Рейтинговая оценка
Из кандидатов – в мастера
Рейтинговая система оценки
достижений учащихся при организации кружковой
работы
Специфика дополнительного образования
допускает различные схемы продвижения ребенка
от одного этапа к другому. Освоение любой
образовательной программы может начинаться с
того уровня готовности, который уже достигнут.
Индивидуальный темп усвоения знаний сочетается
с решением общих для программы задач. Все это
создает множество разнообразных траекторий
освоения образовательной области. Кружковая
работа основана на принципе добровольности,
поэтому одной из главных задач педагога является
создание мотивационной среды…
Психологами и педагогами предлагаются
различные способы мотивации. Один из них – привлечение
учащихся к оценочной деятельности. Этот
вариант особенно актуален там, где реализуется
принцип безотметочного обучения. Он позволяет
привить ребенку навыки качественного оценивания
творческих работ, в том числе и собственных.
В связи с этим эффективна организация
обмена мнениями учащихся о работах друг друга.
Как правило, это сопровождается рефлексивной
деятельностью. Педагог ориентирует детей на
отражение, прежде всего, позитивных сторон
работы. Для облегчения задачи кружковцам
предлагаются соответствующие памятки, схемы,
рекомендации. Например, в кружке изобразительной
деятельности учащимся можно предложить
следующие правила (рекомендации) по
комментированию авторской работы:
1. Внимательно рассмотри работу. Отметь
ее достоинства.
2. Определи, какими средствами
художественной выразительности пользовался
автор.
3. Отметь оригинальность замысла.
4. Используй в своей речи известные
тебе художественные термины.
5. Укажи в корректной форме на
недостатки и постарайся объяснить, как, на твой
взгляд, возможно их устранить.
6. Обязательно пожелай успеха своему
товарищу в дальнейшей творческой работе.
Привлечение учеников к оценочной
деятельности стало началом формирования и
введения в нашем центре рейтинговой системы
оценки достижений учащихся. Она позволяет
определить усилия, усидчивость и старания детей
при выполнении творческих работ и избежать
минусов привычной школьной балльной системы
отметок. Благодаря введению индивидуального
показателя успешности (ИПУ) можно оценивать
качественный рост уровня знаний и умений
обучающихся как в ходе занятия, так и далее год за
годом, следя за их развитием. Члены кружка или
клуба могут формировать свой ИПУ на каждом
занятии путем набора баллов по определенной
системе за разнообразные виды работ. В
зависимости от результатов у обучающихся
меняется «статус». Это, несомненно, содержит
стимулирующее учебную деятельность начало.
Сотрудничество педагога и
воспитанников по освоению программного
материала не должно иметь негативного оттенка,
поэтому при разработке рейтинговой системы
нужно предусмотреть создание ситуации успеха,
сформировать такие условия, при которых каждый
заинтересованный воспитанник будет иметь
возможность «роста» в собственном темпе.
Источниками индивидуального показателя
успешности могут являться:
посещение занятий;
участие в выставках и конкурсах
различных уровней;
оценка, комментирование работ,
выставленных в галереях;
участие в проектах, связанных с
изодеятельностью;
и т.п.
Такая система оценки позволяет
уменьшить степень субъективизма, максимально
проявить свои способности каждому учащемуся,
стимулировать активное участие детей в
образовательном процессе. Дополняясь принципом
добровольности обучения и оценивания,
рейтинговая система превращается в способ
рационального определения индивидуального
показателя успешности. Желательно, чтобы при
разработке рейтинговой системы педагог учитывал
мнение психолога (очень важно иметь в виду
возрастные особенности детей).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Алгоритм разработки рейтинговой
системы по направлениям прикладной деятельности
(на примере кружка изобразительного искусства
для учащихся 8 – 14 лет)
1. Формулировка общих положений (см.
Приложение 2):
– определение уровней, статусов,
рангов и т.п.;
– задание возможностей и
условий «роста»;
– перечень комплекта
документации, как для педагога, так и для
учащихся;
– способы учета в рейтинговой
системе коллективного мнения;
– регулировка потоков
информации;
и др.
2. Определение формы учетного
документа учащегося (см. Приложение 3).
3. Определение формы учетного
документа творческой работы учащегося (см.
Приложение 4).
4. Определение способов обработки и
фиксации коллективного мнения при привлечении
учащегося к оценочной деятельности (см.
Приложение 5).
5. Определение форм документации
педагога, необходимой для реализации
рейтинговой системы (см. Приложение 6).
