Разновозрастное обучение
Лицейский рай
Насчет того, что Усть-Илимский
экспериментальный лицей – рай для учащихся и
педагогов, на мой взгляд, двух мнений быть не
может. Звучит слегка высокопарно? Возможно. Но
если мы попробуем взглянуть на него чуть
пристальнее, то убедимся: точно рай. Веселый,
неповторимый, насыщенный…
Нынешний учебный год начался в лицее с
красивой даты: 16 сентября здесь отпраздновали 16-й
день рождения. За эти годы о нем написано
множество статей (в том числе и в нашей газете).
И всегда находилось, что рассказать, описать,
чему удивиться.
В самом начале своего существования он
вызывал особый интерес самим фактом своего
существования, так как был яркой альтернативой
привычной всем советской школе. Позже привлекал
внимание своей экспериментальной деятельностью,
связанной в первую очередь с разновозрастными
учебными группами. Новую волну интереса к себе
лицей «поднял» в 2005 году, войдя в десятку
финалистов и став «Лучшей школой России».
Гости-коллеги со всей страны зачастили с
визитами: всем хотелось посмотреть, как живет в
далеком Усть-Илимске экспериментальное
образовательное учреждение.
И мы сегодня снова с дотошностью
фотографа-профессионала разглядываем в объектив
лицейский рай. Как там живется сегодня, все ли
актуальна еще экспериментальная работа, как себя
чувствуют учителя, что дает лицей детям? Итак,
наводим резкость в объективе, нажимаем кнопку
«Спуск»…
Учиться в лицее помогает шелест
берез и запах елей – выходя после уроков на улицу
ребята как будто попадают на опушку леса
Кадр первый. Элитное ОУ в сибирской
тайге
Березовая роща, аккуратные дорожки,
ведущие к миниатюрному зданию, – это пристанище
(здание бывшего детсада) стало постоянным
лицейским домом 14 лет назад. Входишь в лицей – и
видишь светлые коридоры, блестящие полы,
по-домашнему уютные занавески на окнах, рисунки
на стенах, указывающие расположение кабинетов и
цветы, цветы, цветы…
С цветами история была такая. Задумав
разместить комнатные растения во всех коридорах,
директор поделился своими соображениями с
педагогами. Те возражали: «Дети все сломают!».
И оказались правы: вечером первого дня, когда
вся школа «оделась» в цветы, разбитыми оказались
горшки, поломанными несколько растений. Но
директор оказался человеком настойчивым и
хитрым. Попросив уборщиц устранить следы
разрушений, он, словно фокусник, извлек новую
порцию цветов. Снова все было расставлено по
местам. Дети наутро удивились идеальной картине,
но вечером поломанных горшков было уже меньше.
Снова все было вычищено и заменено. А ребята на
следующий день, удивленные упорством взрослых и
одновременно смущенные оказанным им доверием,
больше ничего не ломали. Так был сделан один из
шагов к элитному ОУ…
В лицей брали поначалу практически
всех желающих. «Было немного тревожно, потому что
мы отправляли своих сыновей в неизвестность,
неопределенность. У новой школы не было ни своего
имени, ни своего здания. Но мы рискнули, и риск
оказался оправданным», – так отозвалась мама
выпускника 1994 года Любовь Лапшинова по окончании
ее сыном лицея. Похожих мнений в лицейском архиве
множество. Но как только стало известно, что
выпускники лицея успешно поступают в лучшие
вузы, когда зазвучали слова о том, что лицей
являет собой образовательную модель,
соединяющую интеллектуальные возможности
ребенка и ведущую деятельность подросткового
возраста – общение, так количество желающих
попасть сюда стало расти, как на дрожжах. Сегодня
из 150 желающих учиться здесь принимают всего 60
детей. Тех, которые лучше всех сдали
вступительные экзамены по русскому языку и
математике. Примеры экзаменационных заданий
вывешиваются на сайте лицея за месяц до
испытаний.
