Экспериментальная работа
Слагаемые качества образования
Качество – вещь забавная.
Все о нем говорят, все с ним живут,
и каждый думает, что знает,
что это такое. Но лишь немногие придут
к единому мнению об определении качества.
Дж. Харрингтон
Одной из целей модернизации
российского образования является внедрение в
педагогическую практику идеи качества
образования – осмысление этого понятия,
выработка стратегии и тактики его повышения, в
том числе разработка способов и приемов
управления им, определение критериев и способов
их измерения.
Изменение экономической
и социальной ситуации заставляет учебные
учреждения искать и апробировать новые
механизмы в управлении качеством. Повысилась
значимость внешней оценки, что вызывает
необходимость формирования имиджа школы в
социуме. Возрастает роль самооценки учителя в
своей профессиональной деятельности. Поэтому
основной целью создания внутришкольной модели
оценки качества образования является ориентация
ОУ на повышенный уровень образованности
учащихся и создание условий для формирования
конкурентоспособной личности в современных
условиях.
В нашей петербургской школе № 318 эта
проблема решается за счет единства
образовательной и воспитательной системы,
расширения образования в сфере гуманитарных
дисциплин.
Проанализировав свою работу, мы
обнаружили противоречие между традиционной
системой оценивания и реальными, современными
требованиями, предъявляемыми обществом к
учителю. Возникла необходимость в поиске новой
системы оценивания качества знаний. И на базе
нашего ОУ мы открыли опытно-экспериментальную
площадку.
Ее цель – построение эффективной
внутришкольной системы оценки качества
образования. Задачами, обеспечивающими
достижение поставленной цели, на наш взгляд,
являются:
определение терминологического поля
исследования;
определение критериев для построения
эффективной системы оценки качества
образования;
построение модели системы оценки
качества образования;
отбор методик оценки качества
образования;
реализация построенной модели
внутришкольной системы оценки качества
образования;
анализ результатов.
Всю нашу дальнейшую работу мы
разделили на три основных этапа:
Первый этап –
диагностическо-поисковый. Он включает в себя:
анализ и обобщение теоретического
материала и накопленного опыта в российской и
зарубежной практике;
выработку приемлемых определений,
исходных понятий и положений, в том числе
отражающих специфику школы;
уточнение гипотезы исследования,
выявление и теоретическое обоснование методов
оценки эффективности образования, которые
впоследствии будут определяться
экспериментально.
Итогом данного этапа станет
сформированная теоретическая база исследования.
Второй этап – проектный. Во время
него происходит:
построение процессуальной модели
внутришкольной системы оценки качества
образования;
назначение экспериментальной и
контрольной групп участников эксперимента:
педагогический и административный состав,
возраст учащихся и конкретные классы;
определение задач и функций всех
субъектов эксперимента.
Итогом является готовность школы к
запуску непосредственно экспериментальной
деятельности.
Третий этап – преобразующий. В
ходе него предполагается:
реализация модели внутришкольной
системы оценки качества образования;
анализ полученных результатов;
корректировка модели и изучение
отношения субъектов образовательного процесса к
данной модели оценки качества образования.
Ожидаемым результатом станет
подтверждение (частичное или полное) гипотезы
исследования.
В настоящий момент наша
опытно-экспериментальная работа находится на
первом этапе. С чего же мы начали свою
деятельность? Отправной точкой любого научного
исследования является этап диагностики. Мы
затрагиваем позиции, относящиеся к понятию
качества образования и ситуациям, связанным с
оценочной деятельностью учителя. В первую
очередь рабочая группа по ОЭР изучила отношение
к вопросу о качестве образования у основных
субъектов образовательного процесса (учителей,
учеников, родителей). С помощью различных
диагностик нам удалось выявить уровень
понимания учителями современных методов и
подходов к оцениванию. Результаты исследования
позволили сделать нам следующие выводы:
учителя путают такие понятия, как
«качество образования» и «качество обучения»;
умение методически грамотно излагать
урок превалирует над умением организовать среду
обучения и использованием различных форм
оценивания деятельности учащихся, что
противоречит современным подходам в области
образования и всероссийской программе
модернизации общего и среднего образования;
анкетирование показало, что для 71%
учителей, принявших участие в опросе, оценочная
деятельность достаточно важна, при этом
существующая пятибалльная система почти 40%
учителей не удовлетворяет совсем, а 40%
удовлетворяет лишь частично;
на основе полученных результатов
возникает противоречие между низким рейтингом
умения учителя использовать различные формы и
способы оценивания деятельности учащихся,
важностью для нас оценочной деятельности и
недовольством существующей системой оценки.
Мы стараемся строить образовательный
процесс с учетом способностей каждого ученика и
пытаемся дать возможность каждому
реализоваться. Однако настораживает то, что 25%
учителей затрудняются сформулировать, в чем же
заключается оценка.
Чтобы разобраться в возникших
противоречиях, необходимо было выяснить, что
понимают учителя под «качеством образования».
