Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2007

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Педсовет

Формирование нравственных качеств

Разработка открытого педагогического совета

Открытый педагогический совет – одна из форм работы с учащимися гимназии, позволяющая на практике внедрить в жизнь учебного заведения принцип демократического сосуществования детей и взрослых и сделать попытку отследить процессы, происходящие в современном обществе. Например, может ли школа сегодня воспитать культурного и нравственного человека?

Этот вопрос задавали себе и друг другу учителя, родители и учащиеся в ходе подготовки к педагогическому совету в гимназии, тема которого была обозначена как «Нравственный закон внутри нас».

У школы, которая во все времена была фактором стабилизации процессов, происходящих в обществе, всегда были непростые взаимоотношения с действительностью. Ведь многие педагогические постулаты противоречили объективной реальности, точнее, не помещались в круг учительских правил, наработанных годами педагогического труда. Попытка исследования взаимоотношений в этом «вечном треугольнике»: общество–семья–школа, была предпринята творческой группой педагогов и старшеклассников при подготовке и проведении данного мероприятия.

Педагогический совет предполагалось провести в форме круглого стола с участием выпускников гимназии, мнения и суждения которых могли бы стать отправной точкой для дальнейшей работы с учащимися разных возрастных групп в области нравственного воспитания и социализации в условиях современного мира. Диагностическую функцию при подготовке материалов взял на себя педагог-психолог, который совместно с классными руководителями разработал анкеты и творческие задания для учащихся и педагогов. Результаты этой работы после анализа и осмысления творческой группой, занимающейся подготовкой данного мероприятия, были положены в основу концепции педагогического совета.

Цели работы педагогического совета:

– в форме открытого диалога обсудить достаточно наболевшие вопросы, связанные с мироощущением личности в современном обществе, обозначить проблемы и противоречия, которые тревожат сердце каждого порядочного и думающего человека и которые напрямую связаны с процессами, происходящими в обществе, в школе и в семье;

– определить генеральную линию педагогического коллектива относительно проблемы воспитания у подростков нравственных качеств личности;

– подготовить конкретные информационно-аналитические и методические материалы, которые бы могли оказать необходимую помощь педагогам и родителям в процессе работы с учащимися.

Подготовка к педагогическому совету проходила в несколько этапов.

Первый подготовительный (два месяца):

– анкетирование учащихся 10–11-х классов (см. Приложение 1);

– анкетирование педагогов и родителей (см. Приложение 2);

– классные часы в форме круглых столов по обсуждению вопросов, возникших в результате анализа анкет учащихся.

Второй подготовительный (две недели):

– работа с творческими группами учащихся и педагогов для выработки алгоритма проведения педагогического совета и его решений.

Третий этап. Алгоритм проведения педагогического совета «Нравственный закон внутри нас»

На педагогическом совете присутствующие педагоги, родители и старшеклассники объединяются для предстоящей работы в три группы, каждая из которых представляет соответственно «школу», «семью», «общество» в зависимости от того, какое из данных субъектов они считают в большей степени ответственным за воспитание нравственных качеств личности.

Вниманию участников педагогического совета предлагаются наглядные материалы, подготовленные творческой группой педагогов и учащихся. Они содержат в себе итог анализа классных часов, которые проводились по заданной проблеме, а также результаты анкетирования учащихся, педагогов и родителей, представленные в виде диаграмм, интересных мнений анкетируемых, высказываний философов, литераторов, ученых. Для презентации можно использовать мультимедийный проектор, который позволит продемонстрировать необходимые диаграммы, цитаты и даже фрагменты классных часов и фильмов для того, чтобы сделать педагогический совет более убедительным по содержанию и эмоционально ярким по форме.

Ведущими педагогического совета становятся заместитель директора гимназии по воспитательной работе и педагог-психолог, в обязанности которых входит координация усилий творческих групп и организация работы всех участников мероприятия в режиме «мозгового штурма».

I шаг – постановка проблемы через определение понятия «нравственность» на основе материалов, которые были проанализированы и обобщены творческими группами по результатам анкетирования учащихся, педагогов и родителей.

II шаг – разработка проблемы через обсуждение в творческих группах, работающих на педагогическом совете, вопроса «Откуда берется нравственность?».

Для определения своей позиции по этому вопросу группам предлагается обсудить семь точек зрения, которые представляют собой диаметрально противоположные мнения, высказанные как известными личностями, так и участниками круглых столов в ходе подготовки данного мероприятия, и сделать выбор в пользу одной из них, обосновав свою позицию.

Примеры:

«Нравственность находится внутри каждого человека, каждый человек обладает нравственностью».

«Я думаю, нравственность – это внутри человека, это заложено с самого рождения, если человек порядочный, то он и будет таким».

