Питание в ОУ
Будет горячо!
Буфетная продукция не должна
заменять свежесваренную кашу
В соответствии с законодательством в
области образования, в частности с Законом «Об
образовании», организация питания в школах
возлагается на сами ОУ. Сегодня, после длительной
работы, появились предложения практического
характера по ее усовершенствованию. «Мы
понимаем, что в одночасье эту проблему нам по
всей стране не решить. Но мы также понимаем, что
нужно двигаться и достаточно быстро», – считает
министр образования и науки Андрей Фурсенко. Так
к чему же готовиться общеобразовательным
учреждениям?
Статья опубликована при поддержке официального сайта детского питания Abbott в России. Однако на портале abbottmama.ru Вы найдете не только полную информацию о линейке продуктов Abbott, но и интересные и полезные статьи на темы, касающиеся особенностей питания детей, начиная с рождения, советы по выбору молочных смесей и дополнительного прикорма, заметки о вкусной и здоровой пище для мам и малышей, обзоры возможных проблем, неизбежно возникающих у любых родителей в процессе развития самых маленьких, но самых важных членов семьи, а также рассказы о секретах воспитания подрастающих сорванцов. Тем, кто готовится стать родителями, наверняка будет интересно узнать о том, возможно ли спланировать пол будущего ребенка, о том, как вести календарь беременности и зачем он нужен, о распорядке дня будущей мамы и о том, как подготовиться к родам, чтобы все прошло благополучно.
Как показывают результаты
мониторинга, проведенного в 59 регионах России,
около 10% общеобразовательных учреждений не имеют
пищеблоков. Технологическое и холодильное
оборудование обновляется крайне медленно, его
износ достигает 80%, что не позволяет в полной мере
соблюдать требования санитарно-гигиенического и
эпидемиологического режима.
Охват горячим питанием
(завтраками) в среднем по России составляет среди
учащихся 1–4-х классов – 83%; 5–9-х классов – 61%;
10–11-х классов – 55%.
В ряде регионов горячими
завтраками обеспечено от 90 до 100% учащихся. Вместе
с тем в Калужской, Костромской, Сахалинской
областях, Карачаево-Черкесской Республике и ряде
других регионов от 30 до 40% обучающихся не
получают питания в школе.
Пищевая ценность завтраков и обедов в
большинстве образовательных учреждений не
соответствует возрастным физиологическим
потребностям детей и подростков в пищевых
веществах и энергии, принципам рационального,
сбалансированного, здорового питания.
В ряде регионов (Тульская область,
Алтайский край, Республика Бурятия и др.)
отмечается тревожная тенденция к замене
горячего питания буфетной продукцией.
Низкий уровень материального достатка
многих семей не позволяет родителям создать
полноценный рацион в домашних условиях и
оплачивать его в образовательных учреждениях. В
связи с этим в большинстве регионов
осуществляются дополнительные выплаты
отдельным категориям обучающихся.
Финансирование из региональных и местных
бюджетов на эти цели составляют от 1,5 до 33 рублей
на одного ребенка в день, а в целом по стране их
получают от 30 до 55% от общей численности
обучающихся. Согласно результатам исследований
НИИ питания Российской академии медицинских
наук, как правило, это не обеспечивает
качественное сбалансированное питание
школьников, структура которого характеризуется
сниженным потреблением наиболее ценных в
биологическом отношении пищевых продуктов,
дефицитом полиненасыщенных жирных кислот,
витаминов, минеральных веществ и микроэлементов.
Это является важной причиной таких нарушений,
как задержка роста, анемия, кариес, остеопороз,
болезни желудочно-кишечного тракта.
Результаты широкого
эпидемиологического мониторинга состояния
здоровья школьников позволяют сделать вывод о
том, что сегодня две трети детей в возрасте 14 лет
имеют хронические заболевания, до 80% выпускников
школ из-за этого получают ограничения в выборе
профессии. Здоровье и уровень физического
развития свыше 40% допризывников не соответствуют
требованиям, предъявляемым армейской службой. По
данным Центральной военно-врачебной комиссии
Минобороны России, при выдаче приписного
свидетельства ежегодно освобождаются от военной
службы по состоянию здоровья из-за
недостаточного питания свыше 90 тысяч 17-летних
юношей.
По мнению директора Департамента
молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки Алины Левитской,
«очевидно, что в большей части субъектов
Российской Федерации обеспечение школьников
полноценным питанием нуждается в радикальных
изменениях и должно рассматриваться как
стратегическое направление в деятельности
правительства».
Решение вопросов совершенствования
школьного питания связано с внедрением в эту
сферу современных технологий производства
пищевых продуктов в пароконвектоматах, их
интенсивного охлаждения и транспортировки в
гастроемкостях и раздачи непосредственно в
школе. Модернизация системы питания на основе
этих технологий сейчас наиболее успешно
осуществляется в Москве, Ярославской области и
Республике Татарстан.