Счастливчикам, попавшим сюда,
предстоит пройти три ступени обучения. Первая –
подготовительная (7 класс). Ребята знакомятся с
традициями лицея, со старшими товарищами,
приспосабливаются к недельным предметным
погружениям, выбирают профиль: гуманитарный или
естественно-научный. Вторая ступень –
разновозрастные учебные группы, где обучение
длится три года (в группу входят учащиеся 8, 9 и
10-го классов). Таким образом, состав ребят
ежегодно меняется. В конце обучения на этой
ступени подростки полностью осваивают программу
средней школы и переходят к третьей ступени –
предвузовской подготовке. Они учатся по
индивидуальным учебным планам, углубленно
изучая те предметы, которые необходимы для
поступления в вуз, сдают зимой сессию по трем
предметам (математика, словесность и предмет по
выбору) и в конце года защищают курсовую работу.
«Первым впечатлением отлицея стали
психологические тренинги, проведенные после
вступительных экзаменов. Следующим впечатлением
стала бешеная нагрузка, свалившаяся на нас.
Заниматься приходилось много, но учебный процесс
был увлекательным. После школы, где приходилось
каждый день готовить множество заданий по разным
предметам, недельное изучение только одного из
них помогало лучше усваивать информацию. Перейдя
через год в разновозрастную группу, я обнаружил,
что нагрузка ничуть не стала меньше, а наоборот
увеличилась. Но позднее выяснилось, что человек
может приспособиться к любым условиям
существования…», – это мнение выпускника 2000
года Владимира Вашуркина. Так экспериментальный
лицей воспитывает интеллектуальную элиту…
Обо всех деталях, делающих лицей
элитным учебным заведением, рассказать
невозможно – места в газете не хватит. Но об
одном эпизоде в изложении учителя химии Ларисы
Михайловны Колывановой умолчать невозможно. Вот
ее воспоминания:
– У каждого свои представления о том,
каким должен быть человек той или иной профессии
или должности. Вот и у меня было устойчивое
мнение о том, что директор школы – личность
архиважная, никогда не сходящая с некоего
пьедестала. Каково же было мое удивление, когда,
вернувшись из командировки летом 1994 года и придя
в лицей для отметки командировочного
удостоверения, я увидела эту архиважную личность
с кувалдой в руках, в оранжевой запыленной
рубашке и грязных джинсах. Наш начальник бодро
ломал стены, умудряясь при этом выглядеть еще
значительнее, чем в светском костюме! От него не
отставали дружно работающие лицеисты.
В моей жизни это был первый директор,
который не побоялся взяться за черную работу и,
самое главное, с успехом ее выполнил. И тогда я
поняла, что не зря пришла работать в этот ни на
что не похожий лицей!
С тех пор прошло много лет. И когда
что-то не ладится в работе или наваливается
усталость, я вспоминаю улыбку Муссы Мазановича
на запыленном лице, вижу неугасимый огонь веры в
то, что все возможно, в глазах ребят, которые были
в тот день со своим любимым директором…
Так руководитель лицея доказывает
здесь личным примером, что элита не должна
бояться никаких трудностей!
Кадр второй. Разновозрастные группы и
погружения
Появление разновозрастных групп в
лицее – идея первого и бессменного директора
Муссы Мазановича БАТЕРБИЕВА. И по его
собственному признанию, принципы
разновозрастного обучения были им подсмотрены у
Щетинина. «Человек всю жизнь, с самых первых
своих дней, живет в разновозрастной среде, так
почему же в течение десяти школьных лет надо
старательно отучать его от этого, вместо того,
чтобы помогать это осознать?» – риторически
вопрошает директор.
Поэтому-то и решено было создать в
лицее разновозрастные группы вместо привычных
одновозрастных классов и обучать детей методом
погружения. В 90-е годы XX века эти методы пробовали
многие. Но прижились они в единичных школах.
Напомним о преимуществах
разновозрастного обучения. Они состоят в том, что
учитель из носителя информации превращается в
наставника, партнера. Он обеспечивает
продвижение детей в индивидуальном темпе и
организует их взаимообучение, привлекая старших
лицеистов. При таком взаимообучении помощь и
контроль со стороны старших наиболее
естественны. Помимо этого, становятся гораздо
разнообразнее формы организации учебной
деятельности: работа в парах, в группах по пять
человек, в большой группе детей разных возрастов.
