Сотрудничество
Открытые миру
Шум и гам на переменках, озорники и
отличники на уроках, множество кружков и секций
после занятий, загруженные учителя – в гимназии
№ 140 города Омска как будто бы и нет ничего
особенного. Это впечатление рассеивается, стоит
лишь пообщаться с дружным педагогическим
коллективом. В процессе разговора выясняется,
что это учебное заведение обладает едва ли не
самым значимым на сегодняшний день достоинством:
оно умеет продуктивно взаимодействовать с
внешней средой.
Именно об этом умении, вот уже который
год твердят реформаторы образования, расписывая
преимущества открытой школы, приводя в пример
британские и американские учебные заведения и
доказывая на каждом шагу, что только школа,
научившаяся привлекать к своей жизни и планам
окружающий ее социум, может быть сегодня
востребованной и успешной.
Но 140-я гимназия начала менять свою
позицию не столько под влиянием этих речей,
сколько под давлением самой жизни. Толчком к
активным действиям послужил 2002 год, когда к
гимназии решено было присоединить соседний
детский сад. Детей в нем становилось меньше (на
тот момент было всего четыре группы), а стены
разваливались на глазах. Здание надо было
спасать. Но никаких денег на это от властей ждать,
конечно, не приходилось. И тогда директор
гимназии Татьяна Константиновна Мережко
решила обратиться к недавно созданной у них
общественной организации – попечительскому
совету.
«С самого начала это была независимая
организация, со своим юридическим статусом и
уставом, – делится Татьяна Константиновна. – И
мы с учителями подумали, что можем рассчитывать
на помощь родителей. Плюс к этому, у некоторых
наших учащихся подрастали братья и сестры, и
потому объединение гимназии с детсадом стало для
многих перспективным и удобным шагом. Получив
моральную и финансовую поддержку от родителей,
мы отремонтировали все здание».
Пока шел ремонт, гимназией была
получена и лицензия на право ведения
образовательной деятельности по реализации
программ дошкольного, начального, основного,
среднего (полного) общего образования. Учителя
начальной школы стали работать в тесном контакте
с воспитателями. «Мы решили, что должны четко
понимать задачи и обязанности друг друга, —
вспоминают сегодня педагоги. – Учителя
начальной школы в течение целой четверти вели
занятия в детском саду. Чуть позже они просто
наблюдали за ходом уроков своих
коллег-воспитателей, советовали, поправляли,
обсуждали удачи и промахи на педсоветах. В
результате совместной работы учителя начальной
школы теперь четко понимают, что делает
воспитатель, а воспитатели в свою очередь
осознают, к чему нужно стремиться, развивая
малышей».
Это была огромная работа, все педагоги
учились на курсах повышения квалификации, много
раз ездили в Российскую академию образования.
Учебу взрослых спонсировал все тот же
попечительский совет. Результат не заставил себя
ждать: нынче в детском саду целых 11 групп, из
которых три ясельных и несколько
подготовительных. Всех детей из садика принимают
в первый класс гимназии.
Но вернемся к помощи родителей.
Фактически при 140-й гимназии создан
совет-помощник, смысл которого – поддержка школы
и, соответственно, изыскание средств. Таким
образом, попечительский совет выполняет как раз
ту функцию, о которой нынче модно говорить –
государственно-общественного управления. Схема
работы вот уже на протяжении шести лет предельно
проста: директор школы обращается в совет с
заявлением-просьбой выделить средства на
такие-то цели. А уж задача родителей определить,
действительно ли цель стоящая и столько ли денег
нужно на ее реализацию.
В гимназии все поняли, что
прежде чем просить денег у родителей, надо
научиться анализировать свою работу.
|
«Предложив родителям активнее
участвовать в жизни школы, мы хотели отделить,
что называется, мух от котлет, – рассказывает
сегодня Татьяна Константиновна. – Ведь школе
всегда не хватает денег. И мы, естественно, всегда
изыскивали какие-то спонсорские средства. При
этом все они проходили через счет нашей гимназии,
через подпись директора, и я несла всю
ответственность за их распределение. Но
законодательство говорило одно, а жизнь
диктовала другое. Поэтому-то мы и предложили
родителям: «Давайте школа будет учить детей, а
совет станет определять стратегию и ведать
тактическими вопросами, решая вместе с
учителями, куда двигаться дальше, имея такие-то
финансовые ресурсы». Председателем правления
совета был выбран один из родителей учащихся.
Всего в правление входит 12 человек. И все они
одновременно и наши лучшие эксперты, и помощники,
и спонсоры».
Формы сотрудничества за последние
годы тоже устоялись. Прижилась, в частности,
защита выдвигаемых на финансирование проектов. К
примеру, на одном из попечительских советов была
представлена заявка на финансирование
образовательной среды детского сада. Этот проект
был представлен родителям. Было публично
проанализировано то, что уже есть в наличии, и
зафиксировано то, что отсутствует. Родители сами
решали, какую сумму выделять на эти цели.
