Терминология
От чехарды терминов – к процессу
информатизации
Информатизация и компьютеризация,
модернизация и новые образовательные концепции,
информационное общество и общество знаний… Эти
слова стали обыденными для школ. Они как звон
колокольчиков: и притягивают своей звучностью, и
отвлекают внимание от школьной рутины. Красиво,
непонятно, но как актуально! При этом учителя,
библиотекари, администрация школы не успевают
даже разобраться в сути новых понятий, не говоря
уже о том, чтобы радикально перестроить работу.
Чехарда терминов, сопровождающих новые
стратегии развития, ведет к путанице в
трактовках и понимании их сути, в содержании
выстраиваемой деятельности. Стремясь
разобраться в существе вопроса, начнем с
определений происходящих процессов, выявления
их особенностей и отличий.
Модернизация и информатизация
Пойдем от общего к частному. Как
известно, несколько лет назад была провозглашена
Концепция модернизации российского образования
на период до 2010 года. Реализация положений
Концепции призвана решать вопросы доступности,
качества, эффективности образования, что
подразумевает его изменение, обновление в
соответствии с новейшими, современными
требованиями и нормами. Одной из первостепенных
задач Концепции названа информатизация
образования, реализуемая через создание
системы электронных учебных ресурсов и
соответствующей программно-технической
инфраструктуры, а также через масштабное
подключение школ к Интернету и оснащение их
компьютерными классами.
На ускорение процессов
информатизации направлена и Федеральная
целевая программа развития образования на 2006–2010
годы. В документах Программы подчеркнута
необходимость обеспечения равного доступа
граждан и организаций к современным
технологиями и к их использованию.
Вывод: Сказанное означает, что информатизация
представляет собой один из основных путей модернизации
системы образования.
Что такое информатизация?
В поиске ответа обратимся к
первоисточникам. В Концепции информатизации
сферы образования (1998 г.) информатизация
образования определена как процесс,
обеспечивающий интенсификацию обучения за счет
совершенствования форм и методов организации
обучения, автоматизации процессов
информационного обеспечения, организационного
управления.
Согласно положениям Концепции,
информатизация образования должна
совершенствовать:
– методологию и стратегию отбора
содержания;
– методы и организационные формы
обучения, воспитания;
– методические системы обучения,
ориентированные на развитие интеллектуального
потенциала обучаемого, на формирование умений
самостоятельно приобретать знания, осуществлять
информационно-учебную,
экспериментально-исследовательскую
деятельность, вести разнообразные виды
самостоятельной информационной деятельности;
– механизмы управления системой
образования на основе использования
автоматизированных банков данных
педагогической информации;
– методики контроля и оценки уровня
знаний обучаемых.
Что сделать для того, чтобы
осуществить благие задачи информатизации
образования? Ответ дан в проекте ИСО –
«Информатизация системы образования». Все
работы распределены по трем компонентам:
разработка учебных материалов нового
поколения;
профессиональное развитие педагогов
в области применения ИКТ для целей образования;
создание системы межшкольных
методических центров.
Надо признать, что информатизация
образования иногда трактуется несколько
упрощенно, рассматриваясь как некая техническая
задача. Под ней понимают в первую очередь
поставки компьютеров, подключение к Интернету.
При этом информатизация не связывается
непосредственно с обновлением содержания,
методов и организационных форм обучения,
достижением новых учебных результатов,
модернизацией всех сторон жизни школы.
Мы же полагаем, что информатизация
– это не насыщение школы компьютерами. Это –
длительный и многоступенчатый процесс, развитие,
последовательная смена состояний. В ходе этой
работы могут меняться и уточняться выполняемые
образовательные задачи, смещаться акценты.
Делаем вывод: суть информатизации
– обновление содержания образования и способов
педагогической деятельности, повышение качества
учебного процесса посредством системного
внедрения и активного использования
информационных и коммуникационных технологий.
При этом число компьютеров, наличие сетей и
электронных образовательных ресурсов – это не
цель и не итог информатизации, это средства,
инструменты ее осуществления для достижения
поставленных задач.
Информатизация и инновации
Понятно, что информатизация школы –
это не смена вывески, а процесс, в ходе
которого в образовательных учреждениях
происходят многочисленные нововведения. Они
связаны с изменениями в методах и
организационных формах работы школьников и
учителей, с появлением новых моделей, устойчивых
форм образовательной работы.
