Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2007

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Единый госэкзамен

ЕГЭ: стратегия выживания

Дискуссии вокруг ЕГЭ не завершены. В 2009 году эта форма проведения экзамена должна стать всероссийской, однако его концепция снова может претерпеть изменения. «Система экзаменов будет совершенствоваться, и есть идеи, которые могут этому помочь», – заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Кураторы ЕГЭ размышляют над обстоятельствами экзамена 2007 года и последовавшими за ней протестами общественности…

Мелкий вопрос

Началось с события, которое руководители российского образования позднее назовут «мелким». В ночь на 29 мая, около 1.00 по московскому времени, за 10 часов до начала ЕГЭ по русскому языку (который предстояло сдавать более чем 840 тысячам российских выпускников), в Интернете были вывешены 15 решенных вариантов предстоящего экзамена. Специалисты Федерального центра тестирования (ФЦТ), которые отвечают за проведение ЕГЭ по всей стране, обнаружили утечку в 7.30 утра.

«Система распространения материалов ЕГЭ такова, – объяснял позднее журналистам руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов. – Из Федерального центра тестирования они приходят в региональный центр обработки информации в больших запечатанных коробках. Для этих материалов выделяется специальное охраняемое помещение. Далее они распределяются по муниципальным пунктам проведения ЕГЭ и поступают в районные органы управления образованием, где тоже складируются в охраняемых помещениях. В ночь или утром перед проведением экзамена материалы доставляются в пункт проведения ЕГЭ. На каждом из этапов перемещения проверяется сохранность печатей на коробках, и переписываются номера. Ведется протоколирование».

Эксперты установили, что в каждом из похищенных вариантов ЕГЭ предлагались только ответы на части А и Б, некоторые с ошибками. После завершения ЕГЭ по русскому языку мощный компьютер ФЦТ (анализирующий результаты экзамена по всей России), выявил 60 абитуриентов, ответивших на задания с аналогичными ошибками. Из них 28 проживают в Москве, 25 – в Петербурге, 7 – в Московской области, один – в Ленинградской. Он-то и оказался виновником происшествия.

В объяснительной записке выпускник написал, что купил варианты ЕГЭ по русскому языку. Позднее независимые эксперты озвучат цену, за которую в 2007 году можно было купить эти конфиденциальные материалы, – около 16 тысяч рублей. Руководители российского образования будут протестовать. Хотя факт – налицо.

«Неизвестно, в каком месте был вскрыт секьюрпак, – с сомнением вынужден был признать Виктор Болотов. – В сопровождающих документах факта повреждения печатей не было зафиксировано».

Государственная экзаменационная комиссия и ГУВД Ленобласти одновременно начали расследование. На пресс-конференции министр образования Андрей Фурсенко назвал историю, произошедшую в Ленобласти, «мелким вопросом». И подчеркнул, что «до существования ЕГЭ и Интернета таких случаев было больше».

«Ситуация с пропажей пакета экзаменационных материалов – это единственное происшествие подобного рода за семь лет существования ЕГЭ, – объяснял Виктор Болотов. – По-моему, это говорит в пользу ЕГЭ».

Однако случаи подмены экзаменационных материалов на ЕГЭ были зафиксированы и раньше. Несколько лет назад Рособразование с трудом замяло скандал в одной из поволжских республик. Тогда инспекции Рособрнадзора и ФЦТ составили несколько шокирующих протоколов: выпускникам приносили готовые ответы, заменяли варианты, позволяли пользоваться мобильными телефонами и т.п.

В этом году министр образования и науки республики Татарстан Раис Шайхелисламов выразил обеспокоенность тем, что при проведении ЕГЭ по русскому языку в республике было выявлено в четыре раза больше нарушений, чем три года назад.

Был скандал со сдачей ЕГЭ по математике в Новосибирске, где школьники явились сдавать экзамен с мобильными телефонами.

Наконец, в 2007 году была сделана первая попытка получить взятку при проведении ЕГЭ. Правда, место и героев происшествия, а также сумму взятки, руководители Рособрнадзора назвать отказались.

