Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2007

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Из первых рук

«Я не считаю реорганизацию самоцелью»

В московском образовании сменился руководитель. Никто этого не ожидал, потому что Любовь Петровна Кезина была здесь, что называется, на своем месте. Впрочем, для беспокойства нет причин. Судя по первому впечатлению, которое произвела новая глава столичного департамента образования Ольга Николаевна Ларионова, нас не ждет период застоя на время ознакомления ее с делами. Работа продолжится в том же ритме, ведь Ларионова – человек, знающий изнутри и школу, и департамент. Со своими ближайшими планами она познакомила на пресс-конференции.

О назначении…

– Произошла смена руководителя Департамента образования города Москвы. Нельзя сказать, плановая она или неплановая, обычная или необычная. Случилась она не из-за того, что кто-то с чем-то не справился. Но то, что заметили перемену, это объяснимо, ведь Любовь Петровна Кезина возглавляла департамент 21 год. Причем не в самые легкие времена, потому что систему образования нужно было отстаивать, выстраивать, защищать, только ленивый не критиковал и не предлагал свои способы, как нам ее реорганизовать.

В связи с новым назначением у журналистов логично возникает ко мне вопрос: какие изменения внесу я? Безусловно, меняться что-то будет. Но только тогда, когда проанализирую содержание разных областей деятельности, увижу, если они буксуют по каким-то направлениям, и пойму причины этого. Тогда уже я буду думать о реорганизации, о создании какого-то центра… И это будет плановая реорганизация. За 21 год работы даже Любовь Петровна несколько раз меняла свой департамент: и из комитета в департамент, и из департамента в комитет, и внутри. К примеру, я работала у нее начальником управления международных и региональных связей, а сейчас это всего лишь отдел в департаменте. То есть происходят естественные вещи. Я не считаю реорганизацию какой-то самоцелью: что-то изменить ради того, чтобы изменить. Она должна определяться содержанием.

Фото: Сергей Иванов

О.Н. Ларионова: «Главным для нас всегда было, есть и остается содержание образования»

В школе глобальных изменений тоже не предвидится. Приоритеты следующие.

Первое: родители должны иметь возможность выбирать место учебы детей из огромного числа разнообразных общеобразовательных учреждений. Второй аспект: сделать обучение как можно более полным и разнообразным, в одном курсе объединять различные подходы к преподаванию и программы по некоторым предметам. Огромное значение мы уделяем индивидуальному подходу. Для многих учащихся отдельно разрабатываются учебные планы, регулируется нагрузка.

Также к нашим задачам я отношу создание оптимальной системы воспитательной работы в школе и организацию свободного времени ребенка. Отчего происходят те же проблемы детской наркомании и алкоголизма? От безделья, ребенку некуда пойти. Радует, что вместе с нами бороться с этим взялись и другие департаменты, например департамент физкультуры и спорта. Мы видим, Москва стала краше, и не одними цветочками-листочками, а появлением стадионов и спортивных площадок во дворах. Дети начнут там заниматься, свободного времени станет меньше, тогда и многие проблемы, связанные с ними, будут сниматься.

О мечте и реальности…

– Я вам скажу честно: мне бы хотелось, чтобы я уснула, а проснулась 1 августа 2008 года. Это мечта каждого дня.

А если говорить более глобально, то помечтала бы о том, чтобы московское образование могло ответить на запрос каждой московской семьи. И особенно по некоторым категориям детей. Так, особые подходы нужны к одаренным ребятам. Я не говорю, будто мы сейчас этим не занимаемся. Но сказать, что работаем с каждым, нельзя. Человек уже стал лауреатом какого-то конкурса, а мы только потом оказываем ему поддержку. Однако далеко не каждому пока позволяем раскрыть свою одаренность, в то время как педагоги говорят: «Нет людей, неспособных к чему-то, просто не нашлось учителей, не сумевшие раскрыть этого ребенка».

Другая крайность, с которой, к сожалению, я много сталкивалась, – рост числа детей-инвалидов. Если мы с вами в целом посмотрим систему, то найдем в ней специализированные учреждения и для слабослышащих, и для слабовидящих детей, для тех, кто плохо перемещается, для школьников с сохранным и несохранным интеллектом. Но Москва настолько большая по протяженности, что когда рассматриваешь конкретную семью, живущую от школы на другом конце города, и мысленно проделываешь вместе с ней их маршрут, понимаешь: здоровый-то его не пройдет, не говоря о больном ребенке и его родителях. Для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями мы развиваем дистантную форму обучения. Иного пути помочь им у нас нет.

Я взяла две крайности, а есть еще много чего между ними. Наверное, это моя фантастическая идея, но по тому, как развивается московское образование, мне кажется, наступит такой период, когда абсолютное большинство москвичей скажет: «Мы получаем то, что мы хотели». Естественно, в учреждениях должен быть поддержан нынешний высокий уровень образования. Я сравнительно недавно работала в школе, учителем математики. Однажды мои ученики на целый месяц поехали учиться в Германию. У меня было опасение, что после возращения они скажут: «Как там все здорово, не то, что у нас!» Как же я была рада, когда они вернулись со словами: «Мы безумно соскучились, у нас здесь так хорошо! А материал по математике, что мы учили в немецкой школе, вы нам несколько лет назад рассказывали». Нам нужно поддерживать такой уровень (безусловно, с учетом современных требований).

Например, в образовательный процесс теперь очень активно внедряется проектная деятельность, причем как деятельность школы в целом: учебное заведение выбирает для себя направление, составляет проект и подчиняет ему всю другую работу. Для того чтобы он начал действовать, в него должны быть включены дети. Но этому их надо научить, как, кстати, и педагогов, ведь задача – не составить какой-то план и назвать его проектом, а разработать проект развития учреждения или развитие большого направления. Это очень серьезная работа. Поэтому в последние годы во всех курсах повышения квалификации мы обучаем проектной деятельности учителей, а самое главное руководителей школ, дошкольных учреждений и учреждений других типов.

Я хочу отметить: главным для нас всегда было, есть и остается содержание образования в Москве. И сколько бы ни говорили о разных направлениях развития, основное из них – вариативная система. И оно будет продолжено, потому что в Москве действует много разнообразных педагогических школ со стажем, а также за последние годы появились другие интересные молодые педагоги, директора школ, учителя, которые вносят свой вклад.

Мне иногда предлагают оценить московские школы по пятибалльной шкале. Я не буду их так оценивать.

Я могла бы сказать: ставлю «пять», потому что есть школы современного уровня, в которых ребенку будет комфортно. Но мы понимаем, что ее нужно оснащать еще более современными компьютерами, добавлять переносные кабинеты химии, физики, чтобы учитель мог при необходимости пойти на улицу и провести с ребенком опыт.

У нас сейчас многие школы работают в безоценочном стиле, а вы хотите, чтобы я целой системе поставила оценку. Поэтому я позволю себе все-таки этого не делать.

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА
Рейтинг@Mail.ru