Анализ анкет показал, что 24% опрошенных
затруднились ответить, 41% путают «качество
образования» с «качеством обучения». Это и
понятно, так как данной проблемой мы только
начинаем заниматься. Поэтому наш первый
педагогический совет, проходивший в рамках ОЭР,
назывался «Слагаемые качества образования».
Для себя мы определили, что качество
образования включает в себя:
гарантированную реализацию
Государственного образовательного стандарта;
способность ставить цели и достигать
их;
способность отвечать требованиям и
ожиданиям заинтересованных сторон в
образовании;
стремление к совершенствованию.
Основными слагаемыми качества
образования, по нашему мнению, являются:
Если все три компонента будут
качественными, то мы сможем говорить о высоком
качестве образования в нашей школе. Оценка
качества распространяется не только на конечный,
результативный этап деятельности, но и на все
элементы образовательного процесса,
способствующие достижению этого результата, а
именно, на цель, содержание, технологии,
результат и субъекты образовательного процесса.
Оценка качества образования подразумевает
оценку качества образовательных достижений
обучающихся и качество образовательного
процесса. В таком случае под качеством
образования следует понимать характеристику
системы образования в образовательном
учреждении, которая отражает степень
соответствия реальных достигаемых результатов
нормативным требованиям, социальным и
личностным ожиданиям. То есть, с одной стороны,
это требования, которые предъявляет государство,
и оно прописано в «Образовательных стандартах»,
а с другой стороны, – это запрос самого ребенка и
его родителей.
Сегодня школы используют различные
формы и методы оценки качества. Различают
внутреннюю и внешнюю оценки качества. Внутренняя
оценка (самооценка) осуществляется субъектами
образовательного процесса (администрацией,
учителями, учениками).
Внешняя оценка качества
образования осуществляется внешними по
отношению к образовательному учреждению
субъектами, государственными или региональными
органами управления образованием.
Мы провели анкетирование среди
родителей, как важных участников
образовательного процесса, с целью выяснения
степени их удовлетворенности качеством
образования.
Анализируя полученные результаты, мы
сделали для себя следующие выводы:
чем выше уровень образования
родителей, тем выше уровень их притязания в
отношении качества школьного образования;
задумываться о каких-либо проблемах,
связанных с качеством образования, начинают в
основном родители выпускников;
под качественным образованием 55%
опрошенных родителей понимает такое
образование, которое учит ребенка свободно
работать с информацией.
Что касается вопросов внутренней
оценки (самооценки), то мы рассчитываем на
получение методической помощи по ее проведению в
связи с участием нашей школы в международном
российско-финском проекте «Обеспечение качества
общего образования (самооценка)». Только
обозначив в ходе самооценки «слабые» места в
образовательном процессе, возможно движение
вперед для достижения высокого качества
образования.
Одно из важных мест на первом этапе ОЭР
занимает анкетирование непосредственно
основных субъектов образовательного процесса –
учеников.
Ребята разных возрастных групп
составляли портрет современного учителя.
Независимо от возраста, ученики поставили на
первое место такие качества педагога, как умение
понятно объяснять и хорошее знание своего
предмета. Последние места в этом рейтинге заняли
чувство юмора, современный взгляд на мир,
стремление к самосовершенствованию. Полученные
результаты заставляют нас еще раз поразмышлять о
роли учителя в образовательном процессе и
получении качественного образования.
Определившись в терминологическом
поле и изучив отношение субъектов
образовательного процесса к проблемам качества
образования, мы начали свое исследование в
области личностно ориентированного подхода в
образовании. На круглых столах, на заседаниях
методических советов мы рассматривали
инновационные методы в организации личностно
ориентированного обучения, как
основополагающего процесса в достижении
качественного образования. Нас интересовал
всесторонний подход к данной проблеме. В своих
исследованиях мы пытались учитывать возрастные
особенности ребенка, специфику предмета,
возможность сочетать как традиционные, так и
инновационные методы и приемы. В школу была
приглашена кандидат педагогических наук, доцент
кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена И.В.
Гладкая с лекцией «Современные методы
оценивания».
Проделанная за учебный год работа
позволила нам приблизиться ко второму этапу ОЭР
– созданию своей модели оценки качества
образования.
Чтобы быть сегодня
конкурентоспособным, надо стать уникальным и
неповторимым. Необходимы изменения в учебном
процессе и образовательной среде, окружающей
обучающих, которые можно зафиксировать как
улучшение знаний, умений и ценностей.
Образование – это и результат, и процесс, в ходе
которого формируется личность. В условиях
модернизации образования и то и другое следует
отслеживать и оценивать.
Сэр Кристофер Болл писал:
«Существующие системы приводят к существующим
результатам. Если требуется добиться чего-то
иного, в корне измените систему». Безусловно,
менять в корне существующую систему не нужно, но
научиться ее качественно оценивать на новом
уровне – необходимо.
Ирина ВИТТЕ,
замдиректора по УВР,
ГОУ СОШ № 318,
г. Санкт-Петербург
|