Все внедряемые новшества можно
разделить на два типа:
инновации-модернизации,
видоизменяющие учебный процесс, направленные
на достижение результатов в рамках его
традиционной организации. Обучение
ориентировано прежде всего на сообщение
учащимся знаний и формирование способов
действий по образцу;
инновации-трансформации, которые преобразуют
учебный процесс, меняя традиционные модели
организации обучения, в которых превалирует
педагогический монолог, на более схоластичные
модели вопросов и диалогов, действия и
взаимодействия.
Безусловно, каждый из этих типов
инноваций имеет право на жизнь и может
существовать как отдельный подход и концепция
развития школы. Но они могут выступить и звеньями
одной цепи, связанными процессами.
Последовательно осуществляемая информатизация
образования путем активного вовлечения
информационных технологий модернизирует
пространство школы. Можно предположить, что
поступательное развитие и совершенствование
этого процесса приведет к возникновению трансформативных
перемен (как известно, слово «трансформация»
означает «преобразование, превращение», то есть
новое состояние, качество), когда эффективное
применение технологий внесет содержательные,
сущностные изменения в школу.
Можно сделать вывод:
информатизация школы как эволюционный процесс
приводит не только к ее модернизации, но и к
трансформации: к сущностным, содержательным
изменениям в ее деятельности, в организации
учебного процесса.
Рассматривая информатизацию как процесс,
остановимся на ее основных направлениях и
попробуем выяснить их смысл:
компьютеризация образования;
применение
информационно-коммуникационных технологий;
развитие электронных
образовательных ресурсов.
Перечисленные позиции связаны с
необходимостью организации деятельности еще по
двум направлениям: формирование информационной
грамотности и подготовка специалистов для
профессионального использования возможностей
новых информационных технологий. Не ставя задачи
«объять необъятное», рассмотрим суть первых трех
направлений.
Что такое компьютеризация?
На сайте Института развития
информационного общества представлено
следующее определение, симпатичное нам своей
лаконичностью: «Компьютеризация – процесс
развития и внедрения компьютеров,
обеспечивающих автоматизацию информационных
процессов и технологий в различных сферах
человеческой деятельности».
Целью компьютеризации, декларируемой
в ФЦП «Электронная Россия», является
стопроцентное оснащение учебных заведений
компьютерами, компьютерной и организационной
техникой, подключение их к Интернету. Таким
образом, компьютеризация подразумевает собой в
большей степени количественные характеристики
оснащенности школ компьютерной техникой,
подключением к Интернету. Она оценивается
количеством учащихся, приходящихся на один
компьютер, числом педагогов, прошедших
соответствующую курсовую подготовку,
количеством школьников, прослушавших курс
информатики и т.п.
Мы пришли к выводу:
компьютеризация необходима в качестве базового
шага информатизации, но она не является
достаточной для успешного проведения
информатизации. Как видим, компьютеризация
напрямую не связана с изменением содержания
образования, методов и форм учебной работы, хотя,
безусловно, оказывает на них влияние.
Что такое информационные
технологии?
Процессы информатизации
образования ориентированы на внедрение и
широкое использование информационных
технологий. Какой смысл вкладывается в термин
«информационные технологии»? Что под ним
подразумевается? Согласно определению,
представленному в новом Федеральном законе «Об
информации, информационных технологиях и о
защите информации» (2006 г.), «информационные
технологии – это процессы, методы поиска,
сбора, хранения, обработки, предоставления,
распространения информации и способы
осуществления таких процессов и методов». На
сайте Института развития информационного
общества информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) определены как совокупность
методов, производственных процессов и
программно-технических средств, интегрированных
с целью сбора, обработки, хранения,
распространения, отображения и использования
информации в интересах ее пользователей.
Как видим, представленные определения
не противоречат, а дополняют друг друга. Методы,
способы, средства, процессы – вот ключевые
слова, применимые к термину «информационные
технологии».
Известно, что на практике интеграция
технологий в обучение сталкивается с
определенными трудностями их восприятия.
С одной стороны, современное обучение
невозможно представить без использования
технологий, и потому педагоги должны
способствовать их продвижению. С другой
стороны, учителя и руководители школ должны
фокусироваться более на педагогических задачах,
нежели на технических приспособлениях.
Зарубежные специалисты называют подобный
процесс «танцами на зыбучем песке». Какое
решение принято в вашей школе?
Понимая, что любая крайность чревата
ошибками, можно предположить следующие особенности
интеграции технологий в обучение:
Да, ИКТ предоставляют новые
возможности, перспективы и для учителей, и для
школьников. Но неразумно полностью игнорировать
традиционные стили и модели обучения, в
одночасье исключая их из практики.
