Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Воспитание в ОУ

Кашей масло не испортишь

После первых эмоциональных комментариев по проблемам исторического образования в школе, инициатором дискуссии о котором стал президент страны В.В. Путин, прошло некоторое время, страсти немного улеглись и можно спокойно все осмыслить. Будем надеяться, что споры помогут, если и не рождению истины, то хотя бы приближению к ней…

Складывается впечатление, что Россия не просто пробуждается, но и начинает повторять свои прежние ошибки. Десятилетиями советское государство воспитывало не творца, а исполнителя. Творческий человек – это свободный человек. Он плохо поддается контролю и «управляемости» (любимое словечко не только советских, но и нынешних российских бюрократов). «Управляемость» – это философия и идеология тоталитарного строя, жестко иерархического общества.

Массовая советская, а ныне российская школа основана на авторитарной педагогике. Цель учения – зубрежка, механическое заучивание некоего объема знаний. В век постиндустриализации и геометрического роста информации такой подход выглядит сплошным анахронизмом. Где уж тут развивать творческое мышление! Дай Бог, учителю пройти программу и оставить в памяти ученика хоть какие-то проблески знаний.

При всей своей разношерстности и каше в головах почти все гуманитарное сообщество верит, что свобода мысли скорее поможет найти ответы на сложные проблемы, чем любая очередная истина, спущенная по приказу. Не только имеющий глаза и уши, но и любой человек достаточно скоро сможет убедиться в тех сомнительных плодах просвещения, которые дилетанты навязывают школе.

Нам, прежде всего, не хватает культуры и цивилизованности. Подспудно в обществе растет агрессивность. Не обремененные воспитанием и образованием молодые люди все чаще ищут самоутверждения и решения своих проблем простейшим способом – за счет других. При этом неважно, кто они эти «другие»: «лица кавказской национальности», представители другой расы, просто состоятельные люди.

Главным смыслом современного этапа реформ должно стать развитие и даже, если хотите, насаждение культуры в самом широком смысле этого слова: культуры мышления и речи, культуры хозяйствования и быта, культуры управления и поведения, профессиональной и эстетической культуры… Нам необходима революция, но не политическая, а культурная. России нужна Великая Культурная Революция!

Так сложилась история страны, что в ней личность, и личность, прежде всего, властная, всегда играла и до сих пор играет колоссальную роль. Это объясняется слабым развитием гражданского правосознания населения, недостатком самодеятельности и самоорганизации россиян.

Кризис системы образования очевиден и носит глобальный характер. Ее формализация достигла критической точки. Усиление контроля – это реакция, имеющая своей целью побыстрее добиться улучшения. Действительно, вроде бы появляются четкие ориентиры развития: утвержденные и проверенные программы и учебники, якобы объективный ЕГЭшный контроль знаний, усиление ответственности учителей за качество работы. Все вроде бы хорошо, судя по докладам.

Нам начинает казаться, что свобода чуть ли не синоним анархии. На самом же деле именно освобождение труда поможет рождению творческой энергии в работе и учителей, и учеников, и граждан страны.

Последствия идеологизации гуманитарного образования нам хорошо известны по советской истории. Их можно сравнить с потерей зрения. Это очень трагично для одного человека, а представьте, когда подобное происходит с обществом, и люди перестают видеть реальный мир, придумав вместо него свой вымышленный. Да, в головах граждан страны каша. Но это лучше, чем любая попытка введения единомыслия. Давайте научимся у нашей истории очень простому уроку: политика и этика должны согласовываться между собой. За нарушение этой заповеди приходится не только платить, но и расплачиваться…

Владимир ПУЧКОВ,
Юрий ШОРИН
Сафоново, Смоленская область

 

Рейтинг@Mail.ru