Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2007

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Нацпроект

Отдадим миллионы в хорошие руки

Победив в конкурсном отборе комплексных проектов модернизации образования в рамках нацпроекта, у 21-го региона-победителя настало время утверждаться в завоеванных позициях. Как и следовало ожидать, более четырех млрд. рублей, обещанных в 2007 году в качестве финансирования данного направления, только издали были манящей суммой. Получив часть средств в свое распоряжение, в субъектах России поняли, что с приходом денег не все проблемы готовы разрешиться сами собой. Поэтому как об успехах, так и о препятствиях говорилось в ходе телемоста, который позволил министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко выслушать глав нескольких регионов, руководителей органов управления образованием субъектов России, директоров школ, ректоров высших учебных заведений, представителей профсоюзов.

Статья подготовлена при поддержке компании «Простые решения». Если вы решили сделать ремонт в вашем коттедже или дачи, то оптимальным решением для покупки материалов станет компания «Простые решения». Перейдя по ссылки: «цена на alucobond», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать услугу облицовки фасада здания, остекление, а также строительство павильонов. В компании «Простые решения» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным стажем работы с клиентами.

Калининград: повысилась самостоятельность директоров

Наталья Шерри, министр образования Калининградской области:

– Вся работа большая, о ней сразу не расскажешь. Но если отмечать только некоторые результаты, то хотелось бы выделить следующие аспекты.

Первое – это введение нормативно-подушевого финансирования. Оно дало нам возможность повысить самостоятельность руководителей ОУ.

Второе, чем характерен наш проект, – реализация его на конкурсной основе. Практически по всем направлениям мы проводим творческие конкурсы и только на основе полученных результатов перечисляем школе деньги. На них образовательные учреждения самостоятельно закупают то, что отвечает целям их конкретных проектов. Это позволяет нам снизить риски закупок ненужного оборудования и учесть особенности каждого ОУ. Таким образом, мы очень ответственно подходим к расходованию бюджетных средств.

Что это за конкурсы? Например, конкурс поддержки местных инициатив, направленных на взаимодействие школы с местным сообществом; конкурс учебных заведений, внедряющих модель распределения стимулирующих выплат и др. Работа трудозатратна для нас: каждое мероприятие требуется подготовить; кроме того, конкурсные процедуры достаточно продолжительны по времени; и, наконец, у нас достаточно сложная государственно-общественная экспертиза конкурсных документов.

Также отмечу, что мы повышаем проектную культуру своих руководителей.

Вообще одним из главных «плюсов» нашей работы я бы определила такой: директора школ стали значительно активнее.

Виктория Белякова, директор МОУ гимназии № 32 г. Калининграда:

– Гимназия является победителем конкурса среди школ, внедряющих инновационную деятельность. Среди достижений – создание информационно-библиотечного медиацентра, введение новой системы оплаты труда… Конечно, возникает очень много вопросов в ходе эксперимента. Но серьезную консультативную помощь мы получаем в министерстве образования Калининградской области и в консультативных центрах на местах.

Великий Новгород: хорошо работаешь – хорошо получаешь

Владимир Аверкин, председатель комитета образования Новгородской области:

– Благодаря нацпроекту поменялись подходы в планировании нашей работы. План стал таким четким! Он связал в единую цепь деятельность образовательных учреждений, муниципалитета и комитета образования, отработал механизмы контроля, и сегодня невозможно выполнить какое-то мероприятие одному только комитету или муниципалитету.

Совершенно новым сопровождением обогатилась практическая деятельность комитета образования. Если раньше образовательную политику определял в основном этот комитет, то сейчас рабочую группу по всем направлениям составляет несколько десятков человек: общественность, средства массовой информации, учителя, представители управления образованием разных уровней – от ОУ до муниципальных органов.

Неоценимая помощь данного проекта – улучшение материальной базы. Это просто наше спасение!

Но самое главное, что в каждом ОУ разработаны и утверждены положения о материальном стимулировании работников данной школы. Такой тонкий, необходимый и, на мой взгляд, самый главный инструмент. С 1 сентября работники получают по результатам своего труда дифференцированную заработную плату. Это главная движущая сила! И включились в эту «игру» не управленческие структуры, а все педагогические коллективы. Кстати, когда речь зашла об утверждении этого положения, некоторые педколлективы легко приняли его в течение 15-ти минут. Но как только сели и стали считать, у кого вырастет оплата труда, тут же было принято решение: положение не утверждать, вернуться к переработке, потому что люди увидели и испугались резкой разницы в оплате по стимулирующей доле.

В течение ближайших месяцев мы будем доводить до каждого работника, кто за что в коллективе получает. В результате должны быть решены все вопросы, и прийти понимание: надо хорошо, результативно работать, чтобы хорошо получать.