Плюс к этому ежегодно учебная группа пополняется
новыми учениками. И для того, чтобы они могли
органично вписаться в работу, нужно проходить
логически завершенный курс каждого из предметов,
при этом ежегодно меняя угол рассмотрения
проблематики, подачи темы. Подобный подход
влечет за собой необходимость увеличения
времени для непрерывного изучения конкретного
предмета. Именно поэтому появились и недельные
погружения, когда на изучение предмета отводится
20 часов.
Вот такие рисунки на стенах лицея
указывают расположение учебных кабинетов
«Возьмем, к примеру, физику, –
объясняет директор. – Учитель составляет три
модуля программы. В нынешнем году он работает с
ребятами по первому модулю, в следующем – по
второму, а еще через год – по третьему. Все модули
«говорят» об одном и том же, но каждый раз в ином
ракурсе, в другом аспекте, с новым углом зрения, с
неожиданным заходом к теме и т.д. Расписать такие
модули – это гигантская работа для учителя. Но
очень интересная! И мы честно говорим, что наши
учителя работают по авторским программам».
Еще одна прелесть разновозрастного
обучения состоит в том, что ребенок может изучать
тему в том темпе, в котором ему удобно. В
разновозрастной группе каждому выдается брошюра
недельного погружения, но как он будет по ней
заниматься – только его дело. Итог работы
подводится в субботу, когда проходит зачет
(вопросы и задания к которому всегда даются
учителем в первый же день погружения, т.е. в
понедельник).
А поскольку всю неделю заниматься
одним предметом все-таки скучновато, в лицее
существуют «разбавители». Это музыка,
информатика, хореография, оздоровительная
гимнастика, ИЗО, ОБЖ…
Что же говорят обо всем этом дети? Ведь,
устами младенца…
– Одним из моих любимых предметов
является история. Так как я учусь на гуманитарном
профиле, погружений в историю в году достаточно,
около девяти недель. Организация погружений
замечательная. Они насыщены лекциями, заданиями
на уроках, просмотром исторических видеофильмов.
Если хорошо работать во время уроков, то дома
практически ничего не надо делать. За неделю так
«окунаешься» в прошлое, что в пятницу снятся
монголо-татары… (Иванникова Татьяна)
– Было очень необычным отношение
старших лицеистов к младшим. В обычной школе мы
не могли и представить, чтобы старшеклассники
обращали какое-то внимание на младших. В лицее же
это было естественно.
Я никогда не забуду тот день, когда
опоздала на урок физики, и Мусса Мазанович не
пустил меня в класс, дав в придачу с десяток задач
для решения. Для меня это был крах,
непередаваемая гамма чувств от страха до стыда. Я
горько рыдала в коридоре. Меня обступили старшие
лицеисты, потом наш психолог отвела меня в
кабинет психологической разгрузки и вышла. Через
пару минут вернулась она с Семой. Он неторопливо
объяснил мне решение задач, записал все своим
четким почерком в моей тетради. Я была благодарна
ему не столько из-за задач, сколько из-за
оказанного мне внимания и заботы. (Анна
Волосова, выпускница 2001 г.)
– Выполняя задания в группах, мы еще
больше понимаем друг друга. С каждым погружением
чувство дружбы, доверия возрастает.
Старшеклассники вместе с учителем приходят на
помощь и сами в это время учатся на собственных
объяснениях и ошибках. (Роман Залитко)
– Уроки-погружения перемежались у нас
с уроками-«разбавителями». Они предназначались
для нашей эмоционально-психологической
разгрузки после напряженного интеллектуального
труда. Эти уроки я обожала! Мы танцевали, пели,
ходили в лес, собирали листья на уроках
рисования, бегали по лестницам на уроках
физкультуры, так как не было спортзала… (Наталья
Полядова, выпускница 1996 г.)