«Уязвимое звено единого государственного экзамена – это пункты проведения ЕГЭ, человеческий фактор, – вынужден был признать перед журналистами Виктор Болотов. – Сейчас на совершенствование работы в пунктах будет направлено самое пристальное внимание. Мы проверяем, как проводился экзамен в пункте проведения ЕГЭ, как проводилась оценка работ в части «С». Периодически видим, что было вмешательство посторонних лиц. По каждому случаю проводим служебное расследование».

Мнение

Председатель комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович: «Мы еще не готовы к массовому введению ЕГЭ. На начальных этапах всегда возникают подобные проблемы, и решить их при наших возможностях пока нельзя. Невозможно, когда половина населения за принятие ЕГЭ, другая половина – против, когда вузы отказываются принимать эти результаты, когда даже компьютер не может нормально посчитать правильные ответы, когда везде ошибки. Нужно переделывать все – от вопросов в самих тестах до процедуры выдачи сертификатов».

Ректор МГУ Виктор Садовничий: «Я по-прежнему считаю, что безальтернативное введение Единого госэкзамена только навредит нашему образованию. Нельзя судить о знаниях человека лишь по одному однажды сданному тесту, пусть и очень сложному. Наряду с ЕГЭ должны быть олимпиады, творческие конкурсы, должны быть совершенно иные формы поиска и отбора талантливых людей».

Расследования эти, впрочем, далеко не всегда доходят до конца. Так, в 2007 году саратовские выпускники, получившие свидетельства ЕГЭ со 100 баллами, оказались неприятно удивлены. Школам сообщили, что баллы детей были завышены. Результаты подверглись перепроверке и пересчету. В область по факсу пришли поправки. Отметки были снижены на 20–30 баллов. По словам начальника Управления контроля и оценки качества образования Рособрнадзора Валентина Шаулина, в Саратове проводилась обычная процедура: «Штатная перепроверка работ с высокими баллами».

Однако абитуриенты уже переслали в приемные комиссии свои свидетельства о сдаче ЕГЭ. Назревал скандал. В Рособорнадзоре быстро отозвали назад свое решение. Так сомнительные 100-балльники остались при своих 100 баллах…

Неудивительно, что ЕГЭ теряет с каждым годом около 10% своих сторонников. По подсчетам Всероссийского центра изучения общественного мнения, только 22% россиян сегодня отдают предпочтение ЕГЭ перед традиционными вступительными испытаниями. Для сравнения: в 2005 году среди сторонников ЕГЭ было более 40%, в 2006 году – около 31% опрошенных.

В 2007 году 45% населения – примерно столько же, сколько в прошлом году, высказываются за обычные школьные экзамены. Однако от 24 до 33% россиян признаются, что уже не могут однозначно определить свое отношение к ЕГЭ. Интересно, что критичнее всего относятся к ЕГЭ в Москве: его осуждает каждый третий, а одобряет лишь каждый пятый.

Россияне пишут письма…

«К нам ежедневно обращаются школьники со всей России с требованием отменить ЕГЭ, – признает Яков Турбовской, президент Академии творческой педагогики, сопредседатель Совета директоров школ России. – У нас уже сотни подобных писем. Например, недавно поступило одно, подписанное 200-ми учениками из Тамбовской области, которые считают этот экзамен неконституционным и нарушающим их права».

Досье

ЕГЭ в 2007 г. сдали 1 млн. 856 тыс. 658 человек при запланированных 840 тысячах школьников. Экзамены проводились в 82-х регионах РФ по 12-ти общеобразовательным предметам: русский язык, математика, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, литература, английский, немецкий, французский языки. В 2007 г. в эксперименте по введению ЕГЭ не участвовали только Чеченская Республика, Приморский край, Нижегородская область и Корякский автономный округ.

