Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2007

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Анализируем ситуацию

Только 40% учителей умеют писать электронные письма…

Такой вывод сделали российские эксперты в ходе международного исследования SITES–2006

Международное исследование применения информационных технологий в общем образовании SITES–2006 (Second Information Tecnology in Education Study) поставило перед собой вопрос: отвечает ли система общего образования в России вызовам времени? Готова ли она к всеобщей информатизации? По мнению идеологов исследования SITES–2006, этот процесс не ограничивается установкой компьютеров в школах. «Информатизация образования, – говорится в российском отчете об исследовании, – это приведение образовательной системы в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества».

Специалисты Московского института открытого образования и Центра оценки качества образования ИСМО РАО опросили директоров, учителей информатики, математики и естественно-научных дисциплин из 800 российских школ, расположенных в 45 регионах. Около 4000 педагогов дали ответы на специально составленную анкету. Затем данные были заложены в компьютер.

С какими трудностями при применении информационных технологий сталкиваются учителя?

Первая и главная – 70% из 4000 опрошенных дали ошеломляющий ответ: они до сих пор не обеспечены средствами ИКТ. Следовательно, техника, в массовом порядке поставляемая в школы, не используется по назначению. Она ржавеет на складах, либо не заполнена необходимыми программами.

Не удивительно, что только 15% учителей смогли похвастаться: ИКТ в их школах оказывают существенное влияние на учебный процесс.

20% педагогов рассказали, что применение информационных технологий вызывает дополнительную напряженность на уроке. Это означает, что компьютеров недостаточно, чтобы обеспечить ими класс, а дети и учителя не умеют их правильно использовать.

70% опрошенных учителей признались: они вообще не уверены, что готовы к внедрению новых технологий.

Поэтому другая группа вопросов, задаваемых учителям, была связана с их личным взаимоотношением с компьютером. Как известно, еще в 2005 году, отвечая на вопросы анкет при подведении итогов программы РЕОИС, большинство педагогов заявляли, что им легче скачивать информацию из Интернета, чем работать с диском, на котором записана та же информация. Выяснилось: преподаватели были настолько не уверены в своей ИКТ-компетентности, что боялись испортить или поломать диск.

Как чувствовали себя учителя за компьютером в 2006 году?

Если верить самооценке педагогов,

  • 40% респондентов умеют написать электронное письмо;

  • 25% – создать список учащихся или бюджет в электронной таблице;

  • 20% – смастерить презентацию с несложной анимацией.

Как применяется компьютер в учебном процессе? С этим гораздо сложнее.

Из 4000 опрошенных (а это были учителя информатики, математики и естественных наук) только

  • 15% ответили, что умеют успешно использовать ИКТ для подготовки урока;

  • 22% – могут с этой целью найти полезные материалы в Интернете;

  • 22% – готовы применять ИКТ для выступлений перед учениками;

  • 12% – способны инсталлировать учебные программы.

Спутниковый Интернет в условиях России – неизбежность.

На что надеются учителя?

  • 50% считают, что ИКТ в будущем помогут гораздо лучше готовиться к выступлениям;

  • 32% уверены, что с помощью компьютера им будет легче вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность;

  • треть опрошенных признала, что компьютеры повлияли на индивидуализацию учебного процесса.

А как расценивают педагоги успехи своих учеников? На редкость позитивно!

По их словам,

  • 40% детей умеют проводить поиск информации с помощью ИКТ;

  • 30% – участвовать в социальных проектах;

  • 15% – осуществлять инновационные виды деятельности с помощью компьютера.

Таким образом, в освоении компьютерных технологий школьники опережают своих наставников. Или, быть может, наставники просто-напросто рассказали социологам о том, что не верят в собственные силы?

Факт

По данным опроса, проведенного Фондом общественного мнения, Интернет-сайты с образовательной тематикой пользуются стабильным успехом среди россиян. Они занимают четвертое место в рейтинге после сайтов, посвященных технике, бизнесу и банкам, играм и досугу. Стоимость одного образовательного портала около 10–15 млн. руб. в год.

Сколько раз подключали к Интернету российские школы?

К 1 сентября 95% образовательных учреждений России будут подключены к «всемирной паутине». Это еще раз подтвердил глава Мининформсвязи Леонид Рейман. «На сегодняшний день к сети Интернет подключено свыше 36 тысяч образовательных учреждений порядка 70% школ, подключаемых в рамках национального проекта, заявил он. Теперь школы будут подключаться к Интернету с помощью спутниковой связи. Это касается тех регионов, где всегда были сложности с традиционным кабельным подключением».

Этим летом по школам всей России проводную связь меняют на спутниковую. Так, в Южном федеральном округе только за апрельмай 2007 года произошло около 850 замен проводной связи на спутниковую, из которых большая часть 500 пришлась на Дагестан.