Я и сама была свидетелем одного из
погружений на географии. Из большой темы
«Внешнеэкономические связи» группе предложено
было выбрать одно из направлений (торговля,
денежно-кредитные отношения, туризм). Лицеисты
выбрали последнее. Зазвучали названия всемирно
известных столиц, было дано задание составить
список достопримечательностей того или иного
города, страны. Дети тихо переговаривались в
группах, работая при этом каждый самостоятельно.
Потом начались краткие сообщения по
выполненному заданию, ребята быстро фиксировали
услышанное от товарищей в свои тетради.
А «фея погружения» – учитель
географии Лариса Васильевна Пяткова – как-то
мгновенно и одновременно элегантно перемещалась
от одной группы к другой, негромким голосом
требуя краткости в ответах, мягко напоминая
ребятам, что времени мало, а успеть надо много.
Как бы между прочим было дано и домашнее задание
– выяснить, какие вузы у нас в стране готовят
специалистов в области индустрии туризма. После
чего последовал плавный переход к лекции.
Начался рассказ о Китае и его
внешнеэкономических достижениях. Два часа
пролетают незаметно. И мне, окунувшись в тему, не
хочется «выныривать» на поверхность…
Кадр третий. Самоуправление
Одним из удивительных явлений в
Усть-Илимском лицее является самоуправление.
Здесь работает Совет лицея, куда входит по одному
делегату от каждой группы – всего порядка 12
человек. Для того, чтобы соблюсти баланс,
директор предложил войти в него и десятерым
учителям. Не обошлось и без председателя
родительского Cовета. Поэтому в результате Совет
состоит из двух фракций – детской и взрослой. Но
все проекты, связанные с организацией детской
жизни, планируют сами лицеисты. Если требуется
мнение взрослых, – собирается весь Cовет и
принимает то или иное решение.
А одной из совместных акций,
по-деловому объединяющей взрослых и детей, в
лицее стала Неделя самоуправления. Каждый год, в
начале марта, ровно на одну неделю все учителя и
администрация «оставляют» свои посты и передают
бразды правления одиннадцатиклассникам, которые
превращаются в директора, его замов и
преподавателей химии, географии, литературы, etc…
Дружный коллектив Усть-Илимского
экспериментального лицея никогда не теряет
бодрости духа!
Подготовка к этому ответственному
делу занимает все каникулы, которые тут
приходятся в аккурат на конец февраля. Во время
каникул же проходят выборы. Становится известно
имя дублера директора, который формирует свою
команду, подбирая «администрацию» и «учителей».
Затем учителя-дублеры вместе с настоящими
учителями готовят свои «погружения». И после
каникул «официально» вступают в должность,
начиная проводить уроки, педсоветы и т.д.
Примечательно, что Мусса Мазанович отправляет
официальное письмо на имя начальника городского
управления образования, в котором сообщает, что с
такого-то по такое-то число, в лицее проходит
Неделя самоуправления, и что его обязанности
директора все это время исполняет такой-то
учащийся. «Пока не могу добиться, чтобы
согласились моего дублера пускать на совещания,
если таковые проводятся в это время. Не хотят
пускать на эти встречи детей», – не то в шутку не
то всерьез огорчается директор.
Отличаются дублеры от взрослых тем,
что помимо уроков они проводят в течение недели
еще и массу дополнительных мероприятий:
всевозможные состязания, конкурсы,
интеллектуальные игры, «умные» лотереи. Причем,
все эти «игры» могут порой даже «разрывать» урок,
являясь тоже своеобразным «разбавителем».
«Первая неделя самоуправления прошла
в 1995 году. В это же время в коридорах появился
новый дорогой линолеум, – вспоминает учитель
химии Антонина Васильевна Майер. – И вот
директор поставил дублерам условие: не испортить
за Неделю самоуправления новое покрытие. Дублеры
подумали-подумали, и решили обязать всех
лицеистов переодеваться в тапочки. Все
разгуливали в тапках и шлепанцах. Так появилась
идея в последующие годы во время такой Недели
проводить День тапочек, День джинсов, День
ретро…».
