Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2007

ПАРТНЕРСТВО

Сетевое сотрудничество

«Байкальская сеть ЛиГа»

В конце минувшего учебного года по инициативе гимназии № 33 г. Улан-Удэ состоялась первая педагогическая ассамблея гимназий и лицеев Республики Бурятия (РБ). Ее участниками было поддержано предложение о создании сети образовательных учреждений повышенного уровня. В результате девять образовательных учреждений и муниципальное учреждение (МУ) дополнительного образования детей «Городская студия школьного телевидения» 10 мая 2007 года подписали сетевое соглашение о реализации проекта «Байкальская сеть ЛиГа».

Актуальность организации сетевого взаимодействия учреждений повышенного уровня РБ обусловлена основными тенденциями развития российской системы образования на современном этапе. Сегодня статус ОУ определяется не только формальными показателями, но и степенью его активности в новых типах коммуникаций.

В число участников нашего проекта вошли образовательные учреждения, имеющие статус «гимназия» или «общеобразовательный лицей», присвоенный в установленном порядке, обеспечивающий повышенный уровень качественного образования, отвечающий целям развития науки, культуры и человеческого потенциала, реализующий инновационные образовательные программы. Включение МУ дополнительного образования детей «Городской студии школьного телевидения» обусловлено необходимостью информационного сопровождения реализации проекта. Участники сетевого взаимодействия приняли решение объединить имеющиеся в своем распоряжении материальные, организационные и интеллектуальные ресурсы для достижения главной цели – повышения качества гимназического и лицейского образования путем обеспечения полноты и вариативности, предоставляемых образовательных услуг.

Ради реализации цели были определены следующие задачи:

  • оформление стандартов деятельности сети гимназий и лицеев города Улан-Удэ и РБ;

  • разработка сетевых стандартов деятельности учителей и директоров, осуществляющих проект «Байкальская сеть «ЛиГа»;

  • подготовка инфраструктуры для сетевых стандартов гимназий и лицеев г. Улан-Удэ и РБ и их институционализация;

  • организация пространства сетевого взаимодействия, обеспечивающего активную коммуникацию всех участников сети;

  • разработка моделей сетевой экспертизы (в том числе гражданской) показателей результативности качества гимназического и лицейского образования;

  • консолидация усилий гимназий и лицеев РБ для защиты корпоративных интересов.

Создаваемая сеть образовательных учреждений является сетью-кооперацией, основанной на равном положении гимназий и лицеев, многообразии вертикальных и горизонтальных связей («узлов»). Центром сети стала гимназия № 33. Участники сетевого взаимодействия определили три основные оргструктуры: сайт, журнал и корпоративные мероприятия. Их планируется создать до конца 2007 года.

Учитывая то, что в центре сетевого взаимодействия находятся авторские коллективы и события, участники проекта «Байкальская сеть ЛиГа» обозначили в соглашении возможные варианты сетевых мероприятий, которые открыты для всех учащихся, родителей, педагогических коллективов и гражданских сообществ. Учащиеся гимназий и лицеев РБ могут принимать участие в сетевых конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах, детских сетевых проектах, использовать дистанционные образовательные программы, сетевые уроки, тьюторские услуги и т.д. Учителя могут реализовывать сетевые инновационные образовательные программы, подготовленные в процессе совместной деятельности, а также организовывать профессиональные сообщества и проводить курсы переподготовки кадров. Представители попечительских и управляющих советов образовательных учреждений могут сформировать общественную организацию для сети «Байкальская ЛиГа».

Порядок и способы реализации задач проекта определяются на совете представителей участников проекта, которыми являются руководители образовательных учреждений или лица, ими рекомендованные. Решение совета представителей участников проекта считается принятым, если за него проголосовало 2/3 присутствующих на заседании.

Основными направлениями взаимодействия ОУ, входящих в сеть ЛиГа, будут показатели результативности их деятельности и реализации образовательных программ; правовые и экономические методы управления производством и сбытом образовательных услуг, обеспечивающих достижение конкурентных преимуществ результатов (договоры с родителями и учащимися, публичные формы «договаривания», практика общественных отчетов, доступности информации через Интернет); общественно-государственное управление, гражданские институты; экспертиза деятельности педагогического коллектива, результативность образовательных программ; сетевые образовательные программы гимназий и лицеев; повышение квалификации педагогического коллектива, оформление новых педагогических профессий.