«К сожалению, Государственной думой и Советом федерации уже принят закон об обязательной сдаче выпускниками школ экзаменов в форме ЕГЭ, – говорится в одном из писем, пришедших летом 2007 года в Госдуму из города Вятские Поляны Кировской области. – Мы объясняем это тем, что депутаты не знают отношения учащихся, учителей, родителей к данному вопросу. Мы написали письмо-обращение и ознакомили с ним школы города. Нас все поддержали. И мы надеемся, что будем услышаны». «В стране, сверху донизу пронизанной коррупцией, наивно утверждать, что такая акция, как ЕГЭ, при отсутствии ответственности исполнителей всех уровней позволит получить объективный и надежный результат. Кроме того, тестовые задания далеко не совершенны, по мнению многих, прошедших через ЕГЭ».

Глава Рособрнадзора вынужден был лично встретиться с инициативной группой школьников бывшего 11-го класса центра образования № 170 г. Москвы, вывесивших в Интернете письмо протеста, адресованное президенту РФ, генеральному прокурору Юрию Чайке и министру образования РФ Андрею Фурсенко. Обращение школьников всего за несколько часов успело собрать через Интернет более сотни подписей.

По мнению выпускников, ответы на ЕГЭ давно и открыто продаются. Инцидент на ЕГЭ по русскому языку, начавшийся в Ленинградской области, только подтверждает эту закономерность. «Многие старшеклассники мотивированы на учебу в школе в основном необходимостью поступления в вузы, – обращались они к Президенту РФ. – Поэтому фактически в России не останется дееспособных абитуриентов, так как все получат возможность списать, и вузы не смогут выбирать абитуриентов из огромного количества выпускников с высоким баллом за ЕГЭ».

Спасем ЕГЭ!

В результате событий июня 2007 года руководители российского образования объявили о готовности пойти на серьезные уступки. Для этого они предложили уже не первые (и, возможно, не последние) изменения в концепции Единого государственного экзамена.

Как мы помним, сначала предполагалось, что ЕГЭ будет безальтернативным. Потом было решено дополнить его результатами олимпиад (в том числе местного значения). После этого руководители Рособрнадзора согласились на право некоторых вузов проводить собственные вступительные экзамены…

Досье

В 2007 году почти в 600-х пунктах проведения ЕГЭ (из шести тысяч функционировавших в России) были выявлены аномалии – в том числе слишком высокие баллы или подозрительно частое использование одного варианта работы. Экспертами поставлены под сомнение около четырех тысяч работ (около 0,5%).

Несмотря на то, что в 2009 году ЕГЭ должен стать всероссийским (закон о ЕГЭ был принят Госдумой в январе), концепция единого госэкзамена будет меняться. Этой осенью рассматривается вопрос еще о двух изменениях. Первым может стать отмена обязательного ЕГЭ по математике (во всяком случае, для гуманитариев). Прежде руководители Министерства образования РФ и Министерства образования и науки РФ крепко держались за ЕГЭ по математике, мотивируя это тем, что каждый школьник должен знать и учить этот предмет. Вскоре поток двоек на ЕГЭ по этому предмету (в некоторых регионах он достигал 70%), остудил самые горячие головы. Эксперты, проанализировав результаты и перспективы ЕГЭ, поставили вопрос перед Минобрнауки: либо изменить форму школьных аттестатов (позволить ставить в них двойки), либо отменить ЕГЭ по этому предмету. Некоторые регионы уже решили проблему своими силами. Так, семь лет назад в Ростовской области с энтузиазмом приступили к проведению обязательного ЕГЭ по математике и русскому языку. Результаты были обескураживающими (хотя отнюдь не самыми плохими по России): 20% двоек, до 50% троек. В области долго пытались решить проблему – как выдавать аттестаты двоечникам, и, в конце концов, пришли к решению: обязательный ЕГЭ отменить. Сегодня в Ростовской области ЕГЭ сдают не более 60% школьников – те, кто собирается поступать в вуз. Результаты сразу повысились, двоек в аттестатах тоже нет. Проблема решена.

Виктор Болотов подчеркнул, что сегодня под вопросом два экзамена – по математике и литературе. «Литература – наиболее дискутируемый предмет в форме ЕГЭ», – считает он. В 2007 году изрядный процент двоек (18,5%) российские школьники получили именно по литературе. Заметим: с низкими баллами остались те, кто сам выбрал этот предмет. Учителя критикуют КИМы по литературе – за усложненность, наукообразность и абсолютную бесполезность для проверки знаний в области изящной словесности.

