Интернет в ОУ
Полный контакт
Обеспечение выхода школ к
информационным образовательным ресурсам
Интернета – одно из важнейших направлений
нацпроекта «Образование». Поэтому было принято
решение в сжатые сроки – за два года –
предоставить широкополосный доступ всем ОУ,
которые его не имели. Это реализация принципа
выравнивания стартовых возможностей
образовательных учреждений, устранения
«цифрового» и социального неравенства. В
результате проекта в национальном масштабе
будет сформирована необходимая техническая
основа для внедрения современных
образовательных технологий обучения.
Перечень подключаемых
образовательных учреждений был составлен по
итогам анализа, проведенного Россвязьнадзором в
2006 году. Изучался уровень фактической
оснащенности ОУ
информационно-коммуникационными технологиями.
Эти данные согласовывались главами субъектов
Российской Федерации и органами управления
образованием, а затем утверждались совместным
приказом Мининформсвязи России и Минобрнауки.
В перечень вошли ОУ для детей дошкольного
и младшего школьного возраста;
общеобразовательные учреждения;
общеобразовательные школы-интернаты;
оздоровительные образовательные учреждения
санаторного типа для детей, нуждающихся в
длительном лечении; образовательные учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей; специальные учебно-воспитательные
учреждения для детей и подростков с девиантным
поведением открытого и закрытого типа;
специальные (коррекционные) образовательные
учреждения для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии; вечерние (сменные)
общеобразовательные учреждения;
общеобразовательные школы-интернаты с
первоначальной летной подготовкой.
К концу прошлого учебного года (по
данным на 17 мая 2007 года) к сети Интернет было
подключено 33 319 ОУ (из них городских – 14 191,
сельских – 19 128). Эти цифры свидетельствуют о
выполнении плана подключения по Российской
Федерации и федеральным округам.
В труднодоступных районах
образовательные учреждения подключаются
благодаря использованию спутниковых технологий.
Одними из первых стали ОУ Республики Дагестан –
115 подключений, Чеченской Республики – 107, Якутии
– 101, Волгоградской и Архангельской областей – 93
и 78 соответственно.
Управление проектом организовано с
участием всех заинтересованных сторон:
Минобрнауки России, Мининформсвязи России,
Рособразование, органы государственного
управления субъектов Российской Федерации.
А контроль за проведением работ возложен на
Россвязьнадзор.
Совместным приказом ведомств утверждена
спецификация автоматизированного рабочего
места, предоставляемого субъектами РФ в те ОУ,
которые подключаются к Интернету в рамках
мероприятий Приоритетного Национального
проекта «Образование» (ПНПО) по направлению
«Внедрение современных образовательных
технологий» в 2006–2007 годах. В части
софинансирования, в соответствии с заключенными
соглашениями, субъект Российской Федерации
обеспечивает наличие в каждом образовательном
учреждении своего региона не менее одного
автоматизированного рабочего места, оснащенного
компьютерным оборудованием, для предоставления
доступа к сети.
Кто в
ответе
|
Государственный
контракт на обеспечение доступа к сети Интернет
образовательным учреждениям от 13.09.2006 № 369 по
результатам конкурса был заключен Федеральным
агентством по образованию с открытым
акционерным обществом «РТКомм.РУ».
Цена контракта составляет 3 млрд.
рублей:
2006 год – 1 млрд. руб.,
2007 год – 2 млрд. руб.
Источник финансирования –
Федеральный бюджет Российской Федерации.
Информационное и методическое сопровождение
проекта выполняет Национальный фонд подготовки
кадров.
Объем работ – предоставление ОУ
неограниченного доступа к ресурсам сети
Интернет до 31 декабря 2007 года – выполняется в
несколько этапов.
В 2006 году – 18 тыс. ОУ.
План 2006 года по Российской Федерации
был выполнен досрочно, 12 декабря.
В 2007 году:
• в 1-м квартале – 9321 ОУ;
• во 2-м квартале – не менее 9133 ОУ;
• в 3-м квартале – не менее 10 502 ОУ;
• в 4-м квартале – не менее 5796 ОУ. |
Как сообщила на заседании
Межведомственной рабочей группы*
заместитель руководителя Федерального
агентства по образованию Ольга Волжина, на
сайтах Минобрнауки России, Рособразования и
федерального оператора НФПК ведется
информационное сопровождение проекта. Работают
три «горячие линии»: по техническим вопросам
подключения, по системе исключения доступа и по
организационным вопросам. На портале
Рособразования открыт интернет-форум.
На основе опыта работы учителей с
ресурсами Интернета разработаны следующие
материалы: каталог образовательных ресурсов
сети для основного и среднего (полного) общего
образования; методические рекомендации для школ,
подключаемых к Интернету по технологии xDSL;
примерные правила использования сети Интернет в
общеобразовательном учреждении; регламенты
работы по запуску и обновлению антивирусного
программного обеспечения; регламент по работе с
электронной почтой и др. Указанные материалы
размещены на сайтах Рособразования и НФПК и
направлены ответственным за проведение
мероприятий по подключению в субъектах
Российской Федерации.
В рамках Федеральной целевой
программы развития образования на 2006–2010
годы (ФЦПРО) организована содержательная
поддержка ПНПО.