Возможно, стоит начинать внедрение
ИКТ с известных, уже отработанных на практике
форм деятельности, которые в настоящее время
более всего нуждаются в обновлении.
Надо быть готовым к ощутимым,
непрерывным изменениям в среде школы,
порожденным применением информационных и
коммуникационных технологий.
Кроме многочисленных и уже не раз
озвученных преимуществ информационных
технологий есть одно, которое хочется
подчеркнуть особо: использование информационных
технологий позволяет интегрировать различные
области знаний, предметные сферы. Что, в свою
очередь, помогает формировать действительно единое
образовательное пространство.
Вывод: использование
информационных технологий способствует
достижению качественно новых образовательных
результатов. При этом применение ИКТ (так же, как
и оснащение компьютерами, рассмотренное выше)
само по себе не повысит качество образования. Это
лишь средство достижения поставленных задач.
Что такое электронные
образовательные ресурсы?
Здесь неразберихи достаточно,
поскольку в настоящее время нет устоявшейся
терминологии. В педагогической среде, в
многочисленных публикациях встречаются такие
понятия, как «электронный учебник»,
«образовательный компакт-диск», «учебный софт» и
т.д. В проекте «Информатизация системы
образования» принят термин «цифровые
образовательные ресурсы». В ГОСТах дается
определение электронного издания.
Думаю, можно принять как базовый
термин «электронные образовательные ресурсы»
(ЭОР), под которым понимаются электронные издания
и ресурсы учебного, информационно-справочного и
общекультурного характера, предназначенные для
использования в любых образовательных целях.
Сегодня для образования предлагаются
электронные издания на отчуждаемых носителях (CD
и DVD диски) и информационные ресурсы в
компьютерных (локальных и глобальных) сетях.
И опять, чтобы избежать крайностей и
перегибов в использовании ЭОР, попробуем
определить их особенности и соотнесение с
традиционными образовательными ресурсами:
– электронное издание не должно
дублировать книгу/учебник. ЭОР призваны решать
те задачи, с которыми не справляются печатные
издания;
– ЭОР занимают свободные ниши
информационного образовательного пространства,
не вытесняя, а дополняя книги. Когда печатного
издания попросту нет, крайне полезен и
электронный текст;
– применение компьютеров для
воспроизведения текстовых образовательных
продуктов оправдано, если книга малодоступна
(редкая, новая) или ее вообще не существует.
Практика применения ЭОР в школах
позволяет сделать вывод: учителя и школьники
используют электронные образовательные ресурсы,
но, при этом, нельзя назвать данную работу
системной и методически выстроенной. Педагогам
не хватает качественных электронных
образовательных ресурсов, методик по их
использованию.
…Не думаю, что в своих выводах
«открыла Америку». Но ведь хорошо известно, что
структурирование любого материала облегчает его
анализ, осмысление, получение ответов на вопросы.
А потом возникают новые вопросы. Например, как
этот: «Что думают о процессах информатизации
директора школ, и как они их осуществляют?».
Мнение экспертов
Декан факультета менеджмента в сфере
образования Московской высшей школы социальных
и экономических наук, заслуженный учитель России
А.А. Каспржак поделился своими
соображениями
на страницах «Учительской газеты»:
«…Необходимы изменения в содержании
образования, направленные на увеличение веса
учебных предметов, которые формируют
практические навыки анализа информации,
самообучение.
…Следует отметить, что в настоящее
время:
– отсутствует единое
концептуально-методологическое понимание
проблем качества образования и подходов к его
измерению;
– разобщена деятельность различных
организаций, занимающихся проблемами качества
образования;
– не обеспечен должный уровень
научно-методического обеспечения системы;
– оценка качества образования
сводится чаще всего к оценке качества обучения
(овладения знаниями в рамках образовательного
стандарта).
…Для нас проблемы информатизации –
это не вопрос компьютеризации. Это основной
тезис. Сами по себе компьютеры в классе ничего не
меняют. Мы говорим о педагогической инновации в
том случае, когда возникает ориентация на новые
образовательные результаты, т.е. отличные от
традиционных.
Второе – это принципиальные изменения
содержания и форм работы учителя. Если мы говорим
об инновационном действии, мы должны сначала
обсуждать образовательные результаты и способы
работы учителя и ученика, которые к этим
результатам приводят, а потом уже средства
обучения».
Директор Московского центра
образования «Царицыно», заслуженный учитель
России Е.Л. Рачевский в одном из интервью
подчеркнул:
«…Мы – информационная школа. Мы
попытаемся сделать так, чтобы информационная
культура педагогов достигла уровня
информационной культуры детей, ибо
информационная культура детей сегодня выше.