Правда, чем заменить ЕГЭ по литературе – кураторы эксперимента пока не представляют. Обычное школьное сочинение кажется им плохой кандидатурой на вакантное место.

«Сочинение, к сожалению, девальвировало себя и как выпускной, и как вступительный экзамен, – заметил на пресс-конференции Виктор Болотов. – Сейчас очень много пособий с готовыми сочинениями по литературе, которые можно проштудировать, не обращаясь к первоисточнику, и идти сдавать экзамен».

Руководители российского образования пытаются успокоить учителей и родителей, обещая им применять к ЕГЭ-коррупционерам суровые меры. «Следующий год переходный, последний экспериментальный, и, следовательно, законодательство будет работать с других позиций, – заявила на пресс-конференции в РИА «Новости» замначальника управления контроля и оценки качества образования Рособрнадзора Татьяна Бархатова. – Планируется внести в Административный кодекс ряд позиций, которые будут ужесточать ситуацию по отношению к лицам, которые участвовали в нарушениях при проведении ЕГЭ».

Впрочем, подобные обещания педагогическая общественность слышит с 2002 года…

Как сдают ЕГЭ во всем мире?

В Болгарии, Венгрии, Дании, Израиле, Индонезии, Иордании, Иране, Италии, Колумбии, Кувейте, Литве, Новой Зеландии, Норвегии, Сингапуре, Финляндии, Шотландии и Южной Африке национальные тестирования проводятся по всей стране и по единым материалам. В Австралии, Англии, Германии, Канаде, США, Франции осуществляется полуцентрализованное тестирование, когда руководители образования разрабатывают только рекомендации по подготовке тестовых материалов в разных регионах страны.

Наконец, ряд стран – Гонконг, Корея Южная, Словацкая Республика, Словения, Таиланд, Турция, Япония – предпочитает проводить централизованно только один экзамен. Остальные отдаются вузу или школе. В Австрии, Греции, Исландии, Чешской Республике, Швейцарии, на Кипре и Филиппинах школы и вузы сами разрабатывают экзаменационные материалы и проводят внутренние экзамены. Во Франции и Германии тестирование проходят в школе, и оно считается частью среднего образования.

Из 50-ти изученных стран только в пяти проводится централизованное тестирование вне школы, в особых центрах: это Англия, Литва, Шотландия, США (вступительные экзамены в вуз), Япония (первый тур вступительных экзаменов в вуз, второй тур проводит университет).

В большинстве стран (Австралия, Англия, Болгария, Гонконг, Израиль, Индонезия, Исландия, Кипр, Корея, Литва, Румыния, Сингапур, Словения, США, Финляндия, Шотландия, Южная Африка, Япония) школьники проходят письменные тестирования. Иногда в ходе них используются практические и экспериментальные задания. Тесты могут включать оценку умений старшеклассников.

Письменные экзамены сочетаются с устными в Австрии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Италии, Канаде, Латвии, Нидерландах, Норвегии, Словацкой Республике, Франции, Чешской Республике, Эстонии.

 

(«Сравнительный анализ системы обеспечения единого экзамена в зарубежных странах». Руководитель исследования – Г.С. Ковалева, 2002–2006 годы).

Одни возражают, другие готовятся…

До сих пор Нижегородская область оставалась единственным регионом, активно выступающим против введения ЕГЭ. Губернатор Валерий Шанцев заявлял, что созданная в СССР система образования с профильными экзаменами считалась лучшей в мире, «а система тестов ЕГЭ похожа на схему экзаменов на водительские права, когда можно заучить все ответы».

Однако, по словам директора Департамента образования Нижегородской области Сергея Наумова, в области уже ведется подготовка для перехода на ЕГЭ. В нижегородских вузах учитывают результаты как «классических» экзаменов, так и ЕГЭ. «Мы не против этого и никого не ущемляем. Эта практика поможет нам перейти на внедрение ЕГЭ в 2009 году», – заявил Наумов.

