Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2007

EDUCATION

Тенденции

Немецкие учителя проводят в дороге до трех часов в день

На состоявшейся в ГУ-ВШЭ VIII международной научной конференции «Модернизация экономики и общественное развитие» выступил с докладом профессор Эмиль Маркварт (Германия), один из руководителей немецкого консалтингового общества OST-EURO. С 1992 года профессор Маркварт консультирует российские федеральные и региональные органы государственной власти, местного самоуправления по вопросам права, управления, развития малого бизнеса. Он знает, как и чем живут маленькие российские города. Мы спросили его: что общего между современной российской  и немецкой школой? «Могу рассказать, – охотно согласился он, – на примере моего родного городка».

– В современной Германии существует несколько интересных, на мой взгляд, социальных тенденций, – рассказывает профессор Эмиль Маркварт. – Прежде всего, Германия – типичный пример западноевропейской страны. С момента объединения здесь живет около 82 миллионов человек, и ежегодного прироста населения нет. Иными словами, рождаемость невысокая. 85–88% страны – городское население, но, в отличие от России, оно более сбалансировано: отсутствуют мегаполисы.

В пяти крупных городах, с населением от 500 тысяч до двух миллионов человек, проживает четверть немцев. Все остальные – в маленьких и мельчайших городках, с населением по две–три тысячи человек. Не удивляйтесь: по немецкой традиции всякий торговый посад считался городом.

– Но, наверное, жители небольших городов и поселков все-таки стремятся обосноваться в Берлине?

– В Германии не существует этой российской проблемы: массового притока в крупные города из более мелких. Дело в том, что высшие органы власти не сконцентрированы в столице. Они расположены в самых разных, порой очень маленьких, городах. Не бывает такого, чтобы две различные судебные инстанции находились бы в одном городе.

Берлин как столица пока еще только набирает свою административную мощь. Когда мне приходится организовывать поездки российских коллег в Германию, они удивляются, что то или иное министерство или ведомство может находиться в городке, где живут всего 10 тысяч человек. Такой отказ от централизации в Германии считается нормальным. Эксперты уверены, что он положительно влияет на сбалансированность населения.

В России наблюдается другая тенденция (нечто похожее сегодня началось в Москве и Санкт-Петербурге): отток людей из крупных городов в небольшие. На периферию устремляются люди, которые не хотят или не могут позволить себе жить в мегаполисе. Они продают свое жилье и переезжают в маленький городок. В Германии такое переселение происходит безболезненно. Ведь в нашей стране везде одинаково развитая инфраструктура: дороги, транспорт, обслуживание.

Хорошим примером может служить городок, где я сейчас живу. Он находится на границе земли Северная Рейн-Вестфалия. У нас 30 тысяч жителей, приехавших из разных мест Германии. Когда-то здесь была сосредоточена значительная часть германского сталелитейного производства и, конечно, угольная промышленность. Потом выработка угля прекратилась, и появились опасения, что шахтенные моногорода умрут. Но за 10 лет при финансовом участии Евросоюза, городок полностью изменил свое лицо. Было увлекательно наблюдать за тем, как на моих глазах он превращался в город малого и среднего бизнеса и компьютерных технологий.

– Сколько школ в этом обновленном городке?

– Четыре начальные школы, три основные, одна реальная и одна гимназия. Три школы представляют собой единый комплекс: основная школа, реальная и гимназия. Они находятся вблизи друг от друга, но у каждой есть свое здание. Поэтому дети не перемешиваются. Северная Рейн-Вестфалия – одна из немногих немецких земель, где есть так называемые «общие школы»: в них интегрирована гимназия, реальная и основная школы. Дети, обучающиеся в «общей школе», в зависимости от их успеваемости, могут переходить из одного класса в другой и получать различное образование. Это дает учащимся возможность легче перейти в другой класс, если они не справляются с нагрузкой более высокой ступени.

– В России модель такой школы часто подвергается критике. Говорят, что деление на классы «для продвинутых» и «для простых» пробуждает чувство ущемленности у детей…

– В Германии есть разные точки зрения на такой тип школы – и положительные, и отрицательные. В подавляющем большинстве субъектов идет четкое разделение – реальная школа, гимназия, основная школа. Но каждый субъект, если захочет, может открыть на своей территории «общую школу». Это его право. У нас проект «общей школы» реализуется около двадцати лет и, насколько я знаю, ничего меняться не будет. А что касается чувства ущемленности… Когда ребенка переводят из гимназии в обычную школу потому, что он не справляется с программой, в маленьком городке об этом узнают сразу. Более того, информация о том «откуда» его перевели и «за что» разносится моментально. Так что, не лучше ли учиться в большой школе, со сложившимся коллективом, где дети и учителя знают друг друга в течение многих лет, и любая перемена происходит менее болезненно?

– В небольших городах России сейчас реализуется модель социокультурного комплекса. Но в Германии, насколько мне известно, это делается давно?

– Безусловно. В школах моего городка действуют вечерние курсы для взрослых по разным направлениям, кружки, бассейн, который обслуживает школу, но является центральным в городе. Обучение – в одну смену. Школьное здание должно быть полностью свободно для других целей не позднее шестнадцати часов. Но главный принцип: вся эта инфраструктура не должна подменять функций школы. Культурные ресурсы интегрируются в образовательную среду.

– В современной Германии взрослые охотно ходят учиться в школу, охотно переселяются в маленькие города. Но одобряют ли их решение дети?

– Школьники в возрасте 1516 лет уже прекрасно понимают, что вряд ли будут заканчивать высшее учебное заведение в том городе, где они родились и живут. И совсем маловероятно, что они там получат работу. Уже в школе они готовы свободно перемещаться в радиусе до 100 километров от своего родного городка, не покидая его. Хотя более традиционно отъезжать не более чем на 5060 километров. Это относится и к учителям, которые могут проводить в дороге до двухтрех часов в день (в зависимости от способа передвижения). Ведь детей в школах уже мало, а трудоустроиться нужно всем. Немецкие педагоги понимают, что вряд ли смогут найти интересную работу вблизи от дома. Так, к сожалению, уже не бывает. Но у жителей Германии есть объективные предпосылки для мобильности, и они психологически готовятся к ней со школьного возраста.

Подготовила Светлана КИРИЛЛОВА

Рейтинг@Mail.ru