Идет разработка электронных
образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР),
которые обеспечивают реализацию
образовательных программ по предметам: физика,
химия, биология, иностранный язык (английский),
география, мировая художественная культура и
искусство, история, русский язык, естествознание,
математика. Все они ориентированы на работу
через сеть Интернет.
Проводится консолидация деятельности
всех созданных и формируемых в рамках системы
образования инфраструктурных механизмов в
единый системный комплекс. Его задачи –
осуществление координации и целостной
методологической политики внедрения
современных ИКТ в учебный процесс школы, а также
обновление и развитие службы методической
поддержки, переподготовки и повышения
квалификации работников образования.
Консолидация должна привести к построению
вертикали: федеральный межшкольный методический
центр экспертизы и внедрения современных
образовательных технологий (ФММЦ) –
региональная методическая служба (РМС) –
муниципальная методическая служба (ММС) –
образовательные учреждения (ОУ).
В качестве поставщика новых методик
вводится в эксплуатацию специализированный
Федеральный центр информационных
образовательных ресурсов (ФЦИОР), основными
задачами которого являются:
– формирование единого
образовательного пространства на всей
территории страны (с одной стороны, стандарты,
методики, регламенты, единое содержание; а с
другой – гибкость, возможность легкого внесения
утвержденных изменений);
– повышение качества образования во
всех регионах страны за счет онлайн-доступа
педагогов и обучающихся к современным
технологиям обучения, научно-методическим
материалам и другим источникам знаний, а также
организации эффективной обратной связи между
участниками учебного процесса и педагогической
наукой;
– реализация возможностей получения
знаний как из сферы национального образования,
так и мирового.
В рамках проекта «Информатизация
системы образования» создается национальная
общедоступная коллекция цифровых
образовательных ресурсов. В ней уже сейчас можно
найти материалы по всем общеобразовательным
предметам: репродукции, яркие иллюстрации, даже
фрагменты музыкальных произведений в формате mp3.
Все это выкладывается не только для педагогов, но
и для родителей с детьми, как, например, на
Российском общеобразовательном портале.
Анализ информации по использованию
ресурсов Интернета образовательными
учреждениями, подключенными в 2006 и первом
квартале 2007 года, показывает, что при подготовке
к ЕГЭ процент выхода в сеть учащимися 10–11-х
классов в учебное время увеличился: по
Калининградской области на 37%, по Республике Коми
– на 18%, по Орловской области – на 4%.
Следует отметить, что образовательные
учреждения активно обращаются к всемирной
паутине и на занятиях, и во внеурочное время. В
первом квартале 2007 года это было связано с
необходимостью (в процентном отношении к общему
числу часов, потраченных на Интернет):
В этом случае наиболее активно к
ресурсам сети обращались следующие субъекты РФ:
Республика Алтай (38%), Читинская область (34,7%),
Корякский АО (33,7%), г. Санкт-Петербург (23,3%);
Чаще других в Интернет заглядывали
представители образовательных учреждений
Нижегородской (28%), Оренбургской (24%),
Новосибирской (23%) и Белгородской областей (22%).
В тестовом режиме развернута единая,
постоянно обновляемая система, которая
исключает доступ с рабочих мест в школах к
интернет-ресурсам, несовместимым с задачами
воспитания и образования. Планируется, что она
будет запущена в промышленную эксплуатацию к
концу этого года.
Региональные регламенты доступа
общеобразовательных учреждений в сеть Интернет
сформированы и утверждены более чем в
71 субъекте РФ. Осуществляется настройка и
организация дистрибутива программного
обеспечения системы для каждого из них. Создан
специализированный сервер поддержки процесса
внедрения системы в общеобразовательных
учреждениях. Системой обработано свыше 1,5 млрд.
запросов, из которых 51 млн. был отфильтрован как
несоответствующий задачам образования и
воспитания.
И, наконец, рассматривается вопрос
установки дополнительных серверов фильтрации в
семи столицах федеральных округов (Москва,
Санкт-Петербург, Самара, Ростов-на-Дону,
Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск); идет
организация централизованного управления
системой и мониторинга использования сети в ОУ и
развитие службы технической и методической
поддержки пользователей Интернета в
общеобразовательных учреждениях.
У нас
проблема
|
На заседании
Межведомственной рабочей группы прозвучал
вопрос от представителя одного из регионов. Как
позже выяснилось, создавшиеся у них трудности
вообще оказались характерными для России.
«У нас проявилась проблема, – сказал
он. – Сейчас, если учащийся хочет выйти в
Интернет, его трафик проходит через Москву.
Ожидание бывает очень длительным. Это приводит к
тому, что затруднен доступ к региональным
образовательным ресурсам. Ребенок не может
попасть даже на сайт школы, расположенной в ста
метрах от его компьютера! А раз в регионе такой
плохой доступ, то под угрозой оказываются
сетевые проекты взаимодействия школ, и не может
быть речи о дистанционном образовании».
Такое серьезное замечание не осталось
без ответа, и полученная информация
обнадеживает: на сегодняшний день уже готов
проект, который позволит локализировать
прохождение трафика. |
Инна АЛЕЙНИКОВА
________________
* Межведомственная
рабочая группа по реализации ПНПО при Совете при
Президенте РФ по реализации приоритетных
национальных проектов и демографической
политике. |