Рецензии
Аттестация педагогических работников
общеобразовательных учреждений: методические
рекомендации и материалы/ Авт.-сост. И.А. Фоменко.
Под общ. ред. Л.Я. Олиференко – М.: АРКТИ, 2005
(Управление образованием)
«Цель периода прохождения
аттестации – оценка профессиональной
компетентности учителя и определение путей его
дальнейшего совершенствования».
|
Небольшое издание, посвященное
вопросам аттестации, содержит методические
материалы – общие требования к аттестации,
модель и возможные формы ее проведения, а также
соответствующие нормативные документы.
По авторскому замыслу, методические
рекомендации предполагают всесторонний, а
потому порой критический анализ процесса
аттестации, ее целей и средств, что, по-видимому, и
обусловило проблемный характер изложения. В
частности, в книге приводятся данные опроса
учителей и заместителей директоров
образовательных учреждений, рассматривающих
аттестацию как средство контроля, а не стимул
совершенствования и развития профессиональной
компетентности. Анализ теоретических разработок
по вопросам практики проведения аттестационных
процедур также позволил выявить их
направленность на оценку достижений за
последние пять лет.
Трудно не согласиться с утверждением,
что оценка прошлых заслуг учителя не содержит в
себе информации о стремлении к
самосовершенствованию, в то время как
педагогическая деятельность в соответствии с
присвоенной категорией будет осуществляться в
последующие пять лет. Это противоречие
свидетельствует в пользу актуальности
разработки такой модели аттестации, которая
решала бы не только диагностические задачи, но и
способствовала развитию профессиональной
компетентности. В книге предприняты первые
серьезные шаги на пути разработки такой модели
аттестации – выделены основные линии ее
взаимосвязи с процессом развития педагогической
компетентности.
Интерес представляет «Диагностическая
карта аттестации педагогических кадров», в
которой содержатся требования к деятельности
педагога в зависимости от его квалификационной
категории. Такие карты, с одной стороны,
значительно облегчают понимание авторской
позиции, а с другой – позволяют обнаружить
уязвимые для критики места. Например, уровень
практических умений педагога второй и высшей
категорий отличается использованием
образовательных технологий – традиционных или
личностно ориентированных. Подобное
противопоставление содержит указание на
преимущества личностно ориентированного
обучения по сравнению с традиционным.
Однако из одного факта использования
новых технологий не следует однозначного вывода
о преимуществах такого обучения. Верно и
обратное: построенное с учетом возрастных
особенностей обучение по традиционным
образовательным программам, как правило,
обеспечивает высокие результаты усвоения
материала. Другой пример, когда показателем
продуктивности труда педагога выступает
стабильная положительная динамика учебных
достижений детей. В данном случае не стоит
исключать влияние широкой социальной среды, в
том числе и семьи.
Книга рассчитана и на педагогов, и на
руководителей образовательных учреждений. В
исключительном положении оказались лишь
школьные психологи. Вопрос о том, как должна
проходить их аттестация, остается открытым, и
отсутствие внимания к этой проблеме в
рецензируемой книге – лишнее тому
доказательство.
Марина СТЕПАНОВА
|