Тенденции
Немецкие учителя проводят в дороге до
трех часов в день
На состоявшейся в ГУ-ВШЭ VIII
международной научной конференции
«Модернизация экономики и общественное
развитие» выступил с докладом профессор Эмиль
Маркварт (Германия), один из руководителей
немецкого консалтингового общества OST-EURO. С 1992
года профессор Маркварт консультирует
российские федеральные и региональные органы
государственной власти, местного самоуправления
по вопросам права, управления, развития малого
бизнеса. Он знает, как и чем живут маленькие
российские города. Мы спросили его: что общего
между современной российской и немецкой
школой? «Могу рассказать, – охотно согласился он,
– на примере моего родного городка».
– В современной Германии существует
несколько интересных, на мой взгляд, социальных
тенденций, – рассказывает профессор Эмиль
Маркварт. – Прежде всего, Германия – типичный
пример западноевропейской страны. С момента
объединения здесь живет около 82 миллионов
человек, и ежегодного прироста населения нет.
Иными словами, рождаемость невысокая. 85–88%
страны – городское население, но, в отличие от
России, оно более сбалансировано: отсутствуют
мегаполисы.
В пяти крупных городах, с населением от
500 тысяч до двух миллионов человек, проживает
четверть немцев. Все остальные – в маленьких и
мельчайших городках, с населением по две–три
тысячи человек. Не удивляйтесь: по немецкой
традиции всякий торговый посад считался городом.
– Но, наверное, жители небольших
городов и поселков все-таки стремятся
обосноваться в Берлине?
– В Германии не существует этой
российской проблемы: массового притока в крупные
города из более мелких. Дело в том, что высшие
органы власти не сконцентрированы в столице. Они
расположены в самых разных, порой очень
маленьких, городах. Не бывает такого, чтобы две
различные судебные инстанции находились бы в
одном городе.
Берлин как столица пока еще только
набирает свою административную мощь. Когда мне
приходится организовывать поездки российских
коллег в Германию, они удивляются, что то или иное
министерство или ведомство может находиться в
городке, где живут всего 10 тысяч человек. Такой
отказ от централизации в Германии считается
нормальным. Эксперты уверены, что он
положительно влияет на сбалансированность
населения.
В России наблюдается другая тенденция
(нечто похожее сегодня началось в Москве и
Санкт-Петербурге): отток людей из крупных городов
в небольшие. На периферию устремляются люди,
которые не хотят или не могут позволить себе жить
в мегаполисе. Они продают свое жилье и переезжают
в маленький городок. В Германии такое
переселение происходит безболезненно. Ведь в
нашей стране везде одинаково развитая
инфраструктура: дороги, транспорт, обслуживание.
Хорошим примером может служить
городок, где я сейчас живу. Он находится на
границе земли Северная Рейн-Вестфалия. У нас 30
тысяч жителей, приехавших из разных мест
Германии. Когда-то здесь была сосредоточена
значительная часть германского сталелитейного
производства и, конечно, угольная
промышленность. Потом выработка угля
прекратилась, и появились опасения, что
шахтенные моногорода умрут. Но за 10 лет при
финансовом участии Евросоюза, городок полностью
изменил свое лицо. Было увлекательно наблюдать
за тем, как на моих глазах он превращался в город
малого и среднего бизнеса и компьютерных
технологий.
– Сколько школ в этом обновленном
городке?
– Четыре начальные школы, три
основные, одна реальная и одна гимназия. Три
школы представляют собой единый комплекс:
основная школа, реальная и гимназия. Они
находятся вблизи друг от друга, но у каждой есть
свое здание. Поэтому дети не перемешиваются.
Северная Рейн-Вестфалия – одна из немногих
немецких земель, где есть так называемые «общие
школы»: в них интегрирована гимназия, реальная и
основная школы. Дети, обучающиеся в «общей
школе», в зависимости от их успеваемости, могут
переходить из одного класса в другой и получать
различное образование. Это дает учащимся
возможность легче перейти в другой класс, если
они не справляются с нагрузкой более высокой
ступени.
– В России модель такой школы часто
подвергается критике. Говорят, что деление на
классы «для продвинутых» и «для простых»
пробуждает чувство ущемленности у детей…
– В Германии есть разные точки зрения
на такой тип школы – и положительные, и
отрицательные. В подавляющем большинстве
субъектов идет четкое разделение – реальная
школа, гимназия, основная школа. Но каждый
субъект, если захочет, может открыть на своей
территории «общую школу». Это его право. У нас
проект «общей школы» реализуется около двадцати
лет и, насколько я знаю, ничего меняться не будет.
А что касается чувства ущемленности… Когда
ребенка переводят из гимназии в обычную школу
потому, что он не справляется с программой, в
маленьком городке об этом узнают сразу. Более
того, информация о том «откуда» его перевели и
«за что» разносится моментально. Так что, не
лучше ли учиться в большой школе, со сложившимся
коллективом, где дети и учителя знают друг друга
в течение многих лет, и любая перемена происходит
менее болезненно?
– В небольших городах России сейчас
реализуется модель социокультурного комплекса.
Но в Германии, насколько мне известно, это
делается давно?
– Безусловно. В школах моего городка
действуют вечерние курсы для взрослых по разным
направлениям, кружки, бассейн, который
обслуживает школу, но является центральным в
городе. Обучение – в одну смену. Школьное здание
должно быть полностью свободно для других целей
не позднее шестнадцати часов. Но главный принцип:
вся эта инфраструктура не должна подменять
функций школы. Культурные ресурсы интегрируются
в образовательную среду.
– В современной Германии взрослые
охотно ходят учиться в школу, охотно
переселяются в маленькие города. Но одобряют ли
их решение дети?
– Школьники в возрасте 15–16 лет уже
прекрасно понимают, что вряд ли будут
заканчивать высшее учебное заведение в том
городе, где они родились и живут. И совсем
маловероятно, что они там получат работу. Уже в
школе они готовы свободно перемещаться в радиусе
до 100 километров от своего родного городка, не
покидая его. Хотя более традиционно отъезжать не
более чем на 50–60 километров. Это относится и
к учителям, которые могут проводить в дороге до
двух–трех часов в день (в зависимости от
способа передвижения). Ведь детей в школах уже
мало, а трудоустроиться нужно всем. Немецкие
педагоги понимают, что вряд ли смогут найти
интересную работу вблизи от дома. Так, к
сожалению, уже не бывает. Но у жителей Германии
есть объективные предпосылки для мобильности, и
они психологически готовятся к ней со школьного
возраста.
Подготовила Светлана КИРИЛЛОВА
|