Словарь
«УШ»
|
Пароконвектомат
Самый популярный в настоящее время,
автоматизированный, многофункциональный
аппарат, использующийся на предприятиях
общественного питания для жарки, тушения,
запекания, припускания, размораживания и
разогрева охлажденной продукции, варки на пару
различных продуктов. Пароконвектоматы просты и
удобны в эксплуатации, позволяют достичь высокой
производительности при относительно малых
габаритах. Пароконвектомат по праву можно
назвать сердцем профессиональной кухни: он один
способен заменить сразу несколько видов
технологического оборудования. Также его
особенностью является способность сохранять
практически все полезные вещества
приготовляемого продукта.
Гастроемкость
Служит для подогрева и кратковременного
хранения блюд или продуктов. Использование
гастроемкостей позволяет значительно
рационализировать рабочие процессы
транспортировки пищи. |
В масштабах всей России
подобная работа запланирована в рамках
приоритетного нацпроекта «Образование» в части
реализации комплексных проектов модернизации
образования. В критерии отбора субъектов
Российской Федерации, внедряющих указанные
проекты, включен такой показатель: доля
школьников (в процентах), обучающихся в тех
общеобразовательных учреждениях, которые
отвечают всем требованиям Cанитарных правил и
норм, в том числе в части организации питания в
школах. Органы управления образованием 21-го
российского субъекта, прошедшие отбор, в том
числе по указанному критерию, часть средств
должны направить на модернизацию системы
школьного питания и обеспечение стопроцентного
охвата горячим питанием всех детей в
общеобразовательных учреждениях.
В последующие, 2008–2009 годы именно этот
критерий – совершенствование системы питания в
общеобразовательных учреждениях – должен стать
одним из важнейших показателей всей работы по
модернизации системы образования в субъектах
Российской Федерации.
Во исполнение протокольного решения
заседания президиума Совета при Президенте
Российской Федерации № 18 от 24 апреля 2007 года нами
предложено осуществить в 2007–2008 годах на
конкурсной основе экспериментальные проекты
организации питания в общеобразовательных
учреждениях не менее чем в семи федеральных
округах».
По данным мониторинга к настоящему
времени в общеобразовательных учреждениях
сложились следующие основные модели организации
питания:
самостоятельная, на школьном
пищеблоке (от 59% общеобразовательных учреждений
в Красноярском крае до 80,9% в Новосибирской
области);
совместно с комбинатами питания на
школьном пищеблоке (от 1% в Новосибирской области
до 35% – в Краснодарском крае);
совместно со школьно-базовыми
столовыми (в среднем около 16% процентов);
как на школьных пищеблоках, так и на
пищеблоках предприятий общественного питания на
основе договоров с предприятиями общепита (в
среднем около 11% общеобразовательных
учреждений).
Разрабатывая в соответствии с уже
упоминавшимся протокольным решением № 18
конкурсную документацию, предложено определить
основные критерии конкурсного отбора субъектов
Российской Федерации, которые внедряют
экспериментальные проекты организации питания
в общеобразовательных учреждениях:
а) наличие региональной
(муниципальной) программы по совершенствованию
системы питания в общеобразовательных
учреждениях, в том числе в части переоснащения
школьно-базовых столовых и школьных пищеблоков
на основе современных технологий производства и
транспортировки пищевых продуктов;
б) наличие региональной
(муниципальной) нормативной правовой базы,
регламентирующей вопросы финансирования
школьного питания, а также компенсационных
выплат на питание отдельным категориям
обучающихся, воспитанников;
в) повышение эффективности
расходования бюджетных средств за счет
привлечения на условиях софинансирования
возможностей коммерческих структур и
общественных организаций;
г) соблюдение
Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов в части обязательной организации
горячих завтраков не менее чем для 70% обучающихся
и двухразового горячего питания для всех детей
групп продленного дня;
д) повышение доступности и качества
питания за счет внедрения современных
технологий производства и транспортировки
пищевых продуктов.
Документ
|
Основным
документом, определяющим федеральные требования
к организации и режиму питания в школе, работе
школьных пищеблоков, в настоящее время являются
Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы (СанПиН 2.4.2.1178-02 от 25 ноября 2002 г.). В
соответствии с ними в общеобразовательном
учреждении должны быть организованы горячие
завтраки для всех обучающихся и двухразовое
горячее питание для детей групп продленного дня. |
Конкурс, по мнению Алины
Левитской, должен проводиться Министерством
образования и науки.
В рамках этого проекта
предполагается разработать рекомендации:
– по анализу показателей
социально-экономического развития региона,
моделей и форм организации питания обучающихся,
воспитанников в общеобразовательных
учреждениях, бюджетных расходов на организацию
школьного питания, включая расходы на
переоснащение школьных пищеблоков, выплаты из
региональных и местных бюджетов на дотации на
питание отдельным категориям детей и
предложения по их совершенствованию в
соответствии с критерием
«качество/доступность»;
– по составлению проектно-сметной
документации, посвященной реорганизации
школьного питания на основе современных
технологий производства и транспортировки
пищевых продуктов, финансово-экономическое
обоснование реорганизации системы школьного
питания по выбранной модели;
– по совершенствованию
нормативно-правовой базы региона в соответствии
с реализуемым подходом в организации питания;
– по модернизации школьных
пищеблоков и других объектов инфраструктуры
школьного питания, транспортной системы в
соответствии с требованиями современных
технологий и индустриальных подходов к
организации питания школьников;
– по подготовке и переподготовке
персонала к организации питания в соответствии с
современными требованиями;
– по оценке
социально-экономических последствий
реорганизации этой системы.
