
своими мужьями и 15-летний мальчик Пипин. На мой
взгляд, разновозрастность – одно из условий
правильного обучения.
Во время моих занятий с десятиклассниками
получалось так, что на диспутах всегда
присутствовали взрослые. Сталкивались разные
умы – скажем, мифологичность ребенка с научной
рациональностью взрослого. Разновозрастность не
только не мешает, но как раз способствует такой
сосредоточенности, без которой диалог легко
может превратиться в формальный обмен репризами
между учителем и учеником. Можно даже сказать –
разновозрастность – условие диалога.
________________
1 Светлана
Сергеевна Неретина – автор ряда книг,
посвященных средневековому мышлению, в том числе
«История: миф, время, загадка» (М., 1994),
«Концептуализм Абеляра» (М., 1994), «Верующий разум:
книга Бытия и Салический закон», «Верующий разум:
к истории средневековой философии» (обе:
Архангельск, 1995) и др.
2 Салический закон
(Lex Salica) – свод обычаев древних франков, возникший
в IV веке. |