Школьная среда
Обогащая друг друга
Информационные технологии, несмотря на
ряд трудностей объективного и субъективного
характера, получают все большее распространение
в школах с различными стратегиями развития,
подходами. Картина получается достаточно
пестрая, неровная. Тем не менее, неуемное
библиотечное желание все систематизировать,
привело к очередной градации.
Окончание. Начало см. в №
19/2007
Обозначим существующие сегодня в
школах подходы к информатизации.
1. Технологические новшества с
необыкновенным энтузиазмом внедряются в
повседневную деятельность школы. Пишутся
программы информатизации ОУ, привлекаются
специалисты в области информационных
технологий, приобретается аппаратно-программное
обеспечение.
Не станем спорить, техническое
оснащение пространства школ – это хорошо. Но не
стоит забывать, что компьютеры и другие
технические приспособления – лишь средства
информатизации, сами по себе они не добавляют
новое содержание в обучение.
2. Применение технологий в обучении
носит разовый характер. Даже если в ОУ есть
необходимое число компьютеров, они используются,
в лучшем случае, для интенсификации внутренней
работы школы (бухгалтерия, делопроизводство).
Существующее неприятие техники педагогами,
администрацией школы обусловлено слабым
освоением основ работы с персональным
компьютером, возрастными и психологическими
особенностями восприятия новшеств.
Несомненно, слабым местом данного
подхода является то, что школы не связывают
внедрение и использование новых информационных
технологий с обновлением содержания
образования, не выстраивают целостную стратегию
информатизации учебного заведения.
3. Подход, который, по сути, является
логическим продолжением предыдущего. В этом
случае администрация ОУ полагает, что с
внедрением информационных технологий никаких
значительных перемен в педагогическом процессе
не произойдет, в школе все должно оставаться на
своих привычных местах.
Надо отдавать себе отчет в том, что
информатизация – это процесс, развитие,
эволюция. Применение информационных технологий
неизбежно меняет учебный процесс, способствует
созданию особой информационно-образовательной
среды школы.
4. Ограниченности и недостатков первых
трех моделей избегает четвертая, согласно
которой технические средства передачи и
распространения информации необходимо
рассматривать как средства глубинных перемен в
пространстве школы, как инструменты
формирования информационно-образовательной
среды. Именно эта модель является перспективной
для российских школ. В ее рамках формируется
единая информационно-образовательная среда
школы, которая соответствует современным
образовательным требованиям и запросам.
Что такое
информационно-образовательная среда?
Исходя из всего многообразия мнений,
можно сказать, что
информационно-образовательная среда – это
совокупность информационного,
учебно-методического, технического обеспечения,
используемого в образовательном процессе и
объединенного единой методической идеологией.
Недостаточно рассматривать такую
среду как пространство налаженного свободного и
оперативного обмена информацией между всеми
участниками образовательного процесса. Здесь
необходимо соблюдение методологического
единства базовых педагогических принципов и
инструментально-технологических подходов.
Выделим несомненные особенности
информационно-образовательной среды:
– это деятельностная среда,
которая подразумевает активное включение,
вовлечение всех участников образовательного
процесса во взаимовыгодное, взаимодополняющее
взаимодействие;
– это целостная среда, которая
обладает изначальной взаимосвязью всех своих
компонентов, что обеспечивает системную
интеграцию информационных технологий в
образовательный процесс;
– это естественно-формируемая среда.
Она не создается в школе искусственно, по приказу
директора, а возникает как закономерное
последствие такой организации работы, которая
предусматривает обновление содержания обучения
с помощью использования новых средств обучения
– информационных технологий.
Образовательная среда школы и
информационное пространство библиотеки
Формирование и развитие
информационно-образовательной среды школы ведет
к изменениям в организации учебного процесса.
Возникает необходимость трансформировать
образовательную среду школы, меняя традиционную
модель обучения, в которой превалирует
педагогический монолог, на более схоластичную
модель вопросов и диалогов, действия и
взаимодействия.
Меняется школа – меняются все ее
структурные подразделения. И в работе
школьной библиотеки также наблюдаются перемены,
которые могут быть определены как
трансформативные. На развитие этого процесса
оказывают влияние автоматизация библиотеки,
количественный рост и содержательное
разнообразие носителей информации,
использование информационных технологий.
Электронные образовательные ресурсы,
интернет-материалы выступают теми динамичными
средствами, которые предлагают живое,
творческое, интерактивное взаимодействие, обмен
идеями и знаниями. Заметим, что перемены в
школьной библиотеке касаются не только
содержания коллекций, но и обслуживания
пользователей, организации пространства.