Важно заметить, что неделя
самоуправления – не отдых от уроков, а
полноценная работа. И директор каждый год
напоминает дублерам о том, что его власти никто
не отменял и потому, если он увидит, что все идет
не так, как договаривались, Неделя сразу
закрывается. Но пока, к радости детей, такого ни
разу не было.
Для настоящих же учителей Неделя
самоуправления – дополнительная возможность
для творческого роста. Находясь все равно каждый
день в школе, они занимаются в библиотеке,
проводят семинары, педсоветы, что-то планируют,
обсуждают.
Лицеисты умеют серьезно
трудиться. И никогда не забывают улыбаться!
«Я поняла, как трудно быть учителем,
как много он должен знать» (Евгения Атаева);
«Самым трудным для меня было объяснять
гуманитариям задачи по физике» (Илья Балабанов)
– это из кратких отзывов о Неделе
Самоуправления.
А вот исповедь выпускницы 2002 года
Марины Гензе:
– Я-то, наивная, раньше думала, что
Неделя самоуправления – самое беззаботное время
года, а директор с командой – везунчики (им и
учиться-то не надо). До памятного числа (18 марта) я
и не представляла, что за один день, за один урок
можно так устать. И это притом, что меня
внимательно слушали и даже часто понимали, о чем
я говорю. Но семь уроков спустя, почему-то
чувствуешь себя, не то «сдувшимся шариком», не то
«плюшевым мишкой» с пустыми глазами. Но мне эта
усталость даже нравилась: с ней приходило
ощущение нужности, осознание того, что без тебя
не состоятся урок или конкурс.
…Вот такие кадры «запечатлел» в
Усть-Илимском лицее наш фотоаппарат. В них, как
сквозь лупу, видны виртуозность учителей,
искренний интерес к знаниям у детей, яркая и
творческая атмосфера лицея. Покидая его стены,
ребята умеют продуктивно и с радостью общаться с
теми, кто на несколько лет их старше;
представляют себе, что значит работать учителем
или директором школы; знают о том, в каких вузах
дается та или иная профессия и что стоит за ней;
они в состоянии организовать любое массовое
мероприятие; им по плечу неразрешимые, на первый
взгляд, задачи; они не боятся спорить,
фантазировать, улыбаться и верить в один из
любимых постулатов своего директора, который
любит повторять: «Кто хочет что-то сделать – ищет
средства, а кто не хочет – причины».
Ну, как в такой «райской» атмосфере не
вырасти достойным человеком?..
Говорят
лицейские преподаватели
|
Лариса Михайловна
КОЛЫВАНОВА, учитель химии:
– В школе меня сильно раздражала
рутина. Один урок там приходилось вести по два,
три, четыре раза… А в лицее в первую очередь от
учителя требуется творчество. Попробуй-ка
владеть вниманием одних и тех же детей в течение
пяти уроков, да так, чтобы ни им, ни тебе самой не
было скучно!
Каждый из педагогов, чтобы попасть на
работу в лицей, писал по несколько авторских
программ. И это тоже сильно радовало. Ведь до нас
никто не преподавал в разновозрастном
коллективе методом погружения и не писал таких
программ. И по сей день мы все с азартом
разрабатываем новые программы и подходы, чтобы
сделать материал одновременно доступным для
восьмиклассника, и захватывающим – для
десятиклассника. Это нелегко, но интересно.
Лидия Михайловна ТУРУШЕВА, учитель
физики:
– Наиболее яркое отличие педагогов
нашего лицея от обычных ОУ в том, что мы все
всегда делали и делаем сами. Сами придумываем
программы обучения, сами распределяем темы по
часам и погружениям, хотя, безусловно, все
соотносится с государственными программами и
стандартами. Понятие «экспромт» для нас –
привычное на уроке дело. Именно то, что
придумывается, так сказать, на ходу, еще больше
вдохновляет на дальнейшую работу с детьми. А еще
в лицее я встретила детей, которым интересно
учиться. Я видела, как они радуются тому, что
узнали что-то новое. Могу с полной
ответственностью сказать, что лицеисты – это
дети, у которых стремление к знаниям неистребимо.