«Человек обладает от природы высокими нравственными началами. Под давлением неблагоприятных обстоятельств и лжи, царящих в мире, он их утрачивает».

«Нравственность дана человеку от Бога, в какой-то мере, а основную ее часть он воспитывает сам».

«Я считаю, что нравственность появляется у человека в результате его внутренней оценки окружающего мира. Человек делает определенные выводы о поступках других людей и понимает, что хорошо, а что плохо».

«Нравственность приобретается путем совершенствования самого себя».

«Человек становится нравственным, когда достигает определенного возраста для понимания нравственности».

III шаг – анализ педагогом-психологом материалов, подготовленных в ходе проведения классных часов, демонстрация и комментирование диаграмм, представленных в Приложении 1 на с. 13, а также данных социологического опроса по проблеме влияния на нравственность человека таких социальных институтов, как общество, семья и школа.

IV шаг – творческим группам предлагается семь вариантов решения проблемы воспитания нравственного человека. Нужно их все обсудить и прийти к выводу, какой вариант наиболее оптимален и почему.

Примеры:

«Коренные изменения в обществе, обращение внимания на общечеловеческие ценности: милосердие, справедливость, ответственность и порядочность».

«Соблюдение человеком десяти библейских заповедей как основ этических и моральных норм современного общества».

«Поиски новых форм работы в области воспитания нравственности у подрастающего поколения, «педагогика сотрудничества» как основа взаимоотношений взрослых и детей».

«Воспитание нравственной личности на лучших образцах мирового культурного наследия, привитие любви к прекрасному и уважения к достойному».

«Приобщение к культуре своего народа, воспитание национальной гордости и уважения к истории своей Родины, гражданской ответственности за процессы, происходящие в современном обществе».

«Формирование личности, осознающей уникальность человеческого бытия, обладающей толерантностью мироощущения, способной комфортно ощущать себя в современном универсуме».

V шаг – рефлексия осуществленной деятельности через:

– подведение итогов работы групп, предоставление возможности высказаться всем желающим;

– предложение выбрать определение понятия «нравственность», которое могло бы стать своеобразным эпиграфом данного мероприятия, среди высказываний великих мыслителей, представленных участникам педагогического совета во время его проведения.

В заключение педагогического совета мы предложили его участникам посмотреть анимационный фильм Г.Бардина «Адажио», который, безусловно, стал апофеозом данного мероприятия и помог всем присутствующим еще раз задуматься над «вечной» проблемой выбора человека своего пути и своего предназначения.

Предлагаемое решение педагогического совета:

1. Обобщить материалы психолого-педагогического обследования учащихся по проблемам нравственного воспитания и подготовить папку с аналитическими материалами для методического объединения классных руководителей.

2. При планировании деятельности методических объединений на следующий учебный год предусмотреть необходимость более широкого введения в практику работы с учащимися исследовательских и дискуссионных форм работы.

3. Рекомендовать классным руководителям 5–11-х классов использовать материалы педагогического совета для обсуждения на родительских собраниях.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Алгоритм проведения классного часа по схеме дискуссионного клуба

Вопросы для обсуждения в классе:

1. Нравственность – что это? Зачем нужна нравственность? Каков, по вашему мнению, идеал нравственного человека? Каким вы представляете современного нравственного человека?

2. Нравственность – это внутри человека или вне его?

3. Как появляется нравственность у человека? Как человек становится нравственным?

4. Кто влияет на формирование нравственности личности? Что (какие качества) формирует семья? Общество? Школа?

5. В какой степени влияет семья, общество, школа на деформирование нравственности?

Итог работы: небольшой плакат (формат А–4).

Школа формирует:

– ответственность,

– трудолюбие,

– упорство.

Основной девиз – «Через тернии к звездам».

Семья формирует:

– целеустремленность;

– организованность;

– активность.

Основной девиз – «Действуй!»

Общество формирует:

– вседозволенность;

– свободу;

– альтернативность.

Основной девиз «Цель оправдывает средства».

6. Как личность может стать нравственной?

  • Что должно произойти, чтобы общество стало источником нравственности?

  • Насколько сильно влияние общества на собственные институты (семья, школа) и на отдельную личность? Можно ли противостоять влиянию общества?

7. Определение позиции самой личности:

  • Что делать личности, если в обществе не придают значения развитию нравственности его членов? Возможно ли, в этом случае, поддерживать нравственность свою и в своей семье?

  • Что делать личности, если в школе не уделяют внимания нравственным взаимоотношениям:

– со стороны учителя – авторитарность, неуважение личности, пренебрежение и т.п.;
–  со стороны учеников в классе – насмешки, придирки, непонимание и т.п.;
–  возможна ли в этих условиях нравственная позиция самой личности;
–  каким образом она будет проявляться?