Таким образом, качественные изменения
характерны и для информационно-образовательной
среды школы, и для школьной библиотеки как ее
подразделения. Система взаимоотношений
образовательной среды школы и информационного
пространства библиотеки, в ходе протекания
процессов модернизации и трансформации,
схематично изображена на рис. 1:
Рис. 1. Процессы модернизации:
взаимовлияние образовательной среды школы и
школьной библиотеки
В ходе осуществления процессов модернизации
влияние образовательной среды школы и
информационного пространства библиотеки
взаимосвязано и взаимообусловлено. Пространство
библиотеки влияет на образовательную среду
школы, оказывая информационную поддержку
перспективным педагогическим решениям.
При этом образовательная среда школы и
информационное пространство библиотеки,
обогащая и наполняя друг друга, продолжают
развиваться параллельно: библиотека
непосредственно не вовлекается в
образовательный процесс, не становится его
обязательной частью.
Несколько иная картина наблюдается в
ходе трансформации деятельности. На рис. 2 изображены
направления взаимодействия образовательной
среды школы и школьной библиотеки, в ходе
которого возникают трансформативные изменения.
Рис. 2. Процессы трансформации:
изменение образовательной среды школы и
школьной библиотеки
Образовательная среда школы, ее
учебное пространство насыщается многообразием
образовательной информации, что приводит к
необходимости выбора оптимальных форм и методов
работы с ней. Кроме того, технологическое
насыщение среды обучения приводит к расширению
возможностей образовательного взаимодействия,
партнерства, сотрудничества. Ломаные линии
верхнего ряда на рис. 2 на с. 21 –
направления взаимодействия образовательной
среды, которые приводят к ее трансформации. Эти
изменения пересекаются и проходят через
библиотечное пространство и его деятельность,
через библиотеку как социальный, общедоступный
центр, способный предоставить и доставить
необходимое/требуемое обслуживание/услуги в
поддержку образования и обучения.
Ломаные линии нижнего ряда показывают
направления изменения
библиотечно-информационного пространства.
Процессы технологического насыщения,
переосмысление собственной деятельности в связи
с нарастанием потока образовательной
информации, увеличением ее многообразия ведут к
трансформации содержания деятельности школьной
библиотеки: обновлению обслуживания и
возрастанию активности в поддержку
образовательного пространства.
Места совпадения ломаных линий
верхнего и нижнего ряда изображают пересечение
измененной деятельности образовательной среды
школы и школьной библиотеки, в ходе которой
создаются общие поля взаимодействия, происходит
сочетание, наложение
библиотечно-информационного и образовательного
пространства.
Таким образом, образовательная среда
школы и информационное пространство библиотеки
раздвигают собственные границы, частично
переходя в поле деятельности друг друга. На
пересечении этих полей создаются новые
образовательные сферы, новые модели совместной
активности, новые продукты этой активности,
новые смыслы и содержание работы. В целом же –
создается новое, не существовавшее ранее в школе
образовательное информационное пространство.
Еще раз подчеркнем, что библиотекари и
педагоги инициируют не разовое сотрудничество.
Перестраивается вся предметная канва
образовательного процесса, происходит
регулярное совместное планирование,
использование общего инструментария, оценка.
Кроме того, данная работа позволяет расширить
индивидуальный потенциал библиотекаря и
педагога, создавая новые возможности
деятельности.
Любые соединения между
библиотечно-информационным и образовательным
пространствами должны предваряться тщательно
планируемой совместной деятельностью педагогов
и библиотекарей, прогнозированием результатов и
проведением анализа процесса. Необходимо
установить единое мнение относительно понимания
вопросов развития общего пространства,
возможных полей взаимодействия и потенциальных
решений внутри них. Это вопросы стратегии и
тактики совместной деятельности, проблемы
ответственности и контроля. Стоит найти
оптимальный баланс между желанием получить
быстрый результат объединенных усилий и
необходимостью выстраивать основательные,
ориентированные на долгий срок системные
структуры. Особое внимание необходимо обращать
на уточнение терминов, понятий и устранение
разночтений в их понимании.
Методики продвижения информационных
ресурсов библиотеки в
информационно-образовательной среде
Предлагаем ряд методик. Их реализация
будет способствовать созданию особых типов
взаимодействия между библиотечным
пространством и образовательной средой школы.
1. Педагог добавляет в свои учебные
программы ссылки к особым ресурсам библиотеки.
Предварительно библиотекарь оказывает помощь в
нахождении и систематизации электронных
ресурсов с дополнительными материалами к урокам.
Итоговым продуктом такой деятельности
библиотекаря (поиск, изучение, оценка,
систематизация ресурсов) может быть создание перечня
дополнительных информационных (не только
электронных) ресурсов по предмету. Он
будет содержать документы, рекомендованные и
созданные учителями, и документы, подобранные
библиотекарями в поддержку обучения
(библиографические списки).