6. Разработка условий демонстрации
работ учащегося (галереи, выставки и т.п.) –
вносятся в общие положения.
Приложение 2
Общие положения рейтинговой системы,
реализуемой в кружке изобразительного
искусства
Данная рейтинговая система
применяется в кружке изобразительного искусства
«Северная лазурь».
Статус кружковцу присваивается
педагогом по желанию воспитанника при
выполнении определенных условий (см. табл.).
Личные показатели кружковца доводятся до общего
сведения по его желанию.
Таблица
Возможная система начисления баллов
и присвоения статуса
Статус |
Возможности |
Условия
присвоения |
Кандидат в
новички (Эмблема «Кандидат в новички») |
посещение занятий;
участие в конкурсах;
участие в проектах
|
Зачисление в
объединение |
Новичок (Эмблема
«Новичок») |
|
60 посещений |
Знаток (Эмблема
«Знаток») |
|
______________
* индивидуальный показатель
успешности = посещение + работы в галерее +
участие в выставках, проектах + количество работ,
набравших 3 б. + по 3 б. за лучшие работы по итогам
года |
Продвинутый (Эмблема
«Продвинутый») |
посещение занятий;
участие в выставках и конкурсах;
участие в проектах;
размещение собственных работ; в
галерее;
оценивание работ, размещенных
в галерее «Знатоков»
|
120 посещений;
8 работ в галерее со средним баллом не
менее 2;
средний балл работ в статусе
«Знатока» 2,4;
участие в двух конкурсах или
проектах, в том числе городского уровня;
индивидуальный показатель
успешности* – 180 баллов
_______________________________
*индивидуальный показатель успешности
= посещение + работы в галерее + участие в
выставках, в проектах + количество работ,
набравших средний балл более 2,5 + баллы за
оценивание работ + по 3 б. за лучшие работы по
итогам года |
Мастер (Эмблема
«Мастер») |
посещение занятий;
участие в выставках и конкурсах;
участие в проектах;
размещение собственных работ
в стендовой галерее;
оценивание работ, размещенных
в галерее «Продвинутых»
|
180 посещений;
16 работ в галерее со средним баллом не
менее 2;
средний балл работ в статусе
«Продвинутого» не менее 2,5.;
участие в 5 конкурсах или проектах, в
том числе областного уровня;
индивидуальный показатель
успешности* – 300 баллов
______________
*индивидуальный показатель
успешности = посещение + работы в галерее +
участие в выставках, в проектах + количество
работ, набравших средний балл более 2,8 + баллы за
оценивание работ + по 3 б. за лучшие работы по
итогам года |
Порядок ведения рейтинговых
книжек
Рейтинговая книжка оформляется
каждому кружковцу при поступлении в объединение
и ведется в течение всего периода обучения. В нее
заносятся персональные данные владельца (первая
страница) и вклеивается фотография. Все данные в
рейтинговую книжку вносятся только педагогом.
Члены кружка со статусом «Продвинутый» и
«Мастер» самостоятельно следят за
своевременностью внесения данных в рейтинговую
книжку. Документы, свидетельствующие о
достижениях (регистрационные листы работ,
грамоты, дипломы и т.д.), каждый воспитанник
сохраняет самостоятельно. Эмблема,
соответствующая статусу, размещается на обложке
рейтинговой книжки.
Посещение занятий
За каждое посещенное занятие
кружковцу начисляется 1 балл. Учет посещений
ведет педагог в журнале объединения, баллы
заносятся в рейтинговую книжку по итогам каждого
месяца. Для кандидатов в новички и новичков
оформляется стенд в помещении изостудии, на
котором с помощью условных обозначений
отражается посещение ими занятий, участие в
конкурсах и проектах.
Галерея
В галерею выставляются лучшие, по
мнению автора, работы без указания фамилии. За
каждую из них начисляется один балл и один
дополнительно, если средний показатель после
оценивания выше, чем указано в условиях статуса.
Работа в галерее выставляется на месяц
(формирование галереи организуется каждую
третью неделю месяца в день занятия группы по
расписанию). Таким образом, в течение года
происходит восемь выставок. Ежегодно
определяется не менее пяти лучших работ (по
наибольшему среднему баллу), за которые авторам
начисляются дополнительные баллы из расчета три
балла за каждую, вошедшую в число лучших.
В течение года в галерее каждый воспитанник
может разместить восемь работ.