Итог работы – небольшой плакат (0,5 ватмана):

Вопрос 6 а

Вопрос 6 б

Вопросы

7 а, б, в

  • Основные критерии;

  • количество учащихся, высказавших свое мнение по этому вопросу

Количество положительных ответов учащихся

Количество отрицательных ответов учащихся

  • Основные критерии;

  • количество учащихся, высказавших свое мнение по этому вопросу

Сделать вывод:

1. Как личность может стать нравственной?

2. В чем нравственность должна проявляться в человеке?

Сформулированные выводы можно оформить в виде тезисов к педагогическому совету.

Приложение 2

Наиболее интересные ответы учителей и родителей при опросе в ходе подготовки к педсовету

Может ли школа в современных условиях воспитать культурного и нравственного человека?

– «Школа в современных условиях может и воспитывать культурного человека, но лишь в том случае, если у ученика есть наглядный пример воспитанного и культурного человека, то есть учителя».

– «Не следует преувеличивать роль школы в воспитании. Она, как и писатель-популяризатор, может обратить на что-то внимание, указать ориентиры, познакомить с методами. Решающую роль играет самовоспитание».

– «Может, если учителя, прежде всего, будут относиться к ученикам так, как бы они хотели, чтобы к ним относились (ставить себя на место ученика и видеть в нем личность, а не «ученика», над которым имеешь «власть»)».

– «Нравственным человек может стать в более взрослом возрасте, нежели школьный, или нравственность может быть в нем заложена генетически, школа же не может указать ему то, на что нужно ориентироваться, чтобы стать нравственным. И не вина школы, если человек не пошел по указанному ему верному пути, так как возраст школьника и детская психология не позволяют ему быть нравственным. Школьный возраст – период варварства (если соотнести развитие человечества с развитием школьника и его взрослением). Это – духовный сон человека».

Какое влияние оказывают реалии окружающего мира на современного подростка?

– «Средства массовой информации во многом развращают подрастающее поколение, рассказывая о насилии, показывая постоянно негативные стороны жизни людей, их пороки. Школа оказалась оторванной от реальной жизни и живет по своим законам, которые мало пересекаются с теми процессами, которые происходят в обществе».

– «Воспитать достойного гражданина общества можно только на достойных примерах. На чем учится сегодня современная молодежь? В очень малой степени на хороших книгах, передачах и фильмах, в большинстве своем на отрицательных примерах, которые подростки видят на каждом шагу в мире, окружающем их, наполненном безнравственными поступками взрослых людей».

Какие качества нравственной личности должны закладываться в процессе семейного воспитания?

– «Многие понятия, неразрывно связанные, на мой взгляд, с представлением о нравственной личности исчезли из сознания тех, кто непосредственно занимается воспитанием детей – это родители и педагоги. Это такие качества личности, как порядочность, альтруизм, сострадание и великодушие, которых так не хватает современному человеку и без которых происходит деформация морального облика».

– «Научить детей любить – вот основная задача каждой семьи. Но как это сделать, если ее порой нет в самой семье, если отношения между домочадцами построены на лжи, нездоровом эгоизме, прагматизме, а порой и на открытом неприятии друг друга? Как помочь стать нравственными людьми таким детям, которые лишены родительского участия и понимания? Ответы на эти вопросы пока остаются открытыми».

Что следует делать обществу, семье, школе, чтобы воспитать нравственную личность?

– «Для того, чтобы воспитывать нравственные качества у детей, учителям, прежде всего, нужно обратиться к самим себе, чтобы дети считали меня культурным и воспитанным. Достаточно ли я требователен к себе, что мне нужно изменить в себе, чтобы стать лучше? Чему я могу и должен их научить и как это сделать, чтобы мой замысел дошел до ума и сердца ребенка? Как поступить, чтобы проводимая воспитательная работа не ограничивалась беседами и нравоучениями, а наоборот, заставляла детей задумываться над своими поступками?».

– «Воспитать культуру поведения у ребенка можно только личным примером родителей, а воспитать нравственность может только сам человек, никто ему в этом не поможет, если он сам не захочет быть нравственным. И попытки школы помочь ему стать нравственным только приведут к неприятию школы, раздражению, породят цинизм и равнодушие».

– «Соответствующим образом организовать жизнь школьников. Ярко, сочно показывать лучшие образцы достижений человеческого духа, побуждать к более глубокому изучению себя, самосовершенствованию».

Марина ЛЕВАШЕВА, заместитель директора по ВР гимназии «Мариинская», г. Таганрог
Рейтинг@Mail.ru