В целях более широкого привлечения педагогического состава и общественности в ходе реализации задач проекта могут собираться совещательные органы участников проекта:

  • педагогический и методический советы;

  • управляющий или попечительский советы;

  • расширенные совещания педагогических и управляющих (попечительских) советов.

Этапы разворачивания «Байкальской сети ЛиГа» разработаны в соответствии с техническим заданием школы ИОП «Эврика» и представлены в Таблицах 1–3.

Каковы могут быть основные результаты деятельности сети?

Во-первых, становление сетевого сообщества гимназий и лицеев РБ, сообщества управляющего и попечительского советов гимназий и лицеев, упрощение оформления гражданского управления образованием и вовлечения родителей в процесс образования («Родительская школа»).

Во-вторых, разработка сетевых стандартов деятельности учителей, директоров гимназий (пакет показателей результативности работы учителей; директора, модель публичной отчетности и дистанционной сетевой аттестации).

В-третьих, создание комплекса сетевых образовательных программ и их методического обеспечения для гимназий и лицеев.

В-четвертых, институциональное оформление нового функционала педагогов, работающих в сетевом образовании (например, педагог-навигатор образовательных сетей, сетевой методист, тьютор и т.д.), а также обеспечение базы для подготовки и аттестации таких специалистов.

В-пятых, существенное увеличение возможности удовлетворения образовательных индивидуальных запросов и потребностей школьников в режиме межшкольной коммуникации.

В-шестых, появление возможности интенсификации учебного процесса за счет использования смешанных форм обучения, создания условий для реализации педагогических методов и приемов, направленных на формирование у учащихся критического мышления и повышение мотивации к учебе.

Таблица 1

Этапы разворачивания «Байкальской сети ЛиГа»
Этап целеполагания и моделирования (описание параметров и критериев результативности) 2007 г.

Виды работ

Результат

1.

1.1. Разработка соглашения о реализации проекта «Байкальская сеть ЛиГа».

Сетевое соглашение

1.2. Разработка пакета показателей результативности образовательных программ гимназий и лицеев по этапам и годам обучения.

Пакет показателей

1.3 Ратификация сетевых соглашений о результатах образовательных программ гимназий по этапам обучения, о системе публичной отчетности по результатам образовательных программ (в том числе и дистанционно)

Сетевые соглашения

2.

2.1. Разработка модели сетевой экспертизы результативности образовательных программ гимназий и лицеев.

Модель (регламенты, процедуры, методические материалы)

2.2. Разработка модели публичной отчетности по результатам образовательных программ

Модель (регламенты, процедуры, методические материалы)

3.

3.1. Подписание сетевого соглашения о реализации проекта «Байкальская сеть ЛиГа».

Региональное сетевое соглашение

3.2. Разработка программы повышения квалификации членов управляющих советов, педагогических коллективов.

Программы

3.3 Описание и институализация нового функционала педагогов (педагог-навигатор сети, сетевой тьютор, методист сети, сетевой преподаватель и т.п.)

Программы курсов повышения квалификации, описание функционала

4.

4.1. Включение в разработку моделей в рамках отработки компонентов КПМО РБ

Публикации в СМИ, конференции, семинары

5.

5.1. Создание сайта сети гимназий и лицеев г. Улан-Удэ и РБ.

Сайт сети

5.2. Подготовка и издание вестника сети «Открытие».

Журнал «Открытие»

5.3. Проведение внутрисетевых мероприятий для всех участников образовательного процесса

 

Таблица 2

Этап ресурсного обеспечения деятельности сети 2008 г.

Виды работ

Результат

1.

1.1. Разработка и подписание сетевых соглашений о системе публичной отчетности учителей и директоров сети.

 

Сетевое соглашение

 

1.2. Создание положения об Ассоциации гимназий и лицеев г. Улан-Удэ и РБ

Положение

2.

2.1. Разработка показателей результативности педагогического коллектива гимназий и лицеев.

Модель (регламенты, процедуры, методические материалы)

2.2. Разработка модели публичной отчетности учителей и директоров гимназий и лицеев, позволяющей дистанционно проводить сетевую аттестацию.