Такие ученики для любого учителя – просто
бесценный подарок.
Артем Валентинович ЛОБКОВ,
воспитатель, учитель биологии:
– После первого года работы в лицее
могу сказать, что весь прошлый учебный год я
всему учился заново, и как воспитатель, и как
учитель. Но с самого начала своего пребывания в
лицейских стенах меня больше всего восхищала
здешняя необыкновенная атмосфера. Множество
прекрасных традиций, праздников, поддерживаемых
всеми детьми, педагогами и родителями, лицейская
форма, общение педагогов с учениками – все это
погружение в особую лицейскую культуру.
Людмила Николаевна ГОВОРКОВА, учитель
физической культуры:
– Я веду в лицее предмет, именуемый
оздоровительной гимнастикой. Он радикально
отличается от физкультуры тем, что направлен не
только на развитие тела, но и на развитие
сознания. И, конечно, как тот кулик, который
хвалит свое болото, могу сказать, что практически
все дети не просто положительно, но и с большим
интересом, относятся к нашим занятиям. И если
ребята приходят к 7.15 утра в лицей на зарядку –
это говорит о многом. Другое доказательство
важности оздоровительной гимнастики – это
работа наших выпускников в фитнес-клубах, куда
они устраиваются для подработки, будучи
студентами, в крупных городах. Ведь в течение
пяти лет ребята выучивают те основы, на которых
строится любое занятие по фитнесу.
У нас чудесный лицей и замечательные
дети! Но особо хочется сказать об учителях.
Каждый педагог – это ходячая энциклопедия.
Обратишься с любым вопросом – тут же получишь
ответ. Кроме того, у нас великолепная атмосфера,
спокойная и доброжелательная. Мы помогаем друг
другу всегда и во всем.
Татьяна Владимировна ГАММЕРШМИДТ,
учитель словесности:
– В нашем коллективе нет
равнодушных, нетворческих людей. А директор
лицея – это локомотив, который «заряжает» всех
энергией и оптимизмом. Кроме того, он открыт для
всевозможных идей. Если удается доказать ему, что
придуманная нами затея – стоящая, он без
сомнения примет ее, чтобы затем последовательно
воплотить в жизнь всем коллективом. Мы все
говорим на одном языке при этом, ни на минуту не
забывая смотреть на дирижера-директора и на
своих коллег-педагогов. Наверное, поэтому у нас
получается слаженная игра и многое удается.
А самый главный показатель работы
любой школы, на мой взгляд, это отношение к ней и
ее учителям выпускников. У каждого нашего
учителя есть «свои» дети, хотя мы их никак не
выделяем. И когда нам звонят наши ребята или от
них приходят открытки, телеграммы, sms примерно
такого содержания: «Огромное вам спасибо за все,
что вы для нас сделали!», это трогает до слез.
Начинаешь думать, что ты, наверное, все-таки
состоялся как учитель…
Алима Забитовна БАТЕРБИЕВА,
замдиректора по ОБЖ, учитель ОБЖ:
– Один раз городская администрация
попросила меня составить список из пяти наших
учителей для вручения им какой-то грамоты. Я не
смогла написать эти пять фамилий. Потому что
каждый наш учитель – это клад. Перед каждым из
них можно преклонить колени. И выделить кого-то
просто невозможно.
У нас одна дружная семья, а педсовет проходит
едва ли не на каждой перемене. Ведь мы все время
рассказываем друг другу о своих сомнениях или
удачах на уроках. И про наших детей можем
говорить бесконечно. Все люди, которые работают в
лицее с детьми, знают каждого ребенка в лицо и по
имени, помнят о его особенностях характера и
знают по имени всех родителей. Именно поэтому,
мне кажется, любой из наших педагогов умеет
достучаться до души каждого ребенка и пробудить
в нем все самое лучшее. |
Яна САРТАН,
Москва – Усть-Илимск –
Москва
|