Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2007

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Условия в ОУ

«Говорим о высоких материях, а в школах нет канализации»

Журналисты российских СМИ были приглашены на деловой завтрак в медиацентр газеты «Известия». Под чай с лимоном происходило общение с руководителем Федерального агентства по образованию Григорием БАЛЫХИНЫМ на заявленную тему улучшения условий обучения школьников в этом учебном году.

Положительными переменами мы во многом обязаны мудрому решению. Как известно, согласно законодательству, полномочия по обеспечению деятельности школ немало отличаются у региона, местных органов и федерального центра. Одни отвечают за выплату заработной платы, другие за содержание зданий и оплату коммунальных услуг и т. д. Но в связи с национальным проектом «Образование» федеральный орган управления образованием взял на себя ряд новых полномочий.

«В каком состоянии находится наша школа, мы прекрасно знаем, поэтому все направления нацпроекта, связанные с поставками автобусов, поддержкой классных руководителей, премиями лучшим учителям, подключением школ к Интернету, а также некоторые другие, реализуются на условиях софинансирования», – рассказывает Балыхин. И тут же объясняет причины, пробудившие неслыханную щедрость: «Федеральный центр взял на себя эти полномочия не для того, чтобы делать солидные финансовые вливания. У нас почти 60 тысяч школ, и, конечно, ему их не обеспечить. Главная задача – сподвигнуть руководителей субъектов и муниципалитетов, в чьи компетенции входит обеспечение нормального функционирования деятельности ОУ, обратить особое внимание на общеобразовательные школы и выделять им дополнительные средства».

Из конкретных плодов, рожденных софинансированием, Григорий Балыхин назвал поставку за два года реализации проекта 20 тыс. учебных кабинетов химии, физики, биологии, географии. То есть средства субъектов вкупе с деньгами из федерального бюджета позволили тысячам школ получить современное оборудование.

 

А также…

Одна из цифр, озвученных Григорием Балыхиным, звучала так: «В этом году горячим питанием обеспечено 85 процентов школ». Более развернуто «питательный» вопрос осветила на круглом столе в ИТАР-ТАСС директор департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ Алина Левитская.

По ее словам, на работу по улучшению питания школьников с 2008 года из федерального бюджета будет выделено 500 млн. руб. Она также не исключила возможность включения программы «Школьное питание» в приоритетный национальный проект «Образование».

До 2009 года министерство планирует отработать в экспериментальных регионах различные модели организации питания с использованием современных технологий. «Традиционная модель – это собственная школьная столовая, – уточняет Левитская. – Другая модель, когда столовая какой-либо школы становится базовой, а еще от 15 до 40 ОУ получают доставку питания. Важно, чтобы оно было не только полезным, но и вкусным, иначе дети не станут есть рекомендованный медиками набор продуктов».

На начало нового учебного года около половины российских школ в 57-ми регионах не имеют собственных столовых. Технологическое оборудование школьных пищеблоков обновляется крайне медленно. Его износ в среднем составляет 80–90%. Кроме того, пищевая ценность школьных завтраков и обедов в большинстве образовательных учреждений не соответствует возрастным и физиологическим потребностям детей и подростков.

 Основным недостатком, по словам Левитской, является то, что меню составляется главным образом с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологических потребностей детей в витаминах и микроэлементах, а также отмечается тревожная тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией.

По словам замначальника отдела санитарного надзора Роспотребнадзора Галины Яновской, на данный момент чуть более половины столовых – сырьевые, которые сами готовят школьные завтраки и обеды из сырых продуктов. Есть школы, где существуют столовые доготовочные, работающие на полуфабрикатах – у них другой набор помещений, меньше оборудования. Есть так называемые раздаточные буфеты, когда привозится либо готовая продукция, либо те же полуфабрикаты, но приготовленные и замороженные, и там их только разогревают, наконец, есть просто буфеты. Около 12% школ РФ вообще не имеют никаких столовых. Значительное количество российских школ – это сельские малокомплектные, где организовать сырьевую столовую сложно и часто экономически не выгодно, но при этом привозить туда готовые продукты неудобно из-за удаленности.

Одним из направлений нацпроекта является поставка автобусов. Демографическая ситуация такова, что в России пять тысяч школ – с количеством учащихся до десяти человек. К сожалению, пока они закрываются. С 1999 года было «потеряно» почти восемь миллионов школьников! «Демография требует от нас более внимательного отношения к общеобразовательной школе, – заявляет глава Рособразования. – При любой ситуации дети должны учиться. Следовательно, необходим подвоз ребят. И из-за этого в нацпроекте появилось направление «Сельский школьный автобус». Начиная с 2006 года, мы обеспечиваем поставку такого транспорта».

Таким образом, в прошлом году за счет средств нацпроекта поставили полторы тысячи автобусов, а субъекты за счет собственных средств – две тысячи. Общая же потребность в автобусах, посчитанная экспертами, составляет порядка двенадцати тысяч. По расчетам, проблема со школьными автобусами решится уже в 2009 году (с учетом реструктуризации школ в 2008 и 2009 годах).

Завершая демографическую тему, Григорий Балыхин привел такие цифры: «По сравнению с прошлым годом количество школ у нас сократилось на 860. Но, справедливости ради, я прошу отметить, что темпы сокращения и школ, и учащихся с этого года замедлились. Впервые отмечен рост числа первоклассников. Этому предшествовало увеличение рождаемости 2000-го года. И если сейчас, в 2007-м, мы получаем прибавку, то через 11 лет увидим, как много выпускников получит профессиональная школа».

Разумеется, в течение набирающего обороты учебного года, как и прежде, не иссякнет внимание властей к материально-технической базе ОУ. Это заботит все органы – от министерства до муниципалитетов. И не только поставка оборудования в фокусе их интересов, но и результаты деятельности санэпидемнадзора и пожарных служб: какова обеспеченность питанием, готовность пришкольной территории, наличие бесперебойного водоснабжения и т. д. В связи с этим на встрече с руководством Рособразования прозвучал ряд цифр.

«Мы говорим о высоких материях: как важно уметь работать на компьютере, а в 40 процентах школ нет канализации, и туалеты – это выгребные ямы, которые находятся во дворе, – шокировал собравшихся Балыхин. – Если говорить о готовности школ с точки зрения пожарной безопасности, то, благодаря тому, что у нас реализуется ведомственная программа безопасности образовательных учреждений, в 58 процентах ОУ есть автоматическая пожарная сигнализация, примерно в 60 процентах – система оповещения о пожаре, первичными средствами пожаротушения в этом году обеспечены 99,2 процента ОУ. Всем памятны события недавних лет, когда учащиеся школ и студенты становились жертвами пожаров. Но мы так устроены: пока гром не грянет, мужик не перекрестится… Отныне программа требует, чтобы не менее 40 процентов, выделяемых на ремонт и оборудование, должно расходоваться школой исключительно на обеспечение безопасности».

И, наконец, о повышении заработной платы учителям. За последние три года она увеличилась почти в два раза – с 4,5 тысяч рублей до 8 тысяч. Осенью текущего года предполагается проиндексировать зарплаты бюджетников еще на 15%. Однако рассчитывать на существенное повышение зарплаты учителей и работников профобразования за счет индексации не приходится. Основной эффект даст не увеличение МРОТ до уровня прожиточного минимума (5,8 тыс. руб. к 2011 году), а переход от единой тарифной сетки к отраслевой системе оплаты труда, которая позволит без учета индексации увеличить зарплату наших учителей примерно на 30–35%.

Инна АЛЕЙНИКОВА
Рейтинг@Mail.ru