Это
вызывает протест
|
Пользу молока
никто не умаляет. Но и предложение по реализации
в школах программы «Школьное молоко»
безоговорочно не поддержано, так как этот
продукт подходит далеко не всем детям.
Естественно, молоко останется одним из
компонентов в школьном питании, но «Школьное
молоко», вынесенное в отдельную проблему,
выглядит вырванным из контекста. |
Реализация такого подхода
позволит на практике детально проработать
организационно-управленческие,
финансово-экономические, нормативные правовые и
кадровые аспекты всех возможных моделей
реорганизации.
«Предварительный анализ показал
заинтересованность и потенциальную готовность
участия бизнес-структур в осуществлении
подобных проектов на принципах
государственно-частного партнерства», –
сообщает Левитская.
Реорганизация системы питания на
основе современных технологий производства и
транспортировки пищевых продуктов потребует
также реализации проекта по разработке
специального технического регламента «О
безопасности питания в общеобразовательных
учреждениях».
В числе других мер по изменению
школьного питания необходимо:
– обновить и утвердить перечень
продуктов, рекомендованных к использованию в
детском рационе, среднесуточные продуктовые
наборы для школьников 7–11 и 11–18 лет и типовые
меню;
– разработать и обеспечить реализацию
мер по пропаганде здорового питания учащихся,
включая разработку рекомендаций по введению в
региональный и школьный компонент БУПа
общеобразовательных учреждений
интегрированного курса «Правильное питание» в
рамках предметов «Окружающий мир»,
«Природоведение», «Биология», «Основы
безопасности жизнедеятельности»; а также
многоуровневой образовательной программы в
области здорового питания для системы повышения
квалификации педагогов, классных руководителей,
обучающихся и их родителей.
Необходимость совершенствования
системы школьного питания потребует от органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации анализа состояния
материально-технической базы школьных
пищеблоков на предмет соответствия
санитарно-гигиеническим требованиям; принятия
программ совершенствования организации питания
в общеобразовательных учреждениях на 2008–2010 гг. и
их финансового обеспечения в рамках бюджетов с
учетом установленных требований и нормативов.
Комментарий
|
Решение все равно
примет школа
Под свой контроль модернизацию
системы школьного питания берет Совет при
Президенте РФ по реализации приоритетных
нацпроектов и демографической политике.
Возглавит эту работу начальник экспертного
управления Администрации президента РФ Аркадий
ДВОРКОВИЧ:
– Интерес у нас один и очень простой:
дети должны получать в школах здоровое питание.
Причем не одни ученики младших классов и
малообеспеченные, а сто процентов школьников.
Сейчас нет ресурсов на федеральном
уровне для решения этой проблемы по всей стране.
Поэтому мы хотели бы сделать акцент на
разработке моделей организации школьного
питания. Пройдет открытый конкурс. В комиссии
войдут представители разных органов власти и
общественных объединений, с тем чтобы обеспечить
должный контроль за проведением конкурса,
подведением итогов и дальнейшей реализацией
проектов.
С учетом недостатка ресурсов для всей
страны, с нашей точки зрения, необходимо четко
разделить ответственность. Известно, что
организация школьного питания лежит на школах.
Поэтому, что бы мы тут ни предложили, все равно
решение будет принимать образовательное
учреждение. И изначального посыла навязывать
школам ту или иную модель организации питания
нет. Например, если ОУ готово готовить завтраки и
обеды у себя (у него есть оборудование или
средства его закупить, работает
квалифицированный персонал, и все отвечает
правилам и нормам), то никто не будет навязывать
школе питание с комбината.
Финансирование переоборудования
школьных пунктов питания могла бы на себя взять
Российская Федерация. Подсчитано, сколько денег
для этого необходимо на стандартную школу. По
оценкам имеющихся в федеральном бюджете средств,
их хватит для переоборудования столовых,
рассчитанных примерно на 350 тысяч школьников по
стране (может выйти и больше, если интерес
проявят поставщики оборудования). Чтобы эту
цифру представить себе наглядно, нарисуйте в
воображении семь городов с населением по 500 тысяч
человек, из которых примерно 53 тысячи – учащиеся
школ.
Было бы иллюзией считать
строительство комбинатов школьного питания
исключительно социальным вопросом. Сейчас это
хорошо построенный и отработанный бизнес, на
котором многие хорошо зарабатывают во всех
регионах РФ.
Кстати, процесс можно оптимизировать, если
строить комбинаты (либо использовать любые
другие модели организации школьного питания) не
только для школьников, но и всего городского
пространства, в котором есть начальные и средние
профессионально-технические учреждения, вузы,
крупные заводы… Всем им в том или ином виде
требуется питание для массового обслуживания
работников. Тогда стоимость школьного питания
может значительно снизиться. Но гарантию этой
цены и реализацию таких проектов должен взять на
себя регион. |
Инна АЛЕЙНИКОВА
|