Рецензии
Т.И. Шамова, С.Н. Белова, И.В. Ильина, Г.Н.
Подчалимова, А.Н. Худин Современные средства
оценивания результатов обучения в школе: Учебное
пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007
«В условиях личностно
ориентированной направленности школьного
образования… к числу приоритетных проблем можно
отнести… открытость требований к уровню
подготовки обучающихся и процедур контроля
для всех участников образовательного
процесса…».
|
Современное состояние
школьного образования нередко вызывает резкую
критику, причем как со стороны непосредственных
участников педагогического процесса – прежде
всего учителей и администрации, так и широкой
общественности. В этой связи актуальной видится
задача определения того, насколько эта критика
справедлива. Следует со всей основательностью и
осторожностью оценить происходящие в
образовании и с образованием изменения с тем,
чтобы отделить нежелательные, но поддающиеся
коррекции тенденции, от тех нововведений,
которые отражают происходящие в последние
десятилетия социальные преобразования и потому
носят необратимый характер.
Данное пособие, заявленное как учебное,
принадлежит к изданиям, которые помогают вынести
суждения об оценке качества обучения с опорой не
на субъективные, – а порой и просто
недостаточные представления, – а на необходимую
для этого информацию. Оно предназначено
руководителям учебных учреждений, желающим
разобраться в вопросах определения качества
образования и сделать соответствующие
практические выводы.
Судя по названию, речь в книге идет о
новых способах оценивания успешности обучения,
что нуждается в пояснении: с одной стороны, о
новых технологиях, а с другой – о новых способах
повышения интереса учащихся к получению знаний.
Традиционная система оценок, несмотря
на свою жизнеспособность, уже давно обнаружила
серьезные недостатки. Во-первых, она перестала
быть пятибалльной, во-вторых, не позволяет точно
дифференцировать ответы учеников и их
письменные работы, в-третьих, способствует
появлению школьной тревожности. И этот
критический список может быть продолжен.
В качестве главной задачи модернизации
способов оценивания результатов обучения в
школе авторы называют параметризацию,
которая предполагает поиск ответов на вопросы:
что, зачем и с помощью чего измерять? Отдельно
рассматриваются инновации в оценивании
образовательной деятельности младших
школьников и учащихся основной и средней школы.
Значительное место в книге отведено описанию
тестовой формы проверки знаний (история
возникновения и становления, понятийный аппарат,
классификация, психолого-педагогическая
поддержка и др.) и Единому Государственному
Экзамену. Сочетание научно обоснованной
характеристики ЕГЭ с подробным изложением его
организации, включая технологию подготовки,
позволяет получить о нем достаточно полное
представление.
По прочтении книги складывается впечатление,
что и ЕГЭ, и активно используемое тестирование –
хорошо продуманные технологии, применение
которых должно способствовать повышению
качества образования. Почему же тогда в их адрес
раздается столько недовольных голосов?
«Виноват» ли ЕГЭ в том, что для некоторых
выпускников он оказался слишком трудным? Может
быть, причину школьных неудач следует искать в
чем-то другом?..
Марина СТЕПАНОВА
|