Сельская школа
Капля рождает реку
Важно не то, откуда ты пришел, а
куда идешь
Какова вероятность того, что одаренному
ребенку помогут распознать талант и развить его
в полной мере, если ученик – из небольшого села,
от которого до ближайшего мало-мальски
достойного книжного магазина несколько часов по
бездорожью? Наши коллеги из Беларуси, проведя
большую работу, сегодня с уверенностью говорят:
шансы – не меньше, чем у городского ученика.
По данным социологов, в США – 41 млн.
детей, в России – 31 млн., на Украине – 12 млн. В
Беларуси же – их чуть больше полутора миллионов.
Поэтому в республике в списке приоритетных задач
развитие сельского хозяйства соседствует с
формированием интеллектуальной элиты нации.
Анализ особенностей современных
белорусских ОУ во многом дублирует российские
реалии. Школы малочисленны, территориально
удалены от крупных населенных пунктов, структура
социальных институтов ограничена, низок уровень
подготовки учащихся и т. д. Эти и ряд других
особенностей учебных заведений на селе
позволяют главенствовать репродуктивной
деятельности, требующей от школьников лишь
запоминания и воспроизведения услышанного. А
ведь в сельской местности расположено 70%
образовательных учреждений республики!
Решение проблемы нашлось тут же, в
селах.
В качестве надежного средства
развития учащихся целесообразнее всего
специалистам показалась организация
научно-исследовательской работы в школе. Однако
до поры до времени она являлась приоритетом
учреждений образования нового типа,
расположенных, как правило, в городе. Но сельские
учителя-инноваторы полностью доверились мнению
ученых, выявивших педагогические условия,
необходимые для школьных исследований, и
приступили к работе. Их главным преимуществом
перед городским образованием стала близость
природы – объекта познания.
В сельской местности дети с самого
рождения живут и воспитываются среди того, к
созданию чего человек не имел отношения, –
максимум подлинной жизни и минимум
искусственности. И хотя современные сельские
школьники отличаются от сверстников предыдущих
поколений, природа по-прежнему привлекает их
значительно больше горожан. Она развивает у них
пытливость, формирует интеллект, способствует
воспитанию гармонически и всесторонне развитого
человека, включению в практическую деятельность
по познанию окружающего мира. В процессе
наблюдения за явлениями природы у ребенка
возникает много вопросов, направленных на
выяснение сущности и причин их возникновения.
Это ведет к формированию и развитию умения
наблюдать. «Капля мысли о природе, – писал В.А.
Сухомлинский, – рождает могучую, полноводную
реку мысли… С этого, по существу, и начинается то,
к чему все мы, учителя, стремимся… чтобы питомец
наш умел заставить себя думать».
А вот другая цитата того же автора:
«Жизнь среди природы – это такой же важный
фактор, как свежая, богатая витаминами и
фитонцидами пища. Сельская школа должна как
можно полнее использовать для гармонического
развития человека все, что дает природа и что
может сделать человека для того, чтобы природа
служила ему». Будто бы внимая классику, сельские
учителя привлекают детей и к
сельскохозяйственному труду, чем приобщают их к
производству материальных ценностей, и к опытной
работе, имеющей практическое значение.
Систематическое участие детей в этом
воспитывает у них чувство ответственности,
стремление довести начатое дело до конца, они
приобретают конструкторские и изобретательские
умения и навыки, что создает условия для
эффективного формирования у них представлений о
таком методе познания, как эксперимент.
«Наш ограниченный ум лишь для
удобства делит этот мир на части: физику,
биологию, геологию… Но ведь природа на самом
деле никакого деления не знает». Фраза из лекции
знаменитого физика Р. Фейнмана как нельзя лучше
подтверждает правильность междисциплинарного
подхода в образовании
Безусловно, особую роль играет
поддержание естественно-научных дисциплин.
Причем учителю, ведущему несколько предметов
одним и тем же детям, удобно применять
междисциплинарный подход к формированию знаний
о методах научного исследования. Польза от
межпредметных связей неоднократно отмечалась в
психолого-педагогической литературе.
Одним из наиболее сложных вопросов при
организации учебных исследований среди
немногочисленных учащихся сельских школ
является распределение ролей в коллективе:
общеизвестно, что для успеха исследования в нем
должны принимать дети, по-разному проявляющие
себя. Нужны генераторы идей; люди, умеющие
конструировать оборудование; ученики,
скрупулезно снимающие показания с приборов;
учащиеся, обладающие способностью четко, логично
доложить и защитить результаты исследования.
Но ученые и учителя экспериментально
подтвердили: при систематической работе через
некоторый промежуток времени большинство
школьников могут выступать в любой роли
исследователя. Главное, при распределении этих
ролей исходить прежде всего из желания самого
ученика выполнять ту или иную функцию.
Также помогают повышать
результативность учебных исследований в
маленьких школах разновозрастные ученические
коллективы. На совместных занятиях ученики
наглядно демонстрируют друг другу необходимость
получения разносторонних знаний по всем
дисциплинам естественно-научного цикла.
В школах, где попробовали внедрить все
эти педагогические условия, можно говорить о
достижениях. Так, опрос, проведенный совместно с
сотрудниками высшей школы среди учащихся,
показал:
– для 96% опрошенных «учеба стала
интересней»;
– 86% «стали активнее»;
– 83% «теперь более уверены в себе»;
– у 88% «повысилась самостоятельность»;
– 50% «улучшили успеваемость».
Эти дети начали чаще пользоваться
дополнительной литературой при выполнении
исследований; интенсивнее пошло общение в
познавательных целях со взрослыми людьми и
школьными товарищами (и старше себя, и младше), а
формы общения разнообразились. Кроме того,
отмечены возрастание объема усвоенного
материала и глубина его понимания, сокращение
времени на усвоение изученного, выросла учебная
активность и самостоятельность каждого ученика.
Надо ли говорить, что участники
учебных исследований – настоящие герои
предметных олимпиад и вступительных экзаменов в
вузы!
Кстати…
|
Гении из глубинки
Уроженец д. Денисовка Архангельской
губернии Михаил Васильевич Ломоносов.
Заслуги перед наукой, что называется, без
комментариев…
В селе Красное Тульской области
родился признанный лидер научного направления
волоконной оптики в России Евгений
Михайлович Дианов. Он автор более 600 научных
публикаций и патентов. Сложившаяся за три
десятилетия научная школа Дианова признана в
научном мире как генератор новых идей и крупных
практических достижений.
Выходец из села Обшаровка Самарской
области – Анатолий Алексеевич Логунов,
советский физик-теоретик, академик АН СССР,
Академик РАН, автор трудов по квантовой теории
поля и физике элементарных частиц.
Родился в селе Ильинка Владимирской
обл. Николай Сидорович Хлопкин,
академик РАН по отделению физико-технических
проблем энергетики. Обладатель Ленинской и
государственных премий, автор более 150 научных
трудов и 15 изобретений.
|
Инна АЛЕЙНИКОВА
|