Спутниковый Интернет в условиях России – неизбежность. «Действительно, у нас много регионов, где невозможно обеспечить наземный доступ, отмечает аналитик инвестиционной компании «Брокеркредитсервис» Денис Мухин. Единственная возможность подключить школу в таких местах только через спутник. Конечно, это более затратный путь. Но в рамках государственного проекта «Образование» такие расходы могут быть вполне оправданными».

…Итак, снова расходы. По данным Мининформсвязи около семи тысяч образовательных учреждений уже подключены к Интернету по спутниковым VSATтехнологиям, и их становится больше с каждым днем. Причем, не от хорошей жизни. Как сообщил генеральный директор компании «Синтерра» (акционер компании РТКомм, выигравшей тендер на подключение школ к сети) Виталий Слизень, планировалось подключать большинство школ к Интернету через провода. Теперь же, по ряду причин, необходимо использовать спутниковую связь. А в Мурманской, Архангельской и Петрозаводской областях придется организовывать спутниковые магистральные каналы.

И снова Интернета не хватает на всех. Система общего образования кажется бездонной.

 Достоинство программного обеспечения с открытым кодом в том, что оно распространяется бесплатно. Его производители зарабатывают не на продаже лицензий, а на распространении обновлений.

Казалось бы, недавно завершился проект Всемирного банка по информатизации образования стоимостью в 100 миллионов долларов. Он сделал акцент на содержание образовательного Интернета. Треть всех выделенных средств была потрачена на создание новых образовательных ресурсов, которые можно использовать в том числе и для внутришкольной сети.

Два года назад, в 2005 году, были подведены итоги программы РЕОИС (развитие единой образовательно-информационной среды), стоившей налогоплательщикам России около двух миллиардов долларов. За эти деньги образовательные учреждения тоже были подключены к Интернету. Тогда на крышах школ в приказном порядке устанавливались дорогие и бесполезные антенны-тарелки.

– «Мне кажется, что идея с удаленным доступом к Интернету была ошибкой, – считает Исак Фрумин, координатор проектов по образованию Всемирного банка. – Она не решила ни одной важной содержательной задачи. Я допускаю, что из пяти тысяч школ, где были установлены антенны, тысяча ими все-таки пользуется. Но, как остроумно заметил один эксперт, эти антенны – все равно что пейджеры. Пейджер полезен, когда туда можно сбросить какую-то информацию. Между антенной-тарелкой и полноценным Интернетом такая же разница как между пейджером и мобильным телефоном. Видимо, люди, предлагавшие поставить в школы антенны-тарелки, не предполагали, что реальный Интернет в итоге может оказаться доступен и не надо применять временное и некачественное решение».

…Оказалось, что использовать этот Интернет для занятий – дорого и неудобно, а передавать на «тарелки» нечего.

«В других странах первые крупные образовательные порталы для школ были адресованы, прежде всего, образовательным учреждениям, находящимся в удаленной местности, – говорит генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. – Ими стали аргентинский, индийский, чилийский образовательные порталы. Но в Аргентине, например, этот процесс сопровождался установкой интерактивных приемо-передающих антенн в каждой школе. Более того: доступ к этому ресурсу обеспечивался в радиусе полутора километров. Купив простейший прибор, дети могли даже входить в эту систему из своего домашнего компьютера. Разве было сделано что-либо подобное в России?».

… В 2007 году исполнители государственного контракта не справляются: у них иссякают складские запасы VSAT–оборудования, необходимого для замены наземного вида доступа в Интернет на спутниковый.

А крайними, как всегда, оказываются школы: провода им уже перерезали, а к спутнику еще не подключили.

Открытый код – закрытый конкурс

Высокопоставленные чиновники убеждены, что государству следует провести новый конкурс на поставку программ для школ и отдать предпочтение ПО с открытым кодом – в частности, операционным системам (ОС) типа Linux.

Сегодня в России нет ни одной школы, где не стоял бы хоть один компьютер. И вопрос, какими программами начинено это «железо», становится все более актуальным.

По данным Мининформсвязи, в российских школах сегодня используется более 650 тысяч компьютеров. Цифра эта весьма сомнительная, вероятно, при подсчетах чиновники учли всю технику, когда-либо поставляемую в ОУ (начиная с 90-х годов).

На 70% из них (по тем же приблизительным данным) установлены пиратские версии операционной системы Windows. В апреле 2007 г. министр информтехнологий и связи Леонид Рейман пообещал, что к началу учебного года все российские школы будут обеспечены лицензионным программным обеспечением.

Для этого Мининформсвязи договорилось с ведущими производителями (Microsoft, Adobe Systems, «Лаборатория Касперского», «Доктор Веб», RarLab, Corel Draw), которые обязались поставить в школы свои продукты по льготной цене. Из федерального бюджета на всю программу установки лицензионного оборудования в ОУ предполагалось выделить 3,8 млрд. руб.