А после того как две группы получили средства
на приобретение развивающих игр,
родители-попечители собирались и слушали отчет
воспитателей.
В гимназии все поняли, что прежде чем
просить денег у родителей, надо научиться
анализировать свою работу, суметь
продемонстрировать позитивные стороны своего
проекта, убедить в необходимости того или иного
шага. Чем внятнее, корректнее и точнее будет
озвучена заявка с изложением последующих
перспектив — тем скорее попечительский совет ее
удовлетворит.
Немалая польза от работы совета и для
детей из малообеспеченных семей. Не секрет, что
любое участие в дистанционных или иных
олимпиадах является платным. Так вот в гимназии
50% стоимости участия оплачивают родители, а
остальную половину – попечительский совет. Из 850
гимназистов в олимпиадах участвуют обычно от 300
до 600 человек.
«Сколько денег ежегодно проходит
через попечительский фонд?» – спрашиваю я
директора. «Мы не делаем из этого секрета, –
спокойно отвечает Татьяна Константиновна. – В
разные годы это были разные суммы, но порядок
цифр примерно такой: 2–2,5 млн. Как видите, это
существенная поддержка. Поэтому у нас и крыши
отремонтированы, и мебель приличная (кстати, во
всей начальной школе стоит ростовая мебель,
исключительно удобная для детей), и компьютеры,
кроме как в начальной школе, есть везде».
Прекрасной иллюстрацией партнерских
отношений гимназии с внешним миром служит и ее
международная деятельность.
Началось все в 2000 году, когда гимназия
приняла участие в проекте по лидерству. В его
рамках вся администрация школы прошла курс
обучения, благодаря чему был изменен подход как в
управлении школой, так и сам учебный процесс. «Мы
признательны омскому педуниверситету и, в
частности, Центру образовательных инициатив, с
легкой руки которого мы стали сотрудничать с
Британским советом и получили возможность
участвовать в самых разнообразных проектах, –
говорит директор. – Наши коллеги из спортивного
колледжа города Манчестер, побывавшие у нас в 2003
году, оказались людьми активными. Вместе с ними
мы придумали два образовательных проекта по
темам «Искусство» и «Здоровый образ жизни». К нам
приезжали школьники из Манчестера, потом наши
ребята ездили в Англию. В ходе общения были
обсуждены дальнейшие перспективы работы и новый
проект «Лидерство через спорт». Участвовать в
нем заявились три школы с английской стороны и
наша гимназия, а также еще один колледж с русской
стороны».
Учителя физкультуры гимназии уже
неоднократно обучались в Англии на специальных
тренингах «Развитие лидерских качеств через
спорт» и успешно применяют новые методики
преподавания на уроках физической культуры.
Весной этого года группа английских учителей
физкультуры в свою очередь приезжала в
140-ю гимназию. Вместе со своими русскими
коллегами они искали ответ на вопрос: почему
девушки – ученицы школ, становясь старше,
начинают уделять занятиям физкультурой все
меньше и меньше внимания, переставая видеть
взаимосвязь между занятиями спортом и
сохранением хорошей фигуры.
Но было бы неправильно говорить об
этом сотрудничестве только в спортивной
плоскости. Английские коллеги предложили
педагогам гимназии и учащимся осуществить
совместную постановку мюзикла. Что и было
успешно выполнено. Разумеется, на английском
языке.
Кроме того, в ходе визитов
гимназической делегации в Манчестер или
делегации английского колледжа – в Омск всегда
устраиваются экскурсии с посещением самых
интересных достопримечательностей. Дети
свободно общаются со своими сверстниками,
обсуждают как совместную проектную деятельность
(постановку того же мюзикла), так и книги, фильмы,
музыку.
Гимназические учителя сразу отметили
всплеск интереса к английскому языку, желание
ребят узнать что-то новое о культуре
Великобритании, полистать соответствующие
книги, порыться в Интернете в поисках информации.
Да и английские коллеги со своей стороны тоже
замечают интерес своих воспитанников к России.
Параллельно с этим гимназия ведет
работу над еще одним проектом Британского
Совета. По словам заместителя директора Ларисы
Геннадиевны Ефимовой, побывав недавно в Москве
на семинаре по установлению партнерских связей
со школами Великобритании, была достигнута
договоренность о сотрудничестве с еще двумя
школами туманного Альбиона – пока на уровне
переписки.
…Вот так лежащие, казалось бы, на
поверхности два направления деятельности любой
школы оказались в омской гимназии №140
лидирующими, приносящими реальную пользу всем
взрослым и всем детям. Для их успешного
воплощения в жизнь и понадобилось-то совсем
немного: добрая воля родителей, открытость
учителей и директора, а также желание ребят жить
ярко и интересно.
Яна САРТАН,
Москва – Омск – Москва
|