Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Сотрудничество

Открытые миру

Шум и гам на переменках, озорники и отличники на уроках, множество кружков и секций после занятий, загруженные учителя – в гимназии № 140 города Омска как будто бы и нет ничего особенного. Это впечатление рассеивается, стоит лишь пообщаться с дружным педагогическим коллективом. В процессе разговора выясняется, что это учебное заведение обладает едва ли не самым значимым на сегодняшний день достоинством: оно умеет продуктивно взаимодействовать с внешней средой.

Именно об этом умении, вот уже который год твердят реформаторы образования, расписывая преимущества открытой школы, приводя в пример британские и американские учебные заведения и доказывая на каждом шагу, что только школа, научившаяся привлекать к своей жизни и планам окружающий ее социум, может быть сегодня востребованной и успешной.

Но 140-я гимназия начала менять свою позицию не столько под влиянием этих речей, сколько под давлением самой жизни. Толчком к активным действиям послужил 2002 год, когда к гимназии решено было присоединить соседний детский сад. Детей в нем становилось меньше (на тот момент было всего четыре группы), а стены разваливались на глазах. Здание надо было спасать. Но никаких денег на это от властей ждать, конечно, не приходилось. И тогда директор гимназии Татьяна Константиновна Мережко решила обратиться к недавно созданной у них общественной организации – попечительскому совету.

«С самого начала это была независимая организация, со своим юридическим статусом и уставом, – делится Татьяна Константиновна. – И мы с учителями подумали, что можем рассчитывать на помощь родителей. Плюс к этому, у некоторых наших учащихся подрастали братья и сестры, и потому объединение гимназии с детсадом стало для многих перспективным и удобным шагом. Получив моральную и финансовую поддержку от родителей, мы отремонтировали все здание».

Пока шел ремонт, гимназией была получена и лицензия на право ведения образовательной деятельности по реализации программ дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования. Учителя начальной школы стали работать в тесном контакте с воспитателями. «Мы решили, что должны четко понимать задачи и обязанности друг друга, — вспоминают сегодня педагоги. – Учителя начальной школы в течение целой четверти вели занятия в детском саду. Чуть позже они просто наблюдали за ходом уроков своих коллег-воспитателей, советовали, поправляли, обсуждали удачи и промахи на педсоветах. В результате совместной работы учителя начальной школы теперь четко понимают, что делает воспитатель, а воспитатели в свою очередь осознают, к чему нужно стремиться, развивая малышей».

Это была огромная работа, все педагоги учились на курсах повышения квалификации, много раз ездили в Российскую академию образования. Учебу взрослых спонсировал все тот же попечительский совет. Результат не заставил себя ждать: нынче в детском саду целых 11 групп, из которых три ясельных и несколько подготовительных. Всех детей из садика принимают в первый класс гимназии.

Но вернемся к помощи родителей. Фактически при 140-й гимназии создан совет-помощник, смысл которого – поддержка школы и, соответственно, изыскание средств. Таким образом, попечительский совет выполняет как раз ту функцию, о которой нынче модно говорить – государственно-общественного управления. Схема работы вот уже на протяжении шести лет предельно проста: директор школы обращается в совет с заявлением-просьбой выделить средства на такие-то цели. А уж задача родителей определить, действительно ли цель стоящая и столько ли денег нужно на ее реализацию.

В гимназии все поняли, что прежде чем просить денег у родителей, надо научиться анализировать свою работу.

«Предложив родителям активнее участвовать в жизни школы, мы хотели отделить, что называется, мух от котлет, – рассказывает сегодня Татьяна Константиновна. – Ведь школе всегда не хватает денег. И мы, естественно, всегда изыскивали какие-то спонсорские средства. При этом все они проходили через счет нашей гимназии, через подпись директора, и я несла всю ответственность за их распределение. Но законодательство говорило одно, а жизнь диктовала другое. Поэтому-то мы и предложили родителям: «Давайте школа будет учить детей, а совет станет определять стратегию и ведать тактическими вопросами, решая вместе с учителями, куда двигаться дальше, имея такие-то финансовые ресурсы». Председателем правления совета был выбран один из родителей учащихся. Всего в правление входит 12 человек. И все они одновременно и наши лучшие эксперты, и помощники, и спонсоры».

Формы сотрудничества за последние годы тоже устоялись. Прижилась, в частности, защита выдвигаемых на финансирование проектов. К примеру, на одном из попечительских советов была представлена заявка на финансирование образовательной среды детского сада. Этот проект был представлен родителям. Было публично проанализировано то, что уже есть в наличии, и зафиксировано то, что отсутствует. Родители сами решали, какую сумму выделять на эти цели. А после того как две группы получили средства на приобретение развивающих игр, родители-попечители собирались и слушали отчет воспитателей.