В ходе преподавания своего курса
педагог ссылается на данные ресурсы, с которыми
учащиеся знакомятся в библиотеке. В зависимости
от технического оснащения школы, данный перечень
может быть размещен на ее сайте и оснащен
гиперссылками к электронным образовательным
ресурсам (к сетевым и локальным материалам, к
оцифрованным материалам школьной библиотеки, к
ее электронному каталогу).
2. Ученики нуждаются в доступе к
различным образовательным и информационным
ресурсам с концептуальной помощью по технике
проведения их поиска и исследования.
Библиотекари (в сотрудничестве с педагогами)
составляют в помощь ученикам вспомогательные
списки – ресурсные и маршрутные листы, помещая
их на сайте школы.
Маршрутный лист содержит список
вспомогательных материалов к изучению темы и
краткие аннотации к ним. Ученик выбирает на сайте
школы по ссылке нужный ему предмет и класс. Далее
он попадают к перечню изучаемых тем в той или
иной предметной области. Каждая из тем имеет
гиперссылку к вспомогательному списку:
«Маршрутный лист по теме…».
Маршрутный лист включает следующие
ресурсы: печатные и мультимедийные из фонда
школьной библиотеки; полнотекстовые и
библиографические базы данных (собственные или
заимствованные); веб-ресурсы (отобранные
тематические сайты).
Ресурсный лист представляет собой
разновидность вспомогательного списка для
школьников. В нем перечислены название и места
размещения информационных ресурсов для изучения
материала и выполнения практических заданий.
Ресурсный лист указывает все (условно все)
доступные места нахождения информации по теме.
При этом, в отличие от маршрутного, он не задает
последовательность ознакомления с информацией и
изучения материалов. Ресурсный лист
предоставляет ученику свободу выбора формата
ресурса, его объема, и в итоге – глубины освоения
темы (см. рис. 3).
Рис. 3. Схема размещения отсылок к
образовательным ресурсам: маршрутным и
ресурсным листам
Наполнение маршрутных и ресурсных
листов может меняться в соответствии с
изменением и корректировкой поставленных
педагогами задач. В данных списках можно
ссылаться на электронные ресурсы вузовских
библиотек: полнотекстовые материалы, профильные
для данной школы; блоки информации, обращенные к
абитуриентам; работы преподавателей;
тематические базы данных. Это позволит
оптимизировать и придать новую глубину и
содержание профильному обучению в школе,
подготовительным курсам для старшеклассников в
вузе. Связывая ресурсы различных информационных
учреждений, школьные библиотекари будут
способствовать созданию единого
информационного образовательного поля,
пространства.
3. Накопив опыт по организации и
проведению уроков с использованием специально
созданных списков (маршрутных и ресурсных
листов), можно предложить педагогам объединить
все наработки: вспомогательные списки,
перечисляющие образовательные информационные
ресурсы, маршрутные и ресурсные листы. Таким
образом, создается организованная и
систематизированная информационная среда,
единая учебная система по предметам (химия,
физика, иностранный язык и т.д.) с межпредметными
гиперссылками и разным уровнем трудности
предлагаемых материалов. Эта структура, соединяя
ресурсы всех форматов по различным предметам,
объединяет педагогов (очевидно, просматриваются
необходимые в современном обучении
межпредметные связи) и детей (в параллели и между
классами по их увлечениям) (см. рис. 4).
Рис. 4. Схема объединения
образовательных ресурсов в единую обучающую
систему
Педагогам не хватает времени, навыков
работы с электронными ресурсами, информационной
и технологической грамотности для поиска
дополнительных ресурсов. Поэтому они
откликаются на предложения школьной библиотеки,
для совместной работы по созданию списков. Дети
воспринимают работу с ними с интересом,
поскольку им предлагаются для изучения ресурсы в
различных форматах, и не задается жесткая
траектория изучения какой-либо темы (в работе с
ресурсными листами).
Знаете, о работе школьных библиотек мы
можем говорить «до послезавтра». Что-то нам
подсказывает, что пришло время сделать паузу…
О стратегии и тактике создания
информационного пространства школы читайте в
книге, вышедшей под общей редакцией О.К. Громовой:
«Семь шагов к новой библиотеке. Создание
информационного пространства школы как этап ее
модернизации».
…А еще у нас есть почти рождественская
история о Золушке, ставшей Принцессой. Это
материал о том, как директор школы потратил
миллионный президентский грант на создание
особой Школьной Библиотеки – Ресурсного центра.
Но об этом как-нибудь в другой раз…
Елена ИВАНОВА, к.п.н.,
Ольга ГРОМОВА, главный редактор газеты
«Библиотека в школе»
|