Саха (Якутия): школы, как новенькие

Феодосия Габышева, министр образования республики:

– Выделенные деньги больше, чем в прошлом году, помогли подготовить нам образовательные учреждения к началу учебного года, так как средства пошли на текущий и капитальный ремонт.

В этом году 65 ОУ будут работать по апробации НСОТ. Сентябрь – время перехода школ на нормативное бюджетное финансирование.

Рассматривается вопрос о создании с 1 января отдельной структуры по контролю за качеством образования. А пока традиционные формы проверки, различные мониторинги, которые были до этого, будут продолжаться.

В целом идет широкое обсуждение всех направлений комплексного проекта модернизации образования. И в него очень мощно включилась общественность.

Екатеринбург: все должно быть правильно понято

Валерий Нестеров, министр общего и профессионального образования Свердловской области:

– Процесс у нас идет в строгом соответствии с планом. На сегодняшний день есть определенные результаты. Могу назвать высокой степень готовности нормативного обеспечения при переходе и к нормативно-подушевому финансированию, и к новой форме оплаты труда.

Основное для нас сейчас заключается в том, чтобы осуществлять просветительскую работу среди работников образования и населения: всеми должно быть правильно понято, что происходит и чего ждать в дальнейшем.

Другой важный момент – профессиональная подготовка руководителей школ и бухгалтерских служб, потому что вопрос новый, а это требует особой квалификации.

Ирина Аладина, директор МОУ «СОШ № 1» г. Сухого Лога:

– Школа работает и живет не только в режиме реального времени, но и обгоняет его. Участие в проекте, первые результаты заставили нас по-новому взглянуть на нынешнее состояние: пересмотреть накопленный опыт, увидеть проблемы и, главное, их решение.

Мы понимаем, что преобразования постоянно входят в нашу жизнь и нужно мобильно реагировать на постоянно меняющуюся образовательную ситуацию. Именно поэтому включились в проект по апробированию новой системы оплаты труда в зависимости от конечных результатов деятельности. Индикатором успешности является ученик – с его запросами, возможностями и состоянием здоровья.

Бурятия: внимание малокомплектным школам

Наталья Шадрина, директор базовой городской школы – прогимназии № 108, г. Улан-Удэ:

– Нужно отметить, что произошли большие изменения в образовательных учреждениях. К примеру, директора научились считать деньги; школа сегодня уже стала открытым ОУ; улучшилось материально-техническая база…

Говоря о комплексных проектах модернизации образования, я хотела бы остановиться на тех аспектах, которые обсуждались в нашей школе с привлечением общественности. Первый момент – введение новой системы оплаты труда. Второй момент, которому было уделено много времени, – это, конечно, нормативно-подушевое финансирование. Мы понимаем, что руководитель ОУ должен быть грамотным менеджером и самостоятельно определять штатное расписание. Также мы можем сегодня говорить о государственно-общественном управлении: в Бурятии эта система действует на региональном, муниципальном и школьном уровнях.

Сделаны определенные шаги и в самом образовательном учреждении. Разработана вся нормативно-правовая база по переходу на новую систему оплаты труда: внесены изменения в устав, в различные локальные акты и т.д. Значительно улучшилась материально-техническая база. Обновлены мебель, оборудование, в школе есть своя типография.

Но, на мой взгляд, есть проблемы, о которых нужно говорить. Например, нельзя сказать, что 100% представителей гражданских институтов готовы к тому, чтобы оценивать труд учителя. Даже педагоги не всегда понимают, по каким критериям должна определяться результативность их действий.

Семен Мантуров, первый заместитель министра образования и науки республики:

– В настоящее время мы получили средства из федерального бюджета, сегодня идет активное освоение этих средств, но система мониторинга настолько усложнена, что мы не успеваем реагировать на изменения форм отчетности.

Владимир Бадмаев, начальник управления образования Закаменского района республики:

– В республике на примере нашего района хотели посмотреть, какие проблемы могут возникнуть при введении новой системы оплаты труда, мы привели в соответствие все нормативно-правовые документы.

Но в то же время в результате работы проявилось несколько проблем. Одна из острых – малокомплектность школ. На сегодняшний день часть наших учебных заведений оказалась в трудной ситуации. Как решать ее? Конечно, мы делаем в районе все для их сохранения и пытаемся, чтобы при переходе к новой системе оплаты труда качество образования в них стало выше. Более того, мечтаем в этих малокомплектных школах детей учить лучше, чем в больших ОУ. И это можно сделать.

Комментарий Андрея Фурсенко:

– Очень большая проблема поднята Бурятией.