Оценивание работ
Этим занимаются педагог и
воспитанники, имеющие такую возможность по
статусу. Средний балл за выставленную работу
рассчитывается только при наличии не менее семи
оценок. Желающий выставить оценку может это
сделать только один раз. За каждую выставленную
оценку начисляется один балл. Факт оценивания
фиксируется в регистрационном листе работы,
персональном оценочном листе и журнале
руководителя.
Оценивание работ происходит по
следующей системе:
1 балл – работа понравилась, но есть
замечания по технике выполнения (композиционное
построение, пропорции, тоновые решения);
2 балла – работа понравилась, но
есть замечания по качеству выполнения
(аккуратность, цветовое решение);
3 балла – работа очень понравилась.
Начисление баллов по итогам участия в
конкурсах
Уровень |
Участник |
Призер
(II, III места) |
Победитель
(I место) |
Внутри
объединения |
1 |
2 |
3 |
Городской |
3 |
4 |
5 |
Региональный |
5 |
8 |
10 |
Выше
регионального |
10 |
15 |
20 |
Средняя оценка для «Новичков»
округляется до целых и определяется педагогом,
для остальных – до десятых долей и
рассчитывается самостоятельно.
Все показатели рассчитываются по
накопительной системе, кроме среднего балла за
работы в галерее.
Членам кружка, имеющим статус «Мастер»
и индивидуальный показатель успешности 500 баллов
и выше, при этом являющимся победителем хотя бы
одного конкурса не ниже областного уровня,
вручается сертификат успешности за подписью
руководителя кружка. В него заносится
индивидуальный показатель успешности и рейтинг
кружковца. Рейтинг рассчитывается по формуле:
Приложение 3
Примерная форма учетного документа
№
страницы |
Содержание
рейтинговой книжки |
Обложка |
|
1 |
Фамилия _______________________________________________
Имя ______________________________________________
Дата рождения ______________________________________________
Дата зачисления в кружок
___________________________________________________ |
2 |
Сведения о
присвоении статуса
Статус
педагога |
Дата
присвоения |
Средний
балл |
ИПУ* |
Подпись
педагога |
«Кандидат в
новички» |
|
|
|
|
«Новичок» |
|
|
|
|
«Знаток» |
|
|
|
|
«Продвинутый» |
|
|
|
|
«Мастер» |
|
|
|
|
*ИПУ – индивидуальный показатель
успешности |
3 |
Посещение
занятий (заполняется один раз в месяц)
Год _____________
Месяц |
Количество
баллов |
Подпись
педагога |
Сентябрь |
|
|
Октябрь |
|
|
Ноябрь |
|
|
… |
|
|
|
4 |
Галерея
Название
работы |
Период
демонстрации |
Количество
баллов |
Средний
балл |
|
|
|
|
|
5 |
Участие в
конкурсах, проектах
Уровень
конкурса |
Название
работы |
Результат |
Количество
баллов |
|
|
|
|
|
Приложение 4
Регистрационный лист работы
Статус ____________________________________ № работы
________________________________________
(Заполняется после окончания
демонстрации в галерее)
Автор
_______________________________________________________________________________________
(Заполняется после окончания
демонстрации в галерее)
Название работы
____________________________________________________________________________
Сроки демонстрации
________________________________________________________________________
Оценка |
Количество |
1балл |
|
2 балла |
|
3 балла |
|
Средний балл _________________________
Дополнительный балл ________________________________
Педагог
____________________________________________________________________________________
Приложение 5
Оценочный лист
Фамилия, имя
______________________________________________________________________________
№
работы |
Оценка |
№
работы |
Оценка |
№
работы |
Оценка |
№
работы |
Оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 6
Основные разделы журнала реализации
рейтинговой системы:
I. Регистрация работ
№ |
Фамилия,
имя |
Название
работы |
Средний
балл |
|
|
|
|
II. Оценивание работ
III. Личная карточка воспитанника
Фамилия, имя
______________________________________________________________________________
Статус
______________________________________________________________________________________
Посещение |
Галерея |
Оценивание |
Конкурсы |
Средний
балл |
ИПУ |
Сентябрь |
|
|
|
|
|
|
Октябрь |
|
|
|
|
|
|
Ноябрь |
|
|
|
|
|
|
Декабрь |
|
|
|
|
|
|
Январь |
|
|
|
|
|
|
Февраль |
|
|
|
|
|
|
Март |
|
|
|
|
|
|
Апрель |
|
|
|
|
|
|
Май |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
Любовь РУЛЕВСКАЯ, старший методист МУ
«ИМЦ»,
Оксана КРАВЧЕНКО, педагог дополнительного
образования МОУ ДОД ЦДОД,
Мурманская обл., г. Заозерск
|