Модель (регламенты, процедуры, методические материалы)

2.3. Разработка и реализация программ повышения квалификации педагогических коллективов

Программы повышения квалификации

3.

3.1. Объединение образовательных учреждений сети в Ассоциацию

Учредительные и программные документы

3.2. Создание общественной организации сети из представителей управляющего и педагогического советов.

Программные документы

3.3. Разработка параметров и регламента деятельности гражданского контроля качества (становление гражданских институтов оценки качества образования)

Межгимназические экспертные советы, комиссии

4.

4.1. Включение в разработку моделей в рамках отработки компонентов КПМО РБ

Публикации в СМИ, конференции, семинары

5.

5.1. Развитие сайта сети гимназий и лицеев г. Улан-Удэ и РБ.

Сайт сети

5.2. Публикация вестника сети «Открытие».

Журнал «Открытие»

5.3. Проведение внутрисетевых мероприятий для всех участников образовательного процесса

Материалы мероприятий

 

Таблица 3

Этап экспертизы деятельности и результатов образовательных программ гимназии 2009 г.

Виды работ

Результат

1.

1.1. Становление правового регулирования взаимоотношений с потребителями внутри сети (в том числе правовая защищенность потребителей при получении ОУ инновационного типа)

Пакет договоров

2.

2.1. Проведение экспертизы показателей результативности ОП, учителей, директоров гимназий и лицеев .

Результаты аттестации, сертифицированные специалисты, подписанные соглашения, публикации в СМИ

2.2. Проведение сетевой аттестации ОУ, учителей, директоров на основе публичной отчетности.

Сертификаты

2.3. Введение образовательных сертификатов сети

3.

3.1. Создание Ассоциации Управляющих советов.

Учредительные документы, программные документы

3.2. Разработка параметров и регламента деятельности гражданского контроля качества.

Межгимназические экспертные советы, комиссии

3.3. Подписание соглашения с региональными органами управления о проведении сетевой аттестации.

Соглашения

3.4. Включение в сеть ОУ Китая и Монголии

Соглашения

4.

4.1. Участие в разработке моделей в рамках отработки компонентов КПМО РБ

Публикации в СМИ, конференции, семинары

5.

5.1. Развитие сайта сети гимназий и лицеев г. Улан-Удэ и РБ.

Сайт сети

5.2. Публикация вестника сети «Открытие».

Журнал «Открытие»

5.3. Проведение внутрисетевых мероприятий для всех участников образовательного процесса

Материалы мероприятий

Дарима ХАЛТАЕВА,
директор,
Елена ПЕТРЯЕВА,
замдиректора по НР,
Максим КОЗЛОВ,
член Управляющего совета, Гимназия № 33,
г. Улан-Удэ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Соглашение о реализации проекта «Байкальская сеть «ЛиГа»

Мы, нижеподписавшиеся, именуемые вместе «Участники проекта», а в отдельности «Участник проекта», Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 33» г. Улан-Удэ, в лице директора Халтаевой Даримы Константиновны, действующего на основании Устава; Муниципальное образовательное учреждение «Музыкально-гуманитарный лицей» г. Улан-Удэ, в лице директора Грешиловой Светланы Борисовны, действующего на основании Устава; Муниципальное образовательное учреждение «Курумканский лицей» Курумканского района Республики Бурятия, в лице директора Хамархановой Тамары Шагжиевны, действующего на основании Устава; Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 29», в лице директора Сультимовой Жаргал Будажаповны, действующего на основании Устава; Муниципальное общеобразовательное учреждение «Каменский лицей» Кабанского района Республики Бурятия, в лице директора Каблуковой Надежды Александровны, действующего на основании Устава; Муниципальное образовательное учреждение «Российская гимназия № 59», в лице директора Миронова Евгения Михайловича, действующего на основании Устава; Муниципальное образовательное учреждение «Лингвистическая гимназия № 3», в лице директора Шарханова Владимира Савельевича, действующего на основании Устава; Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 14», в лице директора Халтагарова Дмитрия Фомича, действующего на основании Устава, имеющие статус «гимназия» или «общеобразовательный лицей», присвоенный в установленном порядке, обеспечивающие повышенный уровень качественного образования, который отвечает целям развития науки, культуры и человеческого потенциала, реализующие инновационные образовательные программы, и Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Городская студия школьного телевидения», в лице директора Богданова Прокопия Константиновича, действующего на основании Устава, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

1. Участники проекта на условиях настоящего Соглашения решили создать сеть гимназий и лицеев города Улан-Удэ и Республики Бурятия, объединив имеющиеся в своем распоряжении материальные, организационные и интеллектуальные ресурсы для достижения главной цели проекта, указанной в пункте 2 настоящего Соглашения.