Второй момент: мы попытались создать
комфортную и безопасную образовательную среду.
И последнее: я стараюсь уйти от понятия
школоцентризма в образовании. Школа давным-давно
перестала быть монополистом знания, главным
источником информации для семьи и детей.
Сегодняшняя школа – школа диалога. Психологи
установили, что человек воспринимает 10% от того,
что он слышит (радио), 25% – от того, что он слышит и
видит (телевидение), 50% – от того, что он делает
сам, и 70% – от того, что он делает вместе с кем-то.
Сегодня актуальны деятельностные школы. Надо
уйти от манипулятивной педагогики. …Диалог –
это общение через действие. Нужен диалог в
процессе делания чего-то.
…Национальный проект «Образование» делает
школу адекватной настоящему. Потому что сегодня
настоящее мерить надо по ситуации в мире». (Радио
России, «Персона грата»).
Директор московского Центра
образования №109, член-корреспондент РАО,
заслуженный учитель России
Е.А. Ямбург в своей книге «Единое информационное
пространство школы: педагогический аспект»
написал:
«…В школе необходима стратегия
информатизации, ибо без нее невозможно решать
тактические вопросы.
…Если учитель мыслит прежними
категориями, то использование современных
технических средств почти ничего не меняет в
сути образовательного процесса. …При освоении
педагогом цифровых сред новым следует признать
эффект педагогического резонанса, возникающего
от слияния педагогических и информационных
технологий, а также иное позиционирование
педагога в современном учебном процессе».
Далее цитаты из Ямбурга сопровождены
комментариями авторов настоящей статьи, сделанными
во время первого прочтения материала (курсив).
Это искренние, возможно – излишне эмоциональные
размышления о современной роли библиотеки в
школе:
«Ни слова о библиотеке.
Игнорирование столь потенциально мощного
информационного сегмента, ресурса (называй, как
хочешь) говорит о недостаточном понимании роли и
места библиотеки в целом в обществе, и роли
школьной библиотеки в частности.
Как странно: мы на каждом шагу говорим
об информационной среде, информационных
ресурсах, информационном пространстве школы. При
этом в абсолютном большинстве случаев
библиотека как информационное учреждение не
упоминается, не принимается во внимание
единственный человек в школе, который с этой
самой информацией призван работать весь день.
Профессионально, ибо учился этому. И в этом смысл
и назначение его деятельности. Речь идет о
школьном библиотекаре. Насколько же
нивелирована его роль в глазах директоров,
учителей! Все они регулярно выступают с
докладами и сообщениями об
информационно-образовательной среде их школы,
создают продвинутые концепции. И не
рассматривают свою, пусть маленькую, но
работающую, выполняющую целый ряд важных
функций, библиотеку. Или – не работающую?..
На конференции «Информационные
технологии в образовании. ИТО-2004» А. Семенов,
заместитель председателя Секции электронных
изданий ФЭС Министерства образования и науки РФ
сказал: «Если Российский энциклопедический
словарь, стоящий на полке в классе, не
используется на уроках истории, то в цифровой
форме он тем более не заинтересует учителя».
Продолжая тезис, добавим, что люди, не умеющие (не
желающие?) использовать библиотеку в школе, не
смогут грамотно работать с информацией и не
сумеют систематизировать все информационные
потоки в школе, не сделают новые источники
информации (будь то мультимедийные материалы или
Интернет-ресурсы) естественной и необходимой
частью образовательного процесса. А значит
все разговоры о едином информационном
образовательном пространстве школы не более, чем
новая красивая вывеска».
Большая часть работ по исследованию
внешних информационных ресурсов вменяется в
обязанность заместителя директора по
информатизации и сотрудникам отдела
информационных технологий. Это обеспечение
доступа педагогов и учащихся к образовательным
ресурсам в Интернет, к электронным каталогам
библиотек, организация и проведение
консультаций для учителей при подготовке к
урокам. О том, что делают сотрудники медиатеки не
написано ничего».
Так вот незаметно, органично и
непринужденно мы подошли к разговору об
информационном образовательном пространстве
школы. А еще в этой связи пришло время
рассмотреть потенциал и особые возможности
школьной библиотеки. Что и будет сделано в
следующем номере.
Елена ИВАНОВА, к.п.н.
Ольга ГРОМОВА,
главный редактор газеты «Библиотека в школе»
Читайте продолжение
рубрики в следующем номере |