На вопрос, что делать с малокомплектными школами, много раз отвечал и могу еще раз повторить: у нас нет одного-единственного решения, которое могло бы решить все проблемы. Мы должны двигаться и по пути развития системы школьного автобуса, и по пути создания базовых школ, поддерживать организацию культурно-образовательных центров, чтобы сохранить малокомплектные школы, сделать их эффективными. Но при этом помнить о приоритете – интересах ребят. Во всех вариантах качество преподавания и качество знаний, получаемых школьниками, должно повышаться. Важно сохранить села и при этом обеспечить каждому маленькому гражданину России получение хорошего образования. Именно исходя из этого, мы и будем решать проблему малокомплектных школ.

Новосибирск: лучше позже, но масштабнее

Владимир Иванов, руководитель департамента образования Новосибирской области:

– Мы считаем чрезвычайно важным, что нам на сегодняшний день удалось сформировать позитивное мнение к направлениям модернизации у руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием. Не менее важно создать его и у общественности через средства массовой информации. Считаем эту работу одним из главных направлений.

В нашей заявке мы определяли: с 1 сентября этого года треть наших территорий выйдет на новую систему оплаты труда и подушевое финансирование. Но, понимая, что модернизация должна проходить мягко, без излишнего социального напряжения, ставя задачу дойти до каждого педагогического коллектива, приняли решение перейти – с 1 января 2008 года, но уже задействовать не треть ОУ, а все сразу.

Несколько слов о статусе учителя и престиже профессии. Ситуация с каждым годом улучшается. И этому можно привести достаточно много примеров: есть даже территории, где совершенно нет пустующих рабочих мест.

В своем выступлении не могу не обратиться с обращением к министру образования. На государственном уровне нужно решить вопрос с незаменимым для нашей местности видом транспорта. Автобусы и микроавтобусы, используемые для подвоза детей, должны соответствовать ГОСТам на выходе с завода.

Комментарий Андрея Фурсенко:

– Мы понимаем необходимость передачи в школы небольших автобусов с высокой проходимостью. Но при этом мы не можем ни на йоту ставить под угрозу безопасность наших детей. Поэтому речь идет о том, чтобы в полной мере добиться соответствия этого транспорта стандартам, особенно тем требованиям, которые обеспечивают безопасность школьников. Работа такая идет. И я прошу представителей регионов давать свои предложения, потому что это, думаю, поможет нашим «производственникам» и соответствующим государственным органам быстрее обеспечить поставку таких автобусов.

Красноярск: управляющие советы на новых высотах

Александр Седельников, исполнительный директор фонда попечения об образовании, председатель управляющего совета школы № 143 г. Красноярска:

– Сегодня сама жизнь подтвердила правильность такого пути, как создание управляющих советов. В 2005 году у нас было больше вопросов о них, чем ответов. А сегодня УС в Красноярском крае возникают в школах добровольно.

Комплексный проект, который будет реализовываться на территории края, дает еще один стимул к созданию советов, к еще большему их участию в жизни школы. Они выполняют свою главную миссию: согласовывают управленческие решения с интересами общества. И для нашего края такое массовое внимание к УС ставит следующую задачу комплексного проекта – сопровождение, консультирование при организации управляющих советов. Но на это требуются некоторые средства: нужно создавать специальную группу и первый эффективный опыт УС распространять в возникающих управляющих советах. Тогда наши советы будут действительно полезны: станут выполнять свою задачу повышения эффективности управления школы с участием общества.

Очень важный момент, что сейчас возникла потребность организовывать такие же общественные советы по образованию на уровне муниципальных образований. Будучи востребованы, они возникают для участия в управлении муниципальными системами образования. В связи с этим в конце лета представители УС договорились о краевых правилах создания и функционирования управляющих советов. И, мне кажется, эти правила являются той договоренностью, которая позволит сделать УС в Красноярской крае эффективными, работающими, вовлеченными в систему управления образованием.

 

Псков: образец консолидации

Вера Емельянова, начальник Государственного управления образования Псковской области:

– Сегодня идет огромная, кропотливая работа по достижению тех результатов, которые были нами себе намечены. И первым, самым важным результатом реализации этого проекта мы считаем эффективное использование тех средств, которые получили из федерального бюджета и области.

Комментарий Андрея Фурсенко:

– В Пскове организована активная совместная работа органов управления образования и финансистов, и благодаря этому достигнут существенный прогресс в реализации мероприятий комплексного проекта модернизации образования. Это заслуга консолидации усилий, и я прошу все регионы как можно больше работать вместе.

Благодарю заместителя губернатора, начальника Главного финуправления Псковской области Татьяну Баринову и в ее лице всех финансистов за проделанную работу по реализации проекта.

 

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА
Рейтинг@Mail.ru