2. Проект «Байкальская сеть «ЛиГа» направлен на повышение качества гимназического и лицейского образования путем обеспечения полноты и вариативности предоставляемых образовательных услуг сетью Участников проекта.

3. Задачи, реализуемые Участниками проекта, ради достижения цели проекта:

3.1. Оформление стандартов деятельности сети гимназий и лицеев города Улан-Удэ и Республики Бурятия.

3.2. Разработка сетевых стандартов деятельности учителей и директоров, реализующих проект «Байкальская сеть «ЛиГа».

3.3. Подготовка инфраструктуры для сетевых стандартов гимназий и лицеев г. Улан-Удэ и Республики Бурятия и их институционализация.

3.4. Организация пространства сетевого взаимодействия, обеспечивающего активную коммуникацию всех участников сети.

3.5. Разработка моделей сетевой экспертизы (в том числе гражданской) показателей результативности качества гимназического и лицейского образования.

3.6. Консолидация усилий гимназий и лицеев Республики Бурятия для защиты корпоративных интересов.

4. Участие в проекте осуществляется посредством:

4.1 Участия в сетевых событиях, которые открыты для всех учащихся, родителей, педагогических коллективов, гражданских сообществ.

4.2. Учащиеся гимназий и лицеев – Участники проекта – могут принимать участие в сетевых конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах, детских сетевых проектах, использовать дистанционные образовательные программы, сетевые уроки, тьюторские услуги и т.д.

4.3. Учителя могут реализовывать сетевые инновационные образовательные программы, подготовленные в процессе совместной деятельности, а также организовывать профессиональные сообщества и проводить курсы переподготовки педагогов.

4.4. Представители попечительских и управляющих советов образовательных учреждений могут сформировать общественную организацию для сети «ЛиГа».

5. Порядок и способы реализации задач проекта определяются на совете представителей участников проекта.

6. Под представителем участника проекта понимается руководитель образовательного учреждения, или лицо, уполномоченное этим руководителем представлять участника проекта.

7. Решение совета представителей участников проекта считается принятым, если за него проголосовало 2/3 представителей участников проекта, участвующих в заседании совета.

8. В целях более широкого привлечения педагогического состава и общественности в ходе реализации задач проекта по решению совета могут собираться совещательные органы участников проекта:

  • совещание педагогических и методических советов;

  • совещание управляющих или попечительских советов;

  • расширенные совещания педагогических и управляющих (попечительских) советов.

9. Порядок организации и проведения совещательных органов проекта и самого совета представителей определяется на совете представителей участников проекта.

10. Порядок принятия новых участников проекта и исключения из сети.

10.1. Образовательное учреждение, имеющее статус «гимназия» или «общеобразовательный лицей», присвоенный в установленном порядке, которое желает присоединиться к участию в Проекте (далее – претендент), может стать участником проекта по решению совета представителей участников проекта.

10.2. Претендент становится участником проекта с момента внесения изменений в настоящее Соглашение, в порядке, установленном пунктом 11.2. настоящего Соглашения.

10.3. Исключение участника проекта производится по желанию и по решению совета представителей участников проекта.

11. Изменение настоящего Соглашения.

11.1. В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения путем составления документа, выражающего содержание изменений и подписанного всеми участниками проекта.

11.2. Если изменение настоящего Соглашения связано с принятием нового участника проекта, основанием для изменения настоящего Соглашения является протокол заседания совета представителей участников проекта.

12. Хранение настоящего Соглашения.

12.1. Настоящее Соглашение, подписанное всеми участниками проекта, остается на хранении у муниципального образовательного учреждения Гимназия № 33 города Улан-Удэ (далее – хранитель).

12.2. Все изменения настоящего Соглашения хранятся вместе с настоящим Соглашением.

12.3. По просьбе участников проекта им могут выдаваться заверенные хранителем копии настоящего Соглашения.

Подписи участников проекта

Рейтинг@Mail.ru