В гимназии все поняли, что прежде чем просить денег у родителей, надо научиться анализировать свою работу, суметь продемонстрировать позитивные стороны своего проекта, убедить в необходимости того или иного шага. Чем внятнее, корректнее и точнее будет озвучена заявка с изложением последующих перспектив — тем скорее попечительский совет ее удовлетворит.

Немалая польза от работы совета и для детей из малообеспеченных семей. Не секрет, что любое участие в дистанционных или иных олимпиадах является платным. Так вот в гимназии 50% стоимости участия оплачивают родители, а остальную половину – попечительский совет. Из 850 гимназистов в олимпиадах участвуют обычно от 300 до 600 человек.

«Сколько денег ежегодно проходит через попечительский фонд?» – спрашиваю я директора. «Мы не делаем из этого секрета, – спокойно отвечает Татьяна Константиновна. – В разные годы это были разные суммы, но порядок цифр примерно такой: 2–2,5 млн. Как видите, это существенная поддержка. Поэтому у нас и крыши отремонтированы, и мебель приличная (кстати, во всей начальной школе стоит ростовая мебель, исключительно удобная для детей), и компьютеры, кроме как в начальной школе, есть везде».

Прекрасной иллюстрацией партнерских отношений гимназии с внешним миром служит и ее международная деятельность.

Началось все в 2000 году, когда гимназия приняла участие в проекте по лидерству. В его рамках вся администрация школы прошла курс обучения, благодаря чему был изменен подход как в управлении школой, так и сам учебный процесс. «Мы признательны омскому педуниверситету и, в частности, Центру образовательных инициатив, с легкой руки которого мы стали сотрудничать с Британским советом и получили возможность участвовать в самых разнообразных проектах, – говорит директор. – Наши коллеги из спортивного колледжа города Манчестер, побывавшие у нас в 2003 году, оказались людьми активными. Вместе с ними мы придумали два образовательных проекта по темам «Искусство» и «Здоровый образ жизни». К нам приезжали школьники из Манчестера, потом наши ребята ездили в Англию. В ходе общения были обсуждены дальнейшие перспективы работы и новый проект «Лидерство через спорт». Участвовать в нем заявились три школы с английской стороны и наша гимназия, а также еще один колледж с русской стороны».

Учителя физкультуры гимназии уже неоднократно обучались в Англии на специальных тренингах «Развитие лидерских качеств через спорт» и успешно применяют новые методики преподавания на уроках физической культуры. Весной этого года группа английских учителей физкультуры в свою очередь приезжала в
140-ю гимназию. Вместе со своими русскими коллегами они искали ответ на вопрос: почему девушки – ученицы школ, становясь старше, начинают уделять занятиям физкультурой все меньше и меньше внимания, переставая видеть взаимосвязь между занятиями спортом и сохранением хорошей фигуры.

Но было бы неправильно говорить об этом сотрудничестве только в спортивной плоскости. Английские коллеги предложили педагогам гимназии и учащимся осуществить совместную постановку мюзикла. Что и было успешно выполнено. Разумеется, на английском языке.

Кроме того, в ходе визитов гимназической делегации в Манчестер или делегации английского колледжа – в Омск всегда устраиваются экскурсии с посещением самых интересных достопримечательностей. Дети свободно общаются со своими сверстниками, обсуждают как совместную проектную деятельность (постановку того же мюзикла), так и книги, фильмы, музыку.

Гимназические учителя сразу отметили всплеск интереса к английскому языку, желание ребят узнать что-то новое о культуре Великобритании, полистать соответствующие книги, порыться в Интернете в поисках информации. Да и английские коллеги со своей стороны тоже замечают интерес своих воспитанников к России.

Параллельно с этим гимназия ведет работу над еще одним проектом Британского Совета. По словам заместителя директора Ларисы Геннадиевны Ефимовой, побывав недавно в Москве на семинаре по установлению партнерских связей со школами Великобритании, была достигнута договоренность о сотрудничестве с еще двумя школами туманного Альбиона – пока на уровне переписки.

…Вот так лежащие, казалось бы, на поверхности два направления деятельности любой школы оказались в омской гимназии №140 лидирующими, приносящими реальную пользу всем взрослым и всем детям. Для их успешного воплощения в жизнь и понадобилось-то совсем немного: добрая воля родителей, открытость учителей и директора, а также желание ребят жить ярко и интересно.

Яна САРТАН,
Москва – Омск – Москва
Рейтинг@Mail.ru