 

ЕГЭ-2007 в вопросах и ответах

Законна ли выдача справки о ЕГЭ?

ЕГЭ-2007 оказался богат бюрократическими трудностями. В некоторых регионах (Москва, Новосибирск, Екатеринбург) не были вовремя напечатаны свидетельства о сдаче ЕГЭ.

«Да, в этом году позже, чем в предыдущем выдавались сертификаты, – признал Болотов. – В частности, это было связано с тем, что некоторые регионы сами взялись их печатать. Но для подачи документов в вузы подлинник сертификата не является обязательным условием. У абитуриента есть право устно, вернее, письменно заявить, сколько баллов он получил по тому или иному предмету. В заявлении о приеме в вуз есть такая специальная графа. А вуз обязан проверить данные по федеральной базе свидетельств ЕГЭ. К сожалению, в этом году были единичные вузы, которые отказывались это делать, но после вмешательства «Рособрнадзора» ситуация была нормализована».

Департамент образования Москвы посоветовал директорам школ выдавать выпускникам справки о баллах ЕГЭ. «В конце июня, после выдачи аттестатов, почти ни у кого из абитуриентов не было сертификатов, – рассказали в приемной комиссии ГУ ВШЭ. – Кто-то приносит справки из школ, но некоторым отказываются их выдавать».

Действительно, директора школ посчитали, что не в их компетенции выдавать подобный документ. Они предложили выпускникам другие решения: например, распечатывать из электронной базы, нотариально заверять и предъявлять в приемную комиссию информацию о сдаче ЕГЭ.

Однако подпись нотариуса стоит дорого, и не всем она по карману.

Действительно, школа не имеет права давать справку о набранных учеником баллах ЕГЭ (поскольку его проводит не школа, а региональный центр тестирования). Однако справка, о которой идет речь, выдается выпускнику по другому поводу. Она подтверждает, во-первых, что в школу в нужный срок не пришли свидетельства ЕГЭ. И, во-вторых, что данный ученик на этапе прохождения приемной комиссии нуждается в персональной проверке своих баллов через Федеральную базу свидетельств (ФБС).

Дело в том, что абсолютно все поданные свидетельства ЕГЭ должны быть проверены в приемной комиссии через ФБС. Но это делается постфактум, после приема всех заявлений (а иногда даже при зачислении). В компьютер закладывается полный список абитуриентов – и машина определяет, есть ли расхождения между поданными документами и сведениями ФБС. Информацию об абитуриенте, который приходит в приемную комиссию со справкой из школы, просто проверяют по этой базе персонально.

«Можно даже принести нотариально не заверенную распечатку результатов из ФБС, – утверждают в приемной комиссии РГГУ. – Все равно эти данные проверяются по Федеральной базе. Если сертификаты не появятся вплоть до зачисления, мы зачисляет абитуриентов: они ведь не виноваты в этой ошибке».

Виктор Болотов заявил, что в будущем планируется отменить свидетельства о сдаче ЕГЭ: все сведения будет предоставлять вузам в электронном виде Федеральная база свидетельств.

Законен ли пересчет баллов в вузе?

Это еще одна проблема, которая была поднята во время ЕГЭ-2007.

При его массовой сдаче россияне с удивлением обнаружили, что результаты пересчитываются четырежды: первый раз – в первичные баллы, второй – в тестовые, третий – в школьную оценку (по распоряжению Минобрнауки) и четвертый раз – при поступлении в вузы.

«Процент верных ответов нельзя использовать для оценки знаний ученика, – объяснял эту систему один из создателей ЕГЭ, бывший руководитель Федерального центра тестирования Владимир Хлебников. – Дело в том, что даже в одном тесте все задания имеют разную трудность. Придавать один и тот же вес легким и сложным заданиям нельзя. Благодаря использованию разработанной специалистами ФЦТ научной методике «сырые» баллы выпускников пересчитываются в тестовые баллы по 100-балльной шкале. Именно они указываются в свидетельствах с результатами ЕГЭ».

Действительно, при выставлении первичных баллов учитывается количество правильно решенных заданий, при пересчете тестовых баллов – их качество (то есть сложность). Такая технология давно уже применяется в наиболее продвинутых системах национального тестирования разных стран.

