Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2007

ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

Сельская школа

Капля рождает реку

Важно не то, откуда ты пришел, а куда идешь

Какова вероятность того, что одаренному ребенку помогут распознать талант и развить его в полной мере, если ученик – из небольшого села, от которого до ближайшего мало-мальски достойного книжного магазина несколько часов по бездорожью? Наши коллеги из Беларуси, проведя большую работу, сегодня с уверенностью говорят: шансы – не меньше, чем у городского ученика.

По данным социологов, в США – 41 млн. детей, в России – 31 млн., на Украине – 12 млн. В Беларуси же – их чуть больше полутора миллионов. Поэтому в республике в списке приоритетных задач развитие сельского хозяйства соседствует с формированием интеллектуальной элиты нации.

Анализ особенностей современных белорусских ОУ во многом дублирует российские реалии. Школы малочисленны, территориально удалены от крупных населенных пунктов, структура социальных институтов ограничена, низок уровень подготовки учащихся и т. д. Эти и ряд других особенностей учебных заведений на селе позволяют главенствовать репродуктивной деятельности, требующей от школьников лишь запоминания и воспроизведения услышанного. А ведь в сельской местности расположено 70% образовательных учреждений республики!

Решение проблемы нашлось тут же, в селах.

В качестве надежного средства развития учащихся целесообразнее всего специалистам показалась организация научно-исследовательской работы в школе. Однако до поры до времени она являлась приоритетом учреждений образования нового типа, расположенных, как правило, в городе. Но сельские учителя-инноваторы полностью доверились мнению ученых, выявивших педагогические условия, необходимые для школьных исследований, и приступили к работе. Их главным преимуществом перед городским образованием стала близость природы – объекта познания.

В сельской местности дети с самого рождения живут и воспитываются среди того, к созданию чего человек не имел отношения, – максимум подлинной жизни и минимум искусственности. И хотя современные сельские школьники отличаются от сверстников предыдущих поколений, природа по-прежнему привлекает их значительно больше горожан. Она развивает у них пытливость, формирует интеллект, способствует воспитанию гармонически и всесторонне развитого человека, включению в практическую деятельность по познанию окружающего мира. В процессе наблюдения за явлениями природы у ребенка возникает много вопросов, направленных на выяснение сущности и причин их возникновения. Это ведет к формированию и развитию умения наблюдать. «Капля мысли о природе, – писал В.А. Сухомлинский, – рождает могучую, полноводную реку мысли… С этого, по существу, и начинается то, к чему все мы, учителя, стремимся… чтобы питомец наш умел заставить себя думать».

А вот другая цитата того же автора: «Жизнь среди природы – это такой же важный фактор, как свежая, богатая витаминами и фитонцидами пища. Сельская школа должна как можно полнее использовать для гармонического развития человека все, что дает природа и что может сделать человека для того, чтобы природа служила ему». Будто бы внимая классику, сельские учителя привлекают детей и к сельскохозяйственному труду, чем приобщают их к производству материальных ценностей, и к опытной работе, имеющей практическое значение. Систематическое участие детей в этом воспитывает у них чувство ответственности, стремление довести начатое дело до конца, они приобретают конструкторские и изобретательские умения и навыки, что создает условия для эффективного формирования у них представлений о таком методе познания, как эксперимент.

wpe4.jpg (9325 bytes)

«Наш ограниченный ум лишь для удобства делит этот мир на части: физику, биологию, геологию… Но ведь природа на самом деле никакого деления не знает». Фраза из лекции знаменитого физика Р. Фейнмана как нельзя лучше подтверждает правильность междисциплинарного подхода в образовании

Безусловно, особую роль играет поддержание естественно-научных дисциплин. Причем учителю, ведущему несколько предметов одним и тем же детям, удобно применять междисциплинарный подход к формированию знаний о методах научного исследования. Польза от межпредметных связей неоднократно отмечалась в психолого-педагогической литературе.

Одним из наиболее сложных вопросов при организации учебных исследований среди немногочисленных учащихся сельских школ является распределение ролей в коллективе: общеизвестно, что для успеха исследования в нем должны принимать дети, по-разному проявляющие себя. Нужны генераторы идей; люди, умеющие конструировать оборудование; ученики, скрупулезно снимающие показания с приборов; учащиеся, обладающие способностью четко, логично доложить и защитить результаты исследования.

Но ученые и учителя экспериментально подтвердили: при систематической работе через некоторый промежуток времени большинство школьников могут выступать в любой роли исследователя. Главное, при распределении этих ролей исходить прежде всего из желания самого ученика выполнять ту или иную функцию.

Также помогают повышать результативность учебных исследований в маленьких школах разновозрастные ученические коллективы. На совместных занятиях ученики наглядно демонстрируют друг другу необходимость получения разносторонних знаний по всем дисциплинам естественно-научного цикла.

В школах, где попробовали внедрить все эти педагогические условия, можно говорить о достижениях. Так, опрос, проведенный совместно с сотрудниками высшей школы среди учащихся, показал:

– для 96% опрошенных «учеба стала интересней»;

– 86% «стали активнее»;

– 83% «теперь более уверены в себе»;

– у 88% «повысилась самостоятельность»;

– 50% «улучшили успеваемость».

Эти дети начали чаще пользоваться дополнительной литературой при выполнении исследований; интенсивнее пошло общение в познавательных целях со взрослыми людьми и школьными товарищами (и старше себя, и младше), а формы общения разнообразились. Кроме того, отмечены возрастание объема усвоенного материала и глубина его понимания, сокращение времени на усвоение изученного, выросла учебная активность и самостоятельность каждого ученика.

Надо ли говорить, что участники учебных исследований – настоящие герои предметных олимпиад и вступительных экзаменов в вузы!

Кстати…

Гении из глубинки

  • Уроженец д. Денисовка Архангельской губернии Михаил Васильевич Ломоносов. Заслуги перед наукой, что называется, без комментариев…

  • В селе Красное Тульской области родился признанный лидер научного направления волоконной оптики в России Евгений Михайлович Дианов. Он автор более 600 научных публикаций и патентов. Сложившаяся за три десятилетия научная школа Дианова признана в научном мире как генератор новых идей и крупных практических достижений.

  • Выходец из села Обшаровка Самарской области – Анатолий Алексеевич Логунов, советский физик-теоретик, академик АН СССР, Академик РАН, автор трудов по квантовой теории поля и физике элементарных частиц.

  • Родился в селе Ильинка Владимирской обл. Николай Сидорович Хлопкин, академик РАН по отделению физико-технических проблем энергетики. Обладатель Ленинской и государственных премий, автор более 150 научных трудов и 15 изобретений.

 

Инна АЛЕЙНИКОВА
Рейтинг@Mail.ru