Однако Минэкономразвития (без чьей визы невозможна реализация подобной программы) подвергло критике идею, предложенную Мининформсвязи. Ведомство Германа Грефа предлагает закупать для школ не дорогие лицензионные программы (которые все равно будут пиратским образом копировать), а программы с открытым кодом. Это обойдется государству на порядок дешевле.

Достоинство программного обеспечения (ПО) с открытым кодом в том, что оно распространяется бесплатно. Его производители зарабатывают не на продаже лицензий, а на распространении обновлений, технической поддержке систем и т. п. Иначе поступают производители программного обеспечения Microsoft: они продают лицензии на использование каждого экземпляра их программных продуктов (что, естественно, порождает расцвет контрафакта – ведь продукт стоит дорого).

Однако на российском рынке сегодня есть продукты с бесплатным ПО. Это – операционные системы типа Linux.

По оценкам Мининформсвязи, установление в школах системы Linux (вместе с пакетами офисных программ) обойдется государству в 150 руб. на один персональные компьютер в год. Что касается ежегодных затрат на закупку и поддержку лицензионных Windows, они составляют 353 руб. на один ПК (программы MS Office, MS Visual Studio и MS Front Page). На первый взгляд, выгода несомненна.

Однако эксперты предупреждают: при массовых поставках открытое программное обеспечение обходится дорого. Ведь его обслуживанием, технической поддержкой, обновлением должны заниматься квалифицированные компьютерщики. Поэтому, по подсчетам некоторых специалистов, стоимость системы Linux при массовой установке в школах сравняется со стоимостью лицензионных Windows/MS Office. И другая трудность: большинство используемых в ОУ учебных программ не рассчитаны на операционную систему типа Linux. Государство должно будет потратить еще 50 млн. руб. на разработку версии операционной системы, предназначенной для российских школ. Впрочем, эксперты возражают: разница в стоимости пакетов лицензионного Windows и лицензионного Linux составляет около 130 млн. руб. в год. 50 млн. руб. «на доводку» в этом контексте выглядят пустяком: затраты на разработку специальной версии Linux для российских школ окупились бы меньше, чем за полгода.

Генеральный директор компании Alt Linux Алексей Смирнов говорит, что его компания готова разработать специальный «школьный» комплект Alt Linux Junior, куда войдут, помимо операционной системы, программы, отвечающие утвержденному Министерством образования РФ обязательному минимуму преподавания информатики. Гендиректор предлагает другое решение: пока закупать для школ только программы, работающие одновременно под Linux и Windows, а на всех школьных компьютерах устанавливать обе эти операционные системы.

Замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов поддерживает идею установки на школьных компьютерах программного обеспечения с открытым кодом. Однако он подчеркивает, что по закону «О размещении заказов на поставки товаров...» на поставку в школы лицензионного оборудования должен быть проведен тендер.

Пока что Мининформсвязи, который выступает за внедрение в школах программного обеспечения с открытым кодом ведет предварительные переговоры с производителями, чтобы сориентироваться в уровне цен.

«Мы планировали к 1 сентября лицензировать Windows в школах, а открытое ПО начнем вводить параллельно в пилотном регионе», – обещают чиновники Миниинформсвязи.

Кстати…

Торговлю рефератами приравняли к продаже оружия

Поисковая система Google отказалась размещать объявления от продавцов рефератов и курсовых работ. Вузы Великобритании приветствуют этот запрет.

Одна из самых мощных поисковых Интернет-систем мира Google отказывается рекламировать услуги по продаже рефератов, курсовых и дипломных работ. Эти популярнейшие рекламные предложения Google отныне приравнивает к объявлениям об услугах проституток, продаже оружия, наркотиков и поддельных документов. Британские учителя и профессора вузов приветствуют запрет Google. Профессор Драммонд Боун, президент организации Universities UK с удовлетворением заметил по этому поводу, что только за 2006 год британским студентам было продано через Интернет около 12 тысяч работ. Некоторые курсовые работы, написанные для студентов университетскими преподавателями, обходились заказчикам до пяти тысяч фунтов. Впрочем, с решением Google согласны далеко не все. Например, Мэтью Уилсон, глава фирмы Essaywriter.co.uk, (название фирмы означает «сочинитель эссе»), заявил, что запрет затронет сайты, честно помогающие школьникам и студентам в подготовке собственных рефератов (высылающих им за деньги дополнительные материалы с предупреждением, что их нельзя сдавать под своим именем). Представители Google сообщили, что готовили подобный запрет давно. Новые правила размещения объявлений «выработаны с учетом множества факторов, включая законодательные и культурные, а также с учетом опыта заказчиков и потребителей». Для россиян немаловажно, что запрет на рекламу «заказных» рефератов, курсовых и дипломных работ будет принят в филиалах компании по всему миру.

 

Рейтинг@Mail.ru