Но какую задачу решают руководители вузов, пересчитывая баллы по собственной шкале?

Вот как в 2007 году приемная комиссия МГИМО пересчитывала баллы ЕГЭ по русскому языку (см. табл.).

Таблица

 

Пятибалльная система

Система баллов МГИМО

Баллы ЕГЭ

Пятибалльная система

Система баллов МГИМО

Баллы ЕГЭ

5

25

100

99

3

17

70
69
68
67
66
65

24

98
97
96

16

64
63
62
61
60
59

23

95
94
93

4

22

92
91
90
89

15

58
57
56
55
54
53

21

88
87
86
85

14

52
51
50
49
48
47
46

20

84
83
82
81

2

13

45

19

80
79
78
77
76

1

1

18

75
74
73
72
71

Как видим, выходит, что тот, кто получил на ЕГЭ почетные 70 баллов, в системе МГИМО сдал экзамен всего лишь на тройку!

«К сожалению, такая проблема существует, – признает Виктор Болотов – Рособрнадзор не может диктовать вузам проходной балл, но мы все время уговариваем ректоров не завышать планку. Прошлые годы показали, что многие вузы ставят очень высокую планку при приеме по результатам ЕГЭ. Мы даем им каждый год сведения, сколько детей набрали по России 95–100 баллов, чтобы у них не создавалось иллюзий, что есть много высокобалльников, и все пойдут именно к ним в вуз».

«То, что при проведении эксперимента вузы имеют право перевести оценки ЕГЭ в свои баллы, дает им право творить произвол, – говорит Владимир Хлебников. – Рособрнадзор росчерком пера мог бы это прекратить. Но не делает этого».

…Таким образом, считают критики ЕГЭ, новый экзамен и здесь не достиг своей цели: зачисление абитуриентов по-прежнему зависит от прихотей приемной комиссии. В других странах баллы, полученные во время национального тестирования, безоговорочно признают в вузах. Но не надо обольщаться: и там отработаны свои способы отсева абитуриентов. В США и Великобритании приемные комиссии при зачислении анализируют портфолио школьника. В него могут входить самые неожиданные вещи – вплоть до документального фильма о себе самом и своих интересах (такие фильмы любят снимать американские абитуриенты). Однако приемная комиссия никогда не сообщает школьнику, почему – при высоких баллах – его все-таки не приняли в престижный вуз. Так, автор «Гарри Поттера» Джоан Роулинг в свое время не была зачислена в Кембридж, хотя набрала соответствующий балл. Это несправедливое решение будущей писательнице в конце концов объяснили тем, что при зачислении приоритет отдавался выпускникам частных школ, она же окончила простую муниципальную…

Есть ли шанс бюджетного места?

Согласно принятому Государственной думой Закону о ЕГЭ, результаты единого госэкзамена не будут принимать в нескольких ведущих вузах страны (список определяется правительством). Как видно из этих таблиц, сдавать туда свидетельства о сдаче ЕГЭ было бы огромным риском – так высока стоимость обучения, и так мало бюджетных мест…

Примерная стоимость обучения в самых престижных государственных и негосударственных вузах России в 2007 году (руб./год)

Специальность

МГУ

СПбГУ

МФТИ

РосНоУ

Институт иностранных языков

Невский институт языка и культуры

Финансы

210000

78800

54600

Менеджмент

240000

75600

54600

31500

Иностранные языки

210000

60000

38500

31500

Юриспруденция

215000

150000

57200

Информационные технологии

80000

80000

70000

42900

Примерное количество бюджетных мест в самых престижных государственных вузах России

Специальность

МГУ

СПбГУ

МФТИ

Экономика

220

20

Менеджмент

20

Иностранные языки

Юриспруденция

320

110

Информационные технологии

10

15

55

Материалы подготовила Светлана КИРИЛЛОВА
Использована информация: РИА Новости, ИТАР-ТАСС, www.mon.gov.ru, Новая газета, Время новостей, www.gazeta.ru
Рейтинг@Mail.ru